Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1402

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 24. Перевозка грузов в транспортных пакетах
24.1. Пакетирование грузов
Транспортный пакет укрупненное грузовое место, сформирован- ное из отдельных мест груза в таре или без нее, скрепленных между собой с помощью универсальных или специальных средств пакетирования ра- зового или многоразового пользования, позволяющих обеспечивать безопасное выполнение погрузочно-разгрузочных и складских работ при перевозке грузов, соответствующих установленным стандартам, техни- ческим условиям на продукцию, ее тару и упаковку и иным актам.
Пакеты грузов и средства пакетирования должны удовлетворять следу- ющим требованиям: обеспечение безопасности выполнения транспортных,
складских и погрузочно-разгрузочных работ и соблюдение экологических нормативов; рациональное использование вагонов и контейнеров по грузо- подъемности и вместимости; возможность выполнения механизированной погрузки (выгрузки) транспортных пакетов; обеспечение устойчивости,
возможности крепления транспортных пакетов от продольных и попереч- ных смещений в вагонах и контейнерах в процессе перевозки.
Пакетирование грузов осуществляется силами и средствами грузо- отправителей до предъявления их к перевозке. Грузоотправитель обязан сформировать транспортные пакеты согласно требованиям стандартов или технических условий на перевозимые грузы.
В каждом пакете разрешается укладывать только однородный груз в одинаковой упаковке или без нее, следующий в адрес одного грузопо- лучателя. Ответственность за надежность конструкции транспортного пакета, средств пакетирования, контрольных знаков, средств крепления несет грузоотправитель.
При перевозке в крытых вагонах параметры транспортного пакета,
сформированного из грузов с применением многооборотного поддона размерами 800
×
1200, не должны превышать 840
×
1240 мм. На транс- портном пакете грузоотправители указывают количество находящихся в нем грузовых единиц.
Пакетированные грузы перевозятся без переформирования пакета в пути следования.
Средства крепления груза и транспортные пакеты должны иметь кон- трольные знаки и исключать возможность изъятия отдельных грузовых мест из транспортного пакета без нарушения средств крепления и конт-


271
рольных знаков. Контрольными знаками являются: пломба с указанием наименования грузоотправителя; контрольная лента, скрепленная в за- мок; усадочная пленка и другие.
На транспортные пакеты перед предъявлением их к перевозке грузо- отправителем наносится транспортная маркировка. При этом на транс- портном пакете указывается номер пакета и количество находящихся в нем мест.
Железнодорожная маркировка указывается в виде дроби числа.
В числителе указывается сообщаемый станцией порядковый номер из
Книги приема грузов к отправлению и через тире количество пакетов в отправке. В знаменателе — код станции отправления. Например,
310109 60 181

,
где в знаменателе — код станции Ярославль Северной железной дороги.
Масса транспортного пакета, предъявляемого к перевозке в крытых и изотермических вагонах и крупнотоннажных контейнерах, не должна превышать 1,5 т, в среднетоннажных — 1 т.
Если транспортные пакеты, предъявляемые к перевозке в открытом подвижном составе, планируется выгружать на местах общего пользо- вания, то их масса не должна превышать грузоподъемности погрузоч- но-разгрузочных машин, имеющихся на станции выгрузки, а если транс- портные пакеты планируется выгружать на местах необщего пользова- ния, то их массу следует согласовывать с грузополучателем.
Перечень станций, имеющих погрузочно-разгрузочные машины в местах общего пользования с указанием их грузоподъемности, утверж- дается МПС.
Транспортными пакетами целесообразно перевозить все тарно-упа- ковочные грузы (в ящиках, мешках, бочках, кулях, рулонах и др.), лес- ные материалы (круглый лес, короткомерные лесоматериалы, доски,
шпалы, тарная дощечка, паркет и др.), строительные материалы (кир- пич, шифер, асбестоцементные и керамические трубы, стекло, керами- ческая плитка и др.), черные и цветные металлы (чугун, цинк, свинец,
бронза, алюминий и др.), различные запасные части, оборудование, ме- ханизмы, картофель, овощи и другие продовольственные грузы.
При пакетировании скоропортящихся грузов, кроме общих требова- ний к пакетированию грузов, возникают дополнительные требования.
Внутри сформированного пакета из замороженных продуктов не долж- но быть никаких пустот между отдельными местами. Он должен быть

272
плотным, чтобы лучше сохранялся аккумулированный продуктом хо- лод. Наличие пустот, воздушных каналов в пакете может вызвать повы- шение температуры или оттаивание груза. В пакете из охлажденных гру- зов между отдельными местами необходимо оставлять воздушные зазо- ры для прохода воздуха.
При пакетировании свежих фруктов, ягод, овощей в таре необходи- мо предусматривать воздушные каналы внутри пакета. Через них отво- дится тепло, водяные пары и углекислый газ, выделяемый свежими пло- доовощами при дыхании. Каналы в пакете предотвращают местный пе- регрев и увлажнение груза при хранении и перевозке.
24.2. Экономическая эффективность
пакетных перевозок и перспективы их развития
Переход на пакетный способ перевозки грузов обеспечивает сокра- щение ручного труда, ускоряет процесс погрузочно-разгрузочных и пе- регрузочных операций, сокращает простой транспортных средств под грузовыми операциями. При пакетном способе перевозки исключаются потери качества продукции, сокращается ее бой, поломка, повреждение
(в особенности это относится к таким грузам, как кирпич, огнеупорные керамические изделия, стекло, картофель, овощи и другие).
Перевозка грузов в транспортных пакетах по сравнению с перевозкой тех же грузов в непакетированном виде позволяет по многим массовым грузам повысить статическую нагрузку (от 2 до 15 т на физический вагон);
улучшить использование складских площадей за счет повышения высоты складирования (в 1,5-2 раза), на 20-25 % увеличить перерабатывающую способность мест погрузки и выгрузки; ускорить доставку груза; умень- шить потребность в материалах на изготовление тары и упаковки; в 3-4 раза повысить производительность труда и в 1,5-2 раза снизить трудоемкость и себестоимость погрузочно-разгрузочных и складских работ.
Перевозка грузов транспортными пакетами позволяет поднять куль- туру производства, улучшить товарный вид продукции (что немаловаж- но в рыночных условиях), облегчает прием и выдачу грузов, их учет,
способствует переходу на новые информатизационные технологии и ав- томатизацию складских и погрузочно-разгрузочных операций (автома- тизированные складские комплексы).
Планируется рост объема грузов в транспортных пакетах, особенно в международных сообщениях, предусматривается применение эффектив-


273
ных методов пакетирования штучных грузов и скрепления пакетов, ис- пользование современных погрузчиков при механизации погрузочно- разгрузочных работ. При реконструкции и строительстве новых промыш- ленных предприятий и баз предусматривается создание современных технологических линий по изготовлению и упаковке продукции с при- менением средств пакетирования, пакетоформирующих машин и уст- ройств, автоматизированных складов.
24.3. Классификация и конструкции средств пакетирования
К средствам пакетирования относятся технические средства, пред- назначенные для формирования и скрепления грузов в укрупненную грузовую единицу (транспортный пакет). Согласно ГОСТ 21391-84
«Средства пакетирования. Термины и определения» их объединяют по конструктивным признакам в шесть групп: поддоны, кассеты, стропы,
стяжки, связки и подкладные листы. Каждое из средств пакетирования может быть многооборотным или разового использования, разборным или складным, жестким, полужестким или мягким и т.д.
К средствам пакетирования не относятся пакетоформирующие и па- кетоскрепляющие машины и механизмы.
Пакетирование тарно-упаковочных и штучных грузов чаще всего производят на поддонах.
Поддон — это средство пакетирования, имеющее один или два на- стила и при необходимости надстройку для размещения и крепления гру- зов. Поддон с надстройкой из свободных или скрепленных стоек на на- стиле называется стоечным, а с надстройкой из сплошных, решетчатых или сетчатых стенок — ящичным.
Конструкция и параметры плоских универсальных поддонов опре- деляются ГОСТ 9078-84 «Поддоны плоские. Общие технические ус- ловия». Плоские поддоны бывают двухнастильные (рис. 24.1, а) и од- нонастильные (имеют настил только со стороны груза, рис. 24.1 б).
Настил может быть как сплошным, так и решетчатым (с зазором меж- ду досками). В зависимости от числа сторон, с которых можно вво- дить грузозахватные вилки погрузчика, плоские поддоны бывают двух- заходные или четырехзаходные. Для изготовления поддонов, кроме дерева, применяют легкие сплавы, синтетические материалы, картон,
древесноволокнистые плиты и др. (рис. 24.1 в, г, д, е).
Наибольшее распространение получили многооборотные поддоны из древесины. Основной из них — это плоский деревянный четырехзаходный

274
Рис. 24.1. Поддоны плоские: а, б — деревянные двух- и однонастильные; в,
г — металлические; д — пластмассовые; е — из гофрированного картона поддон, высотой 150 мм. Условное обозначение его 2П4—800
×
1200—1,0Д,
что означает: двухнастильный поддон, четырехзаходный, размером в плане
800
×
1200 мм, грузоподъемностью 1 т, изготовлен из дерева.
Для перевозки груза водным и автомобильным транспортом, а также внешнеторговых перевозок применяют поддоны размерами в плане
1200
×
1600 и 1200
×
1800 мм, грузоподъемностью соответственно 2,0 и
3,2 т, высотой 180 мм.
Плоские деревянные поддоны одноразового использования пред- назначены преимущественно для перевозок грузов в районы Крайнего
Севера и другие районы России, откуда их возврат экономически не- целесообразен. Используются они также для перевозки грузов на экс- порт. Поддоны маркируют. При этом на шашках с продольной стороны указывают: на первой — товарный знак предприятия-изготовителя; на второй — массу брутто поддона в тоннах; на третьей — год изготовле- ния поддона.
Стоечные и ящичные поддоны в зависимости от назначения разделяют на универсальные и специализированные. Основные параметры, размеры и технические требования, которые должны соблюдаться при разработке и изготовлении универсальных поддонов, предусмотрены ГОСТ 9570-84
«Поддоны ящичные и стоечные. Общие технические условия».
Стандартом установлено, что универсальные поддоны делятся на два основных типа: ящичные (рис. 24.2) с крышкой или без нее, имеющие не менее трех вертикальных закрепленных, съемных или складных стенок
(цельных, решетчатых или сетчатых); стоечных со съемными стойками и съемной обвязкой или несъемными стойками и обвязкой (рис. 24.3).


275
Ящичные поддоны используют для транспортирования и хранения мелких штучных грузов, не имеющих внешней упаковки и тары, карто- феля, плодов и других грузов.
Стоечные поддоны имеют над верхним настилом выступающие стой- ки (см. рис. 24.3), которые могут быть жестко закрепленными (несъем- ными), шарнирными (или складными). Стойки служат для удержания расположенного на поддоне груза, а также для восприятия нагрузки от вышележащих поддонов при штабелировании в несколько ярусов.
Стоечные поддоны так же, как и плоские и ящичные, имеют условные обозначения. Верхние части ящичных и стоечных поддонов оборудуются фиксирующими устройствами, которые позволяют устанавливать поддо- ны друг на друга в несколько ярусов, минуя уложенные в них грузы.
Рис. 24.2. Решетчатый ящичный поддон: а — в сборном виде;
б — в сложенном виде
Рис. 24.3. Стоечные поддоны

276
Специализированные поддоны отличаются большим разнообразием,
они предназначены для лучшего удовлетворения специфических требо- ваний при перевозке и хранении отдельных групп и наименований гру- зов. Стандарты регламентируют конструкции и параметры поддонов для строительного и силикатного кирпича, огнеупорных материалов, рулон- ных, кровельных, продовольственных грузов. Все специализированные ящичные поддоны, включенные в государственный стандарт, являются складными или разборными, оборудованы запорными и соединительны- ми устройствами различных конструкций.
В качестве средств скрепления пакетов применяются стропы, обвя- зочные пояса, стяжки, обвязочные ленты, склеивающие ленты, прово- лока, пакетирующая усадочная пленка.
Стропы из синтетических лент являются характерным типом гибких пакетирующих средств и наиболее полно отвечают требованиям, предъяв- ляемым к средствам пакетирования мешковых и киповых грузов. Они обеспечивают как сохранность пакетов, так и возможность их механи- зированной переработки.
Круглые лесоматериалы и пиломатериалы длиной до 8 м перево- зят в пакетах, увязанных многооборотными полужесткими стропами
(ГОСТ 19041-85) (см. п. 29.6).
Пакетирующая усадочная пленка, обычно полиэтиленовая, охваты- вает не только пакетированный груз, но и сам поддон и имеет достаточ- ную прочность. Сжимающее усилие пленки, равномерно распределено по всем граням пакетируемого груза, хорошо удерживает от смещения,
а прозрачность пленки позволяет наблюдать за состоянием груза во вре- мя перегрузки, хранения и перевозки. Эта упаковка дает оптимальную защиту против дождя, грязи, пыли, позволяет хранить пакетированный груз на открытых площадках.
24.4. Способы пакетирования грузов
Формирование пакетов осуществляется в соответствии с ГОСТ
26663-85 «Пакеты транспортные . Формирование на плоских поддонах.
Общие технические требования». Для обеспечения этих требований при- меняют различные способы укладки груза на поддоны и средства их скрепления.
Грузы в пакетах можно укладывать блоками в виде стопок (рис. 24.4,
а, б, в, г, д) или в перевязку с поворотом на 90
°
С (рис. 24.4, ж).


277
В последнем случае обеспечивается большая устойчивость пакета при транспортировании и перегрузке. Грузы цилиндрической формы распо- лагают на поддонах либо вертикально (рис. 24.4, е, з), либо горизонталь- но со специальными прокладками между рядами (рис. 24.4, и). Обвязоч- ные пояса могут быть расположены вертикально и горизонтально. При формировании пакетов в картонных ящиках перед установкой вертикаль- ных обвязок необходимо выполнить подпрессовку. Чтобы исключить повреждение ящиков обвязочными лентами, под них устанавливают шины в виде уголков из металла, древесины, картона, полимеров и других
Рис. 24.4. Схемы укладки и крепления тарно-штучных грузов на плоских поддонах

278
материалов или их комбинаций. Кроме шин для создания прочности па- кета в отдельных случаях устанавливают по верхнему ряду и между ря- дами вспомогательные приспособления (рамки, прокладки, лотки), из- готовленные из тех же материалов, что и шины. Для этих же целей при- меняют клей и склеивающие ленты, которыми склеивают между собой ряды картонных ящиков в пакете.
Формируют пакеты при помощи пакетирующих машин отечествен- ного и импортного производства. Расформировывают пакеты при помо- щи пакеторазборных машин.
24.5. Технология выполнения грузовых
и коммерческих операций с транспортными пакетами
Грузы в транспортных пакетах принимаются к перевозке в местах общего и необщего пользования. По условиям приема транспортный пакет приравнивается к отдельному грузовому месту. Массу транс- портного пакета (массу груза вместе с пакетирующими средствами)
определяет грузоотправитель и указывает ее в соответствующей графе накладной. Перевозчик в местах общего пользования принимает груз в транспортных пакетах без проверки количества груза в транспорт- ном пакете.
При заполнении перевозочных документов на грузы, предъявляемые к перевозке в транспортных пакетах, грузоотправитель и перевозчик в соответствующих графах накладной, дорожной ведомости, корешке до- рожной ведомости и квитанции о приеме груза указывают:
– в графе «Количество мест» в числителе — количество пакетов, в знаменателе — количество грузовых мест в одном пакете;
– в графе «упаковка» — «тр. пакет»;
– в графе «Масса груза» — масса груза брутто, а для транспортных пакетов, сформированных на поддонах, кроме того, через дробь указы- вается масса транспортного пакета нетто.
При перевозке сборных вагонных отправок в транспортных пакетах указываются сведения о транспортных пакетах для каждого наименова- ния груза (количество мест, масса).
На оборотной стороне накладной грузоотправитель в графе «Особые заявления и отметки отправителя» указывает тип и количество средств пакетирования, загруженных в вагон. Например, «Поддоны 2П4 — 65 шт.»,
«Стропы ПС-05 — 6 шт.».