Файл: Методическое пособие к выполнению самостоятельной и лабораторных работ и курсового проекта по дисциплине Организация баз данных для студентов направления подготовки бакалавров.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Лабораторная работа № 1 «Построение структуры базы данных»

Лабораторная работа № 2 «Создание запросов с помощью построителя запросов в среде MS Access»

Лабораторная работа № 3 «Работа с формами»

Лабораторная работа № 4 «Работа с отчетами»

Лабораторная работа № 5 «Создание SQL- запросов» Тема:СозданиеSQL-запросов.Разделдисциплины:Реляционныеязыки.Цель работы: создать SQL-запросы на создание таблицы, на выборку с параметрами, на обновление записей, на удаление записей, на добавление данных, на удаление таблицы, на создание индексов.Основы SQL Запрос SQL — это запрос, создаваемый при помощи инструкций SQL. Язык SQL (Structured Query Language) используется при созда- нии запросов, а также для обновления и управления реляционными БД.В среде MS Access, когда пользователь создает запрос в режиме конструктора запроса (с помощью построителя запросов), MS Access автоматически создает эквивалентную инструкцию SQL. Фактически, для большинства свойств запроса, доступных в окне свойств в режиме конструктора, имеются эквивалентные предложения или параметры языка SQL, доступные в режиме SQL. При необходимости, пользова- тель имеет возможность просматривать и редактировать инструкции SQL в режиме SQL. После внесения изменений в запрос в режиме SQL его вид в режиме конструктора может измениться.Некоторые запросы, которые называют запросами SQL, невоз- можно создать в бланке запроса. Для запросов к серверу, управляю- щих запросов и запросов на объединение необходимо создавать ин- струкции SQL непосредственно в окно запроса в режиме SQL. Для подчиненного запроса пользователь должен ввести инструкцию SQL в строку Поле или Условие отбора в бланке запроса.Синтаксиса написания SQL-предложений: в описании команд слова, написанные прописными латински- ми буквами, являются зарезервированными словами SQL; фрагменты SQL-предложений, заключенные в фигурные скоб- ки и разделенные символом «», являются альтернативными. При формировании соответствующей команды для конкретного случая необходимо выбрать одну из них; фрагмент описываемого SQL-предложения, заключенный в квадратные скобки [ ], имеет необязательный характер и может не ис- пользоваться; многоточие …, стоящее перед закрывающейся скобкой, говорит о том, что фрагмент, указанный в этих скобках, может быть повторен; Описание команд SQL Выборка записей Инструкция SELECT. При выполнении инструкции SELECT СУБД находит указанную таблицу или таблицы, извлекает заданные столбцы, выделяет строки, соответствующие условию отбора, и сорти- рует или группирует результирующие строки в указанном порядке в виде набора записей.Синтаксис команды:SELECT [предикат] { * | таблица.* | [таблица.]поле_1[AS псевдоним_2] [, [таблица.]поле_2[AS псевдоним_2] [, ...]]} FROM выражение [, ...][WHERE... ][GROUP BY... ][HAVING... ][ORDER BY... ]где предикат — один из следующих предикатов отбора: ALL, DISTINCT, DISTINCTROW, TOP. Данные ключевые слова использу- ются для ограничения числа возвращаемых записей. Если они отсут- ствуют, по умолчанию используется предикат ALL;* указывает, что результирующий набор записей будет содержать все поля заданной таблицы или таблиц. Следующая инструкция отби- рает все поля из таблицы «Студенты»: SELECT * FROM Студенты;таблица — имя таблицы, из которой выбираются записи;поле_1, поле_2 — имена полей, из которых должны быть отобра- ны данные;псевдоним_1, псевдоним_2 — ассоциации, которые станут заго- ловками столбцов вместо исходных названий полей в таблице;выражение — имена одной или нескольких таблиц, которые со- держат необходимые для отбора записи;предложение GROUP BY в SQL-предложении объединяет записи с одинаковыми значениями в указанном списке полей в одну запись. Если инструкция SELECT содержит статистическую функцию SQL, например Sum или Count, то для каждой записи будет вычислено ито- говое значение;предложение HAVING определяет, какие сгруппированные запи- си, выданные в результате выполнения запроса, отображаются при использовании инструкции SELECT с предложением GROUP BY. По- сле того как записи результирующего набора будут сгруппированы с помощью предложения GROUP BY, предложение HAVING отберет теиз них, которые удовлетворяют условиям отбора, указанным в пред- ложении HAVING;предложение ORDER BY позволяет отсортировать записи, полу- ченные в результате запроса, в порядке возрастания или убыванияна основе значений указанного поля или полей.Следует отметить, что инструкции SELECT не изменяют данные в базе данных. Приведем минимальный синтаксис инструкции SELECT: SELECT поля FROM таблица.Если несколько таблиц, включенных в предложение FROM, со- держат одноименные поля, перед именем такого поля следует ввести имя таблицы и оператор « . » (точка). Предположим, что поле «Но- мер_группы» содержится в таблицах «Студенты» и «Группы». Следу- ющая инструкция SQL отберет поле «Номер_группы» и«ФИО_студента» из таблицы «Студенты» и «ФИО_куратора» из таб- лицы «Группы» при номере группы, равном 432-1:SELECT Группы.Номер_группы, Группы.ФИО_куратора, Сту- денты.ФИО_студентаFROM Группы, СтудентыWHERE Группы.Номер_группы = Студенты.Номер_группы AND На рисунке 17 приведен пример выполнения данного запроса.Таблицы БД СТУДЕНТЫ

Лабораторная работа № 6 «Создание концепту- альной модели данных в среде Power Designer»

Лабораторная работа № 7 «Генерация физической модели в среде Power Designer и структуры базы данных в СУБД MS Access»

Указания к выполнению курсового проекта

Самостоятельная работа

Рекомендуемая литература

Приложение 1

Приложение 2


В директории Naming convention можно задавать имена шабло- нов таблиц, атрибутов и т.д.

Установив необходимые параметры, нажмите кнопку «ОК». Если концептуальная модель спроецирована корректно, то система создаст физическую модель базы данных для того типа СУБД, который был указан в параметрах.

Сгенерированную физическую модель также необходимо прове- рить, нажав клавишу «F4».

Появится окно (Рисунок 35), в котором предлагается выбрать объекты для проверки.




Рисунок 35 Окно проверки физической модели

После нажатия кнопки «ОК» система проверит всю физическую модель, выдаст ошибки (или предупреждения), если таковые имеются.

Если ошибки отсутствуют, на основе данной модели необходимо создать новую базу данных.

Для создания базы данных в меню «DataBase» выберите пункт

«Generate DataBase». В появившемся окне (Рисунок 36) необходимо выбрать опцию «Direct generation», путь к файлу, в котором будет со- хранен скрипт на создание БД (набор управляющих SQL-запросов), а также дополнительные характеристики БД, перейдя по вкладкам

«Options, Format, Selection». После чего нажмите кнопку «OK».



Рисунок 36 Окно создания БД

Система попросит указать источник данных (Рисунок 37).



Рисунок 37 Окно доступа к БД

Нажмите кнопку «Configure» для создания собственного источ- ника данных. В появившемся окне «Администратор источников дан- ных ODBC» (Рисунок 38) нажмите кнопку Добавить.




Рисунок 38 Окно конфигурации ODBC

В появившемся окне «Создание нового источника» (Рисунок 39) выберите пользовательский тип источника данных и нажмите кнопку
Далее.




Рисунок 39 Окно выбора типа источника данных

В следующем окне (Рисунок 40) выберите необходимый драйвер ODBC и нажмите кнопку «Далее».




Рисунок 40. Окно выбора драйвера ODBC

В следующе окне (Рисунок 41) нажмите кнопку «Готово» и за- дайте имя источника данных и путь в существующему или к новому mdb-файлу (Рисунок 41).




Рисунок 41. Подтверждение выбора драйвера ODBC



Рисунок 42. Подключение к базе данных

Вернитесь в окно доступа к БД (Рисунок 37) и выберите создан- ный источник данных (Рисунок 43).


Рисунок 43. Выбор своего источника данных

Нажмите кнопку «Connect». В появившемся окне (Рисунок 44) будет представлен SQL-скрипт, сгенерированный системой, запуск которого приведет к созданию схемы БД в выбранном mdb-файле.




Рисунок 44. Окно SQL-скрипта на создание схемы БД

Для запуска SQL-скрипта нажмите кнопку Run. Если система не выдаст сообщений об ошибках, откройте в среде MS Access созданную БД и проверьте ее соответствие физической модели.


Указания к выполнению курсового проекта

Цельработы:

  • освоение методики проектирования концептуальной инфор- мационной модели предметной области преобразование концеп- туальной модели в физическую структуру базы данных;

  • закрепление теоретических знаний по курсу организация баз данных.
Задачикурсовогопроекта:

  • формализовать исходное описание предметной области;

  • построить концептуальную информационную модель, исполь- зуя методику, изученную в рамках теоретического курса;

  • сгенерировать физическую структуру базы данных;

  • реализовать пользовательское приложение, представляющее собой информационную систему, взаимодействующую с разрабо- танной БД и демонстрирующее накопленные студентом знания по курсу «Организация баз данных».
Средствавыполненияиформаотчетности:

  • проектирование модели предметной области выполняется средствами автоматизированного проектирования и графического представления (Power Designer, ERwin, MS Visio и др.). При от- сутствии средств моделирования концептуальную и физическую модель необходимо реализовать средствами MS Word;

  • база данных разрабатывается в среде любой современной СУБД (MS Access, Oracle, MS SQL, MySQL и др.);

  • пользовательское приложение может быть создано либо сред- ствами выбранной СУБД, либо с помощью любых языков про- граммирования высокого уровня.

Результаты выполнения работы представляются в пояснительной записке, подготовленной в среде MS Word. Пользовательское прило- жение и базу данных необходимо представить вместе с пояснительной запиской к курсовому проекту.

Таблица 2 Варианты индивидуального задания




Название предметной области АИС

1.

Библиотека

2.

Магазин продовольственных товаров

3.

ВУЗ

4.

Супермаркет

5.

Документооборот предприятия

6.

Агентство недвижимости

7.

Компьютерная фирма

8.

Поликлиника

9.

Турфирма

10.

Гостиница

11.

Автосалон

12.

Банк

13.

Деканат

14.

Отдел кадров

15.

Аэропорт




Порядок выполнения работы:

  1. Разработкатехническогозадания(ТЗ)

Каждый студент получает для работы вариант предметной обла- сти (Таблица 2).

В ходе выполнения курсового проекта необходимо провести ана- лиз предметной области и создать ТЗ на разрабатываемую информа- ционную систему.

Техническое задание является основным документом, в соответ- ствии с которым проводят создание программного продукта (в т.ч. АИС и др. программных изделий) и приемку его заказчиком.

ТЗ создается в соответствии с ГОСТ 19.201-78 «Техническое за- дание. Требования к содержанию и оформлению».

Данный стандарт устанавливает порядок построения и оформле- ния технического задания на разработку программы или программного изделия для вычислительных машин, комплексов и систем независимо от их назначения и области применения. Стандарт полностью соответ- ствует СТ СЭВ 1627-79.

Техническое задание оформляют в соответствии с ГОСТ 19.106-

78. Номера листов (страниц) проставляются в верхней части листа над текстом. Лист утверждения и титульный лист оформляют в соответ- ствии с ГОСТ 19.104-78.

Информационную часть (аннотацию и содержание), лист реги- страции изменений допускается в документ не включать.

Для внесения изменений или дополнений в техническое задание на последующих стадиях разработки программы или программного изделия выпускают дополнение к нему. Согласование и утверждение дополнения к техническому заданию проводят в том же порядке, кото- рый установлен для технического задания.

Техническое задание должно содержать следующие разделы:

  • введение;

  • основания для разработки;

  • назначение разработки;

  • требования к программе или программному изделию;

  • требования к программной документации;

  • технико-экономические показатели;

  • стадии и этапы разработки;

  • порядок контроля и приемки;

  • в техническое задание допускается включать приложения.

В зависимости от особенностей программы или
программного из- делия допускается уточнять содержание разделов, вводить новые раз- делы или объединять отдельные из них.

В разделе «Введение» указывают наименование, краткую харак- теристику области применения программы или программного изделия и объекта, в котором используют программу или программное изде- лие.

В разделе «Основания для разработки» должны быть указаны:

  • документ (документы), на основании которых ведется разра- ботка;

  • организация, утвердившая этот документ, и дата его утвер- ждения;

  • наименование и (или) условное обозначение темы разработки. В разделе «Назначение разработки» должно быть указано функ-

циональное и эксплуатационное назначение программы или про- граммного изделия.

Раздел «Требования к программе или программному изделию» должен содержать следующие подразделы:

  • требования к функциональным характеристикам;

  • требования к надежности;

  • условия эксплуатации;

  • требования к составу и параметрам технических средств;

  • требования к информационной и программной совместимости;

  • требования к маркировке и упаковке;

  • требования к транспортированию и хранению;

  • специальные требования.

В подразделе «Требования к функциональным характеристикам» должны быть указаны требования к составу выполняемых функций, организации входных и выходных данных, временным характеристи- кам и т. п.

В подразделе «Требования к надежности» должны быть указаны требования к обеспечению надежного функционирования (обеспече- ния устойчивого функционирования, контроль входной и выходной информации, время восстановления после отказа и т.п.).

В подразделе «Условия эксплуатации» должны быть указаны условия эксплуатации (температура окружающего воздуха, относи- тельная влажность