Файл: Теории международной торговли и выбор внешнеторговой политики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Российский бизнес занимает довольно значительные позиции на пространстве Содружества. Российская Федерация входит в десятку крупнейших инвесторов Армении, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Таджикистана и Украины. Более 4 тысяч предприятий в странах СНГ с участием российского капитала действуют в различных сферах производства, банковском секторе, торговле и сфере услуг, транспорте, строительстве, агропромышленном комплексе.

Российские компании задействованы в реализации крупных проектов в нефтегазовой, металлургической, химической и пищевой промышленности стран Содружества, в производстве строительных материалов, они активно присутствуют на медийном и рекламном рынках. Телекоммуникационные компании работают в Армении, Белоруссии, Казахстане, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане и Украине. Серьезные инвестиции сосредоточены в банковской сфере.

Важным направлением экономического сотрудничества России со странами СНГ продолжает оставаться развитие производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически взаимосвязанными производствами. Для таких отраслей промышленности как машиностроение, металлургия и некоторых других, в которых поставки по кооперации занимают значительный удельный вес, поддержание кооперации критически необходимо для разработки, производства и реализации продукции.

Проведение согласованной миграционной политики – один из определяющих факторов успешного хода интеграционных процессов. Формирование общего рынка труда государств Содружества является важным условием обеспечения свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Согласно информации Банка России и Статкомитета СНГ, наиболее значимый вклад в экономику государств-участников СНГ от объема денежных переводов мигрантов наблюдался в 2008 г. в Таджикистане – 49,3% от ВВП, Молдове – 23,2%, Киргизии – 22,7% от ВВП. Переводы в Армению и Узбекистан составили соответственно 10,5% и 11,3% от ВВП этих стран.

Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года

Стратегия направлена, прежде всего, на создание эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики и способствует модернизации экономики России. Основная цель Стратегии - максимальное полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли (физическая доступность, ценовая доступность товаров, высокое качество товаров и услуг) путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки), соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации.


Для создания такой товаропроводящей системы необходимо значительно увеличить количество торговых площадей современных форматов в Российской Федерации, долю современных форматов в обороте отрасли, уровень консолидации в отрасли, долю дистанционной торговли. На основе анализа зарубежного опыта сделан вывод о необходимости обеспечения условий для развития конкуренции, поддержке малого бизнеса, не ограничивая развитие торговых сетей.

Основной социальной целью развития торговли является предоставление потребителям широкого ассортимента качественной продукции по доступным ценам. Вследствие глобализации и интернационализации экономики, а также роста доходов населения повышаются требования потребителей к качеству предоставляемых услуг, ассортименту и качеству реализуемой продукции. Доля расходов населения на потребительские товары согласно международному опыту может достигать почти 70%.

Малый и средний бизнес играет важную роль в экономике и занятости зарубежных стран. Малые и средние предприятия обычно составляют около 99% или более всех компаний, предоставляют около 50% рабочих мест, обеспечивают значимую долю оборота розничной торговли.

Потенциальной угрозой развития крупных розничных форматов и консолидации рынка является сокращение доли малого и среднего бизнеса в розничной торговле. Тем не менее, международный опыт показывает, что развитие сетей не ведет к исчезновению малого бизнеса, поскольку малые предприятия могут конкурировать за счет более высокой индивидуализации услуг, уникальности предложения и маркетинга или переориентации деятельности в другие сектора экономики.

Малые предприятия имеют преимущества по сравнению с крупными компаниями в части деятельности в специализированных рыночных нишах; производства специализированных товаров небольшими партиями; доступа к локальным географическим рынкам и знания потребностей и специфики локальных рынков.

В целях защиты малых и средних предприятий правительства ряда стран предпринимают меры для ограничения развития магазинов большого формата. Один из самых распространенных механизмов – требование согласования на открытие магазинов, чья торговая площадь превышает некоторый установленный пороговый уровень. Значение этого порогового уровня варьируется от 300 кв.м. до 3000 кв.м.



Однако такие законодательные инициативы могут привести к замедлению роста производительности в отрасли (Великобритания), к снижению роста занятости в секторе в целом (Франция) и к завышению уровня розничных цен (Япония). Кроме того, не всегда ограничения по площади приводят к росту числа предприятий малого бизнеса.

Помимо формирования нестандартного предложения или переориентации в другие сферы деятельности, в качестве ответного шага в условиях конкуренции с крупными розничными продавцами, малые предприятия объединяются в кооперативы – таким образом, малые предприятия увеличивают масштаб операций, а также минимизируют негативные эффекты свойственной малому бизнесу ограниченности трудовых и инвестиционных ресурсов. Во многих странах более половины малых и средних предприятий объединяются в кооперативы.

Частота объединения в кооперативы различна. В оптовой торговле 38% малых предприятий объединяются в неформальные кооперативы и 26% – в формальные. В розничной торговле – 32% предприятий объединяются в неформальные и 18% – в формальные кооперативы.

Основными целями создания кооперативов являются: доступ на новые рынки, расширение ассортимента, доступ к новым технологиям, наращивание мощностей и снижение издержек.

Компании, состоящие в кооперации, являются более конкурентоспособными и эффективными по сравнению с независимыми игроками, не состоящими в кооперации. Результаты исследований показали, что в 82% случаев кооперация привела к повышению конкурентоспособности и экономической эффективности компаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если рассматривать мировую торговлю в плане тенденций ее развития, то налицо с одной стороны - явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, градация стран на промышленно-развитые и отсталые.

Нельзя не заметить, что международная торговля все сильнее влияет на экономику каждой страны. Из того, что производится в стране, все большая часть идет на экспорт, а в объеме потребления все большую роль играет импорт. В условиях расширяющихся международных экономических отношений внешняя торговля является важнейшей отраслью экономики России. Ее развитие оказывает существенное влияние на внутренний рынок страны, на насыщение потребительского рынка товарами и на увеличение объема их производства. Доля экспорта и импорта России в валовом внутреннем продукте растёт.


Активное участие стран во внешней торговле позволяет им более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также, более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

Можно, конечно, надеяться на то, что Россия, продолжая опираться на традиционные экспортные отрасли, сохранит относительно высокие темпы экономического роста и удвоит ВВП. Однако, важнее решить проблему подъёма обрабатывающей промышленности и аграрного сектора, создав таким образом надёжную основу для устойчивого развития в будущем, дополнительные рабочие места и плацдарм для преодоления бедности. При этом важно добиться чтобы российские товаропроизводители научились выпускать готовую продукцию, пользующуюся устойчивым спросом на внутреннем и внешнем рынках. Именно от этого во многом будет зависеть темпы роста и товарного наполнения экспортных поставок, структура и объёмы импорта, включая его рационализацию за счёт развития импортозамещающих производств.

Определенный вклад в обновление экспортной специализации страны могла бы внести и научно-техническая сфера, которая располагает высокими технологиями в оборонных и некоторых других отраслях промышленности и достаточно широкой сетью организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования. Такая диверсификация могла бы помочь укреплению позиции страны в качестве экспортера и снижению ее импортной зависимости.

Также остается ряд негативных тенденций в динамике экономического развития, которые требуют незамедлительного решения. Основной проблемой российской экономики остается высокая ее зависимость от цен на нефть. Экономические преобразования не учитывают законных интересов большинства граждан России осуществляются в пользу олигархических групп и отдельных хозяйствующих субъектов. Все это не может способствовать обеспечению консолидации общества в интересах осуществления экономического прорыва.

Наблюдаемый рост доходов населения остается незначительным и затрудняет кардинальное решение проблемы ликвидации массовой бедности и нищеты. А это значит, что качественные параметры развития российской экономики все еще не соответствуют потребностям большинства населения страны.


Очевидно, что основополагающей становится задача задействовать в полном объеме потенциал, источники и факторы экономического роста, создать благоприятные условия для устойчивого экономического развития страны. Только долговременный экономический рост может обеспечить значительное повышение уровня жизни россиян и лидирующего места в мировой торговле.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 8 декабря 2015 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"//СПС «Консультант плюс».

2. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник. - М.: Экономист, 2016. - 212с.

3. Дергачев В.А. Международные экономические отношения: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 060600 "Мировая экономика", 060400 "Финансы и кредит"-М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2015. - 87с.

4. Евдокимов А.И. Международные экономические отношения: учебник. - М.: изд-во Проспект, ТК Велби, 2016. - 225с.

5. Памбухчиянц О.В. Организация и технология торговых процессов. - М.: Маркетинг, 2015. - 320 с.

6. Сельцовский В.Л. Экономико-статистические методы анализа внешней торговли. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 97с.

7. Сергеев П.В. Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе: Учеб. пособие по курсу “Мировая экономика". - М.: Новый Юрист, 2016. – 235с.

8. Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 198с.

9. Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2015.- 187с.

10. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2017. – 234с.

11. Чернявский А.Д. Международные экономические отношения.: Учебное пособие.- Н.Новгород: НИМБ, 2015 - 135 с.

12. Официальный сайт Центрального Банка России - www.cbr.ru

13. Федеральная служба государственной статистики - http://www.fsgs.ru

14. Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития - электронный ресурс/ http://www.nuru.ru/index.htm

15. Электронный учебник мировая экономика –электронный ресурс -http://uchebnik.online/mejdunarodnyie-otnosheniya-knigi/mesto-rossii-mirovoy-ekonomike-mejdunarodnoy-64949.html

16. «IE: Экономика. Институциональная экономика». Ресурс предоставляет выбор отечественных и переводных материалов учебно-методического характера по экономической теории. - http://institutional.narod.ru/

17. Портал «Финансовые науки» - http://www.mirkin.ru

18. Экономика, Социология, Менеджмент - федеральный образовательный портал - http://ecsocman.edu.ru

19. Экономическая теория On-Line, книги, статьи, форум и др. - http://economictheory.narod.ru