Файл: 1. Управление конкурентоспособностью на предприятиях розничной торговли 7.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Управление конкурентоспособностью на предприятиях розничной торговли 7
1.1 Понятие, содержание и организация коммерческой деятельности в сфере товарного обращения 7
1.2 Сущность, значение и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия розничной торговли 20
1.3 Методы оценки процесса продажи товаров и конкурентоспособности предприятия розничной торговли 29
2. Влияние конкурентоспособности на экономические показатели предприятия 43
2.1 Организационно – финансовая характеристика предприятия розничной торговли на примере ООО «Караван 24» 43
2.2 Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Караван 24» 58
3. Пути повышения уровня конкурентоспособности предприятия 75
3.1 Направления повышения конкурентоспособности и прогнозы развития деятельности предприятия 75
3.2 Эффективность предложенных мероприятий по улучшению деятельности предприятия розничной торговли ООО «Караван 24» 77
Заключение 82
Список использованных источников 86
Приложения 89
ВВЕДЕНИЕ
Каждое предприятие, которое образуется, развивается и функционирует на рынке для производства товаров или оказания услуг, стремится добиться основной цели - максимизации прибыли. При этом данная цель может быть достигнута при соблюдении определенных параметров: обеспечение кадрового состава, учет производственных мощностей, маркетинговое изучение рынка, развитие системы управленческого аппарата, знание экономических характеристик предприятия и т. д. Одним из факторов, влияющих на увеличение прибыли, является определение конкурентоспособности самого предприятия на рынке в сравнении с другими организациями, которые производят аналогичные или схожие товары, товары-заменители. Данный показатель является одним из важных индикаторов роста и развития любого предприятия в условиях рыночной системы и развития отечественного производства.
Для успешного функционирования предприятия в области коммерческой деятельности необходимо осуществлять его целенаправленное управление.
Управление - есть сознательное воздействие человека на объекты и процессы в целях придания деятельности предприятия коммерческой направленности и получения определенных результатов. Основной целью коммерческой деятельностью любого торгового предприятия является получение прибыли посредством удовлетворения общественных потребностей, что в условиях конкуренции становиться весьма трудоемким процессом.
Коммерция − это деятельность в сфере распределения и обмена товароматериальных ценностей, которые создают условия для качественного осуществления процессов производства и потребления.
Наша страна уже долгое время живет в условиях современной рыночной экономики, и фактор конкурентоспособности является ключевым.
Актуальность темы работы заключается в том, что в современных условиях торговый сектор занимает большое место в экономике нашей страны. Торговля – обширнейшая область предпринимательской деятельности и сфера приложения труда – получила в последние годы новые импульсы своего развития, существенно расширившись в экономике.. В нее влилось много новых предприимчивых людей, в ряде случаев коренным образом поменявших свою профессию и жизненные ориентиры. В торговлю пришли миллионы людей, ранее сталкивающихся с ней только в роли покупателей.
На сегодняшний день проблема повышения конкурентоспособности предприятия становится все более актуальной. Рыночная ситуация во многом зависит от состояния и результатов конкурентной борьбы. Предприятия придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счет которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех.
В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности предприятия пользуются некоторыми численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую предприятию получение намеченных и стабильных конечных результатов. Предприятие, имеющее более низкие издержки производства, получает большую величину прибыли, что позволяет расширять масштабы производства, повышать его технический уровень, экономическую эффективность и качество продукции, а также совершенствовать систему сбыта. В результате конкурентоспособность такого предприятия и выпускаемого им продукции, что способствует увеличению ее доли за счёт других предприятий, не имеющих таких финансовых и технических возможностей.
Сегодня термин «конкурентоспособность» стал одним из наиболее употребляемых в научной литературе. Разработка концепции комплексного подхода повышения конкурентоспособности предприятия – задача непростая.
Актуальность темы данной работы обусловлена еще и тем, что организация коммерческой деятельности предприятия на товарном рынке являются одним из наиболее важных элементов системы взаимодействия фирмы и потребителя как субъектов экономических отношений.
Целью деятельности предприятия является получение прибыли. Однако достижение этой цели возможно только за счет производства продукции или оказания услуг, необходимых обществу. В то же время на рынке действует несколько производителей одноименного товара и предпочтение потребителя может быть отдано тому или иному товару. Следовательно, чтобы быть реализованным, товар должен выгодно отличаться от других аналогичных товаров, то есть конкурировать с ними. Это является важнейшим условием продажи любого товара.
Цель исследования - анализ коммерческой деятельности торгового предприятия в условиях конкуренции и разработка рекомендаций по улучшению управления данной деятельностью.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать теоретические аспекты анализа и управления коммерческой деятельностью торгового предприятия в условиях конкуренции;
- произвести анализ коммерческой деятельности ООО «Караван 24»;
- разработать мероприятия по улучшению процесса управления коммерческой деятельностью ООО «Караван 24» в условиях конкуренции и дать им экономическое обоснование.
Объектом исследования в данной работе выступает розничное торговое предприятие ООО «Караван 24».
Предметом исследования является коммерческая деятельность торгового предприятия в условиях конкуренции.
При написании работы использовалась литература отечественных и зарубежных авторов, таких как: Балашевич М.Н., Березенкова В.В., Бунеева Е.Н., Киселева, Р.Н., Короткова Т.П., Молотова Н.В., Панкратова Ф.Г., Памбухчиянц О.В., Ханрова С.М., и других отечественных авторов. Среди зарубежных можно выделить работы: А. Смита, Дж. Миля, Ф. Хайека.
Изучение отдельных аспектов проблемы осуществлялось путем комплексного применения всеобщего метода материалистической диалектики, а также формально-статистического, сравнительно-статичтического, системно-структурного, методов наблюдения, социологического опроса, ABC-анализа, экспертных оценок, анализа интернет-источников.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, разделенной на 3 главы, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Управление конкурентоспособностью на предприятиях розничной торговли
1.1 Понятие, содержание и организация коммерческой деятельности в сфере товарного обращения
Коммерческая деятельность является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда и в России регулируется Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», [1] а так же ГОСТом Р 51304 – 2022 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Общие требования». [1]
В отечественной экономической литературе существуют различные определения коммерческой деятельности. Приведем наиболее распространенные из них в таблице 1.
Таблица 1 – Определения коммерческой деятельности
Определение | Автор |
товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность торгового предприятия с ориентацией на потребности рыночного спроса | Панкратов Ф.Т. [20] |
особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которой зависят конечные результаты торгового предприятия | Азоев Г.Л. [3] |
это все то, что обеспечивает максимальную выгодность торговой сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете интересов и запросов потребителей | Николаева Т.И. [12] |
комплекс операций, обеспечивающих куплю-продажу товаров и вместе с торговыми процессами представляющих собой торговлю в широком смысле слова | Спиридонов И.А. [23] |
оперативно-организационная деятельность по осуществлению операций обмена товарно-материальных ценностей в целях удовлетворения потребностей населения | Снегирева В.А. [22] |
Сам термин «коммерция» (от латинского - торговля) имеет двоякое значение: в одном случае он охватывает отрасль торговли, в другом - торговые процессы, направленные на активизацию и осуществление купли-продажи товаров. Традиционно коммерческая деятельность связана со вторым значением коммерции.
В связи с развитием рыночных отношений возникает необходимость разграничения таких важных понятий как коммерческая деятельность и посредническая деятельность.
Посредническая деятельность является понятием, близким по содержанию к коммерческой деятельности. Однако не следует их полностью отождествлять. Посредник - это такой хозяйствующий субъект, который находится посередине между двумя другими и выполняет функцию их сведения по поводу обмена продуктами труда в материально-вещественной форме или в форме услуг, информации. [19] Посредническая деятельность не обязательно может осуществляться на коммерческой основе, т.е. с целью получения прибыли. Розничное торговое предприятие - посредник между предприятием-изготовителем товара (или оптовым предприятием) и конечным индивидуальным потребителем. Следует отметить также, что не всякий коммерсант является посредником. Предприятие, производящее продукты в качестве товара, т.е. для продажи, преследует коммерческую цель, но не является посредником, поскольку не занимает срединного, посреднического положения в акте товарообмена. [19]
Коммерческая деятельность торговой организации предусматривает выполнение комплекса торгово-организационных операций и управление ими. Коммерческие операции на потребительском рынке обслуживают процесс обмена (купли-продажи). Для того чтобы обмен состоялся, необходимо осуществить взаимосвязанные, выстроенные в определенной последовательности действия, обеспечивающие организационные, социальные и правовые аспекты процесса, которые носят коммерческий характер: изучить рынок и определить потребность в товарах, найти поставщиков, покупателей, заключить договор, обеспечить его выполнение и т.д. Через коммерческую деятельность устанавливаются связи изготовителей товаров с потребителями, и осуществляется управление обменом. Операции, осуществляемые в процессе этой деятельности, носят коммерческий характер и оказывают влияние на конечные результаты работы торговых организаций.
Коммерческая деятельность непосредственно реализуется организациями, предприятиями, юридическими, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обеспечивает операции обмена между хозяйствующими субъектами на рынке товаров и услуг. Она осуществляется в соответствии с законодательством, правовыми и нормативными актами.