Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования московский государственный институт культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


СУЗ предназначена для обеспечения общего понимания, демонстрации значимости и оказании помощи организациям в ее успешном внедрении. Основа СУЗ опирается на эмпирические исследования и практический опыт в этой области, накопленный в странах мира.

Знание представляет собой набор данных и информации. Знание включает в себя различные технологии, производственный опыт, эмоции, идеи, интуиции, мотивации, стили обучения, открытость и т.д. Под управлением знаниями подразумевают плановое или текущее проведение отдельных мероприятий или непрерывное управление процессами для улучшения существующих или создание новых индивидуальных или коллективных ресурсов знаний с целью конкурентоспособности организации. СУЗ представляет собой набор понятий, дисциплин и инструментов для организации знании, в общем понимании «знание» - это совокупность данных и информации, которая дополняется экспертным мнением, профессиональными навыками и опытом, в результате чего появляется ценный актив, который возможно применять для оказания помощи и принятия решений.

Наиболее значимые компоненты СУЗ :

  1. Фокусирование внимания на производственной деятельности должно быть центром любой инициативы в области управления знаниям и представлять собой дополнительную значимость для организации.

  2. Пять основных видов деятельности в отношении знаний были идентифицированы: идентификация; создание; хранение, обмен знаниями и их применение.

  3. Средства обеспечения деятельности в отношении знаний: комплекс стандартов в области управления знаниями предлагает организациям, заинтересованным в управлении знаниями, руководителям проектов и группам по проекту СУЗ использовать из в качестве основы для первоначальных обсуждений

В государственной нормативной документации имеется ряд национальных стандартов, посвященных СУЗ, основным из которых является ГОСТ Р 54875-2011 «Менеджмент знаний, Руководство по устоявшейся практике внедрения СМЗ» - руководящие указания которого целесообразно и экономически выгодно применять в любой организации любой собственности. Этот стандарт рассматривает общи подходы к построению СМЗ, Она предназначена для обеспечения общего понимания , демонстрации значимости и оказания помощи организациям в ее успешном внедрении. Основными этапа деятельности, связанной с управлением знаниями является:

1. Идентификация знаний ( этот этап является критическим и стратегическим),


2. Создание (новых) знаний,

3. Хранение знаний,

4. Обмен знаниями,

5. Применение знаний.

Знания являются важным и возобновляемым ресурсом, определяющим качество и инновации. Разработка, обмен знаниями и их применение необходимы для достижения задач, поставленных перед организацией и отдельным специалистом. Фактически большая часть обмена знаниями происходит на добровольной основе. В стандарте также используются термины и определения: менеджмент знаний – плановое или текущее проведение отдельных мероприятий или непрерывное управление процессами для улучшения использования существующих или создания новых индивидуальных или коллективных знании с целью повышения конкурентоспособности организаций. Интеллектуальный капитал – вид нематериальных объектов; данные – объективные факты; информация – структурированные данные; знания – связанная информация. В стандарте различают два вида знания – явные и неявные, В нем так же рассматриваются вопросы измерения знания.

В настоящее время существует достаточно большое количество публикаций ( монографии, интернет-порталы, научные статьи, учебники, учебно-методические пособия) посвященные концепциям и вопросам управления знаниями. Регулярно проводятся научные и практические конференции, создаются форумы для обсуждения проблем и перспектив внедрения в разных областях технологии управления знаниями. В отечественных организациях, особенно библиотеках функции по вопросам внедрения СУЗ возлагается на зав.отделами или зам. директора по кадровой службе. Соответственно мы решили разработать методические рекомендации в помощь библиотечным специалистам, собирающимися или планирующие внедрять СУЗ в своих библиотеках, поскольку имеется своя специфика.

  1. Персонифицирующий или интуитивный подход. Знания содержатся в людях и главное, чтобы носители знаний хранили их или делились ими.

  2. Информационный или технологический подход, исходит из того, что современные организации накапливают знания.

Выделятся четыре стандартных этапа внедрения СУЗ.

  1. Любой проект по управлению знаниями всегда стоит начинать с объяснения сотрудникам того, зачем он нужен и какую пользу он принесет.( игнорирование вводного этапа может привести к неудаче всего проекта. Сотрудники не всегда осознают для чего им нужны управления знаниями, не видят выгод и соответственно е мотивированы).

  2. Оценка ресурсов информации и знаний и их соответствия реальным потребностям сотрудников. Эта оценка чаще всего проводится с помощью вопросников. В ходе реализации проекта управления знаниями и по его завершению стоит провести повторные опросы, чтобы понять, что изменилось.

  3. Проводится анализ полученных ответов и разрабатываются стратегия и тактика управления знаниями.

  4. Внедряются технологические решения, вводится в действие политика в области управления знаниями, меняется содержание входящих информационных потоков, проводятся обучающие программы.


На каждом этапе проекта нужно оценить его спешность( нужен грамотный руководитель проекта- профессионал). Лидерство в области управления знаниями является приоритетным качеством, которым должны обладать люди, управляющие знаниями в организации.

Эффективное управление знаниями реализуется при сбалансированном развитии организации по всем координатам, а основная задача специалистов по управлению знаниями – выбор правильной последовательности движения по этим координатам, Таким образом, построение СУЗ заключается в выборе таких взаимосвязанных правил, которые позволят организации построить отношения и управления знаниями, и задействовать инструментальную составляющую, используя современные технологические решения.

Документирование процессов управления знаниями включает следующее этапы:

  1. Разработка плана

  2. Проведение аудита (определение нахождения знания, кто конкретно им обладает, кто в нем нуждается)

  3. Составление карты знаний ( где, в каком месте, отделе, подразделении хранятся явные и неявные знания)

  4. Классификация знаний ( по признакам)

  5. Приобретения знаний

  6. Структуризация и организация хранения знаний

  7. Проверка и верификация знания

Таким образом, разработанные нами методические рекомендации «Формирование системы управления знаниями в Раменской центральной библиотеке» четко определяют, с какой целью они составлены, и какой результат должен быть, достигнут – они вытекают из общих целей библиотеки и связаны с целями всех уровней во всех сферах деятельности библиотеки. Они должны повысить способность библиотеки генерировать и развивать оригинальные полезные идеи и решения по составлению и реализации модели СУЗ РЦБ. Разработанные методические рекомендации позволили достичь поставленной цели исследования.
Вывод по второй главе. В данной главе рассматриваются важные аспекты формирования системы управления знаниями в современной библиотеке, которые связаны, прежде всего, с разработкой модели управления знаниями в библиотеке и выработкой основных методических рекомендаций по решению данных вопросов. Эти вопросы анализируются на примере работы СУЗ Раменской центральной библиотеки, в которой СУЗ в рамках использования электронного запроса и обработки его автоматизированной системой управления базой данных. Определена и важность эффективной системы межбиблиотечного электронного каталога, а также формы и предложения услуг и т.д. Выполнен анализ научной литературы практик работы библиотек по этим вопросам. Стандартной модели управления знаниями не существует. Для каждой организации эта модель индивидуальна и зависит от стратегических целей, имеющихся знаний, умений и навыков персонала. Для разработки выработки собственной модели системы управления знаниями мы изучили и рассмотрели существующие модели управления знаниями.


Определена основная стратегия в анализе существующих методик и выработке собственной стратегии управления знаниями: взаимодействие осуществляется эффективным образом с использованием информационных технологий. При правильном управлении такая модель генерирует не только метазнания, но и знания о методах обучения. Делается акцент на том, что библиотека в своей организационно-технической деятельности должна ориентироваться на современные подходы владения и использования междисциплинарного знания в различных областях знаний и определять способы максимальной возможности хранения, поиска, обработки, использования знания, рождение нового знания благодаря совершенствованию компетенций профессионалов библиотечного дела и использованию современных компьютерных и информационных технологий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Управление знаниями  — это создание информационной среды, интегрирующей процесс выявления и получения имеющихся знаний, необходимых для создания и формирования нового знания.


Причины невнимания отечественных библиотек к проблеме управления знаниями — это предмет дальнейших исследований, но уже сейчас можно отметить основные из них: высокая стоимость проектов управления знаниями, нежелание самих библиотекарей что-либо менять в своей деятельности. В настоящее время библиотеки в большей степени заняты созданием электронных каталогов и баз данных, автоматизацией библиотечных процессов, внедрением коммуникационных технологий. В то же время следует отметить, что такие вопросы управления знаниями, как управление собственными неявными знаниями, могут решаться уже сегодня.

Внедрение концепции управления знаниями в работу библиотек будет способствовать повышению престижа библиотеки в современном обществе, широкому освоению новых информационных технологий, появлению возможности выявления, накопления и передачи новых знаний, улучшению качества доступности, расширению перечня предоставляемых услуг. В связи с этим возрастает актуальность адаптации библиотечных работников к концепции управления знаниями. Как показал опыт организаций, которые уже реализовали проекты по УЗ, эти проблемы связаны, прежде всего, с человеческим фактором.

Здесь следует отметить:

  • ограниченные возможности приобретения знаний людьми и организациями;

  • нежелание людей делиться знаниями;

  • сложность процесса передачи собственных знаний;

  • боязнь, что может обнаружиться незнание;

  • проблема восприятия новых знаний;

  • внутреннее отторжение самого термина «управление знаниями» как ограничивающего свободу личности.

  • развитие информационных ресурсов предприятия.

Подводя итоги, можно дать характеристику концепции управление знаниями:

  • переход от процессов информирования к предоставлению знаний об объекте;

  • внимание к специалисту, оценка его скрытого знания как существенной части интеллектуального капитала предприятий;

  • формирование информационными службами новых продуктов, создание нового знания на основе информационного анализа существующего;