Файл: 1. Управление конкурентоспособностью на предприятиях розничной торговли 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Критерий

Магазин «Караван 24»

Магазин «Пятерочка»

Магазин «Магнит»

Ассортимент

Количество подгрупп 46

Количество подгрупп 61

Количество подгрупп 54

Акции, дисконтная система

Ценовая, предложения от известных брендов

Ценовая, флаерная, скидка пенсионерам до 14-00, предложения от известных брендов

Ценовая, флаерная, скидка пенсионерам до 14- 00, предложения от известных брендов

Цены батон нарезной молоко 2,5%, 1л сахар-песок, 1 кг

24,50

49,50

41,00

23,50

48,10

36,00

22,50

48,50

38,00

Режим работы

Круглосуточно

Пн–Вс с 9 до 23 ч.

Пн–Вс с 9 до 22 ч

Свежесть продуктов

В торговом зале нет просроченных продуктов

Просроченные продукты периодически находятся в торговом зале

Просроченные продукты периодически находятся в торговом зале

На основании данных характеристик был проведен анализ конкурентоспособности супермаркета ООО «Караван 24» с использованием метода анкетирования.

Методы анкетирования являются частью обширной области теории принятия решений, а само оценивание - процедура получения оценки проблемы на основе мнения потенциальных покупателей с целью последующего принятия решения (выбора).

В случаях чрезвычайной сложности проблемы, ее новизны, недостаточности имеющейся информации, невозможности математической формализации процесса решения приходится обращаться к рекомендациям потенциальных покупателей, прекрасно знающих проблему. Их решение задачи, аргументация, формирование количественных оценок, обработка последних формальными методами получили название метода анкетирования. Анкета потребителя представлена в Приложении Г.

Во-первых, был выбран список критериев и рассчитана весомость каждого критерия (таблица 17), путем выставления оценок важности критерия потребителя по пятибалльной шкале, где 5 – очень важный, 1 – мало важный.

Таблица 17 – Определение весомости критериев

Критерий

Оценка потребителями степени важности

Весомость критерия

П1

П2

П3

П4

Расчет

Результат

Ассортимент

5,00

5,00

5,00

5,00

а1 (5/24+5/22+5/24+5/25)

0,21

Акции, дисконтная система

5,00

5,00

5,00

5,00

а2 (5/24+5/22+5/24+5/25)

0,21

Цены

5,00

4,00

5,00

5,00

а3 (5/24+5/22+5/24+5/25)

0,17

Режим работы

4,00

3,00

4,00

5,00

а4 (5/24+5/22+5/24+5/25)

0,20

Свежесть продуктов

5,00

5,00

5,00

5,00

а5 (5/24+5/22+5/24+5/25)

0,21

Сумма

24,00

22,00

24,00

25,00

-

1


Во-вторых, потребителями были даны оценки состояния всех критериев по каждому предприятию в отдельности. Как и в предыдущей таблице была использована пятибалльная система оценок, где 5 – отлично, 1 – очень плохо.

Оценки выставлялись в сравнении магазинов исключительно между собой, относительно друг друга.

Таким образом, магазин с наиболее высокими показателями по определенному критерию имеет наивысшую оценку по данному критерию.

И уже относительно него оцениваются остальные магазины.

Балльная оценка деятельности супермаркета ООО «Караван 24» отражена в таблице 18.
Таблица 18 – Балльная оценка магазина ООО «Караван 24»

Критерий

Оценка экспертами состояния критерия

Средний балл (Бi)

П1

П2

П3

П4

Ассортимент

4,00

3,00

5,00

4,00

4,00

Акции, дисконтная система

3,00

3,00

4,00

4,00

3,50

Цены

3,00

2,00

3,00

4,00

3,00

Режим работы

4,00

5,00

5,00

4,00

4,50

Свежесть продуктов

5,00

5,00

5,00

5,00

5,00

Оценка деятельности конкретного магазина «Пятерочка» по аналогичным критериям представлена в таблице 19. Оценки были даны также четырьмя потребителями, в последней колонке рассчитан средний балл по каждому из выбранных критериев.

Таблица 19 – Балльная оценка магазина «Пятерочка»

Критерий

Оценка экспертами состояния критерия

Средний балл (Бi)

П1

П2

П3

П4

Ассортимент

5,00

5,00

5,00

5,00

5,00

Акции, дисконтная система

5,00

5,00

5,00

5,00

5,00

Цены

4,00

5,00

4,00

4,00

4,25

Режим работы

5,00

5,00

5,00

5,00

5,00

Свежесть продуктов

4,00

3,00

4,00

4,00

3,75


Результаты оценки деятельности магазина «Магнит» потребителями представлены в таблице 20.

Таблица 20 – Балльная оценка магазина «Магнит»

Критерий

Оценка экспертами состояния критерия

Средний балл (Бi)

П1

П2

П3

П4

Ассортимент

5,00

4,00

5,00

4,00

4,50

Акции, дисконтная система

5,00

5,00

5,00

5,00

5,00

Цены

5,00

5,00

5,00

5,00

5,00

Режим работы

4,00

5,00

5,00

4,00

4,50

Свежесть продуктов

3,00

4,00

3,00

4,00

3,50

На основании полученных усредненных оценок и рассчитанных коэффициентов весомости критериев выполнен расчет итоговой оценки конкурентов, результаты расчетов отражены в таблице 21. Итоговая оценка представляет собой сумму полученных оценок по всем критериям. Для получения более точных данных средняя по каждому из параметров была умножена на весомость данного критерия.

Таблица 21 – Расчет итоговой оценки конкурентоспособности супермаркета ООО «Караван 24»

Критерий

аi

ООО «Караван 24»

«Пятерочка»

«Магнит»

Бi

аi х Бi

Бi

аi х Бi

Бi

аi х Бi

Ассортимент

0,21

4,00

0,84

5,00

1,05

4,50

0,95

Акции, дисконтная система

0,21

3,50

0,74

5,00

1,05

5,00

1,05

Цены

0,17

3,00

0,50

4,25

0,71

5,00

0,84

Режим работы

0,20

4,50

0,90

5,00

1,00

4,50

0,90

Свежесть продуктов

0,21

5,00

1,05

3,75

0,79

3,50

0,74

Конкурентоспособность

1,00

-

4,04

-

4,61

-

4,48


Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что магазин «Караван 24» в целом является конкурентоспособной организацией на рынке потребительских товаров, но уступает своим ближайшим конкурентам по части ассортимента, цен, акций и в незначительной степени – режима работы.

Подводя итог главе работы, можно сказать о том, что исследуемое предприятие ООО «Караван» реализует свою розничную торговую деятельность через универсам ООО «Караван 24». По типу рассматриваемый магазин относится к универсаму (супермаркету). Рассматриваемое предприятие по специализации является смешанным. В магазине «Караван 24» используется линейно-функциональная структура управления.

Текущая ликвидность ООО «Караван 24» отрицательна, а перспективная положительна. Общий показатель платежеспособности ниже нормы, что говорит о недостатке платежеспособности на предприятии. В 2022 г. наблюдается значительное увеличение выручки − на 102 159 тыс. руб. или 14,26 % за счет тенденции увеличения цен. Себестоимость также значительно выросла − на 101 624 тыс. руб. или 14,66 %. За счёт этого прибыль от продаж увеличилась на 11 645 тыс. руб. или 18,23 %. Чистая прибыль в 2022 г. увеличилась на 114 тыс. руб. и приняла значение 1 831 тыс. руб.

За период 2020 − 2022 гг. по всем показателям наблюдается снижение рентабельности вследствие ухудшения финансовых результатов. По итогам 2022 г. собственными оборотными средствами обеспечено 49 % оборотных активов и 57 % запасов. На предприятии неустойчивое финансовое состояние. Предприятие находится в зоне критического риска при неустойчивом финансовом положении.

Коммерческая деятельность магазина ООО «Караван 24» охватывает вопросы изучения предложения на рынке продовольственных и непродовольственных товаров, выявление и изучение источников поступления и поставщиков таких товаров, рекламно-информационную деятельность предприятия по продвижению реализуемых товаров, организацию продажи и торгового обслуживания.

Сравнительная характеристика представленных договоров поставки показала, что наиболее эффективным является договор поставки с ТД «ТоргСервис». В данном договоре предусмотрены последствия неисполнения договора, порядок и условия проведения приемки товаров по качеству и количеству.

Коэффициент рациональности ассортимента равен 0,63. Так как максимальное значение данного коэффициента равно 1, то можно сделать вывод, что ассортимент реализуемых товаров в магазине ООО «Караван 24» является рациональным, а ассортиментная политика – разумной: ассортимент является достаточно широким и вполне устойчивым, но не отличается глубиной и новизной.


Конкуренты торгового супермаркета ООО «Караван 24» выбраны по территориальному признаку, то есть наиболее близкие по расположение и реализующие аналогичный ассортимент товаров, такими являются следующие магазины: «Пятерочка» по адресу ул. Аустрина, д. 162 и «Магнит», расположенный по адресу ул. Аустрина, д. 141 к 2.

По итогам проведенного анализа конкурентоспособности, можно сделать вывод, что магазин ООО «Караван 24» в целом является конкурентоспособной организацией, но уступает своим ближайшим конкурентам по части ассортимента, цен, акций и в незначительной степени – режима работы.

3. Пути повышения уровня конкурентоспособности предприятия
3.1 Направления повышения конкурентоспособности и прогнозы развития деятельности предприятия
Исходя из данных, полученных путем анализа конкурентов ООО «Караван 24», были выявлены слабые стороны предприятия в конкурентной борьбе:

1. По сравнению с магазинами- конкурентами наблюдается низкий ассортимент товаров.

2. Высокие относительно конкурентов цены.

3. Малое количество акций.

4.Недостаточный уровень качества обслуживания вследствие отсутствия необходимого количества продавцов.

Это те направления, по которым следует разрабатывать и внедрять мероприятия с целью улучшения управления коммерческой деятельностью на рассматриваемом предприятии. Рассмотрим варианты улучшений для каждого элемента отдельно.

Так, ассортимент можно обновить путем внедрения товаров более дешевых торговых марок. Также коэффициент обновляемости ассортимента можно повысить путем оперативного закупа товаров-новинок на потребительском рынке: например, продовольственные товары известных марок с новыми вкусами, товары с рекламными акциями и т.д. Данный вариант также поможет в решении проблемы углубления ассортимента.

Из решения первой задачи вытекает решение второй – снижение цен, во-первых, это возможно осуществить за счет продажи более дешевых торговых марок и замены ими дорогих, но наименее востребованных брендов, например, заменить «Увелкой» линейку круп «Мистраль», но при этом углубить ассортимент.

Рассмотрим наиболее перспективную для таких изменений группу – бакалея, выделив в ней подгруппу – макаронные изделия. Для принятия решения, какие именно позиции необходимо вывести из ассортимента, произведем АВС-анализ (Приложение Г). Рассматриваемые ассортиментные позиции были отсортированы в порядке убывания товарооборота, был рассчитан удельный вес позиции в общем объеме месячного товарооборота по макаронным изделиям. Затем был рассчитан накопительный вклад и по итогам данные позиции были разделены по группам А, В и С соответственно удельному весу.