Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1370
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
490
лонадзора и разрешенных к следованию по сети железных дорог. Такая цистерна оборудована наружной изоляцией, предохранительным кожу- хом, закрывающим колпак цистерны и приспособлением для хранения аварийного запаса дегазационных средств (керосина, хлорной извести,
обтирочного материала). Наружная поверхность котла цистерны для эти- ловой жидкости окрашена алюминиевой краской, а самая нижняя часть на высоту 250 мм — черной масляной краской. Вдоль всего котла цис- терны с обеих сторон посередине наносится полоса зеленого цвета ши- риной 500 мм. Торцовые днища котла и рама цистерны окрашены в зе- леный цвет, а у края днищ по кругу алюминиевой краской наносится полоса шириной 300 мм.
На обеих продольных сторонах котла имеется надпись «Жидкость этиловая», «Х», знак опасности 6а, характеризующий ядовитость, внизу которого на оранжевой табличке указан номер ООН 1649.
Кроме того, с правой стороны котла наносится надпись «С горки не спускать», с левой стороны котла — трафарет о приписке цистерны.
Налив и слив жидкости этиловой производится только на путях необ- щего пользования грузоотправителя и грузополучателя. Заполнение ци- стерны производится в пределах грузоподъемности, но не более 95 %
емкости котла. После налива грузоотправитель обязан тщательно дега- зировать все места на котле, раме и ходовых частях, случайно загряз- ненные этиловой жидкостью, герметически закрыть все вентили, уста- новить ЗПУ «Скат» и навесить бирку с транспортной маркировкой.
В накладной в графе «Наименование груза» грузоотправитель указы- вает «Жидкость этиловая АК-601», а в верхней части в графе «Место для особых отметок и штемпелей» проставляет красные штемпеля «Ядо- вито», «Не спускать с горки», «Прикрытие 1/1-1-1-1».
Грузополучатель обязан слить жидкость этиловую из цистерны полнос- тью без остатка, после слива промыть котел чистым бензином, удалить его из котла и заполнить цистерну азотом под давлением 1 кгс/см
2
, герметично закрыть все вентили и запломбировать колпак цистерны.
Арматуру и наружные части котла, а также раму и ходовые части цистерны, случайно загрязненные при сливе этиловой жидкостью гру- зополучатель обязан дегазировать.
Полнота слива, тщательность промывки, заполнение цистерны азо- том и герметичное закрытие всех вентилей проверяются представите- лем отдела технического контроля (ОТК) грузополучателя, который
491
обязан в накладной на возврат порожней цистерны в графе «Наимено- вание груза» сделать надпись «Цистерна слита полностью, промыта,
заполнена азотом и герметично закрыта» и подтвердить это своей под- писью и печатью ОТК.
Порожняя цистерна возвращается на станцию приписки по полным перевозочным документам.
1 ... 27 28 29 30 31 32 33 34 ... 42
Глава 45. Правила безопасности и порядок
ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами
при перевозке их железнодорожным транспортом
45.1. Общие положения
Под аварийной ситуацией понимаются условия, отличные от усло- вий нормальной перевозки грузов, связанные с загоранием, утечкой,
просыпанием опасного вещества, повреждением тары или подвижного состава с опасным грузом, которые могут привести или привели к взры- ву, пожару, отравлению, облучению, заболеваниям, ожогам, обмороже- ниям, гибели людей или животных, опасным последствиям для природ- ной среды, а также случаи, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами.
Меры безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам определе- ны в Нормативно-правовом акте «Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железной дороге» (в дальнейшем Правила безопасности). Они утверждены Министерством по делам гражданской обороны, чрезвы- чайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ,
Министерством путей сообщения РФ и согласованы с Федеральным горным и промышленным надзором России.
Правила безопасности являются обязательными для владельцев инф- раструктур, перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей опас- ных грузов, а также для предприятий и организаций, осуществляющих транспортно-экспедиционное обслуживание и ликвидацию последствий аварийных ситуаций.
Ликвидация последствий аварийной ситуации— это комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на предотвра- щение угрозы людям, защиту природной среды, возможную сохран-
492
ность груза, подвижного состава, сооружений и возобновление движе- ния поездов и маневровых работ в возможно короткий срок. Действия работников железнодорожного транспорта и привлеченных формирова- ний при возникновении аварийной ситуации должны быть максимально оперативными, соответствовать характеру и масштабам аварийной ситуа- ции и проводиться с учетом свойств груза, с соблюдением мер безопас- ности и профилактики, предусмотренных Правилами безопасности и
Правилами перевозок опасных грузов.
Для ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными груза- ми привлекаются силы и средства грузоотправителя (грузополучателя),
которые после получения требования от перевозчика должны быть на- правлены немедленно таким видом транспорта, который обеспечил бы при- бытие их к месту происшествия в возможно короткий срок.
В соответствии с законодательством Российской Федерации при воз- никновении аварийных ситуаций с опасными грузами управления (от- деления) железных дорог привлекают специалистов газоспасательных,
горноспасательных и других аварийных служб региона, близлежащих предприятий, пожарные подразделения населенных пунктов и объек- тов. Указанные службы и специалисты выезжают на место происше- ствия с необходимыми для ликвидации аварийной ситуации средства- ми и техникой.
Кроме того, к ликвидации последствий аварийных ситуаций привле- каются невоенизированные формирования и воинские подразделения,
входящие в территориальные органы МЧС России, предусмотренные двух- сторонним соглашением между МЧС и МПС России, а также войска и воинские формирования Вооруженных сил РФ. Места дислокации, но- мера телефонов и другие средства связи центральных служб и соответ- ствующих территориальных организаций указаны в Приложении 8 к
Правилам безопасности.
45.2. Аварийная карточка, ее структура и содержание
Основные формы проявления транспортной опасности грузов, а так- же конкретные меры безопасности и предосторожности, которые долж- ны соблюдаться при ликвидации аварийных ситуаций с опасными груза- ми, приведены в групповых или индивидуальных аварийных карточках
(Приложение 2 к Правилам безопасности).
Аварийная карточка — это утвержденный МПС России доку- мент установленной формы, регламентирующий первичные оператив-
493
ные действия причастных работников железнодорожного транспорта и спецформирований по ликвидации аварийных ситуаций с опасны- ми грузами при их перевозке магистральным железнодорожным транспортом.
Групповые аварийные карточки включают опасные грузы с анало- гичными показателями транспортной опасности, характер необходимых действий при аварийной ситуации с которым совпадает или различается незначительно.
Аварийная карточка содержит на лицевой стороне номер аварийной карточки, перечень опасных грузов, основные их свойства, виды опас- ности и средства индивидуальной защиты. На оборотной стороне ава- рийной карточки содержатся необходимые указания по действиям при аварийной ситуации общего характера, при утечке, разливе и россыпи;
при пожаре; указания по нейтрализации и мерам первой помощи.
Необходимые для ликвидации аварийной ситуации средства приведе- ны в Приложении 3 Правил безопасности.
В Приложении 4.1 к Правилам безопасности содержится Алфавит- ный указатель опасных грузов с указанием для каждого груза номера
ООН и номера аварийной карточки. Если по какой либо причине точное наименование груза установить не удалось, но известен номер ООН гру- за, то номер аварийной карточки следует искать по Приложению 4.2
Правил безопасности. При отсутствии наименования и номера ООН гру- за следует руководствоваться предписанием Приложения 5 «Мероприя- тия при ликвидации аварийной ситуации с опасными грузами неуста- новленного наименования».
Форма аварийной карточки и порядок ее заполнения приведены в
Приложении 6 Правил безопасности.
45.3. Обязанности должностных лиц железнодорожного транспорта
при возникновении аварийных ситуаций
К перевозке опасных грузов допускаются локомотивные бригады,
прошедшие обязательный инструктаж, изучившие требования и обес- печенные комплектом Правил безопасности (со всеми аварийными кар- точками), имеющие соответствующий допуск к работе с опасными гру- зами. Локомотивные бригады должны быть снабжены средствами ин- дивидуальной защиты (самоспасатель промышленный изолирующий
СПИ-20), аптечкой и комплектом переносных радиостанций.
494
При возникновении аварийных ситуаций на перегоне машинист ло-
комотиванезамедлительно сообщает об этом установленным порядком по поездной радиосвязи или любым другим возможным в создавшейся ситуации видам связи поездному диспетчеру и дежурным по ближайшим станциям, ограничивающим перегон. Машинист локомотива и его помощ- ник имеют право вскрыть пакет с перевозочными документами.
Схема оповещения причастных работников при возникновении ава- рийной ситуации приведена в Правилах безопасности. Сообщение дол- жно включать в себя описание характера аварийной ситуации, сведения о наличии пострадавших, содержащиеся в перевозочных документах,
наименование груза, номер аварийной карточки (номер ООН груза),
количество опасного груза в зоне аварийной ситуации, а на электрифи- цированных участках — сведения о необходимости снятия напряжения в контактной сети.
После передачи сообщения об аварийной ситуации локомотивная бри- гада принимает меры, руководствуясь указаниями аварийной карточки на данный опасный груз.
При получении от машиниста сообщения об аварийной ситуации, а также при возникновении аварийной ситуации в пределах станции, де-
журный по станции сообщает о случившемся начальнику станции, по- ездному диспетчеру, в штаб гражданской обороны района (города), после чего принимает меры, руководствуясь указаниями, содержащимися в соответствующей аварийной карточке.
При отсутствии перевозочных документов номер аварийной карточ- ки следует установить по Правилам безопасности. К принятию неотлож- ных дел могут быть привлечены работники всех других служб железной дороги при условии обязательного проведения с ними предварительно- го и текущего инструктажа по работе с опасными грузами и обеспече- ния их средствами индивидуальной защиты.
Поездной диспетчер, получив сообщение об аварийной ситуации,
немедленно сообщает об этом дежурному по отделению (управлению)
железной дороги и в зависимости от создавшейся ситуации принимает решение о направлении восстановительного и пожарного поездов, де- журных аварийно-восстановительных подразделений, а также регули- рует движение поездов в районе места происшествия.
Дежурный по отделению (управлению)железной дороги, полу- чив сообщение об аварийной ситуации, передает сообщение начальнику отделения (в случае его отсутствия начальнику дороги), председателю
495
комиссии по чрезвычайным ситуациям отделения дороги, старшему де- журному помощнику начальника оперативно-распорядительного отдела службы управления перевозками дороги, ревизору по безопасности дви- жения поездов отделения (управления) дороги и главному врачу Центра санэпиднадзора отделения (управления) дороги. В случае, когда в зоне аварийной ситуации оказалось большое количество опасного груза (це- лые вагоны, их группы или большое количество упаковок) или возник- ла чрезвычайная ситуация, дежурный по отделению (управлению) сооб- щает об этом местной администрации.
Чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной террито- рии, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления,
катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью или окружа- ющей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
После вызова специальных служб для ликвидации аварийной ситуа- ции дежурный по отделению (управлению) сообщает о ней начальнику отдела грузовой и коммерческой работы, руководству службы ведом- ственной охраны железной дороги.
Начальник отделения железной дороги (начальник дороги) при аварийной ситуации, представляющей угрозу населению или окружаю- щей среде, совместно со специалистами причастных служб, а в необхо- димых случаях с представителями местных органов власти, территори- альных служб МЧС России, здравоохранения, внутренних дел, промыш- ленных предприятий, организаций и специалистами грузоотправителя
(грузополучателя) должны оперативно выполнить комплекс мероприятий,
указанных в п. 2.7 Правил безопасности.
Старший дежурный помощник начальника оперативно-распоря-
дительного отдела железной дороги, получив сообщение об аварийной ситуации, немедленно сообщает о ней руководству железной дороги и со- ответствующих служб, дежурному по оперативно-распорядительному от- делу Департамента управления перевозками МПС России, главному сани- тарному врачу железной дороги и в территориальные службы по организа- ции ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами соответствую- щего министерства, ведомства или организации, включая МЧС России.
Порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами изло- жен в Правилах безопасности.
496
Р а з д е л X I
ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ В ПРЯМОМ СМЕШАННОМ И
МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕНИЯХ
Глава 46. Перевозка грузов
в прямом смешанном сообщении
46.1. Общие положения
Перевозки грузов могут осуществляться в прямом смешанном со- общении посредством взаимодействия железнодорожного транспорта с водным (морским, речным), воздушным, автомобильным транспортом.
Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении осуществляются на основании единого транспортного документа (транспортной накладной),
составленного на весь путь следования грузов.
Основным признаком перевозки грузов в прямом смешанном сооб- щении является участие в ней не менее двух перевозчиков различных видов транспорта. При этом грузоотправитель освобождается от обязан- ности передавать груз с одного вида транспорта на другой и оформлять связанные с этим документы. При перевозке грузов в прямом смешан- ном сообщении обязанности перевозчиков выполняют различные виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воз- душный). Договор перевозки в прямом смешанном сообщении заклю- чает начальный перевозчик.
Наиболее широко распространены перевозки грузов в прямом смешан- ном железнодорожно-водном сообщении с участием железнодорожного,
речного и морского транспорта. В осуществлении их железная дорога и водные пути сообщения выступают как единая транспортная сеть, свя- зывающая районы, тяготеющие к станциям, портам и пристаням, включен- ным в прямое смешанное сообщение.
При необходимости могут быть организованы и другие прямые сооб- щения. Прямые смешанные сообщения создают ряд удобств и преиму- ществ для отправителей и получателей грузов, так как на перевозки гру- зов оформляют единый перевозочный документ. Порядок организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении определяется зак-
497
люченными в соответствии с законодательством Российской Федерации соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта.
Транспортные организации руководствуются положениями гражданского законодательства о заключении договоров и Федеральным законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.
Основными нормативными актами, регулирующими перевозки гру- зов в прямом смешанном сообщении, являются: Федеральный закон о прямых смешанных (комбинированных) перевозках, Устав железно- дорожного транспорта, Устав автомобильного транспорта, Устав внут- реннего водного транспорта, Кодекс торгового мореплавания, Воздуш- ный кодекс РФ.
Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении разра- батываются и утверждаются МПС России совместно с соответствую- щим федеральным органом исполнительной власти в области транспор- та (Министерством транспорта РФ) с их последующей регистрацией в федеральном органе исполнительной власти в области юстиции (Мини- стерстве юстиции РФ).
В прямое смешанное сообщение включаются:
– железнодорожные станции, открытые для проведения операций по перевозкам грузов;
– морские и речные порты, автомобильные станции, аэропорты, предус- мотренные перечнями, установленными соответствующими федеральными органами исполнительной власти в области транспорта.
Перечень пунктов перевалки грузов с одного вида транспорта на другой согласован с МПС России и опубликован в Тарифном руководстве № 4,
книга 2. Предъявление для перевозок в прямом смешанном сообщении грузов наливом в цистернах, а также леса на плотах не допускается.
Перечень допускаемых для перевозок в прямом смешанном со- общении скоропортящихся и опасных грузов или грузов, которые должны сопровождать представители грузоотправителей, грузополу- чателей, устанавливается Правилами перевозок грузов в прямом сме- шанном сообщении.
Порядок предоставления контейнеров и условия их использования при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении устанавлива- ются соглашениями между организациями транспорта соответствую- щих видов.