Файл: волгоградский государственный социальнопедагогический университет.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 298
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. ЭТАП АПРОБАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Проведение консультативной работы с обучающимися по проблемам личностного самоопределения, межличностных отношений, их поддержка в поиске ресурсов и решении учебных и жизненных задач
Протокол консультативной беседы с подростком
Консультант: Водолазов Дмитрий Анатольевич
Клиент: 1
Ситуация: Клиент учащийся 10 класса. Беспокоит ситуация в отношениях, переживает за эмоциональное и психическое состояние своей девушки. В прошлом, по словам учащего, девушка страдала от депрессии. Сейчас он боится повторения данного случая. Старается помочь и «вывести» ее из данного состояния. Не знает, что делать.
Вторая ситуация связана с семьей учащегося. С недавнего времени с ним стал жить его одиннадцатилетний двоюродный брат. Беспокоится из-за того, что он не всегда слушается родителей и спорит с ними. По словам учащегося брат больше прислушивается к нему, чем к родителям. Переживает за отношения родителей и брата.
Запрос: Помогите разобраться в данных ситуациях, дайте совет.
Этап и его задачи | Действия консультанта | Действия консультируемого | Анализ результатов |
| Встреча клиента, оценка его эмоционального состояния. Представление и знакомство с клиентом. Далее были обговорены условия проведения консультации и ее особенности (объяснение того, как будет выглядеть консультативный процесс, упоминание конфиденциальности и временных рамок и возможности записи). | Клиент представился и познакомился с консультантом. Также он слушал особенности и условия проведения консультации. | По итогу первого этапа был установлен контакт с клиентом. У клиента не было дополнительных вопросов и негативного отношения в сторону консультанта и процесса консультирования. |
| Были заданы вопрос, о причинах обращения к консультанту. Задавались уточняющие вопросы с целью определения запроса и получения дополнительной информации. Слушание клиента, осмысление того, что он говорит. | Сообщение о проблеме, обговаривание деталей, ответы на уточняющие вопросы. Формулирование запроса. | На втором этапе возникли трудности. С начала расспроса клиент не имел четко сформулированной проблемы и высокой потребности обращения к психологу («Я не знаю, что сказать. У меня в принципе все хорошо.») Уйдя от обсуждения конкретной проблемы, была проведена беседа о личной жизни клиента, его увлечениях и интересах. По итогу данной беседы обнаружилась проблема и сформировался запрос. Позиция консультанта была более активная, приходилось вести и направлять диалог. |
| По итогу сбора информации возникло несколько гипотез. Чтобы проверить их, были заданы уточняющие вопросы. Далее уже сформулированная гипотеза была сообщена клиенту с целью выяснения его отношения к ней. | Клиент отвечал на вопросы. | По итогу третьего этапа возникла гипотеза, которая подтвердилась в ходе беседы. |
4. Этап психокоррекционной работы как совместной выработки решений | Была проведена просветительская беседа о возрастных особенностях детей, семейных взаимоотношениях | | |
5. Заключительный этап беседы | Подведение итогов. Обсуждение результатов беседы с клиентом. Прощание с клиентом. | Рефлексия, анализ консультации. Прощание с консультантом. | По итогу консультации у клиента не осталось дополнительных вопросов. Не было агрессивных и нежелательных реакций, непринятия результатов консультации клиентом. |
Карта консультативного приема
Дата первичного приема:
-
Консультант: Водолазов Дмитрий Анатольевич -
Имя клиента (код): Д -
Возраст: 15 лет -
Профессия: обучающийся 10 класса
Содержание жалобы клиента
Проблемы во взаимоотношениях с девушкой. Переживания насчет ее «нестабильного» состояния. Тревога из-за неспособности помочь. Переживания из-за конфликтов младшего брата с родителями. Тревога из-за желания помочь разрешить ситуацию. Клиент учащийся 10 класса. Беспокоит ситуация в отношениях, переживает за эмоциональное и психическое состояние своей девушки. В прошлом, по словам учащего, девушка страдала от депрессии. Сейчас он боится повторения данного случая. Старается помочь и «вывести» ее из данного состояния. Не знает, что делать. Вторая ситуация связана с семьей учащегося. С недавнего времени с ним стал жить его одиннадцатилетний двоюродный брат. Беспокоится из-за того, что он не всегда слушается родителей и спорит с ними. По словам учащегося брат больше прислушивается к нему, чем к родителям. Переживает за отношения родителей и брата. |
Содержание проблемы клиента (протокол)
хочу | могу | думаю | чувствую | Я - концепция | |||||
+ | - | + | - | + | - | + | - | + | - |
| | | | | | | | | |
5. Анализ жалобы
а) явный уровень:
б) скрытый уровень (если выражен)
6. Субъективный локус жалобы: на себя;
7. Объективный локус жалобы: неспособность разрешить проблемные ситуации;
8. Проблема: хочу помочь девушке, но не знаю как; хочу наладить отношения родителей и брата, но не знаю как.
9. Самодиагноз: нехватка знаний, опыта.
10. Запрос: Помогите разобраться в данных ситуациях, дайте совет.
11. Начальное состояние клиента
(нужное подчеркнуть)
|
|
12. Характер консультации (нужное подчеркнуть)
|
|
13. Случай относится к разряду (подчеркнуть)
|
|
14. Удовлетворенность клиента консультацией (по оценке консультанта)
по пятибалльной шкале: от 1- полностью неудовлетворен до 5-полностью удовлетворен
4 – частично удовлетворен.
2.2 Проведение психологического консультирования с педагогом по проблемам оптимизации образовательной деятельности
Протокол консультативной беседы с педагогом
Консультант: Водолазов Дмитрий Анатольевич
Клиент: И.О., статус
Ситуация и запрос: поменял место жительства ребенок. В новой школе не хочет ходит. Придумывает оправдания. Жалуется родители. Ребенок нервничает. Снизилась успеваемость.
Этап и его задачи | Действия консультанта | Действия консультируемого | Анализ результатов |
Этап установления контакта | Встретил клиента, представился, поприветствовал, подготовился. | Поздоровался, представился. | Установлен контакт консультанта с клиентом. |
Этап сбора информации, расспрос клиента | Консультант вербально и невербально выразил готовность выслушать клиента. Задавались уточняющие вопросы с целью определения запроса и получения дополнительной информации. Слушание клиента, осмысление того, что он говорит. | Клиент рассказал о ситуации с учащимся, который недавно поменял место жительства и, соответственно, школу. В новой школе резко снизилась успеваемость, ребенок не хочет ходить в школу, ищет оправдания. Нервничает. Родители жалуются, не могут найти подход. Ребенок переехал в новый город, никого не знает. Сам по себе ребенок стеснительный, тихий. В классе над ребенком не издеваются, но учащийся закрыт, не взаимодействует с одноклассниками. | Раскрытие проблемы клиентом. Поддержка контакта консультанта с клиентом. Консультант узнал о фактах, проясняющих ситуацию. |
Этап выдвижения гипотез, их проверки | По итогу сбора информации возникло несколько гипотез. Чтобы проверить их, были заданы уточняющие вопросы. Далее уже сформулированная гипотеза была сообщена клиенту с целью выяснения его отношения к ней. Выдвинуто предположение о длившимся адаптационном периоде школьника вследствие коренных изменений в жизни. | Принятие гипотезы. Готовность предпринять усилия для решения данной проблемы. | |
Этап психокоррекционной работы как совместной выработки решений | Были предложены рекомендации, которые могут помочь ребенку легче адаптироваться к новым условиям. Организация внеклассных мероприятий (чаепитий и пр.) для знакомства с одноклассниками; Применение групповых форм работы для повышения уровня взаимодействия с одноклассниками; Привлечение к спортивным и творческим занятиям для повышения интереса ученика к школьной жизни; Создание ситуации успеха на уроках; Проведение консультации педагога-психолога с ребенком; Рекомендации родителям | | |
Заключительный этап беседы | | | |
Перспективы психологической консультативной работы с клиентом:
2.3 Проведение консультативной работы с обучающимися по проблемам профессионального самоопределения
Карта первичной психолого-педагогической профконсультации
Консультант: Водолазов Дмитрий Анатольевич
Дата:
Класс 9 класс
Возраст 15 лет
Школа: МОУ Гимназия №16
Фамилия, имя, отчество (КОД) В.В.А. 1
Состояние здоровья:
а) здоров, б) функциональное отклонение, в) хроническое заболевание.
(Заключение подросткового врача).
Информированность о мире профессий:
а) полная б) недостаточная в) отсутствует
Наличие профессионального плана:
Профессия: программист;
Учебное заведение: не выбрано.
Сформированность профессионального плана:
а) сформирован б) частично сформирован в) не сформирован
Осознанность выбора профессии:
Выбор профессии осознан и обусловлен личным интересом учащегося. Родители поддерживают в выборе. Занимается информатикой и изучает программирование с репетитором.
Ведущие мотивы:
Внутренние индивидуально значимые мотивы. Личный интерес с данной профессии, удовольствие от процесса работы.
Сведения из «Анкеты оптанта»:
Любимые занятия: компьютерные игры, общение с друзьями, прогулки.
Предпочитаемые профессии, опыт (пробы) работы: предпочитаемая профессия – программист; опыт работы отсутствует
Успешность обучения по дисциплинам:
естественным: хорошо-отлично
точным: хорошо-отлично
гуманитарным: хорошо-отлично
не выражены
Интересы и склонности (ДДО):
П | Т | Ч | З | Х |
8 | 7 | 6 | 7 | 2 |
Карта интересов (мод. Азбель):
физ,мат | биол, хим | туризм | медицина | инф. тех | строит | инженер | экономика | бизнес | ин. яз | транспорт | силовые стр-ры | политика | журн-ка | юриспр | образ-е | услуги | спорт | Музыка, театр | Дизайн, изо |
4 | 1 | 2 | 2 | 8 | -6 | -4 | -2 | -3 | 6 | -3 | 0 | -5 | 4 | -1 | -3 | 2 | -6 | 0 | -5 |