Файл: Основные вопросы раскрытия тем контрольной работы являются Социология как наука. Предмет социологии и ее основной вопрос.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
позитивная стадия (XIX в.) характеризуется распространением наук и ростом их общественного значения, повсеместным развитием ремесел и промышленности. Достоянием истории становятся военный дух и милитаристский образ жизни; на смену аристократии приходит социократия — правление ученых, владеющих социологическими знаниями. На место старой, традиционной религии приходит позитивизм, проповедывающий всеобщую любовь и поклонение личности, обществу, человечеству.
3.Сущность субъективного метода в социологии П. Лаврова.
Ключ к пониманию социологических взглядов Петра Лавровича кроется в его определении социологии, как науки. Здесь “альфа и омега” , “начало и конец” всей его социологической теории. Чуть не все его работы были ничем иным, как развитием,развертыванием этого определения, а его практическая работа – осуществлением соответственных теоретических положений, вытекавших из последнего. Спрашивается, как же он определял социологию? Какую область явлений он считал предметом изучения последней? Какие задачи он ей ставил? Как решал вопрос относительно методов изучения социологических явлений? Как рисовал архитектонику всей социологической науки? Какие отделы последней он разрабатывал и, наконец, насколько последовательно в частных вопросах проводил свое рещение данного основного вопроса? Из одной этой постановки вопросов мы видим, что характеристика взглядов Петра Лавровича на этот счет должна сразу ввести нас в самый центр его социологии, в ту доминирующую обсервационную точку, откуда открываются перспективы на все теоретическое поле работ Лаврова. Понятие социологии Лаврова определенно. Оно стереотипно повторяется им в множестве работ. Вот оно вкратце.
“Социология изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между особями человеческого общества и стремится открыть ее законы” . “Она ставит себе теоретическую задачу понять формы солидарности и процессов, совершающихся при количественном изменении этих форм” “Социология есть учение о формах солидарности созидательных особей, об условиях скрепления и ослабления этой солидарности при различной степени развития этих особей и форм общежития” . Сообразно с этим определением, и само понятие общества для П. Л. дано только там, где дана солидарность. “Люди образуют общество, когда они оказываются солидарными в своих привычках, аффектах, убеждениях, интересах… Вне этой солидарности в сознательных актах для нас нет общества, а есть скопление особей ” .
Таков объект социологии. Спрашивается теперь, что же нужно понимать под явлением солидарности . Вопрос этот приходится ставить потому, что термин “солидарность” принадлежит к числу самых избитых и неопределенных. Лавров дает ответ и на этот вопрос: “ Общественная солидарность есть сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным, что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей”Иначе это “ общность привычек, интересов, аффектов или убеждений ” .
Таким образом, согласно Лаврову, социология есть наука о солидарности сознательных особей, или о солидарных формах их взаимодействия.
Условие солидарного взаимодействия отличает общество от простого скопления особей, не составляющего тем самым непосредственно социологического явления, а условие сознательности особей исключает из области социологии формы солидарности или солидарного общения несознательных организмов, иными словами, указывает пограничную линию социальных и биологических явлений, или социологии и биологии.
Таков в основных чертах предмет изучения социологии по Лаврову.
Спрашивается теперь, с каких же точек зрения явления солидарности изучаются этой дисциплиной? Какие задания в этом отношении она ставит? Какими методами она их изучает?
Ответ на эти вопросы приводит прежде всего к делению социологии на теоретическую и практическую, иными словами, к определению ее теоретических и практических задач.
К любому явлению мыслитель может подходить с двух точек зрения: во-первых, с точки зрения сущего (теоретической) , во-вторых, с точки зрения должного (практической) . В первом случае он изучает интересующие его явления такими, каковы они есть. Он ничего не порицает и ничего не восхваляет – он наблюдает, изучает, исследует явления, оставляя в стороне всякие оценки. Такова основная задача всякой науки. Во втором случае он подходит к явлениям совершенно иначе, имея определенныйидеал должного или определенную цель. Здесь он выступает как субъект оценивающий. Он рассматривает, какие явления и процессы согласуются с этим идеалом, какие ему противоречат, каковы те средства, которые легче и успешнее всего ведут к реализации идеала в жизни, какие условия препятствуют этой реализации. Все согласное с идеалом или целью, все ведущее к их осуществлению – будет фактом положительным, “, благом” ; все несогласное с ними или мешающее их осуществлению будет явлением отрицательным, “злом” .
Лавров ставил социологии обе эти задачи. Больше того: он сливал их воедино и считал неразрывными. Правда – Истина, с его точки зрения, неотделима от Правды – Справедливости. “Именно здесь (в социологии) приходится констатировать характеристическую особенность учения о солидарности, или социологии, от всех других наук. Она не только ставит себе теоретическую задачу понять формы солидарности или процессов, совершающихся при количественном и качественном изменении этих форм, но столь же неизбежно и практическую задачу осуществить эти понятия формы, во-первых, в той мере, в какой их объективное понимание делает это осуществление возможным, во-вторых, и в той, в какой они составляют субъективный элемент убеждений данной личности, усвоившей социологическое понимание. Пред развитым человеком убеждение, им усвоенное, ставит непобедимую дилемму: или ты не понял и не стремишься понять истины социологии, или общей целью твоей жизни и деятельности должно быть осуществление или подготовление тех форм солидарности, для которых ты принял объективно, что их осуществление или подготовление возможно. Понимание задач социологии не только теоретически уясняющими, но и практически обязательными обусловливает возможность суда над собственными действиями” . Раз дело обстоит так, то неизбежным выводом отсюда является так называемый “субьективный метод” , как метод дополнительный к объективному, столь же неизбежный, как первый, столь же законный и столь же плодотворный. “Объективность” , обязательная для научности исторического (и социологического) труда в одной его части, сменяется столь же неизбежною, а потому столь же научною субъективностью в другой его части. Было бы недостойно ученого исказить текст Маркса или варварства “кровавой недели” , или даже намеренно умолчать о них в виду извращения фактов; но никакие усилия быть беспристрастным не могут устранить эту неизбежность для историка оценить субъективно сравнительную важность того или другого из этих фактов, хотя бы тем приемом, что историк уделяет одному из них более места, чем другому, упоминая о них” . Эта субъективность неизбежна, по меньшей мере, в трех областях;
-
“в оценке сравнительной важности того или иного явления или элемента культуры” , -
“в признании того или другого элемента культуры здоровым или патологическим для определенной эпохи” -
общая возможность иметь место в данную эпоху” (хотя они и не имели места в силу случайных причин)
Чисто субъективные процессы (например, психические) можно изучать объективно; и обратно, “явления вполне объективные (например, исторические и социологические) для научного их понимания требуют от исследователя определенной ступени общего личного развития, след., чисто субъективных условий, без которых это понимание невозможно” .
4.Социальные противоречия и конфликты
Социальные противоречия – взаимодействие противоположенных, взаимоисключающих социальных сфер, социальных отношений, связанное с несовпадением интересов и целей различных социальных групп и слоёв. Прогнозирование и своевременное разрешение социальных противоречий – непременное условие самодвижения и саморазвития любой социальной системы. Происходящие внутри социальной системы процессы социальные, основным источником развития которых являются социальные противоречия, не существуют сами по себе. Они образуются из множества разнонаправленных действий социальных субъектов. На первых этапах развития социальной системы её основные элементы (люди, их нормы, отношения) находятся в состоянии связи друг с другом, так как они взаимно обусловливают своё существование. Но, будучи различными, по уровню сознания, морали, психологии и т.д., они вместе с тем находятся в состоянии борьбы между собой. Эта борьба на определённом этапе закономерно приводит к тому, что связь и взаимная обусловленность противоположных сторон уже не возможны. Возникают социальные противоречия, которые осознаются субъектами как несоответствие между целями и результатами их деятельности. Причины этого несоответствия различны: отсутствие средств и условий; препятствия на пути к достижению целей; несогласованность целей между субъектами и т.д. В результате не находят удовлетворения социальные потребности субъектов. А поскольку социальные потребности являются внутренним побудителем их социальной активности, то такое положение усиливает социальные противоречия. Разрешение социальных противоречий ведёт к социальным изменениям в структуре или к изменениям самой социальной структуры. Торможение процесса соц. изменений, вызванное нежеланием старых соц. институтов признать, что их организация управления, методы планирования и т.д. изжили себя, может привести к возникновению предкризисных явлений и, в конечном счете, к социальному конфликту. Поэтому основной задачей по предотвращению социального кризиса являются выработка и реализация правильной социальной политики, направленной на безболезненный переход из одного качественного стояния социальной системы в другой.
Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт понимается как предельный случай обострения противоречий. Социальные психологи также подчёркивают, что трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.
В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя) , межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками) ; между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса.
Возможны также классификация конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинение друг к другу) , по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех остальных. Они также наиболее нежелательны для руководителя, так как в них он как бы "связан по рукам и ногам". Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.
Допустима классификация также по характеру вызвавших конфликт причин. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается, как указывает Р. Л. Кричевский в книге "Если вы - руководитель" , следующими тремя группами причин, обусловленными:
-
трудовым процессом; -
психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя плохой психологической коммуникацией и т.д.; -
личностным своеобразием членов группы, например неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.
Конфликты различают и по их значению для организации, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или организации.