Файл: Дисциплина Русский язык с методикой преподавания Практическое занятие 3 Обучающийся Горбунова Кристина Юрьевна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Русский язык с методикой преподавания

Практическое занятие 3


Выполнил:

Обучающийся Горбунова Кристина Юрьевна

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна


УМК:

УМК «Школа России»

УМК системы развивающего обучения Л.В. Занкова

I.Структура букваря (этапы обучения грамоте)

1.Подготовительный этап (I четверть) :

- в данный период используются сюжетные и предметные иллюстрации, схемы слов и предложений.

- вводится представления о предложении, об устной речи.

- формируется умения слушать, говорить на обсуждаемую тему.

- дети учатся составлять рассказ по картинке, связывать отдельные сюжетные иллюстрации в текст.

- у детей формируется общее представление о предложении, слове, слоге, ударении, гласных и согласных звуках.

2.Основной (букварный) этап (II, III четверть):

- знакомство с алфавитом.

- изучение всех букв и звуков алфавита.

- формирование умения читать звуки, слова и предложения.

- разделение слова на слоги, постановка ударения в слове.

- изучение рисуночного письма.

- изучение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких, глухих и звонких.

- постоянная работа над чистотой и правильностью произношения, над правильным использованием силы голоса, скорости говорения.

3. Заключительный (послебукварный) этап (IV четверть):

изучение истории букваря.

- знакомство с тесками великих русских писателей, знакомство с краткой биографией писателей.

- cовершенствование основных навыков чтения на литературных текстах.


1.Подготовительный этап (I четверть) :

- введение основных для обучения грамоте понятий: слово, звук, звуки гласные и согласные, знак звука, квадрат, кружок или буква.

- формирование представления о предложении, об устной и письменной речи.

- формирование умения слышать и понимать вопрос, отвечать именно на заданный вопрос, говорить на обсуждаемую тему.

2.Основной (букварный) этап (II, III четверть):

- вся система упражнений формирует у учащегося правильную технологию озвучивания слов, нацелена на фонетический и звуко - буквенный анализ.

- формирование знаний о буквах, обозначающих гласные звуки.

- формирование понятий о маленьких и больших буквах.

- знакомство с понятием позиционной смены согласных звуков: твердые-мягкие согласные.

-формирование знаний о единственном, множественном числе.

- знакомство с рифмой, прозой и стихами.

- дети учатся понимать прочитанное.

- знакомство с художественными жанрами: стихами, сказками, песенками, считалками.

- введение понятия гласные-согласные звуки и буквы, которые их обозначают; ударные-безударные гласные, твёрдые-мягкие, звонкие-глухие согласные звуки.

- систематизация букв по обозначению ими разных звуков и по их начертанию.

- первичное осознание детьми смысла местоимений, союзов, фонем, предложений разных по цели и интонации.

- изучение слогов.

3. Заключительный (послебукварный) этап (IV четверть):

- дети фантазируют и придумывают новые варианты сказок с сохранением особенностей героев.

- продолжают придумывать и инсценировать речевые ситуации.

- дополняют стихотворения и придумывают свои стихи, загадки, чистоговорки.

II. Последовательность изучения букв

Весь процесс обучения грамоте сориентирован на учебник «Русская азбука».

Методическая основа обучения грамоте по букварю «Русская азбука» раскрывается в следующем:

- построение обучения грамоте с учетом частотности букв и связанных с ними звуков, а также порядка следования в «Русской азбуке» букв и относящихся к ним звуков;

- одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;

- непременное усвоение детьми слогов-слияний, а также овладение плавным слоговым чтением;

- использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучение их главных свойств и признаков.

В учебник «Русская азбука» впервые вводятся тексты, которые предназначены для учеников, которые умеют читать или знают все буквы алфавита.

Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), а с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ).


3. Структура и содержание типовой букварной страницы

В данном букваре не дано примерное планирование распределения материалов учебника по отдельным урокам. Каждый вариант построения урока, который даётся в пособии, является одним из возможных. Учитель может его принять целиком, использовать частично, может составить свои варианты урока, объединить несколько вариантов в один.

Каждый разворот в учебнике «Букварь» содержит материал одного урока. На уроке знакомства с новой буквой (буквами) на левой странице дается ее (их) печатное и письменное изображение, схема-«человечек», которая показывает, какие звуки обозначает данная буква; слоги и слова для чтения, другой тренировочный материал.

4. Виды материала для обучения звуковому анализу


Звуковые модели в «Русской Азбуке» – прямоугольники. Используются цветовые сигналы для обозначения звуков при изучении их главных свойств и признаков.

Слова для слого -звукового анализа предусмотрены на каждой левой странице. Для этого даны специальные картинки, под которыми нарисована черная линия - схематическое изображение слова. Дети слушают слово и определяют из каких звуков оно состоит, обозначают внизу красной точкой гласный звук, синей - твердый согласный, зеленой - мягкий (или раскрашивают печатные кружочки), делят слова на слоги, ставят ударение. Если дети еще не могут записать слово, тогда проводится его слого-звуковой анализ, если слово напечатано или дети сами могут написать его - звуко- буквенный анализ.

5) виды материала для обучения слоговому чтению (дополнительные графические пометы, слоговые таблицы и др.)

С точки зрения развития речи учебник составлен прекрасно: огромное множество текстов (как русских авторов, так и зарубежных), обилие стихотворений, реальных фактов о природе, искусстве и истории, загадки, скороговорки и пр., а также вопросов для устного рассуждения, построения диалога, устных зарисовок.

Моделирование представлено только моделями целых предложений и текстов, и то довольно редко. Звуковые и слоговые модели отсутствуют.

Букварь дает широкий спектр возможностей для развития речи, активного словарного запаса и техники чтения учащихся, предлагает большой выбор текстового материала и значительное количество материала из синтаксиса. Однако такой учебник не подходит учащимся, изначально не умеющим читать. Моделирование представлено слабо, текст преобладает над иллюстрациями и другим наглядным материалом.

6) литературный материал (какой и как представлен)

каждая тема букваря сопровождается моделированием, иллюстрациями, текстами и заданиями для развития речи, заданиями для развития логики и мышления, уроки опираются на поисково-исследовательский метод. На данном этапе анализа этот учебник кажется нам наиболее актуальным для обучения в общеобразовательной школе, так как он ориентирован на всех учащихся и подразумевают работу сразу над всеми сторонами усвоения языка.

каждая тема букваря сопровождается моделированием, иллюстрациями, текстами и заданиями для развития речи, заданиями для развития логики и мышления, уроки опираются на поисково-исследовательский метод. На данном этапе анализа этот учебник кажется нам наиболее актуальным для обучения в общеобразовательной школе, так как он ориентирован на всех учащихся и подразумевают работу сразу над всеми сторонами усвоения языка.



Цели урока:
Образовательные:

познакомить учащихся с письменным и печатным образом строчной буквы Д;

отработать написание элементов, соединений с другими буквами, расстояние между буквами.

Развивающие:

создать условия для развития компонентов учебной деятельности (целеполагания, планирования, рефлексии);

создать условия для развития мышления, речи учащихся.

Воспитательные:

создать условия для формирования умения общаться через работу в группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.

Тип урока: вводный (урок получения новых знаний).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Проверка готовности к уроку, настрой на работу.

II. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха.

- Чему учились на прошлом уроке? (Учились писать заглавную букву К, учились читать и писать с буквой К слоги, слова и высказывания, учились составлять звуко-буквенные модели слов.)

- Хотите проверить, насколько хорошо вы умеете писать слоги и слова с заглавной буквой К? (Да.)

- Откройте тетрадь в линию, напишем словарный диктант. (Дети открывают тетрадь, отступают две строки.)

Знакомство с печатным образом буквы Д

- Запишем в тетради, как пишутся печатные большая и маленькая буква Д.

Дети под руководством учителя прописывают в тетрадях в клетку строчку букв Д-д.

Знакомство с письменным образом буквы Д

Дети под руководством учителя знакомятся с письменной строчной буквой Д, с ее составом. Прописывают 1-2 строчки букв. (Тетрадь по письму № 3 Н.Г. Агаркова с.11)

- Какой следующий этап урока? (Мы должны научиться читать и писать с буквой Д слоги.)

В период обучения грамоте первоклассники знакомятся со следующими фонетическими понятиями:

- предложение,

- слово,

- слог,

- ударение,

- звук (гласный, согласный, слияние гласного и согласного).

Ученики с помощью схем дети обучаются анализировать и строить предложения, слова, слоги.

Проанализировав два разных букваря, я сделала вывод, что последовательность фонетических понятий одинаковая. Сначала учащихся знакомят со звуком, затем со слогом и словом.

Текст1.

Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. Сначала они копируют отдельные буквы и слоги затем воспроизводят первые слова и предложения, образцы которых даны в "Прописях". В этот период главной своей задачей учителя считают научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены букв, соблюдать интервалы между словами и т.д. Способ списывания остается при этом вне контроля. Не учитывается, что списывать можно по-разному: копируя букву за буквой, слогами, словами и даже предложениями.



Если за спиной ученика встать, когда он списывает, и отметить, сколько раз он посмотрит в текст за время записи одного небольшого предложения, то увидим, что у детей результат окажется разный. Причем тот, кого мы считали более внимательным, потому что он чаще сверялся с текстом, может допустить больше ошибок, чем тот, кто смотрел в текст реже. Но и те, кто списывал одними и теми же единицами, делают это по-разному: одни с ошибками, другие без ошибок. Дело в том, что одно и тоже по своим внешним признакам учебное действие по своему внутреннему, психологическому механизму может быть разным, а значит, и приводить к не одинаковым результатам. Сказанное полностью относится к списыванию. В словаре-справочнике по методике русского языка указано: «Списывание- один из наиболее употребительных видов письменных упражнений; используется: при обучении технике письма и каллиграфии; при обучении орфографии и грамматике, как правило, с дополнительными заданиями».

На первом этапе проводится подготовительная работа к формированию навыка списывания (подготовительный этап обучения грамоте). Нужно учитывать, что на начальном этапе обучения письму первостепенное значение имеет фонетический принцип, когда написание слов соответствует произношению. Основой правописания при фонетическом принципе становится звуковой анализ речи. Поэтому, в подготовительный период обучения грамоте уделяется большое внимание упражнениям по развитию зрительного и слухового восприятия, речедвигательного контроля.

Такими упражнениями могут быть:

Упражнения для развития фонематического слуха (найти картинки, где нарисованы сом-дом; повторить цепочку слогов; назвать предметы, находящиеся на столе; воспроизвести звуки вслед за учителем и другие).

Упражнения для развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки (упражнения на точное воспроизведение образца, выполнение образца по памяти, упражнения с геометрическими фигурами).

Упражнения для развития речедвигательного контроля (сопровождение своих действий словом).

Второй этап направлен на обучение списыванию на уроках обучения грамоте в первом классе.

Система упражнений по формированию навыка списывания выглядит следующим образом:

Списывание с рукописного шрифта букв, слогов, слов после их звуко - буквенного анализа и составления из букв разрезной азбуки.


Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.

Списывание с классной доски и букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из 2 слов.

Списывание с классной доски и букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из 3-4 слов.

Списывание со вставкой пропущенной буквы или слога с предварительным анализом.

Третий этап представляет собой формирование навыка списывания на уроках грамматики и правописания во 2-4 классах, где продолжается обучение списыванию с рукописного и печатного текста. Выделяют простое списывание текста и списывание с различными заданиями.

Текст 2.В «Прописях» подчеркиваются буквы безударных гласных не зависимо от того, совпадают ли эти звуки с буквами или нет. Однако обобщенный подход проводится в них не последовательно как по отношению к гласным (например: В лесу растут сосны. Буква «е» подчеркнута, а буква «а» в слове растут подчеркивать не надо), так и во особенности по отношению к согласным (например: буква «ж» в слое ёж подчеркивается, а буква «ш» в слове ёрш нет, хотя обе буквы являются одной и той же орфограммой).

Задание 2.

Тема урока: «Буква «Лл», звуки [л] и [л’]»

Цель: изучить звуки [л], [л’]. Научить читать слоги, слова, тексты с буквой Лл.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к учению; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).

Предметные УУД: использовать условное обозначение звонких твердого и мягкого звуков [л], [л’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; применять технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; читать слова по слогам и орфоэпически.


Работа с новыми звуками

Изучение новой буквы

Чтение слогов, слов, текстов с новой буквой

Слова подобраны верно.
Урок обучения грамоте

УМК системы Л.В.Занкова

Тема: Двузвучные гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. Одна буква – два звука

Цель: создать условия для знакомства учащихся с новой позицией букв е, ё, ю, я.

Задачи: способствовать усвоению новых знаний о буквах е, ё, я, ю: могут обозначать два звука, если они стоят после букв гласных звуков; развивать фонематический слух учащихся; познавательные процессы; воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Личностные УУД: формирование элементов самооценки, стремления преодолевать учебные затруднения; иметь представление о языке как средстве общения;

Регулятивные: принимать учебную задачу;находить несколько вариантов решения учебной задачи;

Коммуникативные: иметь представление о правилах общения в классе.

I . Орг. момент

II . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель нашего урока – вспомнить особенности этих букв.

III . Актуализация знаний. Открытие нового знания.

Чтение слов /на доске, столбики/ -

Я - Что прочитали? /букву, слог, слово/ Я доложить готова, что она буква, слог и слово!

як Зоя молния красная сеял

яма Рая заяц милая лаял

язык / имена / кто,что? / какая? /что делал?

ягода собственные/ предмет/ признак/ действие/

- Найдите многозначное слово – язык.

Работа по Азбуке, стр.84 – рисунки, пословицы.

Письмо – Я,я

У Яны яркая лента. – Что можете сказать про букву я?

Загадка – Он в своей лесной палате носит пестренький халатик. Он деревья лечит, постучит и легче /дятел/

Рассматривание рисунка дятла /есть пестрый, красноголовый –желна/

Описание дятла /черный жилет, красный берет, нос как топор, хвост как упор/

- Почему дятла называют лесным доктором?

4. Чтение слогов: ня, дя, бя, ся, зя, мя, тя, ря. – найдите слог, с которого начинается слово дятел /дя/

5. Рассматривание картинок птиц. Чтение названий.

Беседа о бережном отношении к птицам

Запись слов: Зяблик, дятел, цапля, овсянка, трясогузка.

- Подчеркнуть мягкое слияние.

Руки подняли и покачали.

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули.

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Крылья сложили назад.

Загадка – Летом катится клубок, у него колючий бок, он охотится ночами за жуками и мышами /ЁЖ. Показ рисунка ежа, рассказ о нем. Ёж – лесной, ёж морской/. Звукобуквенный анализ. Сколько слогов, что слышим в начале слова?