Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1387

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

194
В доверенности указываются данные паспорта или иного документа,
удостоверяющего личность лица, которому выдана доверенность, пере- чень действий, которые оно уполномочено совершить (раскредитование документов, получение накладной, осуществление расчетов за перевоз- ку, подписание памятки приемосдатчика, ведомости подачи и уборки, ком- мерческого акта и др.), а также номер вагона (контейнера) и номер на- кладной, если доверенность выдается на получение груза по конкретной накладной. В этом случае после раскредитования документов по конкрет- ной накладной доверенность прикладывается к дорожной ведомости.
В случае, когда доверенность выдана на право неоднократного совер- шения указанных выше действий, она хранится у уполномоченного пере- возчиком лица, в функции которого входит оформление документов.
Взимание платежей перевозчиком с грузополучателя на станции на- значения удостоверяется подписью уполномоченного представителя пе- ревозчика с указанием должности, фамилии и инициалов. Аналогичные сведения вносятся в электронную накладную.
Груз может быть выдан станцией назначения грузополучателю только после внесения им платы за перевозку груза и иных причитающихся перевозчику платежей. В случае уклонения грузополучателя от внесе- ния платы за перевозку груза и иных причитающихся перевозчику пла- тежей перевозчик вправе удерживать груз с уведомлением в письмен- ной форме об этом грузоотправителя, который обязан в течение четы- рех суток после получения такого уведомления распорядиться грузом.
Ответственность за порчу груза вследствие несвоевременных выгруз- ки и вывоза груза грузополучателем или задержки вагонов на железно- дорожных путях необщего пользования и железнодорожной станции по причинам, зависящим от грузополучателя, несет грузополучатель.
Порядок заполнения оригинала накладной и дорожной ведомости на станции назначения приведен в Правилах заполнения перевозочных до- кументов на железнодорожном транспорте.
В оригинале накладной товарный кассир в графе «По прибытии» —
указывает суммы провозной платы и сборов, подлежащих уплате пере- возчику. В графе «Платежи внесены на станции назначения…» указыва- ется номер и дата квитанции разных сборов.
В графе «Календарные штемпеля прибытия на станцию назначения»
оригинала накладной и дорожной ведомости уполномоченным предста- вителем перевозчика проставляется календарный штемпель прибытия груза

195
на станцию назначения. При выгрузке повагонных и мелких отправок на местах общего пользования на склады, принадлежащие перевозчику, в графе «Дата и время выгрузки» указываются дата и время выгрузки гру- за из вагона, в графе «Место выгрузки» указывается место нахождения груза после выгрузки. В графе «Календарные штемпеля уведомления гру- зополучателя о прибытии груза» проставляется соответствующий кален- дарный штемпель с указанием времени уведомления, фамилии лица, про- изводившего уведомление и проставление его подписи. При выдаче гру- зополучателю электронной накладной перевозчиком вносятся в нее ана- логичные сведения. Выдача перевозчиком оригинала накладной грузопо- лучателю (раскредитирование перевозочных документов) удостоверяет- ся перевозчиком проставлением в оригинале накладной и в дорожной ведомости календарного штемпеля выдачи оригинала накладной грузо- получателю. В дорожной ведомости в строке «Оригинал накладной по- лучил…..числа…..месяца…..г.» указывается дата получения оригинала накладной грузополучателем, затем проставляются требуемые формой бланка данные по доверенности и паспорту. Внесенные грузополучате- лем сведения заверяются подписью представителя грузополучателя с ука- занием его фамилии и инициалов. В электронной дорожной ведомости эти сведения заверяются электронной цифровой подписью.
После раскредитования документов накладную выдают грузополу- чателю. Одновременно с накладной грузополучателю выдают пропуск
(форма ГУ-43) для вывоза груза с территории грузового района и при- емосдаточный акт.
Оформление выдачи грузов в товарной конторе при безбумажной техно- логии оформления перевозок изложен во Временной технологии организа- ции перевозок грузов по технологии АИС ЭДВ в прямом сообщении [25].
16.4. Выдача и вывоз грузов со станции
Для вывоза груза со станции получатель предъявляет приемосдатчи- ку накладную и приемосдаточный акт, а также пропуск, если на станции введен пропускной режим. Убедившись в соответствии документов гру- зу, находящемуся в складе, а также в оплате сбора за хранение или за- писи данных для его взыскания в накопительную карточку ФДУ-92, при- емосдатчик выдает ему груз. Если дата вывоза груза не совпадает с указанной календарным штемпелем датой выдачи оригинала накладной,
то необходимо потребовать документы об оплате хранения по день фак-


196
тического вывоза. Выдав груз, приемосдатчик отмечает на оборотной стороне накладной в графе «Отметки о выдаче груза» число и месяц вы- дачи, число мест и массу груза. Эта отметка считается подтверждением и датой фактической выдачи груза. В Книге выгрузки приемосдатчик ука- зывает номер автомобиля и дату выдачи. Если получатель вывозит груз частями, то после выдачи каждой из них приемосдатчик проверяет оста- ток, чтобы не ошибиться в подсчете грузовых мест, а выдачу каждой час- ти отмечает в накладной, Книге выгрузки и в приемосдаточном акте. После вывоза последней части груза делается отметка «Груз вывезен». При выда- че груза заполняется оборотная сторона пропуска, а при выдаче частями в нем указываются сведения о каждой вывозимой в один прием партии.
Вместе с грузом получателю выдают все указанные в накладной при- способления и материалы, применявшиеся для его крепления, двухъя- русной погрузки и т.д. Грузополучатель должен вывезти также подсти- лочные, упаковочные и утеплительные материалы, которые следовали с грузом. При вывозе груза с грузового района проверяется приемосда- точный акт, накладная и пропуск. Пропуск отбирают при вывозе после- дней партии груза, а накладная остается у получателя, который затем ее передает в бухгалтерию своего предприятия.
Последовательность операций по выдаче груза приведена в таблице 16.1.

197
16.5. Проверка состояния, массы и количества мест груза
на станции назначения
Статьей 41 Устава установлены случаи, при которых перевозчик при выдаче груза на железнодорожной станции назначения без заключения отдельного договора обязан осуществлять проверку состояния, массы и количества мест. В первую очередь это касается выдачи из вагонов, кон- тейнеров, грузов, погрузка которых обеспечивалась перевозчиком в местах общего пользования.
Кроме того, обязательное участие перевозчика в выдаче груза уста- новлено при неисправной перевозке, т.е. в случаях прибытия груза в неисправном (как в техническом, так и коммерческом отношении) ваго- не, контейнере, а также вагоне, контейнере с поврежденными ЗПУ либо в опломбированном попутной железнодорожной станцией или станцией прибытия груза, в открытом подвижном составе с признаками недоста- чи, порчи, повреждения груза.
Участие перевозчика в выдаче груза с проверкой его состояния, массы и количества мест обязательно и в случае прибытия скоропортящегося груза с нарушением срока его доставки или с нарушением температур- ного режима при перевозке в рефрижераторном вагоне.
Грузы, перевозимые навалом, насыпью (масса которых была опре- делена взвешиванием) выдаются с проверкой массы, как правило, на весах того же типа, на каких она была определена при отправлении. При этом масса тары вагона принимается согласно трафарету на вагоне. При наличии вагонных весов у грузополучателя разрешается производить взвешивание тары вагона. Грузы, масса которых при отправлении была определена по обмеру выдаются без проверки массы или с проверкой на вагонных весах. Тарно-штучные грузы, масса которых при отправле- нии была определена по стандарту и по трафарету, выдаются с проверкой количества мест в отправке и массы или количества единиц груза только в поврежденных местах. Картофель, капуста и другие овощи, бахчевые культуры, перевозимые навалом (в том числе в сетках), выдаются гру- зополучателю с проверкой их массы.
Масса груза считается правильной, если разница между массой гру- за, определенной на железнодорожной станции отправления, и массой груза, определенной на железнодорожной станции назначения, не пре- вышает значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто такого груза, а также норму естественной убыли его массы.


198
По просьбе грузополучателя перевозчик может принимать в соответ- ствии с договором участие в проверке состояния груза, его массы, ко- личества мест.
Наличие при выдаче груза на вагоне (контейнере) запорно-пломби- ровочного устройства таможенного органа не является основанием для проверки перевозчиком его состояния, массы и количества мест.
При проверке массы прибывшего в адрес грузополучателя груза на весовых приборах перевозчика с него взимается сбор за взвешивание в размере, указанном в Тарифном руководстве № 3.
Грузы, включенные в перечень (перевозка которых допускается без ЗПУ,
но с обязательным наложением закрутки), выдаются без участия перевоз- чика. О выдаче груза без участия перевозчика станция по требованию гру- зополучателя обязана в графе «Отметки о выдаче груза» накладной сделать отметки, содержание которых изложено в Правилах выдачи грузов на же- лезнодорожном транспорте. В этих же правилах приведено содержание от- меток, которые делает станция назначения, в случаях, когда перевозчик вы- дает груз с проверкой согласно статье 41 Устава.
16.6. Нормы естественной убыли грузов
и погрешность измерений массы груза
Нормы естественной убыли устанавливаются согласно статье 41 Ус- тава уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Нормы естественной убыли предусматривают различную величи- ну естественно допустимого уменьшения массы с учетом свойств груза, характера упаковки, условий приема к перевозке, транспорти- ровки, расстояния, времени года и районов страны, продолжитель- ности перевозки.
Так, при перевозке свежих лимонов продолжительностью 1 сутки нор- ма естественной убыли составляет 0,08 % от массы груза брутто, а при продолжительности перевозки 20 суток — 0,87 %. Размеры норм есте- ственной убыли колеблются довольно в широких пределах, в зависимости от наименования груза. При перегрузке груза из вагона в вагон и перевалке с вагона в судно и обратно эти нормы увеличиваются на 30 %.
Нормы естественной убыли массы груза исчисляются от массы брутто грузов, перевозимых в таре и упаковке, и от массы нетто — без тары и упаковки. Погрешность измерений массы груза нетто зависит от метода и средства измерения массы нетто, величины самой массы груза и ко- леблется от ±0,2 до ±4,0 %.

199
16.7. Возврат и реализация грузов перевозчиком
В соответствии с договором перевозки перевозчик, как было сказа- но выше, обязан доставить груз по назначению и выдать его грузополу- чателю. Однако исполнение этих обязательств может стать невозмож- ным вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпи- демии или иных обстоятельств, препятствующих осуществлению даль- нейшей перевозки грузов и лишивших перевозчика возможности доста- вить их по назначению и выдать грузополучателю (ст. 46 Устава). При наличии таких обстоятельств перевозчик запрашивает получателя и от- правителя грузов (багажа, грузобагажа) об их дальнейшей судьбе. Эти лица должны принять решение о том, как поступить с грузом, и в течение четырех суток после получения запроса сообщить о своем решении пере- возчику. В случае непредставления решения в указанный срок перевоз- чик может возвратить груз, багаж, грузобагаж грузоотправителю, а при невозможности возврата — реализовать их. Такое же право предоставле- но перевозчику и в случае непринятия грузоотправителями мер в отно- шении экспортных грузов, задержанных таможенными или иными орга- нами, осуществляющими государственный контроль на пограничных и припортовых станциях. В этом случае решение в отношении таких грузов должно быть принято в течение 10 суток, а по скоропортящим- ся грузам — в течение 4 суток с момента получения от перевозчика извещения о задержке вагонов, контейнеров.
Кроме перечисленных случаев, подлежат реализации бездокумент- ные грузы, а также грузы, считавшиеся утраченными, но прибывшие на станцию по истечении 30 дней со дня истечения срока доставки (4 меся- ца со дня приема груза для перевозки в прямом смешанном сообще- нии), если грузополучатель отказался от принятия груза или не предос- тавил в течение четырех суток с момента уведомления решение о судьбе груза. Перевозчик имеет право реализовать груз по истечении предель- ных сроков хранения и вывоза грузов.
Реализация грузов, багажа, грузобагажа перевозчиком — это вынуж- денная мера, которую он использует для возмещения своих расходов,
связанных с нахождением в его распоряжении невостребованных грузов,
багажа, грузобагажа (складирование, охрана и т.д.). Порядок реализации грузов, багажа и грузобагажа установлен Правилами реализации грузов,
багажа, грузобагажа на железнодорожном транспорте.


200
В случаях, если в соответствии с Уставом перевозчикам предоставле- но право самостоятельно реализовывать грузы, их реализация осуществ- ляется на основании решений перевозчиков. Реализация перевозчиками таких грузов осуществляется в соответствии с законодательством Рос- сийской Федерации на условиях договоров купли-продажи, исходя из цены грузов, подтвержденной документами об уплате. При их отсутствии —
исходя из цены, установленной соответствующим договором, либо, кото- рая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, либо на основании экспертной оценки. Сумма, полученная пере- возчиком за реализованные грузы, за вычетом причитающихся перевоз- чику платежей и затрат на реализацию, подлежит перечислению, указан- ному в перевозочных документах грузополучателю в случае оплаты им стоимости грузов или грузоотправителю во всех остальных случаях. При невозможности перечислить указанную сумму по независящим от пере- возчика причинам она по истечении срока исковой давности подлежит перечислению в доход федерального бюджета. Сумма, полученная пере- возчиком за реализованные грузы в случае, если на указанные грузы от- сутствуют документы, перечисляется на депозитный счет перевозчика для возмещения выплаченных им сумм за неприбывшие по назначению гру- зы. В случае невостребования грузоотправителем или грузополучателем указанной суммы она по истечении срока исковой давности подлежит перечислению в доход федерального бюджета.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   42

Глава 17. Технологический процесс
работы грузовой станции
17.1. Типовой технологический процесс работы грузовой станции
Разнообразие местных условий вызывает необходимость разработки и внедрения технологии выполнения грузовых и коммерческих опера- ций применительно к работе данной станции. Это достигается составле- нием технологического процесса работы грузовой станции.
Технологическим процессом называется рациональная система орга- низации работы, основанная на широком использовании прогрессивных методов труда, новых информационных технологий и предусматриваю- щая наиболее эффективное использование технических средств. Техно- логический процесс работы грузовой станции должен обеспечивать ра- циональное взаимодействие всех видов транспорта, безопасность дви-

201
жения и охрану труда при перевозке грузов, снижение себестоимости продукции и экономическую эффективность работы коллектива. Техно- логический процесс работы грузовой станции определяет порядок вы- полнения операций, обеспечивающих безусловное соблюдение требова- ний Устава и Правил перевозок грузов, наилучшее использование пере- рабатывающей способности технических средств грузового хозяйства,
максимальное повышение производительности труда, своевременную обработку грузов и документов, ускорение оборота вагонов, сохранность грузов, сервисное обслуживание предприятий, организаций и отдельных граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
В настоящее время действует три типовых технологических процес- са: Типовой технологический процесс работы грузовой станции, утвер- жденный МПС России в 1988 г., применяется на станциях, которые пока не включены в АСУГС; Типовой технологический процесс работы гру- зовой станции в условиях функционирования автоматизированной сис- темы управления; Типовой технологический процесс работы опорной станции в условиях концентрации грузовой и коммерческой работы, ут- вержденный МПС России в 1999 г. Типовой технологический процесс работы грузовой станции в условиях функционирования автоматизиро- ванной системы управления разработан на базе руководящих докумен- тов Министерства путей сообщения, автоматизированной системы уп- равления, автоматизации рабочих мест (АРМ) сотрудников различных профессий на грузовых станциях в условиях АСУ, унификации разрабо- танных вариантов программного обеспечения для ЭВМ последнего по- коления; утвержден МПС России в 1998 г.
В приложениях к Типовому технологическому процессу приведено содержание основных форм макетов ввода информации в ЭВМ, форм отчетов, счетов и других документов.
На основании Типового технологического процесса, конкретных ме- стных условий, Устава и новых Правил перевозок, приказов МПС и дру- гих руководящих документов разрабатываются новые и дорабатывают- ся существующие технологические процессы работы грузовых станций.
В тексте технологического процесса не должны повторяться положе- ния Устава, Правил перевозок грузов или служебных инструкций. В нем излагается только указание о порядке выполнения этих положений в ус- ловиях конкретной станции, о системе ввода, получения и выдачи на печать информации на ЭВМ. Внедрение Типового технологического про-