Файл: Курсовая работа на тему особенности взаимодействия педагога с родителями в рамках совместной подготовки ребенка к обучению в доо по дисциплине "Теоретические основы дошкольного образования".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 458

Скачиваний: 247

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Третий год жизни является переломным этапом в развитии ребёнка. Именно в этот период происходят качественные изменения в психике, которые обеспечивают постепенный переход ребёнка в активную и деятельную личность. Темп физического развития на третьем году жизни замедляется. В среднем за год масса тела увеличивается на 2 кг, (к концу года ребёнок весит 14,8-15 кг), а рост – на 7-8 см, (в три года рост малыша составит около 95-96 см).

Возрастают физические возможности ребёнка. Совершенствуется деятельность нервной системы, поэтому период активного бодрствования теперь составляет 6-6,5 часов. При этом следует помнить, что дети третьего года жизни легко возбуждаются и быстро утомляются от однообразных действий [10].

Значительные изменения происходят в психическом развитии детей – расширяются потребности, изменяются виды и формы деятельности, развивается волевая сфера, формируются элементы сознания и самосознания, усложняется общение с окружающими. Важнейшим новообразованием этого возраста является возникновение ощущения «Я», на основе которого происходит самоутверждение, являющееся основой для возникновения чувства самоуважения. Основная часть обращений ребёнка этого возраста к взрослому связана с ожиданием позитивной оценки своих действий. Ребенок пытается приобщиться к миру взрослых, проявляя интерес к их личности и деятельности. В результате этого малыш начинает в речи использовать местоимение «мы» [6].

На третьем году жизни у малыша наблюдается значительный интерес к речи окружающих, особенно, если она направлена на него. Быстро увеличивается словарь – до 1200-1500 слов. Ребёнок начинает понимать не только смысл отдельных слов и фраз, касающихся непосредственно его и ближайшего окружения, но и воспринимает небольшие рассказы, сказки, стихотворения о том, что находится за пределами его восприятия. Малыш начинает задавать вопросы по содержанию прочитанного, может выполнять просьбы и инструкции взрослого. Ребёнок может определенным словом назвать цель своих действий («буду», «пойду», «нарисую»).

Совершенствуется сенсорная сфера ребёнка. Дети могут подбирать по образцу геометрические фигуры, без помощи взрослого узнавать отдельные свойства предметов, различать четыре основных цвета. Интенсивно развивается фонематический слух – ребенок различает голоса людей, звуки и тона музыки, разнообразные шумы. Совершенствуются обследовательские действия ребёнка – расширяется круг объектов, интересующих ребенка. К концу года он начинает осваивать отдельные временные понятия, может ориентироваться в ближайшем окружении, у него формируется умение рассуждать, наблюдать и сравнивать, регулировать своё поведение речью [10].


Развивается эмоциональная сфера ребенка – он проявляет стойкие эмоции в отношении отдельных взрослых и детей, возникают эстетические чувства, связанные с видом деятельности, негативные эмоции. Поведение ребёнка становится более устойчивым и контролируемым. Дошкольнику теперь доступны разные виды деятельности: музыкальная деятельность, рисование, конструирование, лепка.

Значительные изменения происходят в отношении к сверстникам. Дети начинают прислушиваться, наблюдать, подражать друг другу. Возникают действия, адресованные сверстнику. В конце третьего года жизни у детей появляется принципиально новая форма коммуникативных действий – эмоционально окрашенные игровые действия, с помощью которых ребёнок не только проявляет свое отношение к сверстнику, но и демонстрирует ему свои умения [18].

Происходят изменения в общении ребёнка с взрослыми. У дошкольника сохраняется высокая чувствительность к эмоциональному общению, но при условии общих с взрослым предметных или игровых действий. Детям уже не достаточно одного доброжелательного внимания – им нужно, чтобы взрослый принимал участие в их действиях. В тесном практическом взаимодействии, подражая взрослому, дети осваивают предметные действия, правила поведения и общения. В три года у детей формируется определённый комплекс поведения. Они стремятся самостоятельно достигать позитивного результата собственной деятельности. В случае неудачи дети обращаются за помощью к взрослому, именно ему демонстрируют свои успехи и достижения, которые без его одобрения чаще всего утрачивают свою ценность. Негативное или равнодушное отношение взрослого к результатам детской деятельности вызывает у детей чувство обиды и грусти [7].

Таким образом, третий год жизни характеризуется противоречием между стремлением ребёнка к самостоятельности, которое быстро возрастает, желанием принимать участие в деятельности взрослых и реальными возможностями малыша. В этот период происходят качественные изменения в психике дошкольника. Возрастают его физические возможности, шире становятся потребности, изменяются виды и формы деятельности, развивается воля, элементы сознания и самосознания, усложняется общение с окружающими. Данный возрастной период характеризуется повышенной чувствительностью и восприимчивостью ребёнка к оценке взрослым его достижений. Из них у малыша постепенно начинает складываться образ собственного «Я».


3. Особенности подготовки к детскому саду детей раннего дошкольного возраста
Адаптация у детей раннего возраста к условиям детского сада и ее темп проходят у каждого ребенка по-разному. Залогом легкого вхождения ребенка в обстановку и условия детского сада является тесный контакт воспитателей с родителями, желание взаимно сотрудничать, умение контактировать между собой и принимать рекомендации друг друга [2].

В жизни каждого ребенка воспитатель – это новый человек. Задача педагога заключается в том, чтобы ребенку помочь освоиться в новых для него условиях, новом мире, безболезненно войти в жизнь дошкольного учреждения. Для раннего дошкольного возраста процесс адаптации к условиям детского сада состоит из нескольких стадий: во-первых, осуществляется сбор необходимой информации об особенностях и потребностях каждого ребенка. Родителей знакомят с выбранным дошкольным образовательным учреждением, его структурой, включая руководство, персонал, а также детьми группы.

В это же время производится сбор сведений о ребенке, в том числе индивидуальных особенностях и интересах ребенка, информация о составе семьи, производится первичная диагностика, включая наблюдение за поведением ребенка во время первичного пребывания в групповом помещении.

Заключительное диагностирование особенностей адаптации детей раннего дошкольного возраста проводится на втором этапе, с целью осуществления сравнительного анализа с результатами первичной диагностики [17].

Необходимо, чтобы условия адаптации детей раннего дошкольного возраста были согласованны между родителями и воспитателями. Поскольку педагоги-дошкольники обладают необходимыми знаниями о том, какие условия способствуют наиболее успешной и безболезненной адаптации детей, то родителям обязательно необходимо прислушаться, чтобы сделать максимально схожими условия режима детского сада и домашнего режима [1].

Адаптация детей раннего возраста имеет три фазы.

Первая – острая фаза – характеризуется нестабильным психическим состоянием ребенка. В этот период дошкольники зачастую теряют в весе, болеют различными заболеваниями, наблюдаются расстройства сна и порою снижение речевой активности. Подострая фаза характеризуется приторможенностью темпов развития, в том числе и психического. И, наконец, для третьей фазы – фазы компенсации характерно увеличение темпа развития ребенка раннего дошкольного возраста [5].


Поскольку дошкольное образовательное учреждение является первым социальным институтом, в котором дошкольники приобретают опыт общения со сверстниками и другими людьми, социальная адаптация играет важную роль в развитии детей. Зачастую социальная адаптация проходит довольно тяжело, поскольку в данном возрасте страх является постоянным спутником ребенка.

Дети боятся незнакомых для них взрослых, им тяжело понять, почему они должны слушаться кого-то, кроме родителей, им больше нравится играть одним, чем с кем-то из сверстников. Другие дошкольники, как правило, редко подходят к такому ребенку, потому что видят, что он не готов к диалогу. В том случае, когда воспитатель отмечает, что дошкольник начинает находить контакт с другими малышами, это означает, что для него адаптационный период подошел к концу [4].

Существует масса причин, которые способны у ребенка вызвать слезы и страх перед детским садом:

1. Тревога, которая обусловлена сменой обстановки (из привычной домашней атмосферы, где мама всегда рядом, ребёнок попадает в совершенно незнакомое пространство, окруженный массой чужих людей) и режима (первостепенно ребенку сложно принимать и соблюдать нормы и правила жизни группы).

2. Негативное первое впечатление у ребенка от знакомства с детским садом – данная причина считается одной из ключевых, поскольку именно первое впечатление играет решающее значение для дальнейшего пребывания ребенка в детском саду.

3. Психологическая неготовность ребенка к детскому саду – при поступлении в детский сад эта проблема также является одной из основных. Данная проблема возникает, как правило, в том случае, если у дошкольника отмечается нехватка эмоционального общения с мамой.

4. Значительно затрудняет процесс адаптации к условиям ДОО отсутствие у ребенка элементарных навыков самообслуживания.

5. Избыток впечатлений – ребенок в детском саду испытывает много позитивных и негативных переживаний, часто это может привести к переутомлению и, как следствие, ребенок начинает капризничать и нервничать [15].

В жизни ребенка важное место занимает воспитатель, поскольку именно он является для ребенка проводником в новый неизвестный мир. И для того, чтобы адаптация к детскому саду у ребенка раннего дошкольного возрасте прошла наиболее успешно, при знакомстве с ребенком и его родителями воспитатель должен обязательно выяснить[15]:


1. Какие у ребенка привычки сложились дома в процессе еды, игры, засыпания и т. д.

2. Как дома называют ребенка.

3. Чем ребенок увлекается.

4. Какие особенности поведения радуют или настораживают родителей.

Таким образом, особенностью адаптации к условиям детского сада детей раннего дошкольного возраста является степень готовности к новым условиям пребывания, общению со сверстниками и отношениями с новым взрослым – воспитателем. Адаптация детей раннего возраста имеет три фазы: острая, подострая и фаза компенсации. Социальная адаптация зачастую проходит тяжело из-за детского страха, который является постоянным спутником в раннем дошкольном возрасте. Среди причин, которые могут вызвать у ребенка страх перед детским садом, выделяют тревогу, негативное первое впечатление от ДОО, психологическую неготовность ребенка, отсутствие элементарных навыков самообслуживания, избыток впечатлений.
4. Формы взаимодействия ДОО с родителями в период адаптации детей к ДОО
Самым важным этапом успешной адаптации является подготовка родителей ребёнка к детскому саду психологически. Родители должны сформировать ожидание посещения детского сада как радостного события в жизни ребенка. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. «Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребёнка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию» [8; с.2].

А.С. Волкова и В.В. Болкунова рекомендуют такой подход. «Родители, проходя мимо здания детского сада, могут рассказать ребенку как там интересно, обратить внимание, сколько детей там весело играют. Родители могут приходить на прогулку по территории дошкольного учреждения и находиться на участке группы, таким образом, ребенок, еще не входя в само здание, уже начнет привыкать к окружающей местности, детям и взрослым. Все это осуществляется постепенно, в течение нескольких дней – как период ознакомления» [8; с.149-151].

В новых условиях у детей иногда проявляется интерес к деятельности, которой они ранее не интересовались. Ребенок, который не рисовал дома, вдруг садится и начинает рисовать. И вот здесь «стоит обратить внимание психолога на детские рисунки, ведь они могут раскрыть его эмоциональные переживания. Может быть, рисуя, ребенок избегает контакта с другими детьми» [20; с. 139].