Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1388

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

202
цесса работы грузовой станции в условиях функционирования автома- тизированной системы управления позволяет значительно сократить дуб- лирование информации, количество форм учета и отчетности, обеспечи- вает возможность более быстрого внедрения АСУГС и переход на без- бумажные технологии перевозок грузов.
Технологический процесс работы грузовой станции разрабатывает глав- ный инженер (заместитель начальника) станции и утверждает начальник дороги или начальник отделения дороги в зависимости от объема грузо- вой работы. На основе технологического процесса разрабатывают инст- рукционно-технологические карты для работников ведущих профессий:
приемосдатчиков грузов, механизаторов, товарных кассиров, таксиров- щиков, коммерческих агентов, информаторов, диспетчеров и др.
17.2. Нормирование времени на выполнение
грузовых и коммерческих операций
Нормирование продолжительности грузовых и коммерческих опера- ций — обязательный и очень важный элемент технологического процес- са. Сокращение времени, необходимого для выполнения операций, слу- жит основным показателем рациональной организации работы, обеспе- чивающей повышение производительности труда, правильную расста- новку штата, сокращение оборота вагона и поточность перевозочного процесса.
Средние нормы времени на выполнение операций на разных станциях различны из-за разнообразия перерабатываемых грузов и местных усло- вий работы. Рассчитывают их на основе хронометражных наблюдений с учетом характера и трудоемкости операций, выполняемых на отдельных участках, складах, в кассах и т.д. При определении продолжительности выполнения операций погрузки-выгрузки пользуются Методическими рекомендациями по определению технологического времени на выполне- ние погрузочно-разгрузочных операций с грузовыми вагонами, а также новыми нормативными документами типовых и отраслевых норм време- ни и выработки, утвержденными МПС России в 1994—2001 гг.: Комплек- сные типовые нормы времени и выработки на переработку крупнотоннаж- ных контейнеров; Отраслевые нормы времени и выработки на перевозку тарно-упаковочных грузов; Отраслевые нормы времени и выработки на переработку контейнеров, металлов и металлических изделий, лесных и навалочных грузов; Комплексные типовые технически обоснованные нор-


203
мы времени и выработки на работы по сортировке грузов, перевозимых мелкими отправками в крытых вагонах и др.
Нормативы работы приемосдатчиков грузов на местах общего пользо- вания определяют: прием и выдачу грузов — в отправках, исходя из средней их массы; погрузку, выгрузку и сортировку — в вагонах, ис- ходя из средней массы и количества отправок в них.
При нормировании работы в складах, специализированных для отдель- ных видов грузов, учитывается также характер груза, перерабатываемого в них. Нормативы времени в чел.-мин на один перевозочный документ
(отправку) в товарной конторе определяют с учетом оформления перево- зочных документов по отправлению и прибытию, составлению всех учет- ных и отчетных форм, кассовой документации и др., как вручную, так и с применением АРМ товарного кассира.
При нормировании времени на выполнение коммерческих операций можно пользоваться утвержденными МПС России Нормативами чис- ленности работников в товарных конторах станций [26].
17.3. Графики выполнения грузовых и коммерческих операций
Обязательная составная часть технологического процесса — графи- ки выполнения операций, которые регламентируют затраты времени и порядок выполнения отдельных операций по элементам. Каждым графи- ком должен быть точно определен измеритель, на который устанавлива- ют нормативы (например на одну отправку, на один вагон и т.д.). В то- варной конторе наиболее целесообразно составлять графики на обработ- ку одного документа (отправки); в грузовом районе — отдельно на при- ем, погрузку, выгрузку и выдачу грузов в складах и непосредственно на одну отправку (повагонную или мелкую) и на всю группу одновре- менно подаваемых вагонов. Во всех случаях, когда в выполнении опе- рации участвует несколько работников, в графике должны быть указаны исполнители всех элементов, учтена возможность параллельности опе- раций. Примерные графики выполнения грузовых и коммерческих опе- раций приведены в табл. 12.1; 13.1; 15.1; 16.1.
17.4. Транспортно-экспедиционное обслуживание
Под транспортно-экспедиционным обслуживанием понимается цен- трализованное выполнение средствами и силами транспортной органи- зации дополнительных операций, связанных с начальной и конечной ста-

204
диями перевозочного процесса, которые являются необязательными для основного перевозчика и выполняются, как правило, силами и сред- ствами грузоотправителей и грузополучателей. К таким операциям от- носятся приемосдаточные операции на складе отправителя или получа- теля груза и транспортные — завоз и вывоз груза на станцию и со стан- ции, экспедиторское сопровождение груза, оформление перевозочных документов, платежно-финансовые услуги, информационные услуги,
таможенное оформление груза и др.
В настоящее время количество транспортно-экспедиционных услуг резко возросло и насчитывает в соответствии с ГОСТ P51133-98 девять групп операций, различных по своему характеру и месту выполнения:
– оформление документов, сдача и получение грузов;
– завоз-вывоз грузов;
– погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
– информационные услуги;
– подготовка и дополнительное оборудование подвижного состава;
– страхование грузов;
– платежно-финансовые услуги;
– таможенное оформление грузов и транспортных средств;
– прочие экспедиторские услуги.
Каждая группа насчитывает около десятка отдельных операций.
В связи с демонополизацией, либерализацией и приватизацией в сфере транспортно-экспедиционного и агентского обслуживания в России на- считывается порядка 10000 предприятий, участвующих в организации транспортно-экспедиционного обслуживания на всех видах транспорта.
На железнодорожном транспорте, начиная с 1991 г., развивается ве- домственная сеть транспортно-экспедиционных предприятий.
Создано отраслевое предприятие по перевозке грузов железнодорож- ным транспортом «Трансжелдорэкспедиция», на ряде дорог образованы дорожные «Желдорэкспедиции». Экспедиторские услуги оказывают механизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммер- ческих операций, которые самостоятельно заключают договора на транс- портно-экспедиционное обслуживание с грузоотправителями грузов. На ряде пограничных станций функционируют пограничные транспортно- экспедиционные конторы (Погран ТЭК). Все эти организации являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на принци- пах полного или ограниченного хозрасчета. Значительное число экспе-


205
диторов занимается завозом и вывозом грузов, причем в их роли выс- тупают любые предприятия и организации, осуществляющие свою дея- тельность на основе государственной, смешанной или частной собствен- ности. Кроме того, в настоящее время появились операторы-владельцы подвижного состава и контейнеров, которые имеют на правах аренды или собственности вагоны, контейнеры, локомотивы и оказывают пол- ный комплекс транспортных услуг, включая и экспедиторские.
Заметную роль в экспедиционном обслуживании России играют как иностранные транспортные и экспедиторские фирмы, так и фирмы с уча- стием российского капитала. Они создали в различных городах свои представительства или совместные предприятия.
Таким образом, в настоящее время рынок экспедиторских услуг на федеральном железнодорожном транспорте сегментирован на не- сколько групп. В их число входят как подразделения перевозчиков,
так и организации-юридические лица, созданные с их участием, а так- же самостоятельные юридические лица. В связи с явным преобладани- ем на рынке самостоятельных юридических лиц настоящий этап разви- тия рынка экспедиторских услуг характеризуется в значительной сте- пени стихийностью в своем формировании, наличием значительного числа экспедиторских организаций, невысокой комплексностью ока- зываемых ими услуг, существенным разбросом стоимости однород- ных услуг. Такой рынок неудобен как пользователю услуг железнодо- рожного транспорта, так и самому перевозчику. В связи с этим прово- дится сертификация и лицензирование транспортно-экспедиционных услуг, разработан ГОСТ Р51133-98 «Транспортно-экспедиционные услуги на железнодорожном транспорте. Общие требования».
Для развития транспортного сервиса на основе комплексного оказа- ния транспортных услуг на сети дорог создана система фирменного транс- портного обслуживания. К числу важнейших направлений деятельности ее подразделений относится создание необходимой нормативной базы для регулирования деятельности транспортно-экспедиционных предприятий.
Работы по транспортно-экспедиционному обслуживанию выполня- ются по договорам.
Договор на транспортно-экспедиторское обслуживание транс- портно-экспедиционными предприятиями МПС предусматривает выпол- нение всего комплекса транспортно-экспедиционных операций, вклю- чая доставку на станцию и вывоз его на склад грузополучателя.

206
Наиболее эффективно осуществляется транспортно-экспедиционное обслуживание дистанциями погрузочно-разгрузочных работ и коммер- ческих операций, которые позволяют обеспечить соединение всего комп- лекса вспомогательных операций с основными перевозочными операция- ми в единый непрерывный перевозочный процесс, в том числе и доставку грузов собственным автомобильным транспортом. Для этой цели дистан- ции приобретают большегрузные и специализированные автомобили, тя- гачи и полуприцепы, создают ремонтную базу для них.
Рекомендуемые экспедиторские услуги, предоставляемые меха- низированной дистанцией при перевозках грузов, должны соответ- ствовать требованиям стандарта системы по сертификации СТ ССФЖТ
ЦМ 025-99, принятым и введенным в действие Указанием МПС России в
1999 г. К ним относятся девять групп операций, указанных выше, и наиме- нование услуг по каждой группе операций. Например, к услугам по офор- млению документов, сдаче и получению груза относятся: предоставление заявок на перевозку грузов, заполнение и обеспечение визирования на- кладной (комплекта перевозочных документов), предъявление грузов к перевозке в местах общего пользования, организация оформления пере- адресовки, оформление и предъявление к перевозчику претензий по не- сохранной перевозке или с просроченным сроком доставки, прием (сда- ча) груза в местах общего и необщего пользования. Услуги по завозу- вывозу представляют собой услуги по доставке грузов от склада грузо- отправителя до железнодорожной станции и от железнодорожной станции до склада грузополучателя.
Рекомендуемый перечень экспедиторских услуг и организация работы по завозу и вывозу грузов приведены в Технологии работы механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций
(пп. 6.1 и 6.2), утвержденной МПС России в 2000 г.
17.5. Автоматизированная система управления
грузовой станцией
Автоматизированная система управления грузовой станцией (АСУГС)
является составной частью общей системы управления перевозками гру- зов (АСУПГ) и базируется на использовании общих баз данных и общей нормативно-справочной информации, предусматривает тесное взаимо- действие с другими системами, прежде всего, с автоматизированной


207
системой фирменного транспортного обслуживания (АКС ФТО), АИС
ЭДВ, АСОУП, АСУ вагонных депо, АСУ сортировочных станций, авто- матизированной системой управления ведомственной охраной (АСУ
ВОХР) и др.
Главная особенность АСУГС в том, что ПЭВМ размещены непосред- ственно на рабочих местах маневрового диспетчера, дежурного по стан- ции, операторов СТЦ, приемосдатчиков, товарных кассиров, руководи- телей станции, грузовых районов, контейнерных пунктов и т.п.
Взаимодействие работников станции с АСУГС строятся по принципу автоматизации рабочих мест (АРМ) руководящего состава и исполнителей.
Все АРМы подключены к комплексам ЭВМ системы IBM, которые распо- ложены в машинном зале станции и соединены в одной локальной сети.
В памяти ЭВМ заложена информационная динамическая модель гру- зовой станции, сформированы массивы нормативно-справочной и пе- ременной информации (общая характеристика станции, грузового райо- на, грузовых пунктов подъездных путей, план формирования поездов,
мелких отправок, контейнеров; нормы времени, расписание отправле- ния и прибытия поездов и т.д.).
Переменная информация вводится в ЭВМ из натурного листа поезда,
накладной, дорожной ведомости, вагонного листа и других докумен- тов, а также непосредственно с пунктов погрузки и выгрузки, ПКО,
ПТО, СТЦ, исходя из сложившейся на грузовой станции обстановки.
Для получения и передачи информации строятся макеты-сообщения по оперативной форме, единые для всех АСУГС сети дорог ОАО «РЖД».
Для каждого АРМа разрабатываются инструкционно-должностные карты, определяющие порядок выполнения операций на рабочем месте с соответствующими номерами макетов-сообщений. Например, информа- цию о прибытии поезда (передачи) на грузовую станцию вводит опера- тор СТЦ в ЭВМ по макету М-1, содержание которого и инструкция по вводу должны быть на рабочем месте; телеграмму-натурный лист поез- да оператор СТЦ получает по макету М-213.
В рамках АСУГС комплексно автоматизируются все процессы управ- ления — от сбора первичной информации до выработки и принятии реше- ний и доведения их до непосредственных исполнителей (маневрового дис- петчера, составительских бригад, бригад маневровых локомотивов, заве-

208
дующих грузосортировочной платформой и контейнерным пунктом, при- емосдатчиков, механизированной бригады и др.).
Применение ЭВМ позволяет автоматизировать: большой круг задач технологического, учетно-отчетного характера; анализ работы станции;
оформление станционной и коммерческой документации; оперативное планирование; финансово-бухгалтерские расчеты; составление электрон- ных перевозочных документов.
Технология обработки информации, приема, погрузки, выгрузки и выдачи грузов, оформления и организации перевозок в условиях функ- ционирования АСУГС рассматривается в соответствующих главах учеб- ника в процессе изложения соответствующих вопросов.
В соответствии с Программой информатизации железнодорожного транспорта России до 2005 года одним из путей дальнейшего развития
АСУ является применение баз знаний и экспертных систем, переход от информационно-справочных к информационно-управляющим системам.
Пример использования экспертной составляющей в автоматизиро- ванной системе принятия управленческих решений (АСПУР) приведен в
Приложении 5 Типового технологического процесса работы грузовой станции в условиях функционирования АСУ.
Глава 18. Учет и отчетность о перевозках грузов
18.1. Виды и формы бланков станционной коммерческой
и грузовой отчетности, порядок их получения,
хранения и расходования
Основной задачей учета перевозок грузов на железных дорогах Рос- сийской Федерации является объективный, достоверный и своевремен- ный учет выполнения перевозчиками грузовой работы. Строгое соблю- дение методологии учета перевозок, недопущение приписок и искаже- ний в учете и отчетности является важнейшей обязанностью грузовых и коммерческих работников.
Порядок заполнения учетных и отчетных форм по грузовым перевоз- кам определяет Инструкция по ведению станционной коммерческой от- четности и Инструкция по учету погрузки и выгрузки грузов при пере- возках железнодорожным транспортом РФ. Всякое отклонение от них


209
или нарушение их указаний, небрежное и неправильное заполнение книг и бланков вызывают потери доходов, убытки и приводят к искажению показателей работы железнодорожного транспорта. На основании стан- ционной коммерческой отчетности составляется статистическая отчет- ность о перевозках грузов форм ЦО.
Все учетные операции выполняют на бланках строгого и нестрогого учета. К бланкам строгого учета относятся дорожные ведомости, кви- танции разных сборов и на взыскание штрафов, коммерческие акты, пе- ресылочные накладные и др. Все эти бланки имеют печатную нумерацию,
защитную сетку и стандартную, общую для всей сети железных дорог,
форму. Изготовляют их централизованно по заказам перевозчиков.
Об утрате бланков строгого учета начальник станции обязан немед- ленно поставить в известность финансовый отдел отделения дороги,
финансовую службу дороги и органы МВД на транспорте. Каждый слу- чай утраты бланков строгой отчетности расследуется и виновные в этом привлекаются к ответственности.
При смене дежурств текущий запас бланков строгого учета переда- ется под расписку сдающего и принимающего работников.
Снабжают станции билетами и бланками строгого учета специальные склады. Пересылку, расходование и наличие этих документов учитыва- ют по родам документов, сериям и номерам. Получают бланки строгой отчетности по требованию (форма ЛУ-1), которое состоит из трех частей:
требования, накладной с распиской и корешка, заполняемых одновре- менно под копирку.
В требовании указывают род и шифр бланков, серию и номер после- днего полученного и первого оставшегося документов и число бланков.
Требование подписывает начальник станции или его заместитель с нало- жением должностного штемпеля. На станции должен быть четырехмесяч- ный запас бланков строгой отчетности. Когда он уменьшается до трехме- сячной потребности, в финансовую службу дороги высылают требование на необходимые бланки. Финансовая служба высылает бланки на стан- цию и указывает в требовании и накладной против соответствующей по- зиции серию, первый и последний номер и число высылаемых бланков.
Накладную вместе с бланками упаковывают в пачку. На станции бланки принимают комиссионно, согласно накладной. Затем расписку, подпи- санную начальником станции или его заместителем, с указанием време- ни получения бланков высылают в финансовую службу дороги.

210
Все бланки строгого учета заносятся в Книгу прихода пассажирских билетов и бланков строгого учета (форма ЛУ-7). Запасы их хранятся в сейфе в помещениях, недоступных посторонним лицам. Отвечает за их сохранность начальник станции и лицо, в ведении которого они находят- ся. По окончании отчетных суток составляются отчеты об использова- нии бланков строгой отчетности. При наличии АРМ ТВК отчет об ис- пользовании бланков дорожных ведомостей составляется и выводится на печать в автоматизированном режиме.
18.2. Номерной учет погруженных вагонов и грузов
Одним из основных документов для составления оперативной и статис- тической отчетности по погрузке вагонов и грузов является Ведомость
номерного учета погруженных вагонов формыГУ-3, ГУ-3-ВЦ. Ведомость составляется за каждые отчетные сутки. Учет ведется по московскому вре- мени с 18 часов 01 минуты одних суток до 18-00 следующих суток, а на
Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской, Дальневосточной,
Сахалинской железных дорогах соответственно с 12 часов 01 минуты до
12-00 часов, на Западно-Сибирской — с 14 часов 01 минуты до 14-00 часов.
Ведомости составляются вручную или в автоматизированном ре- жиме в двух экземплярах отдельно на собственную погрузку станции,
на поступившие вагоны с грузами с автомобильного, речного и морс- кого транспорта по документам смешанного сообщения, с линий дру- гой колеи, с иностранных железных дорог (без стран СНГ и Балтии),
со строящихся железнодорожных линий, а также на погрузку в ваго- ны нерабочего парка.
На собственную погрузку станции ведомость составляется отдельно на народно-хозяйственные, экспортные, военные отправки и отправки,
расчет по которым производится централизованно через управления железных дорог.
Основанием для составления форм ГУ-3, ГУ-3-ВЦ служат корешки дорожных ведомостей на вагоны, погруженные на станции (повагон- ные, групповые и маршрутные отправки), дополнительные экземпляры дорожных ведомостей на экспортные грузы, копии вагонных листов на сборные вагоны (мелкие и контейнерные отправки), передаточные ведо- мости на вагоны с грузами, поступившие с других видов транспорта
(прямые сообщения), копии вагонных листов (на вагоны, поступившие