Файл: Терапия и коррекция расстройств психосоматического спектра у детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 362

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этот процесс может применяться ко всему опыту, к аффекту, связанному с опытом, или к фантазиям и желаниям, ассоциированным с опытом. Эта защита включается в тех случаях, когда мысль, чувство или восприятие чего-либо становятся неприемлемыми для осознания из-за своей способности травмировать. Изоляция - вторичный (высшего порядка) механизм защиты, когда аффективный компонент переживания или идеи может быть от делен от своей когнитивной составляющей, из сознания удаляется не весь опыт переживания, а только его эмоциональное значение. Обсуждение с родителями их собственных страхов и страхов их детей. Какие ситуации провоцируют страх. Способы борьбы со страхом. Для родителей важно самим не бояться говорить с ребенком о его страхах.

Занятие 5. Гнев, агрессия.

Цель: обсуждение проблем и тревог, связанных с агрессией. Конструктивная и деструктивная агрессия. Конструктивная агрессия может служить способом самозащиты, отстаиванием своих прав, удовлетворения желаний и достижения целей. Выраженная в приемлемой форме агрессия играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. Агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера. Тем не менее, второй тип агрессии, несмотря на его отрицательные качества, тоже может быть необходим для выживания и адаптации. Эмоции, скрывающиеся за агрессией: страх, обида, беспомощность и т.д.

Обсуждение ситуаций, вызывающих гнев или агрессию. Что чувствуют родители, когда сердятся, какие чувства они испытывают после гнева. Как
реагируют они на реакцию гнева или агрессии у собственных детей. Как реагируют дети на гнев взрослых, агрессию со стороны сверстников. Часто ли они бывают сердиты или агрессивны. Как справляться с подобными ситуациями.

Занятие 6. Отношения в семье

Цель: обсуждение чувств, связанных с внутрисемейными отношениями. Обсуждение распределения ролей в семье. Обсуждение роли отца в семье. Влияние предыдущего поколения (бабушки и дедушки) на внутрисемейные отношения. Место ребенка в семье, особенности отношений с каждым из членов семьи (например, кому ребенок больше доверяет, к кому чаще обращается за помощью, кто быстрее может договориться с ребенком и т.д.). Взгляды на воспитание ребенка, согласованность в вопросах воспитания между отцом и матерью. Трудности матери, воспитывающей ребенка без отца. Отношения с сиблингами. Отношение членик семьи к заболеванию ребенка.

Занятие 7. Отношения со сверстниками и школа

Цель: выявить основные проблемы, возникающие в школе и при общении со сверстниками у детей, страдающих бронхиальной астмой. Частые пропуски школы из-за болезни, связанная с этим необходимость больше заниматься дома. Отношение учителей к тому, что у ребенка хроническое заболевание. Страх контрольных и экзаменов как возможный провокатор приступов. Использование болезни для избегания сложных школьных ситуаций (например, контрольные, напряженные отношения с педагогом или другим учеником в классе и т.д.). Говорит ли о своем заболевании в классе. Как относятся другие дети к тому, что у него бронхиальная астма. Реакция ребенка на отношения одноклассников. Основные трудности, с которыми, на взгляд родителей, встречаются их дети при общении со сверстниками. Какие способы они используют, чтобы преодолевать эти трудности.

Позиция родителей в этих ситуациях.

Занятие 8 (заключительное). Взгляд в будущее.

Цель: подведение итогов встреч, обсуждение представлений родителей о будущем их детей. Обсуждение того, как родители представляют себе дальнейшую жизнь своих детей. Что может тревожить: вопросы, связанные с подростковым периодом, экзаменами, обучением после школы, армией, выбором профессии, будущей семьей. Каково место самих родителей в дальнейшей жизни своих детей. Готовы ли родители доверить детям самим возможность принимать важные решения. Совместная работа врача и психолога значительно повышает эффективность лечения детей, страдающими бронхиальной астмой.


Психотерапия кожных заболеваний


Психосоматические закономерности обнаружены относительно многих дерматологических проявлений. В каждом случае следует обращать внимание на психическую ситуацию пациента. Часто на первом плане видны нарушениякоммуникабельности. В особенности это относится к кожным заболеваниям с аллергическим компонентом. Соматическая реакция является своего рода линией защиты, препятствующей дезинтеграции личности. Можно также рассматривать соматизацию в качестве конца регрессии и, следовательно, возможности гармонизации личности. Если это пытаются сделать в рамках психотерапевтического лечения, то прежде всего следует проработать сосуществованиеустановкинацепляющуюсязависимостьи страха перед близостью.

Чтобы вывести больных из изоляции, наиболее действенным методом является групповая терапия. Если очевидны затруднения в оценке болезни, а больные убеждены в связи ее с конфликтом, то обычно возможно применение раскрывающей терапии.


(Шевченко)

ПСИХОТЕРАПИЯ при нейродермите. В соответствии с особенностями реагирования больных детей разработано 5 этапов психотерапии:

  1. установление контакта с больными;

  2. уменьшение остроты реакции на заболевание, госпитализацию, выработка адекватного отношения к ним;

  3. избирательное воздействие на доминирующую в личностной картине нервно-психическую симптоматику;

  4. выработка уверенности в физической и психической полноценности, расширение адаптивных возможностей больных;

  5. коррекция нарушенных отношений внутри семьи, неправильного отношения родителей к болезни детей (осуществляется на всем протяжении работы с больными).


На первом этапе психотерапия проводится, начиная с 5-6-го дня после назначения психотропных препаратов индивидуально, затем в группе.

Применяется рациональная психотерапия с использованием элементов художественного творчества и игры, суггестия наяву. Ориентация психотерапии учитывает ведущую клиническую симптоматику и особенности семьи больного.

Так, для детей с астенической симптоматикой, воспитывавшихся в гармоничной семье, при адекватном отношении родителей к болезни, психотерапевтическое воздействие состоит лишь в создании теплой эмоциональной обстановки, доверительного контакта между врачом и пациентом, в известной степени восполняющих детям дефицит общения с родителями.

Пациентов с тревожно-фобической, астено-субдепрессивной, истерической симптоматикой и нарушениями поведения включают в более сложные психотерапевтические мероприятия. После установления контакта детям разъясняют, что лечение сопряжено с определенными болезненными процедурами; указывают на результат от применения психофармакологических препаратов.

Быстро наступающий эффект повышает уверенность ребенка в положительных результатах дальнейшего лечения.

На втором этапе всем детям, особенно младшим, разъясняют, что их болезнь не является «заразной», а тем более опасной для жизни и здоровья и физически; не может препятствовать полноценному общению в коллективе. В доступной форме разъясняют связь между переживаниями трудностей и усилением зуда. Дети получают сведения о возможной тенденции нейродермита к сезонным обострениям, но обязательной последующей ремиссии дерматоза, получают информацию о смысле процедур. Для снижения значимости обид со стороны окружающих, с детьми ведут беседы о том, что насмешки и издевательства могут исходить только от непорядочных или не очень ум-