Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1389
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 37. Перевозка грузов в сопровождении
и по договорам на особых условиях
37.1. Перевозка грузов в сопровождении
Некоторые грузы при перевозке по железным дорогам требуют не- прерывного наблюдения и обслуживания (сопровождения специалиста)
в пути следования с применением мер предохранения их от порчи, хи- щения и т.п. Такими грузами являются животные, рыба живая, растения и цветы живые, музейные и антикварные ценности, автотранспортная техника, автопоезда и контейнеры, подвижной состав, отправляемый как груз на своих осях, специальные автомобили, вино, коньяк и водка в открытых ящиках и другие. Все эти грузы при предъявлении повагонны- ми отправками перевозятся в сопровождении представителей грузоотп- равителей или грузополучателей (ст. 17 Устава). Порядок сопровожде- ния этих грузов и их перечень устанавливаются Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей.
Сопровождение грузов проводниками производится непрерывно и может осуществляться двумя способами: постоянным и сменным. По- стоянное сопровождение грузов осуществляется одними и теми же про- водниками без смены в пути следования от станции отправления до стан- ции назначения груза. Сменное сопровождение груза осуществляется со сменой проводников в пути следования грузов.
При постоянном сопровождении проводники обязаны предъявить перевозчику паспорта и командированные удостоверения. В накладной,
грузовой квитанции и дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка о том, что груз следует в сопровождении проводников с указанием количества проводников, их фамилий, имени, отчества (пол- ностью). После слова паспорт указывается серия и номер паспорта, после слов «ком. уд. №» — номер командировочного удостоверения.
За проезд проводников взыскивается плата в размере, установлен- ном тарифом. Проводник имеет право перевозить с собой в вагоне (бес-
418
платно) ручную кладь. При наличии у проводника клади свыше нормы с него взимается провозная плата за излишнюю массу ручной клади. Стан- цией отправления проводнику выдается удостоверение на право проезда установленной формы под расписку в корешке дорожной ведомости.
При получении удостоверения сопровождающий должен ознакомиться с основными обязанностями проводника, изложенными на обороте удо- стоверения, и расписаться об этом в удостоверении и в Книге выдачи удостоверений проводникам. При сменном сопровождении ведомствен- ной охраной удостоверение проводника не выписывается, а полномочия работников ведомственной охраны подтверждаются служебным удосто- верением и маршрутом караула.
При оформлении перевозки груза с использованием электронной накладной удостоверение проводнику выдается под расписку в распе- чатанной станцией отправления бумажной копии электронной накладной формы ГУ-27у-ВЦ, в ней же указывается дата выдачи удостоверения.
Количество проводников при постоянном сопровождении определя- ется грузоотправителем (грузополучателем). Проезд проводников до- пускается в вагоне, в котором перевозится груз, в отдельном вагоне,
предоставленном перевозчиком по заявке грузоотправителя, в отдель- ном вагоне, принадлежащем грузоотправителю, грузополучателю, и в служебном вагоне при перевозке в рефрижераторном подвижном со- ставе. При сменном сопровождении проезд проводников осуществляет- ся на локомотиве, на переходной площадке вагона или в отдельном ва- гоне, предоставленном перевозчиком ведомственной охране по догово- ру. Плата за проезд указывается в накладной.
Проводникам запрещается курить в вагонах, применять какие-либо нагревательные и осветительные приборы, кроме фонарей, отвечающих требованиям пожарной безопасности, и чугунных печей стандартного типа с использованием твердого топлива (уголь, дрова). В пути следо- вания сопровождающие обязаны соблюдать противопожарные требова- ния и правила личной безопасности.
Печи и печное оборудование для отопления вагонов предоставля- ются грузоотправителями. Грузоотправитель обязан обеспечить снаб- жение вагонов твердым топливом на всем пути следования. При уста- новке в вагонах печей и печного оборудования, принадлежащих гру- зоотправителю (грузополучателю), их количество указывается в на- кладной в графе 4. В случае возникновения препятствий в перевозке и
419
необходимости выдачи груза проводник может осуществлять функции грузоотправителя. Об этом делается отметка в накладной в графе «Осо- бые заявления и отметки отправителя» с точным описанием предостав- ленных проводнику полномочий. Доверенность на предоставление та- ких полномочий выдается от имени юридического лица за подписью его руководителя и заверяется печатью. При оформлении перевозки груза с использованием электронной накладной эти сведения грузоот- правитель вносит в такую накладную.
37.2. Оформление случаев задержки грузов
в сопровождении проводников
В тех случаях, когда грузу угрожает порча, и доставить его в полной сохранности грузополучателю не представляется возможным, грузоот- правитель либо уполномоченный на это проводник может самостоятель- но распорядиться грузом.
При обнаружении в процессе перевозки нарушения крепления или устойчивости груза проводник подает письменное заявление началь- нику станции для принятия решения об отцепке вагона и принимает меры по исправлению крепления, восстановлению размещения и ус- тойчивости груза.
При нарушении крепления или устойчивости по вине перевозчика исправление производится силами и средствами перевозчика. Результа- ты проверки крепления или погрузки груза и время вынужденного про- стоя вагонов по вине грузоотправителя оформляются актом общей фор- мы в двух экземплярах, один из которых прикладывается к перевозоч- ным документам.
При обнаружении в пути следования технической неисправности ва- гонов и при невозможности дальнейшего их следования с данным поез- дом такие вагоны отцепляются.
Случаи повреждения вагонов, происшедших по вине грузоотправи- теля или проводника, оформляются актом о повреждении вагона формы
ВУ-25М и актом общей формы. Первый экземпляр акта о повреждении вагона прилагается к перевозочным документам (для вручения на стан- ции назначения грузополучателю) или к досылочной дорожной ведомо- сти (если поврежденный вагон следовал в составе групповой отправ- ки). Второй экземпляр акта о повреждении вагона прилагается к счету
420
за повреждение вагона, который выставляется перевозчиком для оплаты грузополучателю. Третий экземпляр акта остается на станции, где про- изошла отцепка вагона.
Если группа вагонов, в составе которой оказался технически неисправ- ный вагон, следовала в сопровождении нескольких проводников, то один из них остается с задержанным вагоном.
При возникновении обстоятельств, при которых проводники не могут осуществлять дальнейшее сопровождение груза (например из-за болез- ни), или проводники отсутствуют, перевозчик должен задержать вагоны и уведомить грузоотправителя или грузополучателя о необходимости срочного направления новых проводников, о чем составляется акт об- щей формы. По получении уведомления грузоотправитель или грузопо- лучатель осуществляет замену проводников. До прибытия новых про- водников перевозчик обеспечивает охрану задержанных вагонов. Но- вым проводникам станция выдает удостоверение проводника груза в ус- тановленном порядке.
По прибытии груза на станцию назначения на основании приложенно- го к перевозочным документам акта общей формы с грузополучателя взи- маются понесенные перевозчиком расходы, связанные с нахождением ва- гонов на станции в ожидании прибытия новых проводников.
При перевозке груза с использованием электронной накладной со- ставленные акты и сведения о новых проводниках станция, где про- изошла замена проводников, передает в электронном виде в ИВЦ до- роги, обслуживающий данную станцию, для внесения отметок в элек- тронную накладную.
37.3. Перевозка грузов по договорам на особых условиях
Если перевозка грузов не может быть осуществлена на основании
Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, то пере- возчиками (в соответствии со ст. 8 Устава) в соответствующих дого- ворах с грузоотправителями (грузополучателями) могут устанавли- ваться особые условия перевозок таких грузов и ответственность сто- рон за их сохранность.
Необходимость в осуществлении перевозки грузов на особых усло- виях обуславливается обстоятельствами, при которых, например, тара,
упаковка предъявленного к перевозке груза либо техническое, качествен- ное состояние груза не соответствует требованиям Правил перевозок
421
грузов железнодорожным транспортом. В связи с тем, что такие пере- возки требуют от перевозчика дополнительных организационных мероп- риятий и зачастую технических мер и подвергают ее повышенной степе- ни риска, указанные перевозки осуществляются на условиях договора,
заключаемого перевозчиком с грузоотправителями, грузополучателями.
В таких случаях перевозчик рассматривает просьбу и условия грузоотп- равителя и, исходя из состояния предъявляемого груза, имеющихся у перевозчика возможностей, согласовывает приемлемые для всех заин- тересованных сторон условия перевозки данного груза, а также уста- навливает ответственность за его сохранность, закрепляя их докумен- том (договором, указанием, телеграммой и т.д.), подписанным совмес- тно с грузоотправителем.
Ответственность сторон при перевозке грузов на особых условиях может быть установлена указанным документом с учетом статьи 114
Устава, в которой сказано, что любые предварительные соглашения пе- ревозчика с грузоотправителями, грузополучателями, имеющие целью ограничить либо устранить ответственность, возложенную на них, счи- таются недействительными, и любые отметки об этом в перевозочных документах, не предусмотренные Уставом или иными правовыми акта- ми Российской Федерации, не имеют силы.
Стороны могут только договориться об усилении ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке грузов. Однако нельзя договориться об устранении ответственности либо об ее ограничении. Такие соглашения не соответствуют закону.
Глава 38. Перевозка негабаритных
и тяжеловесных грузов
38.1. Классификация негабаритных грузов
Негабаритнымсчитается груз, если он при размещении в открытом подвижном составе, находящемся на прямом горизонтальном участке пути, превышает очертания габарита погрузки или его геометрические выносы в кривых за пределы габарита погрузки превышают геометри- ческие выносы в сответствующих кривых расчетного вагона.
Геометрическим выносом расчетного вагона(длина 24 м, база 17 м)
или груза называется отклонение его продольной оси от оси пути в кри- вой без возвышения наружного рельса при установке подвижного состава в кривой по хорде. Негабаритность бывает одно- и двухсторонняя. В зависимо-
422
сти от высоты от уровня головок рельсов, на который груз выходит за габарит погрузки, установлены три основные зоны негабаритности (рис. 38.1):
– зона нижнейнегабаритности — на высоте от 480 до 1229 мм при расстоянии от оси пути 1626—1760 мм и на высоте от 1230 до 1399 мм при расстоянии 1626—2240 мм;
Рис. 38.1. Зона негабаритности груза
423
– зона боковой негабаритности — на высоте от 1400 до 4000 мм
(включительно);
– зона верхней негабаритности — на высоте от 4001 до 5300 мм.
Кроме того, для определения условий пропуска грузов верхней не- габаритности на двухпутных линиях дополнительно введена условная зона совместной боковой и верхней негабаритности: на высоте от 4001
до 4625 мм на горизонтальном расстоянии от оси пути более 1625 мм до границы «зоны» верхней негабаритности.
В зависимости от того, на сколько груз выходит за пределы габарита погрузки, негабаритность подразделяется на шесть степеней (1—6). Бо- ковая негабаритность может быть шести степеней, верхняя трех степеней
(1—3), нижняя — шести степеней. Порядок отнесения конкретного не- габаритного груза в погруженном состоянии к определенной степени негабаритности изложен в Приложении 1 к Инструкции по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств- участников СНГ, Латвийской республики, Литовской республики, Эс- тонской республики (ДЧ-1835).
Груз, превышающий предельные очертания зон негабаритности, а так- же габарит погрузки в нижней зоне (ниже 480 мм от УГР) и в верхней зоне (выше 5300 мм), называется сверхнегабаритным.
В соответствии с зонами негабаритности он может иметь нижнюю,
боковую и верхнюю сверхнегабаритность.
Сверхнегабаритность грузов, имеющих высоту более 5300 мм, на- зывается вертикальной.
Для указания в перевозочных и поездных документах данных о зонах и степенях негабаритности перевозимых грузов введено понятие индекс негабаритности, который состоит из пяти знаков. Каждый знак индекса негабаритности (кроме первого) обозначает степень негабаритности в со- ответствующей зоне. Сверхнегабаритность в любой зоне обозначается цифрой 8. Обозначения в индексе негабаритности: первый знак Н — нега- баритность, второй — степень нижней негабаритности, третий — степень боковой, четвертый — степень верхней негабаритности, пятый знак —
вертикальная сверхнегабаритность. Отсутствие негабаритности в любой зоне, в том числе и вертикальной негабаритности, отмечается цифрой «0»
в соответствующем знаке индекса негабаритности.
Например, индекс негабаритности Н5480 означает, что негабаритный груз имеет: нижнюю негабаритность 5-й степени, боковую — 4-й степени, верх- нюю сверхнегабаритность, а вертикальная сверхнегабаритность отсутствует.
424
Пример. Определить вид и степень негабаритности груза прямоу- гольной формы, погруженного на четырехосную платформу с базой
9720 мм симметрично продольной оси вагона.
Высота пола платформы 1320 мм от уровня верха головки рельса.
Груз шириной 2940 мм, высотой 3200 мм погружен на подкладки тол- щиной 200 мм.
Решение. Определяем расстояние от оси пути по горизонтали (полу- ширина груза): 2940 : 2 = 1470 мм, затем высоту от уровня головки рельса: 1320 + 200 + 3200 = 4720 мм.
Согласно табл. П1.3 (Приложение 1 Инструкции) определяем, что груз имеет верхнюю негабаритность 3-й степени. Индекс негабаритно- сти груза Н0030.
38.2. Расчетная негабаритность
Расчетной негабаритностьюназывается негабаритность груза, опреде- ленная с учетом геометрических выносов данного груза в условной расчетной кривой радиусом 350 м, не имеющей возвышения наружного рельса.
Расчетную негабаритность следует определять для грузов:
– длинномерных, когда отношение их длины к базе подвижного со- става составляет более 1,41;
– перевозимых на сцепах платформ;
– перевозимых на транспортерах с базой 17 м и более.
Расчетная негабаритность определяется отдельно для внутренних
(в пределах базы) и наружных сечений груза (рис. 38.2).
Внутреннее сечение, расположенное в середине базы, называется
средним.
Наружное сечение, проходящее по концам груза, называется кон-
цевым.
Геометрический вынос расчетного вагона в расчетной кривой радиу- сом 350 м принят равным 105 мм.
Расчетную негабаритность следует определять путем увеличения рас- стояния от оси пути до точек груза на данной высоте на разность между геометрическими выносами рассматриваемого поперечного сечения гру- за и расчетного вагона в условной расчетной кривой по формулам:
для внутренних сечений груза
;
в в
ст
R
i
b
х
х
∆
+
=
(38.1)
для наружных сечений груза
,
н н
ст
R
i
b
х
х
∆
+
=
(38.2)
425
Рис. 38.2. Схема сечений груза, погруженного на одиночный вагон где х
i
— расстояние от оси пути, мм, до рассматриваемой i-й точки груза на данной высоте; в
R
b
∆
и н
R
b
∆
— разность между геометрическими выносами рассматриваемого внутреннего (наружного) поперечного сечения груза и рас- четного вагона в условной расчетной кривой, мм.
Величина разности геометрических выносов в
R
b
∆
и н
R
b
∆
зависит от типа подвижного состава, на котором перевозится груз, базы этого подвижного состава, расстояния от рассматриваемых сечений груза до направляющих сечений и может быть определена двумя способами: с помощью таблиц и расчетом.
Методика определения разности геометрических выносов с помо- щью таблиц и расчетов приведена в Приложении 2 Инструкции. Таблич- ный метод более прост и удобен. Расчетный метод необходим для случа- ев, не предусмотренных таблицами.
При определении разности геометрических выносов с помощью таблиц
величина разности геометрических выносов в
R
b
∆
и н
R
b
∆
обозначаются соответственно fв и fн, т.е. в
в
f
b
R
=
∆
; н
н
f
b
R
=
∆
Числовое значение f
в и
f
н приведены в таблицах соответственно П2.2 и П2.3 Приложения.
426
В таблице П2.2 величина разности геометрических выносов f
в дана в зависимости от базы вагона и расстояния n
в от рассматриваемого внут- реннего сечения груза до ближайшего направляющего сечения.
В таблице П2.3 величина разности геометрических выносов дана в зависимости от базы вагона и расстояния n
н от рассматриваемого на- ружного сечения до ближайшего направляющего сечения.
Расстояние n
в и n
н
, м, для груза, имеющего по всей длине одинако- вую ширину, следует принимать:
5
,
0
в
l
п
=
(38.3)
(
)
,
5
,
0
н
l
L
п
−
=
(38.4)
где L — длина груза, м, l — длина базы вагона, м.
При определении разности геометрических выносов расчетом при погрузке негабаритного груза на одиночную платформу или транспор- тер с числом осей не более шести разности геометрических выносов,
мм, рассчитывают по формулам:
(
)
;
105 43
,
1
в в
в
−
−
=
∆
п
п
l
b
R
(38.5)
(
)
,
105 43
,
1
н н
н
−
+
+
=
∆
К
п
п
l
b
R
(38.6)
где К — дополнительное смещение концевых сечений груза из-за перекоса вагона в рельсовой колее с учетом норм содержания пути и подвижного состава.
Для вагонов на тележках модели 18-100:
41
,
1 70
−
=
l
L
К
(38.7)
Для грузов с одинаковым поперечным сечением по всей длине раз- ности геометрических выносов можно определить также по формулам:
;
105 8
2
в
−
=
∆
R
l
b
R
(38.8)
105 8
8 2
2
н
−
+
−
=
∆
К
R
l
R
L
b
R
(38.9)
Значение величин
R
L
8 2
и
R
l
8 2
берутся по таблицам П2.1 (Приложение 2
Инструкции).
и по договорам на особых условиях
37.1. Перевозка грузов в сопровождении
Некоторые грузы при перевозке по железным дорогам требуют не- прерывного наблюдения и обслуживания (сопровождения специалиста)
в пути следования с применением мер предохранения их от порчи, хи- щения и т.п. Такими грузами являются животные, рыба живая, растения и цветы живые, музейные и антикварные ценности, автотранспортная техника, автопоезда и контейнеры, подвижной состав, отправляемый как груз на своих осях, специальные автомобили, вино, коньяк и водка в открытых ящиках и другие. Все эти грузы при предъявлении повагонны- ми отправками перевозятся в сопровождении представителей грузоотп- равителей или грузополучателей (ст. 17 Устава). Порядок сопровожде- ния этих грузов и их перечень устанавливаются Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей.
Сопровождение грузов проводниками производится непрерывно и может осуществляться двумя способами: постоянным и сменным. По- стоянное сопровождение грузов осуществляется одними и теми же про- водниками без смены в пути следования от станции отправления до стан- ции назначения груза. Сменное сопровождение груза осуществляется со сменой проводников в пути следования грузов.
При постоянном сопровождении проводники обязаны предъявить перевозчику паспорта и командированные удостоверения. В накладной,
грузовой квитанции и дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка о том, что груз следует в сопровождении проводников с указанием количества проводников, их фамилий, имени, отчества (пол- ностью). После слова паспорт указывается серия и номер паспорта, после слов «ком. уд. №» — номер командировочного удостоверения.
За проезд проводников взыскивается плата в размере, установлен- ном тарифом. Проводник имеет право перевозить с собой в вагоне (бес-
418
платно) ручную кладь. При наличии у проводника клади свыше нормы с него взимается провозная плата за излишнюю массу ручной клади. Стан- цией отправления проводнику выдается удостоверение на право проезда установленной формы под расписку в корешке дорожной ведомости.
При получении удостоверения сопровождающий должен ознакомиться с основными обязанностями проводника, изложенными на обороте удо- стоверения, и расписаться об этом в удостоверении и в Книге выдачи удостоверений проводникам. При сменном сопровождении ведомствен- ной охраной удостоверение проводника не выписывается, а полномочия работников ведомственной охраны подтверждаются служебным удосто- верением и маршрутом караула.
При оформлении перевозки груза с использованием электронной накладной удостоверение проводнику выдается под расписку в распе- чатанной станцией отправления бумажной копии электронной накладной формы ГУ-27у-ВЦ, в ней же указывается дата выдачи удостоверения.
Количество проводников при постоянном сопровождении определя- ется грузоотправителем (грузополучателем). Проезд проводников до- пускается в вагоне, в котором перевозится груз, в отдельном вагоне,
предоставленном перевозчиком по заявке грузоотправителя, в отдель- ном вагоне, принадлежащем грузоотправителю, грузополучателю, и в служебном вагоне при перевозке в рефрижераторном подвижном со- ставе. При сменном сопровождении проезд проводников осуществляет- ся на локомотиве, на переходной площадке вагона или в отдельном ва- гоне, предоставленном перевозчиком ведомственной охране по догово- ру. Плата за проезд указывается в накладной.
Проводникам запрещается курить в вагонах, применять какие-либо нагревательные и осветительные приборы, кроме фонарей, отвечающих требованиям пожарной безопасности, и чугунных печей стандартного типа с использованием твердого топлива (уголь, дрова). В пути следо- вания сопровождающие обязаны соблюдать противопожарные требова- ния и правила личной безопасности.
Печи и печное оборудование для отопления вагонов предоставля- ются грузоотправителями. Грузоотправитель обязан обеспечить снаб- жение вагонов твердым топливом на всем пути следования. При уста- новке в вагонах печей и печного оборудования, принадлежащих гру- зоотправителю (грузополучателю), их количество указывается в на- кладной в графе 4. В случае возникновения препятствий в перевозке и
419
необходимости выдачи груза проводник может осуществлять функции грузоотправителя. Об этом делается отметка в накладной в графе «Осо- бые заявления и отметки отправителя» с точным описанием предостав- ленных проводнику полномочий. Доверенность на предоставление та- ких полномочий выдается от имени юридического лица за подписью его руководителя и заверяется печатью. При оформлении перевозки груза с использованием электронной накладной эти сведения грузоот- правитель вносит в такую накладную.
37.2. Оформление случаев задержки грузов
в сопровождении проводников
В тех случаях, когда грузу угрожает порча, и доставить его в полной сохранности грузополучателю не представляется возможным, грузоот- правитель либо уполномоченный на это проводник может самостоятель- но распорядиться грузом.
При обнаружении в процессе перевозки нарушения крепления или устойчивости груза проводник подает письменное заявление началь- нику станции для принятия решения об отцепке вагона и принимает меры по исправлению крепления, восстановлению размещения и ус- тойчивости груза.
При нарушении крепления или устойчивости по вине перевозчика исправление производится силами и средствами перевозчика. Результа- ты проверки крепления или погрузки груза и время вынужденного про- стоя вагонов по вине грузоотправителя оформляются актом общей фор- мы в двух экземплярах, один из которых прикладывается к перевозоч- ным документам.
При обнаружении в пути следования технической неисправности ва- гонов и при невозможности дальнейшего их следования с данным поез- дом такие вагоны отцепляются.
Случаи повреждения вагонов, происшедших по вине грузоотправи- теля или проводника, оформляются актом о повреждении вагона формы
ВУ-25М и актом общей формы. Первый экземпляр акта о повреждении вагона прилагается к перевозочным документам (для вручения на стан- ции назначения грузополучателю) или к досылочной дорожной ведомо- сти (если поврежденный вагон следовал в составе групповой отправ- ки). Второй экземпляр акта о повреждении вагона прилагается к счету
420
за повреждение вагона, который выставляется перевозчиком для оплаты грузополучателю. Третий экземпляр акта остается на станции, где про- изошла отцепка вагона.
Если группа вагонов, в составе которой оказался технически неисправ- ный вагон, следовала в сопровождении нескольких проводников, то один из них остается с задержанным вагоном.
При возникновении обстоятельств, при которых проводники не могут осуществлять дальнейшее сопровождение груза (например из-за болез- ни), или проводники отсутствуют, перевозчик должен задержать вагоны и уведомить грузоотправителя или грузополучателя о необходимости срочного направления новых проводников, о чем составляется акт об- щей формы. По получении уведомления грузоотправитель или грузопо- лучатель осуществляет замену проводников. До прибытия новых про- водников перевозчик обеспечивает охрану задержанных вагонов. Но- вым проводникам станция выдает удостоверение проводника груза в ус- тановленном порядке.
По прибытии груза на станцию назначения на основании приложенно- го к перевозочным документам акта общей формы с грузополучателя взи- маются понесенные перевозчиком расходы, связанные с нахождением ва- гонов на станции в ожидании прибытия новых проводников.
При перевозке груза с использованием электронной накладной со- ставленные акты и сведения о новых проводниках станция, где про- изошла замена проводников, передает в электронном виде в ИВЦ до- роги, обслуживающий данную станцию, для внесения отметок в элек- тронную накладную.
37.3. Перевозка грузов по договорам на особых условиях
Если перевозка грузов не может быть осуществлена на основании
Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, то пере- возчиками (в соответствии со ст. 8 Устава) в соответствующих дого- ворах с грузоотправителями (грузополучателями) могут устанавли- ваться особые условия перевозок таких грузов и ответственность сто- рон за их сохранность.
Необходимость в осуществлении перевозки грузов на особых усло- виях обуславливается обстоятельствами, при которых, например, тара,
упаковка предъявленного к перевозке груза либо техническое, качествен- ное состояние груза не соответствует требованиям Правил перевозок
421
грузов железнодорожным транспортом. В связи с тем, что такие пере- возки требуют от перевозчика дополнительных организационных мероп- риятий и зачастую технических мер и подвергают ее повышенной степе- ни риска, указанные перевозки осуществляются на условиях договора,
заключаемого перевозчиком с грузоотправителями, грузополучателями.
В таких случаях перевозчик рассматривает просьбу и условия грузоотп- равителя и, исходя из состояния предъявляемого груза, имеющихся у перевозчика возможностей, согласовывает приемлемые для всех заин- тересованных сторон условия перевозки данного груза, а также уста- навливает ответственность за его сохранность, закрепляя их докумен- том (договором, указанием, телеграммой и т.д.), подписанным совмес- тно с грузоотправителем.
Ответственность сторон при перевозке грузов на особых условиях может быть установлена указанным документом с учетом статьи 114
Устава, в которой сказано, что любые предварительные соглашения пе- ревозчика с грузоотправителями, грузополучателями, имеющие целью ограничить либо устранить ответственность, возложенную на них, счи- таются недействительными, и любые отметки об этом в перевозочных документах, не предусмотренные Уставом или иными правовыми акта- ми Российской Федерации, не имеют силы.
Стороны могут только договориться об усилении ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке грузов. Однако нельзя договориться об устранении ответственности либо об ее ограничении. Такие соглашения не соответствуют закону.
Глава 38. Перевозка негабаритных
и тяжеловесных грузов
38.1. Классификация негабаритных грузов
Негабаритнымсчитается груз, если он при размещении в открытом подвижном составе, находящемся на прямом горизонтальном участке пути, превышает очертания габарита погрузки или его геометрические выносы в кривых за пределы габарита погрузки превышают геометри- ческие выносы в сответствующих кривых расчетного вагона.
Геометрическим выносом расчетного вагона(длина 24 м, база 17 м)
или груза называется отклонение его продольной оси от оси пути в кри- вой без возвышения наружного рельса при установке подвижного состава в кривой по хорде. Негабаритность бывает одно- и двухсторонняя. В зависимо-
422
сти от высоты от уровня головок рельсов, на который груз выходит за габарит погрузки, установлены три основные зоны негабаритности (рис. 38.1):
– зона нижнейнегабаритности — на высоте от 480 до 1229 мм при расстоянии от оси пути 1626—1760 мм и на высоте от 1230 до 1399 мм при расстоянии 1626—2240 мм;
Рис. 38.1. Зона негабаритности груза
423
– зона боковой негабаритности — на высоте от 1400 до 4000 мм
(включительно);
– зона верхней негабаритности — на высоте от 4001 до 5300 мм.
Кроме того, для определения условий пропуска грузов верхней не- габаритности на двухпутных линиях дополнительно введена условная зона совместной боковой и верхней негабаритности: на высоте от 4001
до 4625 мм на горизонтальном расстоянии от оси пути более 1625 мм до границы «зоны» верхней негабаритности.
В зависимости от того, на сколько груз выходит за пределы габарита погрузки, негабаритность подразделяется на шесть степеней (1—6). Бо- ковая негабаритность может быть шести степеней, верхняя трех степеней
(1—3), нижняя — шести степеней. Порядок отнесения конкретного не- габаритного груза в погруженном состоянии к определенной степени негабаритности изложен в Приложении 1 к Инструкции по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств- участников СНГ, Латвийской республики, Литовской республики, Эс- тонской республики (ДЧ-1835).
Груз, превышающий предельные очертания зон негабаритности, а так- же габарит погрузки в нижней зоне (ниже 480 мм от УГР) и в верхней зоне (выше 5300 мм), называется сверхнегабаритным.
В соответствии с зонами негабаритности он может иметь нижнюю,
боковую и верхнюю сверхнегабаритность.
Сверхнегабаритность грузов, имеющих высоту более 5300 мм, на- зывается вертикальной.
Для указания в перевозочных и поездных документах данных о зонах и степенях негабаритности перевозимых грузов введено понятие индекс негабаритности, который состоит из пяти знаков. Каждый знак индекса негабаритности (кроме первого) обозначает степень негабаритности в со- ответствующей зоне. Сверхнегабаритность в любой зоне обозначается цифрой 8. Обозначения в индексе негабаритности: первый знак Н — нега- баритность, второй — степень нижней негабаритности, третий — степень боковой, четвертый — степень верхней негабаритности, пятый знак —
вертикальная сверхнегабаритность. Отсутствие негабаритности в любой зоне, в том числе и вертикальной негабаритности, отмечается цифрой «0»
в соответствующем знаке индекса негабаритности.
Например, индекс негабаритности Н5480 означает, что негабаритный груз имеет: нижнюю негабаритность 5-й степени, боковую — 4-й степени, верх- нюю сверхнегабаритность, а вертикальная сверхнегабаритность отсутствует.
424
Пример. Определить вид и степень негабаритности груза прямоу- гольной формы, погруженного на четырехосную платформу с базой
9720 мм симметрично продольной оси вагона.
Высота пола платформы 1320 мм от уровня верха головки рельса.
Груз шириной 2940 мм, высотой 3200 мм погружен на подкладки тол- щиной 200 мм.
Решение. Определяем расстояние от оси пути по горизонтали (полу- ширина груза): 2940 : 2 = 1470 мм, затем высоту от уровня головки рельса: 1320 + 200 + 3200 = 4720 мм.
Согласно табл. П1.3 (Приложение 1 Инструкции) определяем, что груз имеет верхнюю негабаритность 3-й степени. Индекс негабаритно- сти груза Н0030.
38.2. Расчетная негабаритность
Расчетной негабаритностьюназывается негабаритность груза, опреде- ленная с учетом геометрических выносов данного груза в условной расчетной кривой радиусом 350 м, не имеющей возвышения наружного рельса.
Расчетную негабаритность следует определять для грузов:
– длинномерных, когда отношение их длины к базе подвижного со- става составляет более 1,41;
– перевозимых на сцепах платформ;
– перевозимых на транспортерах с базой 17 м и более.
Расчетная негабаритность определяется отдельно для внутренних
(в пределах базы) и наружных сечений груза (рис. 38.2).
Внутреннее сечение, расположенное в середине базы, называется
средним.
Наружное сечение, проходящее по концам груза, называется кон-
цевым.
Геометрический вынос расчетного вагона в расчетной кривой радиу- сом 350 м принят равным 105 мм.
Расчетную негабаритность следует определять путем увеличения рас- стояния от оси пути до точек груза на данной высоте на разность между геометрическими выносами рассматриваемого поперечного сечения гру- за и расчетного вагона в условной расчетной кривой по формулам:
для внутренних сечений груза
;
в в
ст
R
i
b
х
х
∆
+
=
(38.1)
для наружных сечений груза
,
н н
ст
R
i
b
х
х
∆
+
=
(38.2)
425
Рис. 38.2. Схема сечений груза, погруженного на одиночный вагон где х
i
— расстояние от оси пути, мм, до рассматриваемой i-й точки груза на данной высоте; в
R
b
∆
и н
R
b
∆
— разность между геометрическими выносами рассматриваемого внутреннего (наружного) поперечного сечения груза и рас- четного вагона в условной расчетной кривой, мм.
Величина разности геометрических выносов в
R
b
∆
и н
R
b
∆
зависит от типа подвижного состава, на котором перевозится груз, базы этого подвижного состава, расстояния от рассматриваемых сечений груза до направляющих сечений и может быть определена двумя способами: с помощью таблиц и расчетом.
Методика определения разности геометрических выносов с помо- щью таблиц и расчетов приведена в Приложении 2 Инструкции. Таблич- ный метод более прост и удобен. Расчетный метод необходим для случа- ев, не предусмотренных таблицами.
При определении разности геометрических выносов с помощью таблиц
величина разности геометрических выносов в
R
b
∆
и н
R
b
∆
обозначаются соответственно fв и fн, т.е. в
в
f
b
R
=
∆
; н
н
f
b
R
=
∆
Числовое значение f
в и
f
н приведены в таблицах соответственно П2.2 и П2.3 Приложения.
426
В таблице П2.2 величина разности геометрических выносов f
в дана в зависимости от базы вагона и расстояния n
в от рассматриваемого внут- реннего сечения груза до ближайшего направляющего сечения.
В таблице П2.3 величина разности геометрических выносов дана в зависимости от базы вагона и расстояния n
н от рассматриваемого на- ружного сечения до ближайшего направляющего сечения.
Расстояние n
в и n
н
, м, для груза, имеющего по всей длине одинако- вую ширину, следует принимать:
5
,
0
в
l
п
=
(38.3)
(
)
,
5
,
0
н
l
L
п
−
=
(38.4)
где L — длина груза, м, l — длина базы вагона, м.
При определении разности геометрических выносов расчетом при погрузке негабаритного груза на одиночную платформу или транспор- тер с числом осей не более шести разности геометрических выносов,
мм, рассчитывают по формулам:
(
)
;
105 43
,
1
в в
в
−
−
=
∆
п
п
l
b
R
(38.5)
(
)
,
105 43
,
1
н н
н
−
+
+
=
∆
К
п
п
l
b
R
(38.6)
где К — дополнительное смещение концевых сечений груза из-за перекоса вагона в рельсовой колее с учетом норм содержания пути и подвижного состава.
Для вагонов на тележках модели 18-100:
41
,
1 70
−
=
l
L
К
(38.7)
Для грузов с одинаковым поперечным сечением по всей длине раз- ности геометрических выносов можно определить также по формулам:
;
105 8
2
в
−
=
∆
R
l
b
R
(38.8)
105 8
8 2
2
н
−
+
−
=
∆
К
R
l
R
L
b
R
(38.9)
Значение величин
R
L
8 2
и
R
l
8 2
берутся по таблицам П2.1 (Приложение 2
Инструкции).