Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1366

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

507
ные дороги, Украинские железные дороги, железные дороги Словацкой
Республики, Чешские железные дороги. Для других стран СМГС, которые не являются участниками МТТ, применяется единый транзитный тариф (ЕЕТ),
принятой как обязательный для стран участников СМГС в 1951 г.
Перевозки грузов из государств-участников Содружества назначением в Турцию, Иран, Афганистан, Финляндию и Австрию оформляются перево- зочными документами соответствующих международных сообщений.
Для обеспечения тесного контакта в области международных желез- нодорожных сообщений, развития экономического и научно-техничес- кого сотрудничества между железными дорогами разных стран и други- ми транспортными организациями создана Организация сотрудниче-
ства железных дорог (ОСЖД).
Для решения вопросов, вытекающих из применения СМГС и СИ к
СМГС, а также внесения в них изменений и дополнений созываются совещания соответствующей комиссии ОСЖД.
Ведение дел и осуществление контроля за выполнением СМГС и СИ
к СМГС возлагается на комитет ОСЖД.
47.2. Согласование условий перевозок отдельных категорий грузов
До приема грузов к перевозке станция отправления должна прове- рить, допущены ли эти грузы к перевозке в международном железнодо- рожном грузовом сообщении, имеется ли принятая заявка на перевозку грузов, выполняет ли грузоотправитель условия СМГС, не препятству- ют ли обстоятельства, которые перевозчик не может предотвратить и ус- транение которых от нее не зависит. В случае перегрузки грузов или перестановки вагонов на колесные пары другой ширины колеи на погра- ничных станциях или с применением раздвижных колесных пар необхо- димо эти вопросы согласовать с центральными органами железных до- рог других стран, участвующих в перевозке. Отправки должны прини- маться только после произведенного согласования со всеми железными дорогами, участвующими в перевозке.
Перечень предметов и грузов, которые не допускаются к перевозке в прямом международном сообщении, а также требующих предварительно- го согласования между дорогами разных стран, опубликован в СМГС.
Опасные грузы допускаются к перевозке только при соблюдении усло- вий Правил перевозок опасных грузов (изданных отдельно к СМГС в двух частях). При перевозке грузов в контейнерах, на поддонах, в транспортных пакетах, вагонов, не принадлежащих железным дорогам, применяются соот- ветствующие правила, опубликованные в Приложениях с СМГС.


508
47.3. Прием, оформление перевозочных документов и выдача груза
Грузы к перевозке в международном сообщении принимают по- вагонными, мелкими отправками и отправками крупнотоннажных контейнеров.
Отправкой крупнотоннажного контейнера считается предъявля- емый по одной накладной груз для перевозки в крупнотоннажном кон- тейнере или крупнотоннажный контейнер в порожнем состоянии.
Отправитель в накладной в графе «Род отправки» обязан указать,
к какому виду отправки относится предъявляемый к перевозке груз
(к повагонной, мелкой или к отправке крупнотоннажного контейнера).
По одной накладной принимаются к перевозке в качестве повагонной отправки грузы, масса и объем которых не превышают максимальной грузоподъемности или вместимости вагона, и грузы, для перевозки ко- торых требуется соединить два или более вагона (при отправлении со станций узкоколейных железных дорог и др.).
По письменному заявлению отправителя допускается перевозка ва- гонов маршрутами по одной накладной с однородным грузом (ру- дой, углем и т.п.), следующими на одну станцию назначения в адрес одного получателя, если все дороги, участвующие в перевозке, дали на это согласие.
Прием и отправление грузов повагонными, мелкими отправками и отправками в крупнотоннажных контейнерах производится в соответ- ствии с внутренними Правилами, действующими на железной дороге отправления. Отправитель должен нанести на грузовые места нестираю- щиеся четкие надписи или прикрепить наклейки или бирки с указанием в них знаков (марок) грузовых мест и их номеров, станции и дороги отправления, станции и дороги назначения, отправителя и получателя,
количество грузовых мест при мелких отправках.
В мелких отправках должно маркироваться каждое грузовое место,
в повагонных маркируется не менее 10 грузовых мест, которые разме- щаются у дверей вагона.
Если перевозка определенных грузов требует особых предосторож- ностей, отправитель должен также поместить на отдельных грузовых местах надписи или наклейки согласно Приложения 6 СМГС. Напри- мер, «Предохранять груз от сырости», «Верх. Низ. Не кантовать», «Бью- щийся груз. Осторожно». Эти же наклейки должны быть помещены от- правителем также и на вагонах.

509
Маркировка наносится на языке страны отправления с переводом на один из рабочих языков ОСЖД (китайский, русский).
При предъявлении груза для перевозки в прямом международном сообщении отправитель должен представить на каждую отправку за- полненную накладную по установленной для данного международного сообщения форме.
Накладная СМГС состоит из следующих листов:
1 — оригинал накладной (сопровождает груз до станции назначения и выдается получателю с листом 5 и грузом);
2 — дорожная ведомость (сопровождает груз до станции назначения и остается на дороге страны назначения);
3 — дубликат накладной (выдается отправителю после заключения договора перевозки);
4 — лист выдачи груза (сопровождает груз до станции назначения и остается на дороге назначения);
5 — лист уведомления о прибытии груза (сопровождает груз до стан- ции назначения и выдается получателю вместе с листом 1 и грузом), а также необходимого количества дополнительных экземпляров дорож- ной ведомости, предназначенных для дороги отправления (2 экземпляра и по одному экземпляру для каждой транзитной железной дороги). Ли- сты 1 и 5, а также листы 2 и 4 должны быть скреплены между собой на левых полях страниц.
Накладная должна быть заполнена в строгом соответствии с Поясне- ниями по заполнению накладной СМГС (Приложение 12.5 СМГС). От- правитель заполняет на лицевой стороне накладной графы, не обведен- ные жирной линией, необходимые для перевозки данного груза. Все гра- фы, обведенные на лицевой стороне жирной линией, и все графы на обратной стороне накладной заполняются перевозчиком. Сведения, вно- симые в накладную, должны вписываться строго в пределах граф и строк,
предусмотренных для них.
Бланки накладных СМГС печатаются на языке страны отправления, а также на одном или двух из рабочих языков ОСЖД (китайском, рус- ском). Заполнение накладной производится на языке страны отправле- ния с переводом на один из рабочих языков ОСЖД.
Бланки накладных для перевозки грузов малой скоростью печатают- ся шрифтом черного цвета на белой бумаге; для перевозки грузов боль- шой скоростью — шрифтом черного цвета на белой бумаге с нанесени- ем красных полос шириной 1 см на лицевой и оборотной сторонах у верхнего и нижнего краев.


510
В накладной отправитель должен указать выходные пограничные стан- ции страны отправления и транзитных стран, через которые должен про- следовать груз, по возможности, по кратчайшему направлению.
Для транзитных дорог отправителем должны быть указаны только те пограничные станции, которые приведены в применяемом для данной международной перевозки транзитном тарифе.
Получателем или отправителем груза может быть только одно физи- ческое или юридическое лицо.
Масса груза, а также способ ее определения указываются в накладной по внутренним правилам, действующим на дороге отправления.
Отправитель обязан приложить к накладной сопроводительные доку- менты, необходимые для выполнения таможенных и других правил на всем пути следования груза, а также (в случае необходимости) сертифи- кат и спецификацию. Все сопроводительные документы, прикладывае- мые отправителем к накладной (ф. 23), должны быть им поименованы в накладной и прикреплены к ней так прочно, чтобы они не могли разъе- диниться в пути следования.
Для предъявления к перевозке груза, находящегося под таможенным контролем, грузоотправитель заблаговременно представляет в таможен- ный орган заполненные перевозочные документы в качестве уведомления о намерении вывести груз за границу. В подтверждение возможности по- грузки такого груза в накладной под наименованием груза проставляется штамп «Погрузка разрешена», заверенный личной номерной печатью и подписью должностного лица указанного органа. После погрузки груза в вагон или контейнер грузоотправитель завершает таможенное оформле- ние перевозки. Разрешение таможенного органа на отправление груза удо- стоверяется в перевозочных документах международных сообщений в графе «Отметки таможни» штампом «Выпуск разрешен», заверенным номерной печатью и подписью должностного лица указанного органа.
Работник станции сверяет штампы и печати, проставленные таможенным органом в перевозочных документах с образцами, представленными ра- нее в товарную контору таможенным органом. В случае их несоответ- ствия задерживает оформление приема груза или само отправление.
В случаях, определенных таможенным законодательством госу- дарства-участника СНГ, таможенным органом оформляется доставка груза под таможенным контролем. Вагонный лист составляют на каж- дый вагон на бланках и по правилам внутреннего сообщения желез- ных дорог России.

511
Пломбируют вагоны по внутренним Правилам, действующим на же- лезной дороге отправления.
Дороги, участвующие в перевозке грузов в международном сооб- щении, несут ответственность за доставку их в установленные сроки,
которые исчисляются обычным порядком, т.е. на весь путь следования от станции отправления до станции назначения. Суточные нормы про- движения и время на выполнение операций отправления, передачи с дорог одного государства на дороги другого, таможенный досмотр и др. принимают на основании СМГС. О всех задержках в пути следова- ния, их причинах и продолжительности делается отметка в накладной и дорожной ведомости.
Станция назначения выдает получателю груз, оригинал накладной и лист уведомления о прибытии груза по уплате им железной дороге всех причитающихся по накладной провозных платежей. Получатель обязан оплатить провозные платежи и принять груз.
Выдача груза производится по разрешению таможни в соответствии с внутренними правилами, действующими на дороге назначения (кро- ме случаев, специально указанных в СИ СМГС). На станциях РЖД, на которых имеются структурные подразделения таможенных органов, пе- ревозочные документы передаются работниками станции должностным лицам таможенных органов с оформлением факта их передачи в спе- циальной книге с обязательным указанием даты и времени. Должнос- тные лица производят таможенное оформление, проставляют штамп
«Выпуск разрешен» и возвращают перевозочные документы работни- кам станции с оформлением факта передачи в специальной книге, с указанием даты и времени.
На станциях, на территории которых отсутствуют структурные под- разделения таможенных органов, работники станции уведомляют о при- бытии груза таможенный орган, в регионе которого расположена стан- ция назначения, с предоставлением подробной информации в соответ- ствии с правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте.
После этого перевозочные документы выдаются грузополучателю для таможенного оформления под расписку. При этом работник станции ин- формирует таможенный орган о передаче документов на прибывшие грузы грузополучателю.
Должностные лица таможенного органа информируют уполномочен- ных работников станции о результатах таможенного оформления.


512
Условия оформления перевозки грузов между станциями, в которых действуют разные системы международного транспортного права, при- ведены в МТТ.
47.4. Тарифы и исчисление провозных платежей
Плата за перевозку груза исчисляется по кратчайшему расстоянию,
определенному применяемым тарифом, в направлении через те погра- ничные станции, которые указаны в накладной отправителем. Если груз перевозился через другие пограничные станции по более короткому пути,
чем указал отправитель в накладной, то плата исчисляется за кратчай- шее расстояние в направлении через эти пограничные станции.
Провозные платежи и штрафы за перевозку по дорогам страны от- правления и страны назначения исчисляются в местной валюте, а платежи и штрафы за перевозку по транзитным железным дорогам — в валюте тран- зитного тарифа, применяемого заинтересованными железными дорога- ми для данной международной перевозки.
Порядок взыскания провозных платежей на станциях отправления или назначения устанавливается внутренними правилами железных дорог отправления или соответственно назначения.
Международный транзитный тариф применяется между странами,
железные дороги которых участвуют в тарифе, а также между странами,
железные дороги которых не участвуют в тарифе и не являются участни- ками Единого транзитного тарифа (ЕТТ).
В сообщении с Монголией МТТ применяется только для перевозок крупнотоннажных контейнеров.
МТТ также применяется при перевозках грузов через припортовые станции железных дорог-участниц тарифа, по которым груз следует транзитом.
Тарифной валютой МТТ является швейцарский франк. В основу исчисления палаты за перевозку по МТТ принимается наименование груза, тарифное транзитное расстояние, вид отправки, скорость пере- возки, масса отправки, категория крупнотоннажных контейнеров и про- чие условия, предусмотренные тарифом. Для МТТ применяется Гармо- низированная номенклатура грузов (ГНГ). Отправитель указывает в на- кладной наименование и код груза в соответствии с ГНГ или алфавит- ным списком ГНГ.

513
Провозные платежи исчисляются отдельно для каждой из участву- ющих в перевозке транзитных железных дорог за тарифные расстоя- ния, приведенные в МТТ (раздел 1 части шестой). Применяемая для исчисления платы за перевозку и дополнительных сборов масса по- вагонных и мелких отправок округляется до полных 100 кг (расчет- ная масса).
При исчислении провозных платежей окончательно начисленная сум- ма округляется до полных сантимов (1/100 часть франка), при этом пол- сантима и более принимают за целый, а менее полсантима отбрасывается.
Плата за перевозку грузов большой скоростью исчисляется по прави- лам, действующим для отправок малой скорости, и повышается на 50 %.
Порядок исчисления платы за перевозку повагонных, мелких отправок и отправок в контейнерах установлен в МТТ.
В МТТ приведены также особые тарифные правила при определении платы за перевозку подвижного состава на своих осях, негабаритных грузов, длинномерных грузов, автомобилей в двухъярусных вагонах,
скоропортящихся грузов, приватных вагонов, малотонных и среднетон- нажных контейнеров и др.
Размеры дополнительных сборов приведены в МТТ в виде готовых ставок за 100 кг, контейнер, вагон, ось, отправку в швейцарских фран- ках. К таким сборам относятся сборы за перегрузку на пограничных станциях, за перестановку вагонов на тележки другой колеи, объявле- ние ценности груза, таможенные сборы, за крепление грузов, за пере- оформление перевозочных документов одного транспортного права на другое и др. За задержку вагонов на транзитных железных дорогах по вине отправителя или получателя взимается плата в пользу железной дороги, на которой имела место задержка, за каждые вагоно-сутки в зависимости от осности вагонов.
Провозные платежи взимаются:
– за перевозку по железным дорогам страны отправления — с отпра- вителя на станции отправления;
– за перевозку по железным дорогам страны назначения — с получа- теля на станции назначения;
– за перевозку по транзитным железным дорогам — с отправителя на станции отправления (если он принимает платежи на себя по этим тран- зитным дорогам) или с получателя на станции назначения. При перевозке


514
через несколько транзитных дорог допускается оплата за перевозку по од- ной или нескольким транзитным железным дорогам отправителем, а по ос- тальным дорогам — получателем.
Допускается оплата провозных платежей и дополнительных сборов по транзитным железным дорогам через экспедиторские организации,
имеющие договор с соответствующей транзитной железной дорогой.
47.5. Работа пограничных станций
Пограничная станция — это железнодорожная станция, обслу- живающая экспортные, импортные и транзитные перевозки в между- народных сообщениях. На пограничных станциях наряду с техничес- кими, грузовыми и коммерческими выполняется ряд операций, не свой- ственных остальным станциям. К ним относится пограничный, тамо- женный, ветеринарный, экологический, фитосанитарный и другие виды государственного контроля и досмотра, оформление таможенного тран- зита, составление грузовых таможенных документов, передача грузов и вагонов, их учет.
Значительное место занимает переоформление перевозочных доку- ментов. Поскольку железные дороги отдельных государств имеют раз- ную колею, то на пограничных станциях, как правило, осуществляется перегрузка грузов из вагонов одной колеи в вагоны другой колеи.
Некоторые грузы следуют за границу без перегрузки. В этом случае на пограничных станциях имеются устройства для смены тележек ваго- нов, устройства для раздвижки колесных пар.
Перед границей размещают пограничные контрольные пункты,
где грузовые поезда, прибывающие из сопредельной страны и отправ- ляемые в сопредельную страну, подвергаются внешнему осмотру (про- верке ЗПУ, осмотру низа вагонов из смотровых ям и др.). Осматрива- ют также поездные локомотивы. В помещении личного досмотра осу- ществляют досмотр ручной клади железнодорожных служащих, со- провождающих грузовые поезда.
На пограничных станциях должна быть выделена и обозначена зона
таможенного контроля — специальное место, предназначенное для товаров и транспортных средств, а также проведения с ними грузовых или иных операций под таможенным контролем.
В грузовых районах, станционных складах и площадках погранич- ных станций должны быть обязательно выделены и оборудованы склады

515
временного хранения грузов под таможенным контролем. Склад вре- менного хранения и прилегающая к нему территория является зоной та- моженного контроля.
На передаваемые грузы сдающая дорога составляет передаточную
ведомость на грузы в шести экземплярах: три для сдающей и три для принимающей сторон. Каждая сторона один экземпляр передаточной ведомости передает в таможенные органы своей дороги, второй остав- ляет в конторах передачи пограничной станции, а третий предоставляет в управление дороги.
В передаточной ведомости указывают данные, требуемые формой бланка. К передаточной ведомости прилагают все перевозочные и дру- гие документы, сопровождающие груз.
Передачу вагонов оформляют вагонной ведомостью, составляемую в четырех экземплярах (по два для каждой стороны).
С момента подписания передаточной ведомости представителем при- нимающей дороги грузы и вагоны считаются переданными ей и ответ- ственность за их сохранность возлагается на нее. Передачу грузов удос- товеряют наложением календарного штемпеля на передаточных ведомос- тях и перевозных документах (накладной, дорожной ведомости).
Пограничная станция дороги отправления проверяет наличие этих документов и записывает их в передаточные ведомости.
Таможенное оформление и таможенный контроль товаров дол- жностными лицами таможенного органа пограничной станции начинает- ся с приема от работников пограничной станции уведомления о пересе- чении таможенной границы при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации. Должностные лица таможенных органов и работники пограничной станции в сроки, уста- новленные технологическим процессом работы станции, согласованные с таможенным органом, проводят проверку количества и номеров при- нимаемых транспортных средств, целостности ЗПУ, сохранности това- ров в открытом подвижном составе и т.д.
Должностное лицо таможенного органа регистрирует перевозочные документы, проверяет предоставленные документы на ввозимые товары и принимает одно из следующих решений: о возврате товаров за границу,
проведении таможенного оформления товаров, задержании товаров, до- кументов на них либо дополнительной проверке, направлении товаров в таможенный орган назначения под таможенным контролем.