Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1406
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
287
контейнеров кратна основному модулю — 5 футам (1524 мм) с учетом зазоров между ними 76,2 мм.
Параметры и конструкции универсальных контейнеров унифициро- ваны, поэтому такие контейнеры могут применяться на всех видах транс- порта в прямом и смешанном сообщениях, а также для международных перевозок.
Среднетоннажные унифицированные универсальные контейнеры
(УУК) бывают с массой брутто 3, 5 и 6 т, крупнотоннажные (1D, 1С,
1СС, 1В, 1ВВ, 1А, 1АА) — с массой брутто 10, 24, 25,4, 30,5 т. Парамет- ры основных типов унифицированных универсальных контейнеров при- ведены в табл. 25.1.
На каждом универсальном контейнере должны быть таблички по
ГОСТ 25588-83 и ГОСТ 25290-82, маркировочные коды и трафареты о максимальной массе брутто контейнера, собственной массе, владельце и сроках очередного освидетельствования или ремонта.
Табличка КБК — табличка, установленная Международной конвен- цией по безопасным контейнерам (КБК), прикрепляемая на каждый круп- нотоннажный контейнер, удостоверяющая безопасность его эксплуата- ции. Табличка КБК служит гарантом безопасности контейнера.
Табличка о допущении перевозок грузов под таможенными печатя- ми и пломбами подтверждает соответствие крупнотоннажного контейне- ра требованиям Таможенной конвенции, касающейся контейнеров, и обя- зательна при перевозке грузов в международном сообщении.Наличие такой таблички является гарантом того, что контейнер полностью отвечает таможенным требованиям на перевозку в них грузов.
Контейнеры должны иметь маркировку установленного образца по схемам, приведенным на рис. 25.3 и 25.4.
В первой строке маркировочного кода крупнотоннажного контей- нера заключено кодовое обозначение владельца контейнера, которое со- стоит из четырех букв латинского алфавита, последняя из которых —
буква U обозначает идентификатор грузовых контейнеров. Первые три буквы обозначают буквенный код владельца, официально включенный в международный реестр контейнеровладельцев. После кодового обо- значения владельца следует серийный номер контейнера из шести цифр.
Седьмая цифра — контрольное число, которое служит для проверки правильности информации о коде владельца и серийном номере кон- тейнера. Это число рассчитывается по установленному правилу. При
288
Рис. 25.3. Схема маркировочного кода крупнотоннажных универсальных контейнеров искажении любой буквы или цифры из кода и номера контейнера будет иметь место несовпадение контрольного числа.
Вторая строка маркировочного кода содержит коды размера и типа контейнера и состоит из 4 знаков. В коде размера контейнера первый цифровой или буквенный символ обозначает длину контейнера, второй цифрой или буквенный символ обозначает ширину или высоту контей-
Рис. 25.4. Схема маркировочного кода среднетоннажных универсальных контейнеров
289
нера. В коде типа контейнера первый буквенный символ обозначает тип контенера, второй цифровой символ обозначает основные характеристи- ки данного типа контейнера.
Кодовые обозначения владельца, страны владельца, размеров кон- тейнеров, типа контейнеров, последовательность расчета контрольного числа приведены в справочнике «Перевозки крупнотоннажных контей- неров и автомобилей в сообщении Европа—Азия».
На крупнотоннажный контейнер наносится максимальная масса брутто и масса тары контейнера, а на среднетоннажный дополнительно и внут- ренний объем. На боковых стенках контейнера наносится трафарет оче- редного освидетельствования или ремонта. При отсутствии требуемой маркировки и трафаретов контейнер к перевозке не принимается.
Для перевозки среднетоннажных универсальных контейнеров исполь- зуют платформы, а также специализированные вагоны, модернизиро- ванные из универсальных крытых и полувагонов.
Для перевозки крупнотоннажных контейнеров в различном сочета- нии применяют специализированные длиннобазные контейнерные плат- формы моделей 13-470 и 13-9004. Платформа модели 13-470 (рис. 25.5)
выполнена без боковых и торцовых бортов и без настила пола. Для креп- ления контейнеров на платформе предусмотрены стопорные устройства
(упоры) в количестве 24 штук, из них 20 поворотных и 4 неподвижных.
Стопорные устройства должны выступать над плоскостью пола платфор-
Рис. 25.5. Длиннообразная специализированная платформа для перевозки крупнотоннажных контейнеров модели 13-470: 1 — рама; 2 — ходовые части;
3 — автосцепное оборудование; 4 — тормоз
290
мы и при установке контейнера входить в отверстия его угловых фитин- гов. При погрузке контейнеров используются только те упоры, которые расположены на расстоянии, соответствующем длине данного контей- нера, а остальные приводят в нерабочее положение.
Для перевозки крупнотоннажных контейнеров применяются также специализированные платформы с длиной базы 9294 и 9720 мм, пере- оборудованные из универсальных.
Вводятся в обращение платформы комбинированного транспорта (для перевозки контейнеров, контрейлеров и автопоездов): модель 13-9004 М-96
для контрейлеров и контейнеров; модель 13-9009 для контейнеров, контрей- леров и автопоездов. Начаты работы по проектированию и изготовлению скоростных платформ для перевозки контейнеров, предназначенных для эксплуатации в пассажирских, грузобагажных и ускоренных поездах.
На автомобильном транспорте для перевозки контейнеров использу- ются специализированный подвижной состав, а также автомобили и ав- топоезда общего назначения.
Перевозка контейнеров водным транспортом осуществляется на мор- ских и речных судах различных типоразмеров.
25.3. Специализированные контейнеры
и средства их транспортирования
Специализированные контейнеры отличаются от универсальных на- значением и конструкцией отдельных частей (рис. 25.6).
Специализированный контейнер — единица транспортного обору- дования, предназначенная для многократной перевозки грузов опреде- ленной номенклатуры (жидких, насыпных, опасных, скоропортящихся и прочих) и представляющая собой конструкцию, стандартную по раз- мерам и максимальной массе брутто и имеющую обозначения и надписи в соответствии с Государственными стандартами или другими норма- тивными техническими документами.
Специализированные контейнеры подразделяются на:
– специализированные малотоннажные с максимальной массой брутто менее 2,5 т;
– специализированные среднетоннажные контейнеры с максималь- ной массой брутто более 2,5 т, но менее 10 т;
– специализированные крупнотоннажные контейнеры с максималь- ной массой брутто, равной 10 т и более.
291
По особенностям конструк- ции и параметрам специализи- рованные контейнеры подразде- ляются на: совпадающие по па- раметрам с универсальными контейнерами; не совпадающие по конструкции и параметрам с универсальными контейнерами.
Среднетоннажный специализи- рованный контейнер, совпада- ющий по параметрам с универ- сальным должен иметь в уста- новленном порядке сертифи-
кат соответствия. Специали- зированные крупнотоннажные контейнеры, совпадающие с универсальными, должны со- ответствовать требованиям
Международной конвенции по безопасным контейнерам, что подтверждается наличием на борту контейнера таблички КБК. При пере- возке в крупнотоннажных специализированных контейнерах в между- народном сообщении на борту контейнера дополнительно к табличке КБК
должна крепиться табличка КТК, подтверждающая соответствие кон- тейнера Таможенной конвенции, касающейся контейнеров. Специализи- рованные контейнеры должны иметь маркированные коды, надписи и таблички, аналогичные универсальным контейнерам. Полный система- тизированный перечень кодовых обозначений и требований специализи- рованных крупнотоннажных контейнеров и кодовое обозначение типа кон- тейнеров приведен в справочнике «Перевозки крупнотоннажных кон- тейнеров и автомобилей в сообщении Европа—Азия».
Все специализированные контейнеры подразделяются на: открытые,
закрытые, контейнеры-цистерны, изотермические и прочие.
По конструктивным особенностям специализированные контейнеры делят на жесткие (неразборные или разборные), мягкие (эластичные) и комбинированные (полужесткие).
Рис. 25.6. Специализированный контей- нер-цистерна СК-3-5 для наливных гру- зов: 1 — котел; 2 — каркас; 3 — верхние фитинги; 4 — люк с крышкой; 5 — рас- косы; 6 — жесткие опоры; 7 — лестни- ца; 8 — поперечные балки; 9 — нижние фитинги
292
Габариты рефрижераторных контейнеров должны удовлетворять стан- дарту ИСО-668, а также ИСО-1161 и ИСО-1996/1.
Современные рефрижераторные контейнеры строят на базе крупнотон- нажных контейнеров 1СС и имеют одинаковые принципы конструктивно- го решения. Контейнер снабжен четырьмя верхними и четырьмя нижними фитингами, нижняя рама снабжена пазами под вилы погрузчика.
Для перевозки специализированных контейнеров используются уни- версальные платформы и полувагоны. Рефрижераторные контейнеры пе- ревозят на платформах со стопорными устройствами, а также на сцепах из платформ с отдельным вагоном-дизель-электростанцией.
25.4. Правила перевозок грузов в универсальных контейнерах
Перевозка грузов в контейнерах производится между станциями, от- крытыми для операций с контейнерами установленной массы брутто. Пе- ревозка грузов в контейнерах между станциями, не открытыми для опе- раций с контейнерами, может производиться при наличии соответствую- щего договора между грузоотправителем (грузополучателем) и пере- возчиком.
На каждый груженый или порожний (не принадлежащий перевозчи- ку или арендованный у него) контейнер грузоотправитель оформляет одну из следующих форм накладной: ГУ-27в, лист 1 — оригинал (листы 2, 3, 4
заполняются перевозчиком компьютерным способом; ГУ-29к, листы 1,
2, 3, 4 заполняются с помощью копировальной бумаги (передаются пе- ревозчику для дальнейшего оформления); ГУ-27у-ВЦ, лист 1 — ориги- нал, заполняется компьютерным способом и передается перевозчику для дальнейшего оформления и формирования на его основе компьютерным способом листов 2, 3, 4.
Комплект перевозочных документов для перевозки грузов в контей- нерах состоит из четырех листов: оригинала накладной, дорожной ведо- мости, корешка дорожной ведомости и квитанции о приеме контейнера.
Каждый лист комплекта содержит обычную текстовую информацию с кодированной.
Накладная на перевозку грузов в контейнере заполняется в соответ- ствии с Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом с особенностями, указанными в
Приложении № 4 Правил перевозок железнодорожным транспортом гру- зов в универсальных контейнерах.
293
Предъявляемые к перевозке в первичной упаковке без тары или в облегченной таре грузы, а также предназначенный для их перевозки кон- тейнер, предварительно подготавливаются грузоотправителями таким образом, чтобы исключить при погрузке, перевозке, выгрузке различ- ного рода трения, деформацию, примерзание или перегрев груза, отри- цательное действие груза на контейнер. Для этих целей применяется об- кладка стен контейнера бумагой, пленкой, установка защитных планок и резиновых прокладок, упаковка груза в мягкий изоляционный материал.
Грузы в промасленном состоянии без упаковки (например метизы,
запасные части) допускаются к перевозке в контейнерах только в плот- ной бумаге, а также при условии обеспечения застилки предохраняю- щим материалом пола контейнера и пространства между стенами кон- тейнера и грузом.
Масса одного места груза, загружаемого в крупнотоннажный кон- тейнер, не должна превышать 1500 кг, а загружаемого в среднетоннаж- ный контейнер — не более 1000 кг. Масса груза в контейнере, определя- емая как сумма масс брутто каждого грузового места, не должна пре- вышать разности между максимальной массой брутто контейнера и мас- сой тары контейнера, указанными на двери.
Грузы в контейнерах должны размещаться таким образом, чтобы ис- ключалась возможность перемещения их внутри контейнера при воздей- ствии естественных в процессе перевозки усилий. Давление груза на двери контейнера исключается. Поэтому при укладке груза необходимо оставлять свободное пространство от 3 до 5 см между грузом и дверью контейнера. Прибивать грузы или приспособления для их крепления (стой- ки, клинья, прокладки и др.) гвоздями или скобами к полу контейнера запрещается. Прокладки должны быть прочно соединены с грузом, что- бы он не мог перемещаться относительно подкладок и по полу контейне- ра вместе с подкладками. Крепление грузов в контейнере достигается установкой упорных брусков, цепей, ограничительных щитов (в двер- ном проеме контейнера), распорных рамок из досок сечением не менее
20
×
100 мм. Общая сумма зазоров между штабелями груза, а также между грузом и стенками контейнера не должна превышать 200 мм.
Схема размещения в контейнерах грузовых мест, примеры использо- вания перегородок, распорных и упорных брусков, надежного крепле- ния грузов и обеспечения равномерного распределения нагрузки на пол контейнера приведены в справочнике «Перевозки крупнотоннажных кон-
294
тейнеров и автомобилей в сообщении Европа— Азия». Смещение от середины контейнера общего центра массы размещенных в контейнере грузов не должно превышать: 600 мм по длине от середины крупнотон- нажного контейнера; 200 мм по длине от середины среднетоннажного контейнера и 100 мм по ширине.
Перевозка порожних контейнеров, принадлежащих перевозчику, мо- жет оформляться им одной накладной с приложением описи. При от- правлении с мест необщего пользования комплекта контейнеров, загру- женных грузом одной позиции номенклатуры грузов, от одного грузо- отправителя в адрес одного грузополучателя в места необщего пользо- вания допускается оформление одной накладной с приложением к ней описи контейнеров.
Груженые контейнеры принимаются к перевозке после наружного ос- мотра с проверкой наличия и правильности внесения в накладную све- дений о ЗПУ, наложенных грузоотправителем.
Выдача контейнеров на станции назначения производится в соответ- ствии с Правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте..
25.5. Правила перевозок грузов
в специализированных контейнерах
Основные требования к перевозке грузов в специализированных кон- тейнерах определены в Правилах перевозок железнодорожным транс- портом грузов в специализированных контейнерах. Погрузка специали- зированных контейнеров на железнодорожный подвижной состав и их выгрузка производятся на местах необщего пользования. Прием, выда- ча и хранение специализированных контейнеров (кроме опасных гру- зов) может производиться в местах общего пользования при условии,
если контейнеры оборудованы необходимыми устройствами для выпол- нения соответствующих операций, обеспечивающими сохранность кон- тейнеров и безопасность обслуживающего персонала.
Размещение на платформах-контейнеровозах специализированных крупнотоннажных контейнеров, осуществляется в соответствии с Тех- ническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.
Специализированные контейнеры, совпадающие по параметрам с уни- версальными, предъявляются к перевозке в местах общего или необще- го пользования железнодорожных станций, открытых для выполнения
295
операций с универсальными контейнерами соответствующей массы брут- то. Специализированные контейнеры, не совпадающие по параметрам с универсальными, предъявляются к перевозке на станциях открытых для выполнения операций с повагонными или мелкими отправками грузов.
Груженые или порожние специализированные контейнеры, совпада- ющие по параметрам с универсальными, принимаются к перевозке кон- тейнерными отправками, а не совпадающие — повагонными или мелки- ми отправками.
При перевозке специализированных контейнеров контейнерной отправ- кой на каждый специализированный контейнер грузоотправитель оформ- ляет накладные тех же форм, что и на универсальные контейнеры. На каж- дом бланке накладной в верхней части ее лицевой стороны в графе «От- метки о спецконтейнере» проставляется большими буквами «СК», что со- ответствует обозначению специализированных контейнеров всех типов.
При предъявлении грузов к перевозке в специализированных кон- тейнерах грузоотправитель должен указать в накладной массу груза,
собственную массу контейнера и общую фактическую массу брутто всей отправки.
Масса груза в специализированном контейнере не должна превы- шать его грузоподъемности, определяемой как разница между номи- нальной массой брутто контейнера и его тарой (указаны на трафарете).
Груженые специализированные контейнеры предъявляют к перевоз- ке опломбированными грузоотправителем запорно-пломбировочными устройствами.
25.6. Погрузка, размещение и крепление контейнеров
в открытом подвижном составе
Для перевозки груженые среднетоннажные контейнеры размещаются в вагоне дверями вовнутрь, чтобы исключить свободный доступ к ним в пути следования. Допускается устанавливать контейнеры дверями вплотную к боковым стенкам полувагонов и щитам контейнеровозов. Перевозка сред- нетоннажных контейнеров в полувагонах и в универсальных (бортовых)
платформах осуществляется полными комплектами (группой контейнеров),
занимающими всю площадь полувагона, платформы с расстановкой их согласно схемам размещения и крепления контейнеров, установленным
Техническими условиями.
Перед погрузкой пол платформы, а также опорные поверхности кон- тейнеров должны быть очищены от снега, льда и мусора. В зимнее вре-