Файл: Курсовая работа на тему особенности взаимодействия педагога с родителями в рамках совместной подготовки ребенка к обучению в доо по дисциплине "Теоретические основы дошкольного образования".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 459

Скачиваний: 247

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В этом нам видится очень важный аспект взаимодействия педагогов детского сада и семьи ребенка. О.В. Трофимова и Т.М. Волкова подчеркивают: «объяснения ребенку, почему родители оставляют его в детском саду, такие как «нам надо на работу», «все дети ходят в детский сад» в корне не правильные. У ребенка возникает противоречие между «хочу» и «надо», а ведь взрослые должны создать условия, чтобы ребенок захотел посещать детский сад» [20; с.139].

В работе с родителя педагогам ДОО необходимо:

1. Установить тесный контакт с родителями, который позволяет снять напряжение, тревожность за ребенка, сориентировать родителей на активное взаимодействие.

2. Принимать активное участие в жизни семьи.

3. Всегда находить время, чтобы поговорить с родителями.

4. Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности, помогать развивать свои умения и таланты.

5. Информирование родителей о процессе протекании адаптации (родительское собрание, индивидуальные беседы, стендовая консультация).

6. Выстраивание совместного индивидуального плана адаптации ребенка, вырабатывание единых требований к нему [11].

В период трех лет формируется желание к самостоятельной деятельности — «Я сам». Родителям необходимо хвалить и поощрять ребенка за проявления его самостоятельности. В психике ребенка формируется самосознание и первичная самооценка, поэтому в период адаптации ребенку необходима поддержка и одобрение со стороны взрослых. Психологические возрастные особенности детей трех лет приходится учитывать в период адаптации, внимательно и с уважение относиться к формированию личности ребёнка.

Психологические аспекты периода адаптации детей к условиям детского сада возникают и у родителей. Родители, как отмечает С.В. Королева, ожидают большего от дошкольного учреждения, не понимая, что главными в успешной адаптации детей, являются они сами. К тому же наступает момент сравнения своего ребенка с другими детьми. «И традиционные ошибки в воспитании – сравнивать и оценивать своего ребенка с успехами другого недопустимо, ребенка сравнивать можно только с его собственными достижениями» [11; с.120-121].

Например, сравнивать ребенка, каким он пришел в детский сад, какие у него успехи (спустя месяцы), насколько он стал более самостоятельным, какие у него появились навыки в самообслуживании и т.д.


Игровая деятельность – ведущая деятельность у детей дошкольного возраста, это необходимо использовать в период адаптации. Воспитатели сразу вовлекают детей в игру. В свою очередь, как подчеркивает Е.В. Рощина, по возможности необходимо проводить совместные праздники и другие мероприятия в группе детского сада» [16; с. 74].

Отводя ребенка в детский сад, родителям рекомендуется говорить ребенку не фразу «ты там побудешь недолго, я за тобой приду», а лучше «ты поиграешь, а я постараюсь поскорей присоединиться, и продолжим игру вместе» или «расскажешь о том, в какую игру ты играл, дома поиграем» и так далее. «Совместная деятельность ребенка и взрослого выстраивает более близкий контакт между ними. Существуют разные методики и игры для успешной адаптации ребенка: «помочь кому-то» (кукле, воспитателю, детям), или «тебе так здесь рады», «тебя очень ждут» воспитатели, дети [17].

Следовательно, на характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформированности опыта общения, а также степень родительской опеки. Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания. Но, к сожалению, нередко родители встречаются с персоналом детского сада лишь тогда, когда впервые приводят своего ребенка в группу. Подготовка ребенка в семье порой ограничивается словами: «Тебе там будет хорошо!». Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от семейных.

В семье родители для ребёнка являются постоянными воспитателями. В детском саду же воспитатели сменяют один другого, могут быть различны по характеру, требованиям, по тону общения [19].

На основе анализа изученной литературы логично заключить, что необходимыми условиями успешной адаптации ребенка к ДОО являются: согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.

Успешность дошкольного учреждения определяется психолого-педагогических основ взаимодействия педагогов и семьи. Расширить представления родителей о жизни детей в детском саду поможет информационный материал, который помещается на стендах, в родительских уголках, в вестибюле дошкольного учреждения (см. Приложение 1). Важно, чтобы этот материал был динамичным, отражал текущие события и нес конкретные знания. Необходима семейная поддержка или четкая ориентация на проблемы семьи: обучение и оказание помощи специалистов.



В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с ним в игры.

Сотрудничество несовместимо с монологом, а тем более с поучением, к чему тяготеют современные педагоги и многие родители. Сотрудничество – это диалог, а диалог постоянно обогащает всех партнеров. Существенна и важна линия взаимодействия на семью через ребенка, который делится со своими домочадцами своими позитивными эмоциями и впечатлениями, тем самым привлекая родителей к помощи и сотрудничеству с детским садом.

Таким образом, в период адаптации ребенка раннего дошкольного возраста к детскому саду весьма важно взаимоотношения воспитателя с родителями детей. Поскольку через сотрудничество с семьей и постоянный диалог позволят лучше контролировать состояние ребенка, обсуждать изменения, как положительные, так и негативные. От того, что ребенок узнает о детском саде от своих родителей – в большой степени зависит его отношение к воспитателю и детскому саду.

5. Эффективные формы взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к условиям ДОО
Психологическая готовность ребенка к детскому саду зависит и от психологической готовности родителей оставить свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько переживают, что с ребенком в саду что-то случится, а их не будет рядом, что «передают» свою тревожность и опасения ребенку, который, в свою очередь, никак не может привыкнуть к новой обстановке и новым условиям.

Поэтому помощь ДОО детям в 2-3-летнем возрасте заключается и в помощи их родителям. Важно научить родителей некоторым особенностям общения с ребенком, а также помочь разобраться в своих родительских чувствах по отношению к нему.

А.В. Павлик предлагает использовать целостную программу, в которой разработаны специальные мероприятия консультативного характера, призванные расширить психолого-педагогические знания и опыт родителей [13].

Цель:

- определить помощь детям и родителям (или законным представителям детей) в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, и оказание своевременной помощи детям, родителям (законным представителям), педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях;

- определить возможности создание условий для прохождения ребенком адаптационного периода;


- гармоничное развитие детей после периода адаптации в условиях детского сада, содействие в создании в образовательном учреждении ситуации развития воспитанников, соответствующей индивидуальности;

- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, духовно-нравственного воспитания, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

- подготовка ребенка к жизни в современном обществе, и обеспечение психологических условий для охраны здоровья, развитие личности всех участников образовательного процесса.

Все мероприятия в рамках программы направлены на формирование доброжелательного отношения родителей к группе, которую будет посещать ребенок; формирование доброжелательного отношения детей друг к другу и воспитателю; просвещение родителей с целью формирования единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей.

Комплексная программа по взаимодействию воспитателя с родителями детей раннего дошкольного возраста, проходящими период адаптации к детскому саду, должна предусматривать:

1. Помощь каждому из детей в установлении контакта со сверстниками, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.2. Помощь персоналу детского сада в установлении отношений с детьми и их родителями.

3. Помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, посещающими эту группу, с сотрудниками детского сада [13].

Для формирования доброжелательного отношения родителей к группе, которую будет посещать ребенок, возможна организация и проведение встреч с родителями в форме «Родительского клуба».

Цели и задачи клуба:

- наладить сотрудничество между детским садом и семьей;

- активизировать педагогический потенциал родителей;

- помочь родителям в воспитании детей;

- поделиться опытом педагогов, и перенять опыт общения от родителей;

- сделать встречи интересными и полезными.

Н.А. Платохина предлагает в содержание работы с родителями по проблеме адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада включать следующие темы [14]: «Какой я родитель?» «Расти, малыш, здоровым!», «Гармоничное развитие ребенка».


Целесообразно проводить анкетирование родителей на темы «Какой мой малыш дома?» (см. Приложение 2), «Традиции семейного воспитания», «Мой ребенок посещает детский сад». Данное анкетирование направлено на выявление особенностей каждого ребенка, чтобы облегчить процесс адаптации к детскому саду.

Также не менее результативны семинары-практикумы и коллективные консультации на темы: «Психологические особенности развития детей младшего дошкольного возраста», «Как подготовить малыша к поступлению в детский сад?», «Как обеспечить привыкание ребенка к детскому саду?», «Мой малыш пошел в детский сад», «Рекомендации психолога по подготовке ребенка к детскому саду», «Режим дня – это важно!», «Гиперактивный ребенок в детском саду», «Агрессивный ребенок», «Ум на кончиках пальцев», «Стили воспитания в семье: проблемы и пути решения»; тематические беседы «Гигиенические требования к одежде ребенка в детском саду и на прогулке», «Почему режим – это важно!». Пример консультации для родителей представлен в Приложении 3.

Информацию для родителей, которые готовят своих детей к посещению дошкольной образовательной организации можно размещать на сайтах ДОО в открытом доступе для ознакомления родителей.

Важно, чтобы в работе с дошкольниками родители были союзниками, старались выполнять все рекомендации педагога-психолога и воспитателей, прислушивались к советам педагогов ДОО.

Реализация содержания проекта должна способствовать успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, установлению доверительного общения между родителями ребенка и педагогами дошкольного образовательного учреждения, преобразованию развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты, повышению компетентности родителей по проблеме социально-педагогической адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому дошкольному учреждению.

М.А. Новичихина на первоначальном этапе знакомства родителей с детским садом рекомендуется проводить анкетирование родителей в целях получение информации о семье и получение информации о ребенке. Также на этом этапе рекомендуется ознакомление и активное использование родителями пальчиковых гимнастик, которые используют и педагоги группы; ознакомление можно провести через брошюры, размещение информации на сайте учреждения, на родительских собраниях. Также важно проведение дня открытых дверей. При этой форме работы появится возможность у родителей узнать о деятельности ДОО, в котором будут воспитывать их детей, так и дети познакомятся со всеми специалистами учреждения, что будет способствовать проявлению стресса в меньшей мере во время адаптационного периода [12].