Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1392

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

219
19.2. Строительство, реконструкция и примыкание
железнодорожных путей необщего пользования
Строительство и реконструкция железнодорожных путей необщего пользования, устройств, предназначенных для погрузки и выгрузки гру- зов, очистки и промывки вагонов, контейнеров, определение мест примы- кания к железнодорожным путям общего пользования осуществляется в порядке, установленном МПС по согласованию с владельцем инфраструк- туры, к которой примыкают железнодорожные пути необщего пользова- ния, и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта
(Министерством транспорта Российской Федерации).
Строительство новых железнодорожных путей необщего пользования осуществляется по согласованию с органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, на территории которого будут находиться такие же- лезнодорожные пути. Примыкания к железнодорожным путям общего пользования строящихся железнодорожных путей необщего пользования осуществляются в порядке, определяемом МПС совместно с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Для согласования вопроса о примыкании железнодорожного пути не- общего пользования представляется проектное задание проектируемых путей, обосновывается техническая возможность и экономическая целе- сообразность такого рода строительства, а также соответствие путевого развития, сооружений и устройств намечаемому объему вагонооборота и грузооборота. Вместе с проектным заданием представляется масштабная схема, продольный профиль железнодорожного пути необщего пользо- вания и пояснительная записка.
19.3. Порядок принятия в эксплуатацию построенного
железнодорожного пути необщего пользования
Открытие для постоянной эксплуатации нового железнодорожного пути необщего пользования и подача на такой железнодорожный путь подвижного состава осуществляются после принятия данного пути в эксплуатацию комиссией, в состав которой входят представитель МПС,
владелец железнодорожного пути необщего пользования и владелец инфраструктуры, к которой примыкает такой железнодорожный путь.
Порядок обслуживания железнодорожного пути необщего пользования устанавливается его владельцем по согласованию с перевозчиком, осу- ществляющим перевозки по такому железнодорожному пути. В этом


220
случае составляется Инструкция о порядке обслуживания и организа- ции движения на железнодорожном подъездном пути.
Инструкция должна содержать данные о весовой норме и длине со- ставов (поездов), максимально допускаемых скоростях движения, типе локомотива, о порядке производства маневров, положении стрелочных переводов, наличии и расположении сигналов, нормах закрепления ва- гонов и другие условия, связанные с обеспечением безопасности дви- жения поездов.
Каждый железнодорожный путь необщего пользования должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи искусствен- ных сооружений. Вторые экземпляры этих документов передаются пе- ревозчику. На железнодорожных путях необщего пользования при боль- шом вагонообороте или среднесуточной погрузке в соответствии с до- говором могут организовываться подразделения перевозчика по обслу- живанию грузоотправителей и грузополучателей, например, филиалы товарных контор.
Железнодорожные пути необщего пользования могут быть открыты для постоянной или временной эксплуатации.
Порядок выхода железнодорожного подвижного состава, не принад- лежащего организации железнодорожного транспорта, на железнодо- рожные пути общего пользования устанавливается МПС, которое изда- ет инструкции и соответствующие правила, обязательные для владель- цев подвижного состава. Локомотивы и вагоны, выходящие на пути об- щего пользования и принадлежащие владельцам железнодорожных пу- тей необщего пользования, должны соответствовать правилам эксплуа- тации железных дорог.
Работники, производственная деятельность которых связана с дви- жением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях об- щего пользования, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний ПТЭ, Инструкции по движению поездов и маневровой работе и Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской
Федерации.
Работники, ответственные за погрузку, размещение, крепление и выг- рузку грузов должны проходить проверку знаний Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.
Уполномоченный представитель МПС имеет право проверять соблю- дение требований безопасности движения и эксплуатации железнодо-

221
рожного транспорта, техническое состояние железнодорожного подвиж- ного состава, контейнеров, а также выполнение погрузочно-разгрузоч- ных операций при погрузке грузов в вагоны и контейнеры и их выгрузке из вагонов и контейнеров. Предписания, выданные в ходе указанных проверок уполномоченным представителем МПС, является обязатель- ным для исполнения. При обнаружении на железнодорожном пути необ- щего пользования неисправностей, угрожающих безопасности движе- ния и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности, техни- ческому состоянию железнодорожного подвижного состава, контейне- ров или состоянию грузов, уполномоченный представитель МПС со- ставляет акт. На основании этого акта соответствующее должностное лицо, владелец инфраструктуры запрещает подачу железнодорожного подвижного состава на железнодорожный путь необщего пользования или его участок, указанные в этом акте, до устранения неисправности.
Ответственность за несоблюдение требований, касающихся подачи, за- держки, уборки вагонов, охраны грузов, выполнение принятой заявки на перевозку грузов, оплаты пользования вагонами и контейнерами не- сет виновная сторона, указанная в этом акте.
19.4. Промышленный железнодорожный транспорт
Организацией внешних и внутренних перевозок предприятий различ- ных форм собственности занимается промышленный транспорт. Преоб- ладающее значение в перевозочной работе промышленного транспорта занимает железнодорожный (70—80 % общего объема).
Промышленный железнодорожный транспорт, с одной стороны, яв- ляется неотъемлемой составной частью производства (технологические перевозки), а с другой — важнейшим звеном единой транспортной си- стемы Российской Федерации (операции в сфере обращения).
Промышленный железнодорожный транспорт предусматривает четыре основные формы обслуживания железнодорожных путей необщего пользования: железными дорогами, организациями межотраслевого про- мышленного железнодорожного транспорта, отраслевыми объединен- ными транспортными хозяйствами, транспортными цехами предприятия.
Промышленный железнодорожный транспорт — это транспортно-тех- нологический комплекс, обеспечивающий системное перемещение пред- метов, продуктов и средств труда в процессе производства, а также вза- имодействие с магистральным железнодорожным транспортом. Вместе с другими видами транспорта и средствами перемещения промышлен-


222
ный железнодорожный транспорт реализует технологические связи внут- ри предприятия, а также используется для обеспечения технологических связей между предприятиями и для перемещения работников внутри пред- приятия. Он подразделяется на внешний и внутренний.
Внешний промышленный транспорт обеспечивает прием предпри- ятием сырья, топлива, оборудования и заготовок с магистрального транс- порта и передачу готовой продукции на магистральный транспорт.
Внутренний (или внутрипроизводственный) промышленный транс-
порт выполняет технологические перевозки, перемещая предметы тру- да от одного рабочего места к другому в границах цеха и из одного цеха в другой в пределах предприятия.
Операции, выполняемые всеми видами промышленного транспорта,
следует рассматривать как составные элементы производственного про- цесса предприятия.
Общая протяженность железнодорожных путей нормальной колеи
(1520 мм) промышленного транспорта превышает эксплуатационную длину магистральных дорог. Развернутая длина путей отдельных пред- приятий металлургической, химической и угледобывающей промышлен- ности составляет 300 и более километров.
Особенности промышленного железнодорожного транспорта, заня- того в том или ином производстве, определяются характером этого про- изводства. В добывающей промышленности, например, его работа за- висит от глубины залегания полезных ископаемых, способа вскрышных работ, используемой добывающей техники, этапности добычи, длин тран- шей и др. В черной металлургии перевозка слитков осуществляется в изложницах на специальных тележках, жидкого чугуна — в чугуново- зах обычного или миксерного типа. Преобладает маневровый характер движения, дальность транспортировки — 2—5 км.
Помимо рельсового транспорта (широкой и узкой колеи) большое распространение получил промышленный автомобильный и конвейер- ный транспорт.
19.5. Организации межотраслевого промышленного
железнодорожного транспорта
Кроме крупных промышленных предприятий, имеющих свою раз- ветвленную железнодорожную сеть (металлургические, машинострои- тельные, химические, целюлозно-бумажные, угольные предприятия), в каждом промышленном районе и транспортном узле имеются десятки, а

223
иногда и сотни железнодорожных путей необщего пользования, которые принадлежат небольшим предприятиям и организациям. Эксплуатация таких транспортных хозяйств экономически нецелесообразна. Поэтому разрозненные транспортные хозяйства предприятий, находящиеся в од- ном промышленном районе, укрупнились, приватизировались и на их базе созданы организации межотраслевого промышленного железно- дорожного транспорта (ОПЖТ). Такие организации обеспечивают транс- портное обслуживание нескольких предприятий промышленного узла,
многочисленных контрагентов, выполняют перевозки грузов, погрузоч- но-разгрузочные, маневровые работы, содержат все технические сред- ства железнодорожного транспорта. На них сконцентрирована погрузка и выгрузка грузов нескольких предприятий, обеспечена полная механи- зация погрузочно-разгрузочных работ, лучше используются локомоти- вы, погрузочно-разгрузочные механизмы, ремонтные устройства и т.п.
Все это способствует повышению производительности труда и эффек- тивности производства.
Взаимоотношения ОПЖТ и федеральных железных дорог регулируют- ся Положением о взаимоотношениях организаций межотраслевого промыш- ленного железнодорожного транспорта и федеральных железных дорог.
Глава 20. Технология выполнения грузовых
и коммерческих операций нажелезнодорожных путях
необщего пользования
20.1. Вагонооборот и грузооборот
железнодорожного пути необщего пользования
Объем работы железнодорожного пути необщего пользования харак- теризуется вагонооборотом, грузооборотом и контейнерооборотом.
Вагонооборот— это сумма вагонов, поступивших на железнодорож- ный путь необщего пользования и убывших с него за определенный от- четный период (сутки, декаду, месяц).
Грузооборот определяется как сумма вагонов, погруженных и выг- руженных на этом пути за тот же период времени.
Контейнерооборот— это сумма контейнеров, поступивших на же- лезнодорожный путь необщего пользования и убывших с него за отчет- ный период.


224
Среднесуточный грузооборот — это сумма погруженных и выгру- женных вагонов в течение года, деленная на число дней в году, а для железнодорожных путей необщего пользования с сезонным грузообо- ротом — сумма погруженных и выгруженных вагонов в течение сезона,
поделенная на число дней в сезоне. Размеры грузооборота значительно колеблются (от 1-2 до 250 физических вагонов и более).
Среднесуточный вагонооборот (контейнерооборот) — это сумма вагонов и контейнеров, поступившая и убывшая с железнодорожного пути необщего пользования в течение года, деленная на число дней в году. В зависимости от размера среднесуточного вагонооборота, кон- тейнерооборота и грузооборота определяются условия эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования, плата за пользование вагонами и контейнерами и др.
20.2. Регулирование отношений между перевозчиком
и владельцами и пользователями железнодорожных путей
необщего пользования
Конкретные нормы и обязанности перевозчиков, владельцев и пользо- вателей железнодорожных путей необщего пользования регламентиру- ются в зависимости от местных условий. В связи с этим в Уставе (ст. 55
и 56) сказано, что их отношения регулируются договорами на эксплуата- цию железнодорожного пути необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов. Отношения между перевозчиком и владель- цем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежаще- го владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого пути ре- гулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необ- щего пользования. При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневро- вая работа на таком железнодорожном пути осуществляется локомоти- вом, принадлежащим перевозчику. Подача и уборка вагонов, маневро- вая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользо- вания, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются дого- ворами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.
Подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей,
не имеющих складов и погрузочно-разгрузочных площадок на не при-


225
надлежащих им железнодорожных путях необщего пользования, осу- ществляется по договору соответственно между грузоотправителями, гру- зополучателями, перевозчиком и владельцем такого железнодорожного пути необщего пользования. Данный договор устанавливает порядок по- дачи и уборки вагонов, плату за пользование вагонами, взаимную ответ- ственность сторон.
Примерные формы договоров и организация работы по их заклю- чению приведены в Правилах эксплуатации и обслуживания железно- дорожных путей необщего пользования.
В соответствии со статьей 58 Устава договоры на эксплуатацию же- лезнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования же- лезнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих слу- чаях единые технологические процессы. Указанными договорами уста- навливается порядок подачи и уборки вагонов, а также технологичес- кие сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выг- рузке грузов из вагонов.
Отношения между контрагентами и владельцами железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям об- щего пользования, регулируются заключенным между ними договором.
Отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом перевоз- чика регулируются заключенным между ними договором на эксплуата- цию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Заключение таких договоров возможно при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования.
В соответствии со статьей 64 Устава договоры на эксплуатацию же- лезнодорожных путей необщего пользования, договоры на подачу и убор- ку вагонов заключаются не более чем на пять лет.
В случае изменения технического оснащения либо технологии рабо- ты станции или железнодорожного пути необщего пользования в дого- воры вносятся изменения и дополнения в установленном порядке.
До заключения договора владелец железнодорожного пути необще- го пользования представляет перевозчику документы, подтверждающие

226
право владения им, а перевозчик назначает уполномоченного предста- вителя для разработки указанных договоров.
Перевозчик совместно с владельцем, пользователем или контраген- том железнодорожного пути необщего пользования приступает не по- зднее чем за три месяца до истечения срока действия прежнего договора к разработке проекта нового договора.
Договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользо- вания и договоры на подачу и уборку вагонов заключаются с учетом дан- ных технического паспорта, инструкции и плана железнодорожного пути необщего пользования, его продольного профиля, а также технологии работы станции примыкания.
До заключения договоров перевозчик совместно с владельцем инф- раструктуры, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования производит обследование железнодорожного пути необщего пользования и его технической оснащенности. Результаты об- следования оформляются актом обследования железнодорожного пути необщего пользования. Акт обследования составляется в необходимом количестве экземпляров, по одному для каждой из сторон, участвую- щих в обследовании. Акт обследования подписывает каждая из сторон,
участвующая в обследовании. По просьбе перевозчика к предназначен- ному для него экземпляру акта пользователем или контрагентом прикла- дывается план железнодорожного пути необщего пользования с нане- сенными на нем местами погрузки и выгрузки и с указанием специали- зации путей, складов и механизмов.
Подписанный в двух экземплярах проект договора перевозчик на- правляет владельцу, пользователю или контрагенту железнодорожного пути необщего пользования на подпись.
Полученный проект договора подписывается уполномоченным пред- ставителем и возвращается перевозчику в месячный срок. Если при подписании проекта договора возникнут возражения по его условиям,
то наряду с подписанием проекта договора составляется протокол раз- ногласий и два его экземпляра вместе с подписанным проектом догово- ра направляются перевозчику. Перевозчик в течение месяца с даты по- лучения протокола разногласий рассматривает его совместно с владель- цем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необще- го пользования. При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. До