Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1386

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

427
Пример. Определить расчетную негабаритность груза (диаметр
3380 мм, длина 20 м), погруженного симметрично на одну четыре- хосную платформу с базой 9720 мм (тележки модели 18-100). Све- шивающиеся концы прикрыты другими платформами. Высота пола платформы от головки рельса 1310 мм, высота подкладок 250 мм,
толщина пояса крепления 10 мм.
Решение. Определяем высоту характерной точки от уровня головки рель- са:
3250 2
:
3380 250 1310
=
+
+
=
i
у
мм. Находим расстояние от оси пути до характерной точки:
1700 10 2
:
3380
=
+
=
i
х
м (по концевому сечению).
Первый способ. Определяем разность геометрических выносов кон- цевого сечения с помощью табл. П2.3 Инструкции:
50
=
=

н н
f
b
R
мм при расстоянии
( )
(
)
14
,
5 72
,
9 20 5
,
0 5
,
0
=

=

=
l
L
п
н м.
Следовательно,
1750 50 1700
=
+
=
н ст
х
мм.
Груз имеет боковую негабаритность 2-й степени.
Второй способ. Рассчитываем разность геометрических выносов кон- цевого сечения:
50 105 46 350
·
8 72
,
9 350
·
8 20 2
2
к
=

+

=

R
b
мм.
Расчетное расстояние от оси пути до характерной точки
1750 50 1700
=
+
=
н ст
х
мм. Груз имеет боковую негабаритность 2-й сте- пени. Следовательно, расчетом получен тот же результат, что и с помо- щью таблиц.
38.3. Порядок согласования перевозок негабаритных
и тяжеловесных грузов
Предусматриваются три этапа согласования перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов (изделий): первый — предварительное согласо- вание с Департаментом управления перевозками МПС России возможно- сти, способа и условий перевозки; второй — согласование технической документации с управлением дороги отправления; третий — окончатель- ное согласование технической документации с Департаментом управле- ния перевозками МПС России.

428
Заявка на предварительное согласование перевозки на грузы, пере- возимые на транспортерах и грузы негабаритные на платформах и в по- лувагонах (негабаритностей нижней 3—6-й, боковой 4—6-й степеней,
верхней 3-й степени и сверхнегабаритных) представляется в железнодо- рожную администрацию государства, на территории которого находится станция отправления груза, и в Департамент управления перевозками
МПС России.
При наличии возможности перевозки негабаритного и тяжеловесного груза извещается заявитель о предварительном согласовании перевозки,
указывается тип подвижного состава, на котором можно осуществить перевозку, согласованная степень негабаритности (индекс) и дополнитель- ные условия, при выполнении которых перевозка может состояться.
На основании полученного предварительного заключения грузоотп- равитель разрабатывает техническую документацию на перевозку нега- баритного или тяжеловесного груза и представляет ее на согласование в железнодорожную администрацию (службу управления перевозками дороги) отправления (чертеж и расчеты размещения и крепления негаба- ритного или тяжеловесного груза, чертеж контрольной рамы и др.). Тре- бования к ее разработке изложены в Инструкции (глава 2).
В межгосударственном сообщении чертежи и расчеты и другая тех- ническая документация представляются в четырех экземплярах.
Рассмотрение и согласование чертежей и расчетов размещения и крепления негабаритных и тяжеловесных грузов в железнодорожной администрации (железной дороге) производится службами управления перевозками, грузовой и коммерческой работы, пути и вагонного хозяй- ства, а при наличии вертикальной сверхнегабаритности службой элект- рификации и электроснабжения.
По одному экземпляру согласованных железнодорожной админист- рацией (железной дорогой) чертежей размещения и крепления грузов на транспортерах, а также негабаритных грузов на платформах и в полува- гонах негабаритности нижней 4—6-й, боковой 5—6-й степеней и сверх- негабаритных направляется в Департамент управления перевозками МПС
России на окончательное согласование.
Подтверждение такого согласования письмом, телеграммой или по факсу направляется в адрес железнодорожной администрации (желез- ной дороги) отправления груза, станции погрузки и грузоотправителя
(экспедитора).


429
Согласование железной дорогой чертежей размещения и крепления негабаритных грузов на платформах и в полувагонах негабаритности нижней 1—3-й, боковой 1—4-й, верхней 1—3-й степеней является окон- чательным, но железная дорога должна информировать Департамент управления перевозками МПС России телеграммой или по факсу о со- гласовании чертежей негабаритностей нижней 3-й, боковой 4-й и верх- ней 3-й степеней.
Железнодорожная администрация (железная дорога) направляет по одному окончательному согласованному экземпляру чертежей и расче- тов размещения и крепления негабаритных и тяжеловесных грузов на- чальнику станции погрузки и грузоотправителю.
При наличии окончательно согласованной технической документации на перевозку грузов грузоотправитель за 20 дней до начала месяца по- грузки представляет заявку на подачу транспортеров в адрес станции погрузки железной дороги отправления, железнодорожной администра- ции государства, на территории которого расположена станция отправ- ления, а также Департамент управления перевозками МПС России. В эти же адреса направляется заявка на перевозку негабаритных грузов на платформах и в полувагонах негабаритности нижней 4—6-й, боковой
5—6-й степеней и сверхнегабаритных.
Заявка на перевозку грузов на платформах и в полувагонах негаба- ритности нижней 3-й, боковой 4-й, верхней 3-й степеней направляется в адрес железнодорожной администрации (железной дороги) отправле- ния и начальника станции погрузки.
Заявка на перевозку грузов меньших степеней негабаритности пред- ставляется только начальнику станции погрузки.
Разрешение на погрузку для всех грузов (габаритных и негаба- ритных) на транспортерах, имеющих 12 и более осей, дает Департа- мент управления перевозками МПС России. Он же дает разрешение на погрузку негабаритных грузов на 4—8-осных транспортерах, а так- же на платформах и в полувагонах негабаритности нижней 4—6-й,
боковой 5—6-й степеней и сверхнегабаритных. Разрешение на по- грузку для грузов, имеющих негабаритность нижнюю 1—3-й, боко- вую 1—4-й, верхнюю 1—3-й степеней и габаритных на 4—8-осных транспортерах, а таже негабаритных грузов на платформах и в полу- вагонах негабаритности нижней 3-й, боковой 4-й, верхней 3-й степе- ни дает железнодорожная администрация (железная дорога) в адрес начальника станции погрузки.

430
Разрешение на погрузку негабаритных грузов на платформах и в полувагонах негабаритности нижней 1—2-й, боковой 1—3-й, верхней
1—2-й степеней дает начальник станции.
38.4. Погрузка, прием и отправление негабаритных
и тяжеловесных грузов
Размещает и крепит негабаритные грузы грузоотправитель в точном соответствии с согласованными чертежами и расчетами. Для наблюде- ния за положением груза в пути следования на полу вагона и на самом грузе наносят яркой несмываемой краской контрольные полосы.
На самих негабаритных грузах такой же краской наносят с обеих сто- рон надписи о негабаритности груза (индекс негабаритности с учетом расчетной) и условия пропуска груза по станциям, имеющим сортиро- вочные горки, если это указано на согласованном чертеже.
Для безопасного пропуска грузов с боковой и нижней негабаритно- стью 6-й степени и сверхнегабаритных в состав поезда включают вагон с контрольной рамой, которая имеет два контура — основной и дополни- тельный (для кривых участков пути). Контрольную раму устанавливают на полувагоне или крытом вагоне в поперечной вертикальной плоско- сти, в которой находится ось шкворня с конца, обращенного к локомо- тиву. Основной контур образуют с помощью деревянных планок, до- полнительный — с помощью гибких пластин из полосового железа,
прикрепляемых к деревянным планкам.
Правильность размещения и крепления негабаритного груза прове- ряет специальная комиссия в составе:
– на станциях внеклассных, I и II классов — начальника станции или его заместителя (председатель), представителей дистанции пути и пункта технического обслуживания вагонов;
– на всех остальных станциях — старшего коммерческого ревизора
(коммерческого ревизора или другого компетентного лица, назначаемо- го приказом начальника отделения дороги), начальника станции, пред- ставителей дистанции пути и ПТО.
Комиссия проверяет техническое состояние подвижного состава,
фактическую высоту погрузочной площадки транспортера (пола ваго- на) в груженом состоянии, соответствие фактических размеров негаба- ритного груза и его крепления согласованным чертежам, фактические координаты критических точек, определяющих негабаритность в каж-


431
дой зоне, наличие контрольных полос и надписей на грузе о его негаба- ритности и о запрещении роспуска с горок или пропуска через горку,
правильность изготовления и установки на вагоне контрольной рамы.
Данные комиссионной проверки заносятся в акт проверки размещения
и крепления негабаритного (тяжеловесного) груза. Один экземпляр акта следует вместе с перевозочными документами до станции назначе- ния, а второй хранится в делах станции.
Результаты комиссионной проверки грузов, имеющих негабаритность нижнюю 4—6-й, боковую 5—6-й степени и сверхнегабаритных, а также грузов меньших степеней негабаритности и габаритных на транспортерах,
имеющих 16 и более осей, за подписью председателя комиссии сообща- ются телеграммой или по факсу по установленной форме в адрес Депар- тамента управления перевозками МПС России, железнодорожной адми- нистрации и железной дороги (в службу управления перевозками). А для негабаритных грузов на платформах, в полувагонах, на 4—8-й транспор- терах, включая транспортеры сцепного типа (гр. п. 120 т) с одной проме- жуточной платформой, негабаритности нижней 3-й, боковой 4-й, верхней
3-й, а также грузов меньших степеней и габаритных на транспортерах,
имеющих 12 осей, результаты комиссионной проверки сообщаются в ад- рес железнодорожной администрации и службы управления перевозками дороги отправления. В других случаях телеграмма направляется только в службу управления перевозками дороги погрузки. Когда размеры, масса,
размещение и крепление груза соответствуют согласованному чертежу,
Департамент управления перевозками (Управление дороги) дает телеграф- ное разрешение на отправление и пропуск грузов в международном со- общении, адресуя телеграмму начальнику станции отправления, железно- дорожным администрациям и железным дорогам (службам перевозок и отделам спецперевозок, а по необходимости и службам пути) по маршру- ту следования грузов.
Окончательное оформление перевозочных документов на отправле- ние негабаритных (тяжеловесных грузов) производится только после получения телеграмм-разрешений Департамента управления перевозка- ми МПС России (отдела специальных перевозок) и железнодорожной администрации (железной дороги), копии которых прикладываются к перевозочным документам.
Отправление негабаритных грузов на платформах, в полувагонах, на
4—8-осных транспортерах негабаритности нижней 1—2-й, боковой 1—3-й,
верхней 1—2-й и габаритных на 4—8-осных транспортерах производит


432
начальник станции после комиссионной проверки и составления актов,
копии которых прикладываются к перевозочным документам.
В накладной в графе «Вид негабаритности» указывается пятизначный индекс негабаритности.
Порядок пропуска негабаритных и тяжеловесных грузов по перего- нам и станциям и производства маневровой работы с транспортерами и вагонами, загруженными негабаритными грузами и порядок постановки их в поезда установлен Инструкцией (главы 3 и 4).
В пути следования на пунктах коммерческого осмотра и на межгосу- дарственных пунктах передачи производится комиссионная проверка раз- мещения и крепления негабаритных грузов, а также габаритных на транс- портерах комиссией с участием работников ПКО и ПТО. При исправно- сти крепления и отсутствии сдвига груза делается отметка в акте, после чего груз отправляется по маршруту следования. При обнаружении сдви- га груза или расстройства крепления, создающих угрозу безопасности движения, вагон от поезда отцепляется для дальнейшей проверки ко- миссией в установленном порядке.
38.5. Особенности перевозки негабаритных
и тяжеловесных грузов на транспортерах
Железнодорожные транспортеры являются специальным подвижным составом и предоставляются только по распоряжению Департамента уп- равления перевозками МПС России.
Транспортеры применяются, как правило, для перевозки тяжеловес- ных грузов и для уменьшения негабаритности грузов, которые не могут быть демонтированы на меньшие транспортабельные узлы.
К тяжеловеснымгрузам относятся грузы, у которых масса и длина или нагрузка на раму (пол) вагона превышает допустимые технически- ми условиями для универсального подвижного состава.
Транспортеры имеют усиленную несущую раму особой формы и подразделяются на следующие типы (табл. 38.1).
Транспортеры платформенного типа имеют погрузочную площадку,
покрытую металлическим листом; они предназначены для тяжелых гру- зов небольших габаритов.
Наличие пониженной погрузочной площадки позволяет при доставке грузов большой высоты ликвидировать негабаритность или снизить ее степень, а также уменьшить высоту центра массы с грузом относитель- но уровня головки рельсов.

433
На полуколодцеобразных и колодцеобразных транспортерах перево- зят грузы большой высоты или диаметра.
Транспортер сцепного типа состоит из двух четырехосных транспор- теров, оборудованных турникетными опорами, и промежуточных плат- форм, используемых для длинномерных грузов большой массы.
Транспортеры сочлененного типа предназначены для крупногабарит- ных грузов массой до 500 т (трансформаторов, статоров). Груз перево- зят в подвешенном состоянии.
Условия размещения и крепления грузов на транспортерах сочленен- ного типа грузоподъемностью 300, 400 и 500 т устанавливаются Техни- ческими условиями эксплуатации этих транспортеров.
1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   42

Глава 39. Перевозка наливных грузов
39.1. Характеристика наливных грузов
К наливным относятся жидкие грузы, перевозимые в цистернах, спе- циализированных контейнерах и в бункерных полувагонах. Основную массу (более 90%) наливных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, составляют нефтепродукты, в меньшей степени сырая нефть.
Кроме того, в категорию наливных грузов входят продукты пищевой промышленности (растительные масла, спирт, патока, животный жир,
саломас и др.), химические грузы (кислоты, щелочи, красители и др.),
а также сжиженные газы.
Нефтепродукты подразделяются на светлые(бензин, бензол, керо- син, лигроин, легкие сорта моторных топлив, конденсат из природного газа), темные (мазут, нефтебитум, моторное топливо), жидкие смазоч- ные масла(консистентные смазки, трансформаторное масло, автомо- бильное, авиационное, дизельное, моторное, турбинное и др.).
Таблица 38.1
Тип транспортера
Число осей Грузоподъемность, т
Платформенный 6—8 80—120
С пониженной погрузочной площадкой 4—16 40—220
Полуколодцеобразный 4—8 30—80
Колодцеобразный 4—8 30—120
Сцепного типа 8—32 120—480
Сочлененный 16—32 180—500

434
Нефтяные грузы обладают специфическими свойствами, определя- ющими условия их транспортирования, хранения и налива. Это плот- ность, вязкость и способность застывать не только при отрицательных,
но и при плюсовых температурах, легкая воспламеняемость, темпера- тура плавления и вспышки, электризация (накапливание опасных заря- дов статического электричества), ядовитость, коррозирующее действие на металл.
Специфические свойства наливных грузов требуют соблюдения осо- бых условий перевозки их по железным дорогам, которые предусмот- рены в Правилах перевозок железнодорожным транспортом грузов на- ливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума. К перевозке наливом допускаются лишь те грузы, кото- рые поименованы в Приложении к этим Правилам.
Наливные грузы делятся на неопасные, которые перевозятся с соблюдени- ем общих условий, и опасные, которые рассматриваются в главе 44.
39.2. Подвижной состав и его подготовка под налив
Для перевозки грузов наливом используют только предназначен- ные для этих целей технически исправленные специализированные цис- терны, бункерные полувагоны, принадлежащие перевозчикам, грузо- отправителям, грузополучателям или находящиеся у них в арендном пользовании. Собственные и арендованные цистерны должны быть приписаны к станции отправления или назначения. На эксплуатацию цистерн, передаваемых в арендное пользование, перевозчик заключа- ет договор с арендатором.
Цистерны для перевозки нефтепродуктов подразделяются: для пере- возки бензина и светлых нефтепродуктов; для перевозки нефти и тем- ных нефтепродуктов; для перевозки вязких нефтепродуктов.
Цистерны для перевозки бензина и светлых нефтепродуктов быва- ют четырехосные и восьмиосные. Четырехосные цистерны имеют гру- зоподъемность 60,0 и 68,0 т и объем котла 73 и 85,6 м
3
. Восьмиосные цистерны имеют грузоподъемность 120,0 и 125,0 т и объем котла 140,0
или 161,6 м
3
Цистерны для перевозки нефти и темных нефтепродуктов бывают че- тырехосные и восьмиосные. Четырехосные цистерны имеют грузоподъ- емность 60,0 т и объем котла от 50 до 63 м
3
. Восьмиосные цистерны имеют грузоподъемность 125,0 т и объем котла 159 м
3