Файл: Министерство труда и социальной защиты российской федерации меры по предупреждению коррупции в организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Каналы получения информации о возможных
коррупционных правонарушениях
В связи с тем, что зачастую все стороны коррупционных взаимодействий (например, и взяткополучатель, и взяткодатель) заинтересованы в их сокрытии, для их своевременного выявления и минимизации негативных последствий критически важным становится получение информации о признаках неправомерной деятельности из всех возможных источников. С этой точки зрения, рекомендуется уделять самое пристальное внимание сведениям о замеченных случаях коррупции, предоставляемым:
а) работниками организации;
б) ее контрагентами.
Кроме этого, полезным может также стать мониторинг подразделением (сотрудниками),
ответственным за предупреждение коррупции, информации в СМИ и социальных сетях.
Обязанность работников сообщать о замеченных ими коррупционных правонарушениях российским законодательством не установлена. Работники отдельных категорий организаций обязаны уведомлять лишь о склонении лично их к коррупции. Вместе с тем представляется полезным закрепить в антикоррупционной политике организации и (или) антикоррупционных стандартах рекомендацию сообщать работодателю обо всех предполагаемых коррупционных правонарушениях.
Для обеспечения реальной возможности сообщать о коррупционных правонарушениях в организации должны быть созданы соответствующие доступные и конфиденциальные каналы обратной связи для работников и контрагентов: телефонная "горячая линия", электронная приемная на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет",
опубликованы контактные данные для направления сообщений в письменной форме. Информация о таких каналах должна на регулярной основе доводиться до работников и контрагентов организации, в том числе путем ее размещения на официальном сайте организации в
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 26 из 34
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.12.2020
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии), желательно не далее одного "клика" с главной страницы сайта. Для крупных предприятий, имеющих многочисленные ДЗО, помимо создания каналов обратной связи в каждой отдельной ДЗО может быть целесообразным формирование общей "горячей линии" для всех компаний, входящих в контур управления такой организации.
Помимо создания самих каналов связи важно также закрепить в локальных нормативных актах организации порядок предоставления информации, ее рассмотрения и проверки, последующего принятия мер реагирования. В частности, такой порядок может включать:
- описание возможных способов сообщения о коррупционных правонарушениях для работников организации и для ее контрагентов;
- перечень структурных подразделений (работников), ответственных за прием и рассмотрение полученной информации, права и обязанности ответственных работников;
- порядок и сроки регистрации и обработки полученных сообщений, в том числе критерии принятия информации к дальнейшему рассмотрению;
- порядок обратной связи с заявителем;
- порядок проведения проверки информации, содержащейся в поступивших сообщениях;
- порядок направления информации в уполномоченные государственные органы в случае выявления признаков административного правонарушения или преступления;
- порядок ведения отчетности о работе "горячей линии".
Организации также рекомендуется предусмотреть меры по защите лиц, сообщающих о фактах коррупции, от возможных неблагоприятных последствий раскрытия ими информации. К таким мерам можно отнести:
- конфиденциальность персональных данных заявителя;
- возможность сообщать о коррупционных нарушениях анонимно;
- дополнительный контроль кадровых решений, принимаемых в отношении заявителя (в случае,
если заявителем является работник организации); <10>
--------------------------------
<10> Применение к лицу, сообщившему о фактах коррупции, мер дисциплинарной ответственности должно быть обосновано и не вызывать сомнений в объективности, в том числе со стороны других работников (не выглядеть как "месть" за сообщение о коррупции). В этой связи решение о применении дисциплинарной ответственности к работнику, сообщившему о фактах коррупции, рекомендуется принимать коллегиально с соблюдением принципа открытости. Особый порядок применения взысканий в рассматриваемой ситуации в целях соблюдения прав работников целесообразно закрепить в акте организации.
- установление особого порядка рассмотрения жалоб заявителя (в случае, если заявителем является работник организации) на репрессивные действия, связанные с раскрытием им информации о коррупционных нарушениях.
В случае, если жалоба на репрессивные действия признана обоснованной, организация может предпринять следующие действия:
- отменить несправедливое кадровое решение;
- применить в отношении лиц, которые предприняли репрессивные действия, меры ответственности;
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 27 из 34
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.12.2020
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)


- перевести заявителя на иную должность и т.д.
Система сбора и обработки информации о возможных коррупционных правонарушениях требует обеспечения соответствующими кадровыми, финансовыми, материальными и иными ресурсами.
Полезным представляется внедрение специализированного программного обеспечения для сбора, учета и обработки поступивших сообщений.
Также рекомендуется на регулярной основе повышать информированность работников о существующих возможностях предоставления информации и стимулировать их использование, например,
придавая огласке истории успешного предотвращения или пресечения неправомерных действий в результате своевременного раскрытия информации работниками организации.
Кроме того, представляется целесообразным в антикоррупционной политике организации или ином локальном нормативном акте организации указать информацию о непривлечении к ответственности лицо,
сообщившее о факте коррупции, если оно отказалось дать или получить взятку, совершить коммерческий подкуп или иные коррупционные преступления, и данный отказ повлек экономический ущерб для организации
Также целесообразно отразить, что в случае, если лицо добросовестно без злого умысла сообщило о факте коррупции, но данный факт не подтвердился, то такое лицо не подлежит привлечению к ответственности.
Внутренний контроль и ведение бухгалтерского учета
Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлена обязанность для всех организаций осуществлять внутренний контроль хозяйственных операций, а для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, также обязанность организовать внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
Одновременно внедрение в организации процедур внутреннего контроля служит и целям предупреждения коррупции. В частности, в ходе анализа бухгалтерской отчетности в организации могут быть выявлены факты осуществления выплат, являющихся замаскированными коррупционными платежами. В этой связи при проведении внутреннего контроля, включая контроль бухгалтерской документации, в контексте предупреждения коррупции организации рекомендуется обратить внимание на следующие процедуры:
1) Проверка соблюдения организационных процедур и правил, касающихся работы по профилактике и предупреждению коррупции.
Такая проверка может охватывать как специальные антикоррупционные правила и процедуры, так и иные правила и процедуры, имеющие опосредованное значение (например, общие нормы и стандарты поведения). В организации следует выстраивать четкие механизмы осуществления контроля их соблюдения, включая назначение ответственных подразделений или работников, сроки проведения контрольных мероприятий, порядок представления отчетности, а также предусмотреть внутренние и внешние механизмы независимого аудита эффективности работы такой системы контроля.
2) Контроль документирования операций хозяйственной деятельности организации.
Бухгалтерская документация является основой для осуществления контроля, направленного на выявление и предупреждение коррупционных нарушений: составления неофициальной отчетности,
использования поддельных документов, записи несуществующих расходов, отсутствия первичных учетных документов, исправлений в документах и отчетности, уничтожения документов и отчетности ранее установленного срока и т.д.
Бухгалтерская документация также может служить доказательством в случае обнаружения нарушений. Так, в рамках Закона США о коррупционных практиках за рубежом (Foreign Corrupt Practices
Act - FCPA) "Нарушение правил ведения бухгалтерского учета" является отдельным составом правонарушения, а в обновленной политике правоприменения положений данного
Закона для
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 28 из 34
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.12.2020
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)

юридических лиц Минюста США в качестве одного из элементов принятия организацией мер по исправлению причин и последствий правонарушения определено "надлежащее сохранение деловой документации, а также запрет ее ненадлежащего уничтожения или исправления, включая запрет на использование сотрудниками программного обеспечения, в котором создаются, но не могут надлежащим образом храниться коммерческие записи и переписки".
3) Проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска.
Проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска может проводиться в отношении обмена деловыми подарками, знаков гостеприимства,
благотворительных пожертвований, вознаграждений внешним консультантам и других сфер. При этом такие операции могут рассматриваться в качестве "индикаторов коррупции".
4) Выявление и противодействие легализации незаконно полученных денежных средств (отмыванию доходов).
В рамках проводимых антикоррупционных мероприятий руководству организации и ее работникам следует также обратить внимание на положения законодательства, регулирующего противодействие легализации денежных средств, полученных незаконным способом, в том числе:
1) приобретение, владение или использование имущества, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений;
2) сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, места нахождения, способа распоряжения, перемещения прав на имущество или его принадлежности, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений.
Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" установлен перечень организаций, обязанных участвовать в исполнении требований указанного документа. Так, в частности, финансовые организации обязаны обеспечивать надлежащую идентификацию личности клиентов, собственников, бенефициаров, предоставлять в уполномоченные органы сообщения о подозрительных сделках, предпринимать другие обязательные действия, направленные на противодействие коррупции.
Взаимодействие с правоохранительными органами и иными
государственными органами в целях противодействия коррупции
Одним из важных показателей приверженности организации декларируемым антикоррупционным стандартам поведения является обеспечение сотрудничества с правоохранительными органами, которое может быть реализовано в рамках нескольких направлений:
1) организация может принять на себя публичное обязательство сообщать в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых организации (работникам организации) стало известно.
2) организации следует принять на себя обязательство воздерживаться от каких-либо санкций в отношении своих сотрудников, сообщивших в правоохранительные органы о ставшей им известной в ходе выполнения трудовых обязанностей информации о подготовке или совершении коррупционного правонарушения.
3) в случае обнаружения признаков коррупционных правонарушений организации следует обращаться в соответствующие правоохранительные органы.
Так, организации имеют возможность обращаться в Следственный комитет Российской Федерации и его территориальные органы, следователями которого в соответствии со статьей 151
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации производится предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных отдельными статьями Уголовного кодекса
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 29 из 34
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.12.2020
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)


Российской Федерации, в том числе статьями 285
-
291.1
,
292
-
293
Уголовного кодекса Российской
Федерации.
Сообщить соответствующую информацию в Следственный комитет Российской Федерации возможно несколькими способами:
- по телефону: 8-800-100-12-60;
- почтовым отправлением по адресу: Технический переулок, д. 2, Москва, 105005; <11>
--------------------------------
<11> Телефон, почтовый адрес и иная информация о способах обращения с соответствующими заявлениями в территориальные органы Следственного комитета Российской Федерации размещены на официальных сайтах данных территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
- через интернет-приемную: https://sledcom.ru/reception;
- лично через приемную Следственного комитета Российской Федерации по адресу: ул. 1-я
Фрунзенская, д. 3а, Москва. Часы приема и "схема проезда" размещены на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по ссылке:
https://sledcom.ru/references/Grafik_raboti_priemnoj.
График приема граждан Председателем Следственного комитета Российской Федерации и
Заместителями Председателя Следственного комитета Российской Федерации, а также порядок записи на такой прием размещены на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по ссылке: https://sledcom.ru/references/Grafik_priema_grazhdan_rukovoditeljami_S.
График приема граждан руководством подразделений центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по ссылке:
https://sledcom.ru/references/Grafik_priema_grazhdan_rukovodstvom_podr.
Порядок организации приема граждан размещен на официальном сайте по ссылке:
https://sledcom.ru/references/Organizacija_priema_grazhdan.
Организации также вправе обращаться в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУЭБиПК МВД России)
- подразделение полиции, являющееся самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающее и осуществляющее в пределах своей компетенции функции МВД России по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции в части, касающейся выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений.
Одной из задач ГУЭБиПК МВД России является организация предупреждения, выявления,
пресечения и раскрытия преступлений экономической и коррупционной направленности, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
Контакты ГУЭБиПК МВД России: Новорязанская ул., д. 8а, стр. 3, Москва, 107078; телефон: 8 (495)
667-20-20; официальный сайт:
https://мвд.рф/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/Glavnoe_upravlenie_jekonomicheskoj_bezop.
Аналогичные структурные подразделения также имеются в каждом Главном управлении
Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.
В случае если сообщение о фактах коррупции касается непосредственно системы МВД России,
организациям рекомендуется обращаться в Главное управление собственной безопасности Министерства
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 30 из 34
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 15.12.2020
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)

внутренних дел Российской Федерации (ГУСБ МВД России) - подразделение полиции, являющееся самостоятельным структурным оперативным подразделением центрального аппарата МВД России,
обеспечивающее и осуществляющее в пределах компетенции функции МВД России по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах обеспечения собственной безопасности, противодействия коррупции в системе МВД России, государственной защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и их близких.
Задачами ГУСБ МВД России являются, в частности, противодействие коррупции, разработка и реализация мер по вопросам деятельности ГУСБ МВД в системе МВД России и предупреждение,
выявление и пресечение правонарушений, планируемых к совершению, совершенных либо совершаемых сотрудниками, гражданскими служащими и работниками системы МВД России, а также выявление их коррупционных связей.
Контакты ГУСБ МВД России: ул. Садовая Спасская, д. 1/2, Москва, 107078; телефон: 8 (495)
667-07-30 (телефон дежурного офицера для получения информации по компетенции подразделений собственной безопасности и разъяснения порядка обращения в ГУСБ МВД России); официальный сайт:
https://мвд.рф/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/гусб.
Кроме того, надзор за соблюдением нормативных правовых актов осуществляет Генеральная прокуратура Российской Федерации. В этой связи организации также имеют возможность обратиться с соответствующим заявлением в Генеральную прокуратуру Российской Федерации следующими способами:
- через интернет-приемную в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по ссылке:
https://ipriem.genproc.gov.ru/contacts/ipriem/;
- почтовым отправлением по адресу: ул. Большая Дмитровка, 15а, Москва, ГСП-3, 125993.
Также с соответствующими заявлениями можно обращаться в прокуратуры субъектов Российской
Федерации, информацию о способах обращения в которые необходимо искать на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4) Сотрудничество с правоохранительными органами также может осуществляться в форме:
- оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности организации по вопросам предупреждения коррупции;
- оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия.
Руководству организации и ее сотрудникам следует оказывать поддержку в выявлении и расследовании правоохранительными органами фактов коррупции, предпринимать необходимые меры по сохранению и передаче в правоохранительные органы документов и информации, содержащей данные о коррупционных правонарушениях. При подготовке заявительных материалов и ответов на запросы правоохранительных органов рекомендуется привлекать к данной работе специалистов в соответствующей области права.
Руководство и сотрудники не должны допускать вмешательства в выполнение служебных обязанностей должностными лицами судебных или правоохранительных органов.
Кроме того, организации вправе обратиться к Уполномоченному при Президенте Российской
Федерации по защите прав предпринимателей или к уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, которые обеспечивают гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами.
11>11>10>10>
1   2   3   4   5   6   7