Файл: Термины, определения, понятия, разные века Бояре.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Иосифляне – последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV – середине XVI в., отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Выражали интересы крупного монастырского землевладения. Иосиф Волоцкий возглавлял церковно-политическое течение иосифлян, противостоящих течению нестяжателей. Главный вопрос, вызвавший непримиримые разногласия между ними, – о праве церкви на владение капиталом, землями, населёнными зависимыми крестьянами, и т.д. Иосиф Волоцкий и его сторонники считали, что монастыри имеют право владеть недвижимым имуществом, вести собственное хозяйство, – это необходимо им для выполнения своей высокой миссии в государстве. Постепенно из взглядов иосифлян выросло учение о самодержавной власти московских государей, стремившихся усилению централизованного Московского государства и преодолению феодальной раздробленности. Иосиф Волоцкий и его преемники были сторонниками тесного союза государства с церковью ко взаимной выгоде обоих. При Василии III иосифляне одержали верх над нестяжателями, их взгляды стали господствующими в церкви и в государстве.
Нестяжатели – религиозно-политическое течение в России конца XV – начала XVI века. Противники церковного землевладения в России. Широкое недовольство церковью, в частности стяжанием ею земель и других богатств, выступления против церкви еретиков вынудили некоторых представителей духовенства искать пути восстановления пошатнувшегося авторитета церкви. Во главе них стоял Нил Сорский, выступивший с проповедью аскетизма. Когда великокняжеская власть на церковном соборе (1503) поставила вопрос о секуляризации церковных земель, что могло бы ослабить материальные средства церкви, сопротивлявшейся укреплению власти великого князя, и создать резерв земель, необходимых для раздачи дворянству, Нил Сорский и его сподвижники поддержали это предложение. Однако иосифляне отстояли право церкви на земельную и другую собственность. Великокняжеская власть пошла на компромисс с церковью, сохранив её земли и получив её поддержку в борьбе с крупными феодалами. После смерти Нила Сорского идея секуляризации монастырских земель была подробно обоснована Вассианом Патрикеевым. Полемика с иосифлянами завершилась осуждением Нила и нестяжателей на церковном соборе 1531 г.

Пожилое – пошлина в России конца XV–XVII вв., которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца в Юрьев день. Впервые пожилое упомянуто в Судебнике 1497 г. Полный размер пожилого (в удалённой от леса местности — 1 руб., в лесистой — полтина (50 коп.)) уплачивался после 4-летнего проживания крестьян на земле феодала. За 1 год платилась одна четверть, за 2 — половина и т. д. Судебник 1550 г. увеличил размер пожилого на 2 алтына (6 коп.), здесь же было уточнено, что пожилое взимается с двора как хозяйственной единицы. В связи с отменой права ухода крестьян от своих владельцев пожилое исчезает в конце XVI – начале XVII в.
Судебник – сборник законов Московского государства. Принимался Иваном III в 1497г. и Иваном IV в 1550 г. Судебник 1497 г. сыграл большую роль в ликвидации феодальной раздробленности, централизации Русского государства и создании общерусского права. Он установил единую систему государственных судебных органов, определил их компетенцию и соподчинённость, регламентировал судебные пошлины. Судебник ввёл уплату пожилого при уходе крестьянина от феодала, а также установил единый для всего государства срок перехода крестьян от одного владельца к другому (Юрьев день).
Юрьев день (осенний), 26 ноября по старому стилю – 1) церковный праздник в честь святого Георгия; 2) Дата, с которой в России связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу, т. к. к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчёт по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам. В общегосударственном масштабе выход крестьянский был ограничен в Судебнике 1497 г. двухнедельным периодом — по неделе до и после Юрьева дня. Судебник 1550 г. подтвердил это положение. Право перехода крестьян было временно отменено с введением заповедных лет в 1581 г., а затем запрещено законодательством 90-х гг. XVI в. Соборное уложение 1649 г. подтвердило запрет переходов тяглого населения.
Александр Михайлович (1301–1339) – великий князь Тверской в 1326–1327 и 1338–1339 гг., великий князь Владимирский в 1326–1327 гг., сын Михаила Ярославовича. Известен прежде всего тем, что при нём случилось тверское восстание против Щелкана (Чолхана) в 1327 г. В 1322 г. Александр помог получить ярлык на великое княжение своему старшему брату Дмитрию Грозные Очи. После казни Дмитрия, убившего Московского князя Юрия Даниловича, в сентябре 1325 г. в Орде получил ярлык на великое Владимирское княжение. В августе 1327 г. в Твери произошло восстание, в ходе которого был убит двоюродный брат хана Узбека Шевкал (Чолхан) с отрядом баскаков. Наказать Тверского князя Александра хан поручил Московскому князю Ивану Даниловичу Калите, дав ему на помощь 50 000 татарского войска. Тверское княжество подверглось разорению. Александр Михайлович бежал в Новгород, но не был принят из страха перед татарами, а потому удалился в Псков, где стал князем. В 1333 г. Александр Михайлович послал к хану своего сына Фёдора узнать, нельзя ли ему получить обратно Тверь. В 1334 г. Александр Михайлович явился к хану. Узбек был доволен смирением Александра и возвратил ему Тверь. С возвращением Александра возобновлялось соперничество Твери с Москвой. В 1339 г. Узбек по наговорам Калиты вызвал Александра Михайловича в орду и приказал его убить вместе с сыном Фёдором.


Ахмат (Ахмед) (? – 6 января 1481 г.) – хан Большой Орды (совместно со старшим братом с 1460 г., единолично с 1471 по 1481гг.). Последний ордынский правитель, в политической зависимости от которого находились московские князья. Проводил политику, направленную на консолидацию татарских государств, стремясь утвердить своё верховенство на территории бывшей Золотой Орды. В отношениях с Русью стремился восстановить реальную зависимость, однако не имел для этого достаточных сил. В 1460 г., в первый год правления Ахмата, русские летописи сообщают о его походе на Переяславль Рязанский. В 1468 г. татары Большой Орды совершили набег на Рязанское княжество. В июле 1472 г. совершил неудачный поход на Москву. Осенью 1480 г., заручившись поддержкой Казимира, Ахмат предпринял крупномасштабный поход на Москву. Стояние на реке Угре закончилось отступлением хана без генерального сражения. В январе 1481 г. хан Ахмат был убит в своей кочевой ставке тюменским ханом Ибаком.
Василий Косой (? – 1448) – удельный князь звенигородский. Вместе с братом Дмитрием Шемякой вёл многолетнюю войну с Василием II Тёмным. Пытался захватить власть в Москве, но был побеждён в 1436 г. и ослеплён.
Дмитрий Шемяка (1420–1453) – князь Галича-Костромского, сын Юрия Дмитриевича. В ходе феодальной войны в 1446 г. взял в плен и ослепил Василия II Тёмного, после ряда поражений бежал в Новгород, где в 1453 г. был отравлен.
Максим Грек (1470–1556) – русский публицист, автор и переводчик. Автор 365 сочинений. Монах Ватопедского монастыря на Афоне (Греция). В 1515 г. по просьбе Василия III направлен в Москву для перевода духовных книг. В вопросе о монашеских состояниях стал на сторону нестяжателей и Нила Сорского в споре с иосифлянами. На Соборах 1525 и 1531 гг. обвинён в ереси, в сношениях с турецким правительством, в «порче» богослужебных книг. Отлучён от причастия и заточён в монастырь. Канонизирован Русской Православной Церковью в 1988 г.
Мамай (?–1380) – татарский темник, фактический правитель Золотой Орды, организатор походов в русские земли. Разорил Рязанское и Нижегородское княжества. Потерпел поражение от великого князя Московского Дмитрия Донского в битвах на р. Воже (1378 г.) и на Дону (Куликовская битва 1380 г.). Потеряв власть в Золотой Орде, бежал в Крым. Убит в Кафе.

Марфа-посадница – Борецкая Марфа Ивановна (по другим источникам Семёновна), жена посадника Исаака Андреевича Борецкого, обыкновенно называемая Марфой-посадницей. Марфа была неформальным лидером боярской оппозиции к Москве. В 1471 г. Марфа и её сын, новгородский посадник Дмитрий, выступали за выход Новгорода из зависимости от Москвы. После полного присоединения Новгорода к Москве в 1478 г. земли Марфы были конфискованы, её с внуком сначала привезли в Москву, а затем выслали в Нижний Новгород, где постригли в монашество. По другой версии, Марфа умерла или была казнена по дороге в Москву.
Михаил Ярославич Тверской (1271—1318) – князь Тверской (с 1285 г.) и великий князь Владимирский (1305–1317 гг.). В результате длительной борьбы в 1305 г. занял великокняжеский стол. В 1317 г. золотоордынский хан Узбек передал владимирский великокняжеский стол Московскому князю Юрию Даниловичу и послал в помощь Юрию татарские войска. 22 декабря 1317 г. Михаил Ярославич в битве у с. Бортенева (в 40 верстах от Твери) разбил Юрия. В плен попала жена московского князя, сестра хана Узбека, которая умерла в плену у тверичей. Вынужденный отправиться на суд к хану Узбеку, был убит в его ставке слугами московского князя Юрия.
Нил Сорский (в миру – Николай Федорович Майков) (1433–1508) – русский церковно-политический деятель, публицист, один из идеологов нестяжательства. В 1490 г. участвовал в церковном соборе против новгородских еретиков. На соборе 1503 г. великокняжеская власть поставила вопрос об отобрании у монастырей бывших в их владении земель, равнявшихся почти трети территории государства, чтобы создать собственный резерв земель, необходимых для раздачи дворянам. Нил Сорский выступил в пользу правительственных притязаний на монастырские земли. Призывал церковь к нестяжанью имущества, отказа от стремления к накопительству и внешнему великолепию, дабы иметь только необходимое, «повсюду обретаемое и удобь покупаемое». Призывал «жити по пустыням, а кормити бы ся рукоделием». Пообещав Ивану III поддержку в борьбе с крупными светскими феодалами, иосифляне отстояли право церкви на земельную и иную собственность. На соборе 1504 г. Нил Сорский и его сторонники были обвинены в ереси и преданы анафеме.
Пересвет Александр (? – 1380)
 – герой Куликовской битвы, монах Троице-Сергиева монастыря. Его поединок с татарским богатырём Челубеем (Темир-мурзой), в котором оба погибли, стал началом сражения.
Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) (1314 или 1321 – 1392) – древнерусский подвижник. Канонизирован Русской православной церковью. Был, по словам летописца, «всей Русской земли учителем и наставником». Юный Варфоломей принял монашество с именем Сергий, поселился в глухом лесу на холме Маковец, где воздвиг деревянный храм во имя Св. Троицы. В 1340 г. стал игуменом основанной им обители. В 1380 г. благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву, стал духовным вождём сопротивления ордынским завоевателям. После кончины погребён в Троицком соборе.
Тимур (Тамерлан) (1336–1405) – полководец и завоеватель, основатель империи Тимуридов (1370 г.) со столицей в Самарканде. В 1376 г. Тимур оказал военное содействие потомку Чингисхана Тохтамышу в борьбе против хана Золотой Орды Мамая, помог Тохтамышу занять престол. Однако в 1385–1386 гг. началась война между Тохтамышем и Тимуром за обладание Хорезмом и территорией современного Азербайджана. Тимур совершил три больших похода против хана Тохтамыша – в 1389, 1391 и 1394 – 1395 гг. В последнем походе самаркандский эмир шёл на Золотую Орду по западному побережью Каспия через современный Азербайджан и крепость Дербент. В походе 1395 г. армия Тимура после очередного погрома волжских территорий Золотой Орды дошла до южных границ русской земли и осадила пограничный город-крепость Елец. Его немногочисленные защитники не смогли устоять против неприятеля, и Елец был сожжён. После этого Тамерлан неожиданно повернул назад.
Тохтамыш (? – 1406) – золотоордынский хан (с 1380 г.), потомок Джучи. В 1370-х гг. с помощью Тимура утвердился в низовьях реки Сырдарьи. В 1380 г., воспользовавшись поражением Мамая в Куликовской битве, захватил власть в Золотой Орде и пресёк внутренние смуты. За первые семь лет правления сумел восстановить единство Золотой Орды. Тохтамыш опустошил земли Московского княжества, в 1382 г. взял Москву, восстановив власть Орды над русскими землями. В 1389–1395 гг. вёл борьбу с Тимуром за земли в Закавказье и Средней Азии, но потерпел поражение и потерял владения восточнее Волги. В 1398–1399 гг. Тохтамыша разгромил хан Заволжской Орды Темир-Кутлуй. Убит в 1406 г. сибирским ханом Шадибеком.