Файл: Курсовая работа на тему особенности взаимодействия педагога с родителями в рамках совместной подготовки ребенка к обучению в доо по дисциплине "Теоретические основы дошкольного образования".docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 457
Скачиваний: 247
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На основном этапе в течение года рекомендуется организация и активная работа «Клуба бабушек». В большинстве семей бабушки проводят много времени с детьми, в связи с занятостью родителей. Поэтому важно включение бабушек в педагогический процесс, наравне с родителями. Задачами клуба могут являться повышение педагогической культуры, организация творческих вечеров вместе с детьми (художественных, песенных и др.). Несомненно, в наш век информатизации общества, в течение года необходимо активно наполнять содержание сайта актуальной для родителей информацией. Адаптации детей раннего возраста рекомендуется посвятить отдельный раздел, организация «Копилки вопросов» и оперативное размещение ответов [12].
Таким образом, среди наиболее эффективных форм взаимодействия воспитателя с родителями детей раннего возраста в период их адаптации к детскому саду, можно выделить: родительские клубы и клуб бабушек, проведение анкетирования, семинаров-практикумов, консультаций и бесед. Многие педагоги предлагают реализовывать комплексные программы, которые включают различные направления взаимодействия с родителями дошкольников.
Заключение
В ходе работы над темой курсового исследования была поставлена цель: изучить форм взаимодействия воспитателя с родителями по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОО. Можно резюмировать, что цель достигнута путем решения взаимосвязанных задач.
Представим полученные результаты тезисно:
Адаптация – это способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Выделяют три степени адаптации: легкая, средняя, тяжелая. Адаптационный период условно можно разделить на три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Третий год жизни детей раннего дошкольного возраста характеризуется тем, происходят качественные изменения в психике дошкольника. Возрастают его физические возможности, шире становятся потребности, изменяются виды и формы деятельности. Данный возрастной период характеризуется повышенной чувствительностью и восприимчивостью ребёнка к оценке взрослым его достижений. Из них у малыша постепенно начинает складываться образ собственного «Я».
Особенностью адаптации к условиям детского сада детей раннего дошкольного возраста является степень готовности к новым условиям пребывания, общению со сверстниками и отношениями с воспитателем. Адаптация детей имеет три фазы: острая, подострая и фаза компенсации.
В период адаптации ребенка к детскому саду весьма важны взаимоотношения воспитателя с родителями. Среди наиболее эффективных форм взаимодействия воспитателя с родителями детей раннего возраста можно выделить: родительские клубы и клуб бабушек, проведение анкетирования, семинаров-практикумов, консультаций и бесед. Многие педагоги предлагают реализовывать комплексные программы, которые включают различные направления взаимодействия с родителями дошкольников.
Список литературы
-
Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с. -
Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 6 – С. 46 –51. -
Афанасьева, Н.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада / Н.В. Афанасьева // Вузовская наука: материалы международной научной конференции. – 2017. – С. 72-74. -
Бежаева, Д.Н. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада / Д.Н. Бежаева, О.А. Зиновенко // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. – СПб.: Свое издательство, 2016. – С. 34-37. -
Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО / В. Н. Белкина, Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с. -
Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: уч. пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. – 526 c. -
Возрастная психология: уч. пособие / Т.П. Авдулова, Т.Д. Марцинковская. – М.: ИЦ Академия, 2011. – 336 c. -
Волкова, А.С. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада / А.С. Волкова, В.В. Болкунова. – М.: Буки-Веди, 2014. – 234 с. -
Волошина, Л.Д. Современная воспитательная система детского сада / Л.Д. Волошина// Дошкольное воспитание. – 2004. – № 3. – С. 12-17. -
Выготский, Л. С. Детская психология. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4 / Л.С. Выготский. – М.: Говорящая книга, 2014. – 225 c. -
Королева, С.В. Этапы реализации проекта процесса социальной адаптации детей раннего возраста в ДОО / С.В. Королева // Изв. Рос. акад. образования. – 2010. – № 2. – С. 117–123. -
Новичихина, М.А. Взаимодействие ДОО и семьи как одно из условий успешной адаптации детей / М.А. Новичихина // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 2. – С. 224-227. -
Павлик, А.В. Программа адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада // А.В. Павлик, Е.С. Максимова, Н.В. Ульянова // Наука и образование: новое время. – 2018. – № 4 (27). – С. 378-383. -
Платохина, Н.А. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации / Н.А. Платохина // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2016. – № 3. – С. 67-72. -
Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Л. Пыжьянова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 2. – С.14-16. -
Рощина, Е.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада / Е.В. Рощина // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. – Казань: Бук, 2015. – 324 с. -
Рыжакова, С.Б. Условия успешной адаптации / С.Б. Рыжакова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 146-147. -
Столяренко, Л.Д. Возрастная психология: учебник / Л.Д. Столяренко. – Рн/Д: Феникс, 2011. – 288 c. -
Томилова, С.А. Формирование условий для эффективной адаптации ребенка в ДОО / С.А. Томилова, Н.А. Шабаева, В.И. Пушкарева // Актуальные вопросы современной педагогики. – Уфа, 2013. – 325 с. -
Трофимова, О.В. Организация успешной адаптации детей к дошкольному учреждению посредством создания целенаправленного комплекса мероприятий / О.В. Трофимова, Т.М. Волкова, Н.А. Галка // Педагогическое мастерство. – М.: Буки-Веди, 2012. – 268 с.
Приложение 1
Макет уголка для родителей с информацией по адаптации детей раннего дошкольного возраста
Приложение 2
Анкета для родителей адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду
Уважаемые родители!
Для успешной адаптации Вашего ребенка просим ответить на следующие вопросы.
1. Как Вы зовете своего ребенка дома? ___________
2. Какой Ваш ребенок (нужное подчеркнуть.) Уверенный, любознательный, решительный, общительный, обидчивый, замкнутый, агрессивный, другое___________
3. В какие игры на прогулке предпочитает играть? ___________
4. С какими игрушками чаще играет? ___________
5. Какое у него любимое занятие? ___________
6. Что нравится Вашему ребенку? ___________
7. Какое обычное состояние ребенка, его настроение? ___________
8. Часто ли он плачет? Что может помочь успокоить? ___________
9. Как ребенок засыпает? Как спит? ___________
10. Часто ли малыш устает? ___________
11. Какие способности, на Ваш взгляд, есть у ребенка? ___________
12. Какие навыки самообслуживания сформированы: одевается-раздевается, моет руки, пользуется туалетной бумагой, сам ходит в туалет, самостоятельно ест, пьет; другое ___________
13. Какие навыки самообслуживания не сформированы?_________
14. Как у ребенка проявляется самостоятельность: любит все делать сам, не очень стремится к самостоятельности; предпочитает, чтобы другие все делали за него.
15. Какие черты характера ребенка беспокоят Вас (агрессивность, замкнутость, чрезмерная возбудимость, страхи, другое) ___________
16. Что не нравится Вашему ребенку? ___________
17. Какие книги Вы читаете своему ребенку? ___________
18. Как реагирует на неудачи? ___________
19. Как реагирует на замечание? ___________
20. Наличие медицинских противопоказаний___________
21. Пищевая аллергия___________
22. На что нужно обратить внимание воспитателям? ___________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 3
Советы родителям на тему «Что делать, если ребёнок плачет при расставании с родителями»
1. Дайте ребёнку с собой любимую игрушку, или какой-то домашний предмет.
2. Придумайте и отрепетируйте несколько способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке и др.)
3. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребёнком своего беспокойства.
4. Будьте внимательны к ребёнку, когда забираете его из детского сада.
5. Демонстрируйте ребёнку свою любовь и заботу.
6. После детского сада обязательно погуляйте с ребёнком на улице.
7. Будьте терпеливы.
Спасибо за сотрудничество!