Файл: Методическое пособие к выполнению самостоятельной и лабораторных работ и курсового проекта по дисциплине Организация баз данных для студентов направления подготовки бакалавров.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 250
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Лабораторная работа № 1 «Построение структуры базы данных»
Лабораторная работа № 2 «Создание запросов с помощью построителя запросов в среде MS Access»
Лабораторная работа № 3 «Работа с формами»
Лабораторная работа № 4 «Работа с отчетами»
Лабораторная работа № 6 «Создание концепту- альной модели данных в среде Power Designer»
и т.п. для выбранных типов носителей данных), при которых должны обеспечиваться заданные характеристики, а также вид обслуживания, необходимое количество и квалификация персона- ла.
В подразделе «Требования к составу и параметрам технических средств» указывают необходимый состав технических средств с указа- нием их основных технических характеристик.
В подразделе «Требования к информационной и программной совместимости» должны быть указаны требования к информационным структурам на входе и выходе и методам решения, исходным кодам, языкам программирования и программным средствам, используемым программой. При необходимости должна обеспечиваться защита ин- формации и программ.
В подразделе «Требования к маркировке и упаковке» в общем случае указывают требования к маркировке программного изделия, варианты и способы упаковки.
В подразделе «Требования к транспортированию и хранению» должны быть указаны для программного изделия условия транспорти- рования, места хранения, условия хранения, условия складирования, сроки хранения в различных условиях.
В разделе «Требования к программной документации» должен быть указан предварительный состав программной документации и, при необходимости, специальные требования к ней.
В разделе «Технико-экономические показатели» должны быть указаны: ориентировочная экономическая эффективность, предполага- емая годовая потребность, экономические преимущества разработки по сравнению с лучшими отечественными и зарубежными образцами или аналогами.
В разделе «Стадии и этапы разработки» устанавливают необхо- димые стадии разработки, этапы и содержание работ (перечень про- граммных документов, которые должны быть разработаны, согласова- ны и утверждены), а также, как правило, сроки разработки и опреде- ляют исполнителей.
В разделе «Порядок контроля и приемки» должны быть указаны виды испытаний и общие требования к приемке работы.
В приложениях к техническому заданию, при необходимости, приводят:
Разработанное техническое задание должно быть утверждено ру- ководителем курсового проекта.
Концептуальная модель представляется в виде набора ER- диаграмм. Осуществляется формализация исходного описания в виде набора сущностей с последующим их преобразованием и связыванием в концептуальную модель.
Процесс проектирования сопровождается составлением ряда сущностей, необходимыми пояснениями – обоснованиями принимае- мых решений
Проектирование концептуальной модели предметной области целесообразно производить с помощью специального средства проек- тирования: Power Designer.
Основныеэтапыпроектированияконцептуальноймодели:
Проектирование исходных сущностей:
Связывание сущностей в концептуальную информационную модель:
Ограниченияконцептуальноймодели:
На основе спроектированной концептуальной модели создается физическая модель данных, свойственная для конкретной СУБД.
При формировании физической модели определяются внешние ключи в связываемых отношениях. Добавляются промежуточные таб- лицы связи, с целью исключения связей многие-ко-многим (М:М).
Большинство автоматизированных средств проектирования поз- воляют произвести автоматическую генерацию физической модели на основе созданной концептуальной. При отсутствии таковых средств. Физическая модель создается вручную с последующим ее отражением в структурной части базы данных конкретной СУБД.
Приложение, работающее с созданной базой данных должно обеспечивать выполнение следующих функций:
Добавление, замена и удаление информации должны произво- диться в экранных формах разрабатываемого пользовательского при- ложения.
Пояснительная записка оформляется в соответствии с действу- ющими стандартами ТУСУР. Текст стандарта доступен на официаль- ном портале ТУСУР.
Пояснительная записка к курсовому проекту должна включать: титульный лист, лист задания на курсовой проект, содержание, введе- ние, основную часть, заключение, список использованных литератур- ных источников, приложение.
Титульныйлистоформляется согласно действующим стандар-
там.
Введениедолжно содержать цель выполняемой курсовой рабо-
ты, основные принципы, положенные в основу ее проведения, область применения.
В основной части должен быть отражен процесс и результат проектирования базы данных и пользовательского приложения. Ос- новная часть должна содержать:
Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненной работы.
Список использованных литературных источников оформляется согласно действующим стандартам.
В приложении приводятся: техническое задание на разработку информационной системы, экранные формы приложения, тексты SQL- запросов, создаваемых в информационной системе и другая информа- ция.
Согласно рабочей программе отводится 84 часа на самостоятель- ную работу, в том числе:
ной подготовки к сдаче экзамена.
Форма контроля и проверка достижения заявленных компетенций (ОПК-4, ПК-2):
Для выполнения индивидуального задания необходимо:
Для проработки лекционного материала студентам, помимо конспектов лекций, рекомендуются следующие главы учебно- методического пособия [1] по разделам курса:
В подразделе «Требования к составу и параметрам технических средств» указывают необходимый состав технических средств с указа- нием их основных технических характеристик.
В подразделе «Требования к информационной и программной совместимости» должны быть указаны требования к информационным структурам на входе и выходе и методам решения, исходным кодам, языкам программирования и программным средствам, используемым программой. При необходимости должна обеспечиваться защита ин- формации и программ.
В подразделе «Требования к маркировке и упаковке» в общем случае указывают требования к маркировке программного изделия, варианты и способы упаковки.
В подразделе «Требования к транспортированию и хранению» должны быть указаны для программного изделия условия транспорти- рования, места хранения, условия хранения, условия складирования, сроки хранения в различных условиях.
В разделе «Требования к программной документации» должен быть указан предварительный состав программной документации и, при необходимости, специальные требования к ней.
В разделе «Технико-экономические показатели» должны быть указаны: ориентировочная экономическая эффективность, предполага- емая годовая потребность, экономические преимущества разработки по сравнению с лучшими отечественными и зарубежными образцами или аналогами.
В разделе «Стадии и этапы разработки» устанавливают необхо- димые стадии разработки, этапы и содержание работ (перечень про- граммных документов, которые должны быть разработаны, согласова- ны и утверждены), а также, как правило, сроки разработки и опреде- ляют исполнителей.
В разделе «Порядок контроля и приемки» должны быть указаны виды испытаний и общие требования к приемке работы.
В приложениях к техническому заданию, при необходимости, приводят:
-
перечень научно-исследовательских и других работ, обосно- вывающих разработку; -
схемы алгоритмов, таблицы, описания, обоснования, расчеты и другие документы, которые могут быть использованы при разработке; -
другие источники разработки.
Разработанное техническое задание должно быть утверждено ру- ководителем курсового проекта.
-
Создание концептуальной информационной модели пред- метной области
Концептуальная модель представляется в виде набора ER- диаграмм. Осуществляется формализация исходного описания в виде набора сущностей с последующим их преобразованием и связыванием в концептуальную модель.
Процесс проектирования сопровождается составлением ряда сущностей, необходимыми пояснениями – обоснованиями принимае- мых решений
Проектирование концептуальной модели предметной области целесообразно производить с помощью специального средства проек- тирования: Power Designer.
Основныеэтапыпроектированияконцептуальноймодели:
-
Первичный анализ информационных потребностей пользо- вателей, выделение объектов предметной области и форми- рование исходных сущностей:
-
анализ информационных документов; -
анализ конкретных информационных потребностей (за- просов) пользователей.
Проектирование исходных сущностей:
-
определение атрибутов сущностей и их типов данных; -
нормализация сущностей до 3 НФ.
Связывание сущностей в концептуальную информационную модель:
-
определение уникальных идентификаторов сущностей (первичных ключей); -
определение связей между сущностями.
Ограниченияконцептуальноймодели:
-
предметная область должна быть описана 8-10 взаимо- связанными сущностями; -
каждая сущность должна содержать не менее 3 атрибу- тов; -
в каждой сущности должен быть определен уникльный идентификатор сущности.
Созданиефизическоймоделиданных
На основе спроектированной концептуальной модели создается физическая модель данных, свойственная для конкретной СУБД.
При формировании физической модели определяются внешние ключи в связываемых отношениях. Добавляются промежуточные таб- лицы связи, с целью исключения связей многие-ко-многим (М:М).
Большинство автоматизированных средств проектирования поз- воляют произвести автоматическую генерацию физической модели на основе созданной концептуальной. При отсутствии таковых средств. Физическая модель создается вручную с последующим ее отражением в структурной части базы данных конкретной СУБД.
-
Созданиепользовательскогоприложения
Приложение, работающее с созданной базой данных должно обеспечивать выполнение следующих функций:
-
ввод информации в БД; -
удаление информации из БД; -
редактирование внесенной информации; -
выборка (поиск) данных по таблицам БД с использованием различных критериев; -
формирование отчетов и вывод информации из базы дан- ных на экран и на принтер;
Добавление, замена и удаление информации должны произво- диться в экранных формах разрабатываемого пользовательского при- ложения.
-
Оформлениепояснительнойзаписки
Пояснительная записка оформляется в соответствии с действу- ющими стандартами ТУСУР. Текст стандарта доступен на официаль- ном портале ТУСУР.
Пояснительная записка к курсовому проекту должна включать: титульный лист, лист задания на курсовой проект, содержание, введе- ние, основную часть, заключение, список использованных литератур- ных источников, приложение.
Титульныйлистоформляется согласно действующим стандар-
там.
Введениедолжно содержать цель выполняемой курсовой рабо-
ты, основные принципы, положенные в основу ее проведения, область применения.
В основной части должен быть отражен процесс и результат проектирования базы данных и пользовательского приложения. Ос- новная часть должна содержать:
-
описание предметной области; -
описание и обоснование выбранного средства реализации (СУБД, средства проектирования, программной среды написа- ния приложения); -
концептуальную информационную модель предметной об- ласти с полным описанием выделенных сущностей ; -
физическую модель базы данных; -
описание пользовательского приложения.
Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненной работы.
Список использованных литературных источников оформляется согласно действующим стандартам.
В приложении приводятся: техническое задание на разработку информационной системы, экранные формы приложения, тексты SQL- запросов, создаваемых в информационной системе и другая информа- ция.
Самостоятельная работа
Согласно рабочей программе отводится 84 часа на самостоятель- ную работу, в том числе:
-
в 5-м семестре – 48 часов. -
в 6-м семестре – 36 часов (на выполнение курсового проекта). Отдельно выделяется 36 часов в 5-м семестре для самостоятель-
ной подготовки к сдаче экзамена.
Форма контроля и проверка достижения заявленных компетенций (ОПК-4, ПК-2):
-
проверка конспекта; -
проведение контрольных работ (в том числе тестовых); -
опрос перед проведением лабораторных работ; -
проверка отчетов; -
защита индивидуального задания путем представления пре- зентации – выступление на лекции с демонстрацией примера нормализации; -
защита курсового проекта.
Для выполнения индивидуального задания необходимо:
-
выбрать предметную область и провести ее анализ на предмет выявления основных объектов и их характери- стик; -
выявить набор отношений; -
продемонстрировать процесс нормализации выбранного отношения до 3-й нормальной формы.
Для проработки лекционного материала студентам, помимо конспектов лекций, рекомендуются следующие главы учебно- методического пособия [1] по разделам курса:
-
Обоснование концепции баз данных: глава 1. -
Концепция модели данных: глава 2. -
Реляционная модель: главы 3-4, глава 5.1. -
Моделирование данных с помощью ER-диаграмм – главы 5.2., 5.3. -
Реляционные языки – глава 6. -
Физическая структура данных – глава 7. -
Объектно-ориентированный подход к организации БД – глава 8.3. -
Системы управления базами данных – глава 8.