Файл: Терапия и коррекция расстройств психосоматического спектра у детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 360

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Родители позже имеют возможность заказать данную игру, чтобы продолжить заниматься с ней дома. В завершение все участники вместе с родителями пьют чай, обсуждают занятие, делятся своими пожеланиями о будущих занятиях.

Вторая встреча. Разминка - упражнение «Воробьи и вороны». Участники встают в 2 шеренги друг напротив друга на расстоянии одного большого шага. Одна шеренга - команда «вороны», другая - «воробьи». Ведущий выкрикивает название одной из команд, задача которой нападать - осалить любого участника команды противника, сделав шаг вперед. Другая команда должна в это время отступать, сделав большой шаг назад. Бегать по «полю» не разрешается. Осаленные «птицы», а также те, которые ошиблись и стали шагать не в ту сторону - «выбывают» из игры - выходят из своей шеренги и превращаются в дополнительных судей на время данной игры. Эта игра - командная. Выигрывает команда, противники которой все до одного выбыли из игры. Проводится игра «Лепешка» по базовым правилам (см. ниже).

Третья встреча. Разминка - упражнение «Воробьи и вороны», которое после удачной победы одной из команд превращается в упражнение «Вороны и воробьи». Задача команд - отойти от ставших привычными стереотипов и реагировать по-новому на привычную команду ведущего. Затем упражнение превращается в «Вороны и вороны». Напряжение в игре возрастает - дети должны слышать уже более тонкие различия в названии команд и так же быстро реагировать. Через некоторое время команды вновь меняются именами. В игру «Лепешка» вводятся дополнительные правила, касающиеся превращения в «людей» и попадания на «небо людей». Теперь участник игры имеет возможность
выиграть, если кто-то по просьбе этого участника превратит его фигурку животного в фигурку человека, а также, если он сумеет раньше других попасть на «небо людей».

Четвертая встреча. Разминка - упражнение, заимствование из телесно- ориентированной терапии, позволяющее участникам посмотреть с глаза друг другу, почувствовать себя устойчивым, гибким и сильным. В упражнении есть возможность проявить ловкость и хитрость, и благодаря быстрой реакции победить противника, превосходящего по силе. Все участники делятся на пары. Исходное положение детей в одной паре - встать правыми боками друг к другу, сцепить правые руки на уровне груди, ноги поставить чуть шире плеч, по одной линии, внешние стороны стоп правых ног соприкасаются, колени чуть согнуты. По команде психолога дети начинают правыми руками сталкивать друг друга с места, стараясь при этом самим устоять на месте, не сдвигая ног. Проигрывает тот, кто не устоит на одном месте и сделает шаг в сторону первым. Через некоторое время участники могут повернуться левыми боками. Игра «Анархия», одна из модификаций «Лепешки». На этом занятии участники имеют возможность сами предложить новые правила игры, добавить какие-то правила, договориться друг с другом, что происходит с их игровыми фишками, если они попадают в определенные проблемные ситуации.

Пятая встреча. 5-8 встреча характеризуется, как правило, тем, что фаза конфронтации и соперничества уже прошла и группа работает довольно слаженно - предлагаются новые игры, дополняются или усложняются существующие правила, иногда участники предлагают дарить какие-то призы или награды победителям, которые принесут сами участники. На этих

встречах участники уже познакомились, узнали особенности и привычки друг друга. В качестве разминки предлагается упражнение «Зоопарк». Психолог приносит пачку карточек с изображениями разных животных (которые живут дома, водятся в лесу, которых можно встретить в зоопарке и т.д.). Дети отворачиваются и им на спину крепятся карточки (обычно для первой игры самые простые - кошка, собака, тигр, волк). Задача каждого - отгадать, какое животное изображено у него на карточке. Угадывающий человек задает вопросы, отвечать на которые команде разрешается только «да» или «нет». При этом участникам предлагается идентифицироваться с данным животным. («Представь, что ты превратился в это животное сам. Спроси других участников, как ты выглядишь, что любишь есть, кого из животных боишься и т.д.») Вопросы должны быть закрытые и могут касаться внешнего вида животных, их характера, повадок, места обитания и т.п. Когда все отгадают «своего» животного, участникам предлагается выбрать какое-то животное для каждого из участников. Договариваться они должны жестами, не называя выбранное животное, за спиной у водящего.

Игра - «Хаос» (см. правила ниже). Желательно игру «Хаос» подготовить на самом занятии. Для этого психологу надо принести картон для игрового поля (можно заранее расчертить его на квадраты), а также цветную бумагу, ножницы и клей для всех участников. Игра, изготовленная на занятии самими участниками, оказывается более значимой и интересной для детей (как бы «своей»). Во время чаепития предлагается сделать игру «Хаос» дома и поиграть в нее с родителями и друзьями.

Шестая встреча. Разминка «Зоопарк», но детям предлагается нарисовать самим разных зверей для каждого партнера по игре. Тут есть возможность спроецировать особенности и повадки
участников группы на зверей и пофантазировать, кто на кого мог бы быть похож. Игра «Тюрьма». Легкий вариант правил.

Седьмая встреча. Разминка «Расставь друзей по...» Начать можно с расстановки просто по росту. Потом попросить ведущего (одного из членов группы) пофантазировать и проранжировать других участников, а потом и себя по различным признакам - смелости, послушности, веселости, смешливости и т.д. Рекомендуется варьировать качества в зависимости от возрастного состава и личностных особенностей участников. Упражнение способствует воспитанию социальной и эмоциональной компетенции, помогает прочувствовать особенности себя и партеров по игре. Рекомендуется после расстановки по определенному признаку попросить ведущего также поставить себя в эту шеренгу, а затем попросить участников дать обратную связь - чувствуют ли они себя «на своем месте», как чувствуют себя первый и последний в шеренге, кого они хотели бы переставить. Игра «Тюрьма» проходит уже по полным правилам, а также поощряются предложения участников оговорить отношения между игровыми фишками, попадающими в проблемные ситуации. На чаепитии участникам предлагается принести на следующее занятие новые карточки «Семейной социальной игры», которые они, вероятно, могли дописать за последние 2 месяца.

Восьмая встреча. На завершающем занятии участникам предоставляется возможность поиграть в 1-2 игры, которые им больше всего понравились и запомнились. Задача участников - договориться
между собой иструктурировать занятие по возможности самостоятельно. Чаепитие устраивают также сами дети. Обычно они приглашают родителей вместе попить чай и поиграть в игру с карточками. Последнее занятие направлено на интеграцию полученных в ходе игротерапевтических занятий навыков и на осознание детьми ответственности за свои отношения с участниками группы. Важно отметить, что дети продолжают использовать полученный позитивный опыт также и за рамками терапевтического процесса, так как приобретают необходимое для общения качество - умение самому активно выстраивать и поддерживать взаимоотношения с другими.

Полученные по результатам тестирования и опроса родителей данные позволяют заключить, что проведение занятий игротерапии с детьми, больными БА, позволяет снизить их агрессивность, повысить способности к коммуникации и социально адекватному поведению.
ПРАВИЛА И ОПИСАНИЕ ИГР, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В РАБОТЕ
Психологическая игра с карточками (Г. Хорна). Игра для детей латентного возраста (от 8 до 12 лет) для игры с отдельными детьми, с группами детей или семьями с целью развития эмоциональной и социальной компетентности. Игра состоит из примерно из 170 карточек, на которых напечатаны фразы, характеризующие различные аспекты социальной и эмоциональной компетентности. Игру можно дополнить дополнительными карточками, которые ребенок напишет (напечатает) сам.

Примеры утверждений, содержащихся на карточках:

Если мне бывает страшно, я не хочу, чтобы другие это замечали; С чужими вещами я обращаюсь очень осторожно;

Я обычно говорю меньше, чем другие дети;

Ради моего друга или подруги я даже могу что-нибудь украсть;