Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования московский государственный институт культуры.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СУЗ предназначена для обеспечения общего понимания, демонстрации значимости и оказании помощи организациям в ее успешном внедрении. Основа СУЗ опирается на эмпирические исследования и практический опыт в этой области, накопленный в странах мира.
Знание представляет собой набор данных и информации. Знание включает в себя различные технологии, производственный опыт, эмоции, идеи, интуиции, мотивации, стили обучения, открытость и т.д. Под управлением знаниями подразумевают плановое или текущее проведение отдельных мероприятий или непрерывное управление процессами для улучшения существующих или создание новых индивидуальных или коллективных ресурсов знаний с целью конкурентоспособности организации. СУЗ представляет собой набор понятий, дисциплин и инструментов для организации знании, в общем понимании «знание» - это совокупность данных и информации, которая дополняется экспертным мнением, профессиональными навыками и опытом, в результате чего появляется ценный актив, который возможно применять для оказания помощи и принятия решений.
Наиболее значимые компоненты СУЗ :
-
Фокусирование внимания на производственной деятельности должно быть центром любой инициативы в области управления знаниям и представлять собой дополнительную значимость для организации. -
Пять основных видов деятельности в отношении знаний были идентифицированы: идентификация; создание; хранение, обмен знаниями и их применение. -
Средства обеспечения деятельности в отношении знаний: комплекс стандартов в области управления знаниями предлагает организациям, заинтересованным в управлении знаниями, руководителям проектов и группам по проекту СУЗ использовать из в качестве основы для первоначальных обсуждений
В государственной нормативной документации имеется ряд национальных стандартов, посвященных СУЗ, основным из которых является ГОСТ Р 54875-2011 «Менеджмент знаний, Руководство по устоявшейся практике внедрения СМЗ» - руководящие указания которого целесообразно и экономически выгодно применять в любой организации любой собственности. Этот стандарт рассматривает общи подходы к построению СМЗ, Она предназначена для обеспечения общего понимания , демонстрации значимости и оказания помощи организациям в ее успешном внедрении. Основными этапа деятельности, связанной с управлением знаниями является:
1. Идентификация знаний ( этот этап является критическим и стратегическим),
2. Создание (новых) знаний,
3. Хранение знаний,
4. Обмен знаниями,
5. Применение знаний.
Знания являются важным и возобновляемым ресурсом, определяющим качество и инновации. Разработка, обмен знаниями и их применение необходимы для достижения задач, поставленных перед организацией и отдельным специалистом. Фактически большая часть обмена знаниями происходит на добровольной основе. В стандарте также используются термины и определения: менеджмент знаний – плановое или текущее проведение отдельных мероприятий или непрерывное управление процессами для улучшения использования существующих или создания новых индивидуальных или коллективных знании с целью повышения конкурентоспособности организаций. Интеллектуальный капитал – вид нематериальных объектов; данные – объективные факты; информация – структурированные данные; знания – связанная информация. В стандарте различают два вида знания – явные и неявные, В нем так же рассматриваются вопросы измерения знания.
В настоящее время существует достаточно большое количество публикаций ( монографии, интернет-порталы, научные статьи, учебники, учебно-методические пособия) посвященные концепциям и вопросам управления знаниями. Регулярно проводятся научные и практические конференции, создаются форумы для обсуждения проблем и перспектив внедрения в разных областях технологии управления знаниями. В отечественных организациях, особенно библиотеках функции по вопросам внедрения СУЗ возлагается на зав.отделами или зам. директора по кадровой службе. Соответственно мы решили разработать методические рекомендации в помощь библиотечным специалистам, собирающимися или планирующие внедрять СУЗ в своих библиотеках, поскольку имеется своя специфика.
-
Персонифицирующий или интуитивный подход. Знания содержатся в людях и главное, чтобы носители знаний хранили их или делились ими. -
Информационный или технологический подход, исходит из того, что современные организации накапливают знания.
Выделятся четыре стандартных этапа внедрения СУЗ.
-
Любой проект по управлению знаниями всегда стоит начинать с объяснения сотрудникам того, зачем он нужен и какую пользу он принесет.( игнорирование вводного этапа может привести к неудаче всего проекта. Сотрудники не всегда осознают для чего им нужны управления знаниями, не видят выгод и соответственно е мотивированы). -
Оценка ресурсов информации и знаний и их соответствия реальным потребностям сотрудников. Эта оценка чаще всего проводится с помощью вопросников. В ходе реализации проекта управления знаниями и по его завершению стоит провести повторные опросы, чтобы понять, что изменилось. -
Проводится анализ полученных ответов и разрабатываются стратегия и тактика управления знаниями. -
Внедряются технологические решения, вводится в действие политика в области управления знаниями, меняется содержание входящих информационных потоков, проводятся обучающие программы.
На каждом этапе проекта нужно оценить его спешность( нужен грамотный руководитель проекта- профессионал). Лидерство в области управления знаниями является приоритетным качеством, которым должны обладать люди, управляющие знаниями в организации.
Эффективное управление знаниями реализуется при сбалансированном развитии организации по всем координатам, а основная задача специалистов по управлению знаниями – выбор правильной последовательности движения по этим координатам, Таким образом, построение СУЗ заключается в выборе таких взаимосвязанных правил, которые позволят организации построить отношения и управления знаниями, и задействовать инструментальную составляющую, используя современные технологические решения.
Документирование процессов управления знаниями включает следующее этапы:
-
Разработка плана -
Проведение аудита (определение нахождения знания, кто конкретно им обладает, кто в нем нуждается) -
Составление карты знаний ( где, в каком месте, отделе, подразделении хранятся явные и неявные знания) -
Классификация знаний ( по признакам) -
Приобретения знаний -
Структуризация и организация хранения знаний -
Проверка и верификация знания
Таким образом, разработанные нами методические рекомендации «Формирование системы управления знаниями в Раменской центральной библиотеке» четко определяют, с какой целью они составлены, и какой результат должен быть, достигнут – они вытекают из общих целей библиотеки и связаны с целями всех уровней во всех сферах деятельности библиотеки. Они должны повысить способность библиотеки генерировать и развивать оригинальные полезные идеи и решения по составлению и реализации модели СУЗ РЦБ. Разработанные методические рекомендации позволили достичь поставленной цели исследования.
Вывод по второй главе. В данной главе рассматриваются важные аспекты формирования системы управления знаниями в современной библиотеке, которые связаны, прежде всего, с разработкой модели управления знаниями в библиотеке и выработкой основных методических рекомендаций по решению данных вопросов. Эти вопросы анализируются на примере работы СУЗ Раменской центральной библиотеки, в которой СУЗ в рамках использования электронного запроса и обработки его автоматизированной системой управления базой данных. Определена и важность эффективной системы межбиблиотечного электронного каталога, а также формы и предложения услуг и т.д. Выполнен анализ научной литературы практик работы библиотек по этим вопросам. Стандартной модели управления знаниями не существует. Для каждой организации эта модель индивидуальна и зависит от стратегических целей, имеющихся знаний, умений и навыков персонала. Для разработки выработки собственной модели системы управления знаниями мы изучили и рассмотрели существующие модели управления знаниями.
Определена основная стратегия в анализе существующих методик и выработке собственной стратегии управления знаниями: взаимодействие осуществляется эффективным образом с использованием информационных технологий. При правильном управлении такая модель генерирует не только метазнания, но и знания о методах обучения. Делается акцент на том, что библиотека в своей организационно-технической деятельности должна ориентироваться на современные подходы владения и использования междисциплинарного знания в различных областях знаний и определять способы максимальной возможности хранения, поиска, обработки, использования знания, рождение нового знания благодаря совершенствованию компетенций профессионалов библиотечного дела и использованию современных компьютерных и информационных технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление знаниями — это создание информационной среды, интегрирующей процесс выявления и получения имеющихся знаний, необходимых для создания и формирования нового знания.
Причины невнимания отечественных библиотек к проблеме управления знаниями — это предмет дальнейших исследований, но уже сейчас можно отметить основные из них: высокая стоимость проектов управления знаниями, нежелание самих библиотекарей что-либо менять в своей деятельности. В настоящее время библиотеки в большей степени заняты созданием электронных каталогов и баз данных, автоматизацией библиотечных процессов, внедрением коммуникационных технологий. В то же время следует отметить, что такие вопросы управления знаниями, как управление собственными неявными знаниями, могут решаться уже сегодня.
Внедрение концепции управления знаниями в работу библиотек будет способствовать повышению престижа библиотеки в современном обществе, широкому освоению новых информационных технологий, появлению возможности выявления, накопления и передачи новых знаний, улучшению качества доступности, расширению перечня предоставляемых услуг. В связи с этим возрастает актуальность адаптации библиотечных работников к концепции управления знаниями. Как показал опыт организаций, которые уже реализовали проекты по УЗ, эти проблемы связаны, прежде всего, с человеческим фактором.
Здесь следует отметить:
-
ограниченные возможности приобретения знаний людьми и организациями; -
нежелание людей делиться знаниями; -
сложность процесса передачи собственных знаний; -
боязнь, что может обнаружиться незнание; -
проблема восприятия новых знаний; -
внутреннее отторжение самого термина «управление знаниями» как ограничивающего свободу личности. -
развитие информационных ресурсов предприятия.
Подводя итоги, можно дать характеристику концепции управление знаниями:
-
переход от процессов информирования к предоставлению знаний об объекте; -
внимание к специалисту, оценка его скрытого знания как существенной части интеллектуального капитала предприятий; -
формирование информационными службами новых продуктов, создание нового знания на основе информационного анализа существующего;