Файл: Министерство труда и социальной защиты российской федерации меры по предупреждению коррупции в организациях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 31 из 34
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.12.2020
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 31 из 34
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.12.2020
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)
При Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей также функционирует Центр общественных процедур "Бизнес против коррупции". <12> Миссией Центра является защита предпринимателей от незаконного уголовного преследования, в том числе связанного с незаконным захватом активов предприятий (рейдерством), коррупционными действиями со стороны должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.
--------------------------------
<12> Официальный сайт Центра общественных процедур "Бизнес против коррупции" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://www.nocorruption.biz/.
Участие в коллективных инициативах
Одной из мер противодействия коррупции, призванной продемонстрировать приверженность организации высоким стандартам ведения бизнеса, может стать ее участие в коллективных антикоррупционных инициативах.
Такие коллективные инициативы ориентированы, в первую очередь, на повышение информированности организаций и их сотрудников об антикоррупционной политике государства, о существующих подходах к выстраиванию антикоррупционной политики организаций, а также на формирование культуры нулевой терпимости к коррупции как в обществе в целом, так и в отдельных секторах экономики или для отдельных хозяйствующих субъектов (например, для субъектов малого и среднего предпринимательства).
В качестве коллективных инициатив можно рассматривать, например, проведение и участие в конференциях, семинарах, форумах и иных мероприятиях, посвященных вопросам противодействия коррупции в организациях, а также присоединение к антикоррупционным инициативам.
В Российской Федерации такой коллективной инициативой выступает Антикоррупционная хартия российского бизнеса (далее также - Антикоррупционная хартия), открытая для любых организаций,
российских компаний и иностранных компаний, осуществляющих свою деятельность в России.
Антикоррупционная хартия российского бизнеса подписана четырьмя бизнес-объединениями
России: Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой
Российской Федерации, Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" и Общероссийской общественной организацией "Деловая
Россия". <13>
--------------------------------
<13> Официальный сайт Антикоррупционной хартии российского бизнеса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://against-corruption.ru.
Целью Антикоррупционной хартии является активное содействие добровольному внедрению организациями специальных антикоррупционных программ, предусматривающих процедуры внутреннего контроля, отказ от преференций, закупки на основе открытых торгов, финансовый контроль, обучение и работу с персоналом, содействие правоохранительным органам и иные меры.
Организациями-участниками дополнительно может быть получено документальное подтверждение реализации в организациях положений Антикоррупционной хартии
(сертификация) в специально аккредитованных учреждениях.
Организации могут присоединяться к Антикоррупционной хартии как напрямую, так и через объединения, членами которых они являются. По вопросам предупреждения коррупции организации могут взаимодействовать со следующими объединениями:
- Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и ее региональными объединениями (
http://www.tpprf.ru);
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 32 из 34
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.12.2020
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)
- Российским союзом промышленников и предпринимателей (http://www.rspp.ru/);
- Общероссийской общественной организацией "Деловая Россия" (www.deloros.ru);
- Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА
РОССИИ" (www.opora.ru).
Мониторинг эффективности реализации мер
по предупреждению коррупции
В целях повышения эффективности используемых организацией антикоррупционных инструментов рекомендуется проводить регулярный мониторинг их применения и, при необходимости, предпринимать меры по совершенствованию созданной системы. Мониторинг позволяет актуализировать антикоррупционную политику организации и обеспечить ее соответствие меняющимся требованиям законодательств, выявить существующие недостатки и определить дополнительные возможности для оптимизации системы антикоррупционных мер. Особенно большое значение мониторинг имеет для крупных предприятий, так как позволяет увидеть целостную картину реализуемой политики в сфере предупреждения коррупции.
Мониторинг может включать как минимум три ключевых элемента:
1) Формальные количественные показатели:
- количество работников, на которых распространяются те или иные антикоррупционные стандарты;
- количество работников, в деятельности которых был выявлен конфликт интересов, а также количество работников, самостоятельно уведомивших о конфликте интересов;
- количество работников, привлеченных к дисциплинарной ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов;
- количество случаев и результаты судебного обжалования примененных мер дисциплинарной ответственности;
- количество сотрудников, прошедших то или иное обучение по вопросам противодействия коррупции;
- количество сообщений о возможных коррупционных правонарушениях, поступивших по различным каналам, доля подтвердившихся сообщений;
- количество жалоб заявителей о коррупции на применение в отношении них репрессий и доля подтвердившихся жалоб;
- количество случаев направления материалов о возможных административных правонарушениях и преступлениях коррупционной направленности в правоохранительные органы;
- количество работников, привлеченных к уголовной ответственности за совершение определенных преступлений коррупционной направленности;
- количество сделок, проанализированных на наличие "индикаторов коррупции", и доля сделок, в которых индикаторы коррупции были выявлены;
- количественные данные об использовании подраздела официального сайта организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по вопросам противодействия коррупции и т.д.
2) Оценка знаний и навыков работников в сфере предупреждения коррупции.
Организациям рекомендуется не ограничиваться только количественными показателями, так как они не позволяют дать реальную оценку тому, насколько хорошо сотрудники организации знакомы с
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 33 из 34
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.12.2020
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)
требованиями антикоррупционного законодательства и соответствующих локальных антикоррупционных актов организации, и сформировано ли у них понимание того, как они должны вести себя в типовых,
возникающих в реальной практике, спорных ситуациях. В этой связи рекомендуется периодически устраивать проверку знаний работниками антикоррупционного законодательства и антикоррупционных стандартов организации (например, в форме тестирования), а также предлагать для решения короткие кейсы, основанные на реальных ситуациях, встречающихся в трудовой деятельности работников организации. Такую оценку целесообразно проводить не только в связи с обучением работников, но и отдельно на регулярной основе (например, ежегодно).
3) Анализ выявленных правонарушений.
Все установленные факты совершения работниками коррупционных правонарушений, особенно случаи привлечения работников к уголовной ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности, должны подвергаться детальному анализу. В рамках такого анализа особое внимание рекомендуется обратить на следующие вопросы:
- Была ли выявлена возможность совершения соответствующего коррупционного правонарушения при оценке коррупционных рисков?
- Были ли приняты меры по минимизации соответствующего коррупционного риска?
- Почему принятые меры оказались недостаточными?
- Могут ли быть предложены дополнительные меры предотвращения соответствующих коррупционных правонарушений?
По итогам мониторинга рекомендуется формировать и направлять на имя руководителя организации сводный отчет (например, ежегодный) о реализации в организации мер по предупреждению коррупции, содержащий, в случае необходимости, предложения по их совершенствованию. В течение года целесообразно также обеспечить представление руководителю организации на регулярной основе
(например, ежеквартально) кратких докладов о состоянии работы в сфере противодействия коррупции.
Организациям, имеющим ДЗО, рекомендуется предпринять усилия по организации мониторинга реализации мер предупреждения коррупции в контуре управления в целом.
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 34 из 34
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.12.2020
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)
возникающих в реальной практике, спорных ситуациях. В этой связи рекомендуется периодически устраивать проверку знаний работниками антикоррупционного законодательства и антикоррупционных стандартов организации (например, в форме тестирования), а также предлагать для решения короткие кейсы, основанные на реальных ситуациях, встречающихся в трудовой деятельности работников организации. Такую оценку целесообразно проводить не только в связи с обучением работников, но и отдельно на регулярной основе (например, ежегодно).
3) Анализ выявленных правонарушений.
Все установленные факты совершения работниками коррупционных правонарушений, особенно случаи привлечения работников к уголовной ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности, должны подвергаться детальному анализу. В рамках такого анализа особое внимание рекомендуется обратить на следующие вопросы:
- Была ли выявлена возможность совершения соответствующего коррупционного правонарушения при оценке коррупционных рисков?
- Были ли приняты меры по минимизации соответствующего коррупционного риска?
- Почему принятые меры оказались недостаточными?
- Могут ли быть предложены дополнительные меры предотвращения соответствующих коррупционных правонарушений?
По итогам мониторинга рекомендуется формировать и направлять на имя руководителя организации сводный отчет (например, ежегодный) о реализации в организации мер по предупреждению коррупции, содержащий, в случае необходимости, предложения по их совершенствованию. В течение года целесообразно также обеспечить представление руководителю организации на регулярной основе
(например, ежеквартально) кратких докладов о состоянии работы в сфере противодействия коррупции.
Организациям, имеющим ДЗО, рекомендуется предпринять усилия по организации мониторинга реализации мер предупреждения коррупции в контуре управления в целом.
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 34 из 34
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.12.2020
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)
13>13>12>12>