Файл: Методическое пособие к выполнению самостоятельной и лабораторных работ и курсового проекта по дисциплине Организация баз данных для студентов направления подготовки бакалавров.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 250

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Лабораторная работа № 1 «Построение структуры базы данных»

Лабораторная работа № 2 «Создание запросов с помощью построителя запросов в среде MS Access»

Лабораторная работа № 3 «Работа с формами»

Лабораторная работа № 4 «Работа с отчетами»

Лабораторная работа № 5 «Создание SQL- запросов» Тема:СозданиеSQL-запросов.Разделдисциплины:Реляционныеязыки.Цель работы: создать SQL-запросы на создание таблицы, на выборку с параметрами, на обновление записей, на удаление записей, на добавление данных, на удаление таблицы, на создание индексов.Основы SQL Запрос SQL — это запрос, создаваемый при помощи инструкций SQL. Язык SQL (Structured Query Language) используется при созда- нии запросов, а также для обновления и управления реляционными БД.В среде MS Access, когда пользователь создает запрос в режиме конструктора запроса (с помощью построителя запросов), MS Access автоматически создает эквивалентную инструкцию SQL. Фактически, для большинства свойств запроса, доступных в окне свойств в режиме конструктора, имеются эквивалентные предложения или параметры языка SQL, доступные в режиме SQL. При необходимости, пользова- тель имеет возможность просматривать и редактировать инструкции SQL в режиме SQL. После внесения изменений в запрос в режиме SQL его вид в режиме конструктора может измениться.Некоторые запросы, которые называют запросами SQL, невоз- можно создать в бланке запроса. Для запросов к серверу, управляю- щих запросов и запросов на объединение необходимо создавать ин- струкции SQL непосредственно в окно запроса в режиме SQL. Для подчиненного запроса пользователь должен ввести инструкцию SQL в строку Поле или Условие отбора в бланке запроса.Синтаксиса написания SQL-предложений: в описании команд слова, написанные прописными латински- ми буквами, являются зарезервированными словами SQL; фрагменты SQL-предложений, заключенные в фигурные скоб- ки и разделенные символом «», являются альтернативными. При формировании соответствующей команды для конкретного случая необходимо выбрать одну из них; фрагмент описываемого SQL-предложения, заключенный в квадратные скобки [ ], имеет необязательный характер и может не ис- пользоваться; многоточие …, стоящее перед закрывающейся скобкой, говорит о том, что фрагмент, указанный в этих скобках, может быть повторен; Описание команд SQL Выборка записей Инструкция SELECT. При выполнении инструкции SELECT СУБД находит указанную таблицу или таблицы, извлекает заданные столбцы, выделяет строки, соответствующие условию отбора, и сорти- рует или группирует результирующие строки в указанном порядке в виде набора записей.Синтаксис команды:SELECT [предикат] { * | таблица.* | [таблица.]поле_1[AS псевдоним_2] [, [таблица.]поле_2[AS псевдоним_2] [, ...]]} FROM выражение [, ...][WHERE... ][GROUP BY... ][HAVING... ][ORDER BY... ]где предикат — один из следующих предикатов отбора: ALL, DISTINCT, DISTINCTROW, TOP. Данные ключевые слова использу- ются для ограничения числа возвращаемых записей. Если они отсут- ствуют, по умолчанию используется предикат ALL;* указывает, что результирующий набор записей будет содержать все поля заданной таблицы или таблиц. Следующая инструкция отби- рает все поля из таблицы «Студенты»: SELECT * FROM Студенты;таблица — имя таблицы, из которой выбираются записи;поле_1, поле_2 — имена полей, из которых должны быть отобра- ны данные;псевдоним_1, псевдоним_2 — ассоциации, которые станут заго- ловками столбцов вместо исходных названий полей в таблице;выражение — имена одной или нескольких таблиц, которые со- держат необходимые для отбора записи;предложение GROUP BY в SQL-предложении объединяет записи с одинаковыми значениями в указанном списке полей в одну запись. Если инструкция SELECT содержит статистическую функцию SQL, например Sum или Count, то для каждой записи будет вычислено ито- говое значение;предложение HAVING определяет, какие сгруппированные запи- си, выданные в результате выполнения запроса, отображаются при использовании инструкции SELECT с предложением GROUP BY. По- сле того как записи результирующего набора будут сгруппированы с помощью предложения GROUP BY, предложение HAVING отберет теиз них, которые удовлетворяют условиям отбора, указанным в пред- ложении HAVING;предложение ORDER BY позволяет отсортировать записи, полу- ченные в результате запроса, в порядке возрастания или убыванияна основе значений указанного поля или полей.Следует отметить, что инструкции SELECT не изменяют данные в базе данных. Приведем минимальный синтаксис инструкции SELECT: SELECT поля FROM таблица.Если несколько таблиц, включенных в предложение FROM, со- держат одноименные поля, перед именем такого поля следует ввести имя таблицы и оператор « . » (точка). Предположим, что поле «Но- мер_группы» содержится в таблицах «Студенты» и «Группы». Следу- ющая инструкция SQL отберет поле «Номер_группы» и«ФИО_студента» из таблицы «Студенты» и «ФИО_куратора» из таб- лицы «Группы» при номере группы, равном 432-1:SELECT Группы.Номер_группы, Группы.ФИО_куратора, Сту- денты.ФИО_студентаFROM Группы, СтудентыWHERE Группы.Номер_группы = Студенты.Номер_группы AND На рисунке 17 приведен пример выполнения данного запроса.Таблицы БД СТУДЕНТЫ

Лабораторная работа № 6 «Создание концепту- альной модели данных в среде Power Designer»

Лабораторная работа № 7 «Генерация физической модели в среде Power Designer и структуры базы данных в СУБД MS Access»

Указания к выполнению курсового проекта

Самостоятельная работа

Рекомендуемая литература

Приложение 1

Приложение 2

и т.п. для выбранных типов носителей данных), при которых должны обеспечиваться заданные характеристики, а также вид обслуживания, необходимое количество и квалификация персона- ла.

В подразделе «Требования к составу и параметрам технических средств» указывают необходимый состав технических средств с указа- нием их основных технических характеристик.

В подразделе «Требования к информационной и программной совместимости» должны быть указаны требования к информационным структурам на входе и выходе и методам решения, исходным кодам, языкам программирования и программным средствам, используемым программой. При необходимости должна обеспечиваться защита ин- формации и программ.

В подразделе «Требования к маркировке и упаковке» в общем случае указывают требования к маркировке программного изделия, варианты и способы упаковки.

В подразделе «Требования к транспортированию и хранению» должны быть указаны для программного изделия условия транспорти- рования, места хранения, условия хранения, условия складирования, сроки хранения в различных условиях.

В разделе «Требования к программной документации» должен быть указан предварительный состав программной документации и, при необходимости, специальные требования к ней.

В разделе «Технико-экономические показатели» должны быть указаны: ориентировочная экономическая эффективность, предполага- емая годовая потребность, экономические преимущества разработки по сравнению с лучшими отечественными и зарубежными образцами или аналогами.

В разделе «Стадии и этапы разработки» устанавливают необхо- димые стадии разработки, этапы и содержание работ (перечень про- граммных документов, которые должны быть разработаны, согласова- ны и утверждены), а также, как правило, сроки разработки и опреде- ляют исполнителей.

В разделе «Порядок контроля и приемки» должны быть указаны виды испытаний и общие требования к приемке работы.

В приложениях к техническому заданию, при необходимости, приводят:

  • перечень научно-исследовательских и других работ, обосно- вывающих разработку;

  • схемы алгоритмов, таблицы, описания, обоснования, расчеты и другие документы, которые могут быть использованы при разработке;

  • другие источники разработки.


Разработанное техническое задание должно быть утверждено ру- ководителем курсового проекта.
  1. Создание концептуальной информационной модели пред- метной области

Концептуальная модель представляется в виде набора ER- диаграмм. Осуществляется формализация исходного описания в виде набора сущностей с последующим их преобразованием и связыванием в концептуальную модель.

Процесс проектирования сопровождается составлением ряда сущностей, необходимыми пояснениями – обоснованиями принимае- мых решений

Проектирование концептуальной модели предметной области целесообразно производить с помощью специального средства проек- тирования: Power Designer.

Основныеэтапыпроектированияконцептуальноймодели:

    1. Первичный анализ информационных потребностей пользо- вателей, выделение объектов предметной области и форми- рование исходных сущностей:

  • анализ информационных документов;

  • анализ конкретных информационных потребностей (за- просов) пользователей.

  • Проектирование исходных сущностей:

    • определение атрибутов сущностей и их типов данных;

    • нормализация сущностей до 3 НФ.

  • Связывание сущностей в концептуальную информационную модель:

    • определение уникальных идентификаторов сущностей (первичных ключей);

    • определение связей между сущностями.

    Ограниченияконцептуальноймодели:

    • предметная область должна быть описана 8-10 взаимо- связанными сущностями;

    • каждая сущность должна содержать не менее 3 атрибу- тов;

    • в каждой сущности должен быть определен уникльный идентификатор сущности.
  • Созданиефизическоймоделиданных


    На основе спроектированной концептуальной модели создается физическая модель данных, свойственная для конкретной СУБД.

    При формировании физической модели определяются внешние ключи в связываемых отношениях. Добавляются промежуточные таб- лицы связи, с целью исключения связей многие-ко-многим (М:М).

    Большинство автоматизированных средств проектирования поз- воляют произвести автоматическую генерацию физической модели на основе созданной концептуальной. При отсутствии таковых средств. Физическая модель создается вручную с последующим ее отражением в структурной части базы данных конкретной СУБД.
    1. Созданиепользовательскогоприложения

    Приложение, работающее с созданной базой данных должно обеспечивать выполнение следующих функций:

    • ввод информации в БД;

    • удаление информации из БД;

    • редактирование внесенной информации;

    • выборка (поиск) данных по таблицам БД с использованием различных критериев;

    • формирование отчетов и вывод информации из базы дан- ных на экран и на принтер;

    Добавление, замена и удаление информации должны произво- диться в экранных формах разрабатываемого пользовательского при- ложения.
    1. Оформлениепояснительнойзаписки

    Пояснительная записка оформляется в соответствии с действу- ющими стандартами ТУСУР. Текст стандарта доступен на официаль- ном портале ТУСУР.

    Пояснительная записка к курсовому проекту должна включать: титульный лист, лист задания на курсовой проект, содержание, введе- ние, основную часть, заключение, список использованных литератур- ных источников, приложение.

    Титульныйлистоформляется согласно действующим стандар-

    там.

    Введениедолжно содержать цель выполняемой курсовой рабо-

    ты, основные принципы, положенные в основу ее проведения, область применения.

    В основной части должен быть отражен процесс и результат проектирования базы данных и пользовательского приложения. Ос- новная часть должна содержать:

    • описание предметной области;

    • описание и обоснование выбранного средства реализации (СУБД, средства проектирования, программной среды написа- ния приложения);

    • концептуальную информационную модель предметной об- ласти с полным описанием выделенных сущностей ;

    • физическую модель базы данных;

    • описание пользовательского приложения.


    Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненной работы.

    Список использованных литературных источников оформляется согласно действующим стандартам.

    В приложении приводятся: техническое задание на разработку информационной системы, экранные формы приложения, тексты SQL- запросов, создаваемых в информационной системе и другая информа- ция.


    Самостоятельная работа


    Согласно рабочей программе отводится 84 часа на самостоятель- ную работу, в том числе:

    • в 5-м семестре 48 часов.

    • в 6-м семестре 36 часов (на выполнение курсового проекта). Отдельно выделяется 36 часов в 5-м семестре для самостоятель-

    ной подготовки к сдаче экзамена.

    Форма контроля и проверка достижения заявленных компетенций (ОПК-4, ПК-2):

    • проверка конспекта;

    • проведение контрольных работ том числе тестовых);

    • опрос перед проведением лабораторных работ;

    • проверка отчетов;

    • защита индивидуального задания путем представления пре- зентации – выступление на лекции с демонстрацией примера нормализации;

    • защита курсового проекта.

    Для выполнения индивидуального задания необходимо:

      • выбрать предметную область и провести ее анализ на предмет выявления основных объектов и их характери- стик;

      • выявить набор отношений;

      • продемонстрировать процесс нормализации выбранного отношения до 3-й нормальной формы.

    Для проработки лекционного материала студентам, помимо конспектов лекций, рекомендуются следующие главы учебно- методического пособия [1] по разделам курса:

      1. Обоснование концепции баз данных: глава 1.

      2. Концепция модели данных: глава 2.

      3. Реляционная модель: главы 3-4, глава 5.1.

      4. Моделирование данных с помощью ER-диаграмм главы 5.2., 5.3.

      5. Реляционные языки глава 6.

      6. Физическая структура данных глава 7.

      7. Объектно-ориентированный подход к организации БД – глава 8.3.

      8. Системы управления базами данных глава 8.