ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Логопедическая тетрадь
Для учеников 2-4 классов
По исправлению дисграфии
ЗАНЯТИЕ 1
Тема: Слово. Однокоренные слова.
Корень – это не изменяемая часть слова. Сверху слова корень выделяется дугой.
Задание1. Найдите в словах общий корень:
садик, садовый, садовник, садовод, рассада, посадка читайте текст.
Задание №2 Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.
На огонь летит маленький... . Солнце, луна, звезды - небесные ... . В комнате стало ... от огня. Вдалеке я увидел тусклый ... . Зимой солнце ..., но не греет. Скоро наступит ... и станет совсем ... .
Слова для справок: свет, светло, светит, светлячок, светает, рассвет, светила.
Задание №3
Сегодня у нас был урок ... . На излучине реки стоял ... и смотрел вдаль. Я повесил свой ... на стену около дивана. Мой брат Саша очень любит ... . Это была ... на тему «Осень».
Слова для справок: рисунок, рисовать, рисование, зарисовка, рисовальщик.
Задание №4
Мама купила в магазине для плова ... . Куда ни глянешь всюду ... поля. Сегодня на поле приехал главный ... . Дедушка аккуратно перебирал крупу, складывая ... к ... . Мама приготовила на обед вкусный ... суп.
Слова для справок: рис. рисовод, рисовый, рисинка.
Задание 5.Раздели слова так, чтобы в каждой группе находились слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем.
учитель, воробей, ворона, вороненок, учить, береза, подберезовик, воробушек, ученик, воробьиха, березовый, воробьиное.
Задание 6. Раздели и выпиши по столбикам слова с одинаковым корнем.
горе, горка, гора, горюшко, горемыка, горочка, пригорок, высокогорье, горемычный.
ЗАНЯТИЕ 2
Тема: Родственные слова.
Задание 1.Прочитайте слова и выпишите в столбики с нужным корнем. : -снег- (-снеж-), -сил-, -нос.
снежок, снежная, силушка, силач, сильный, носить, носик, синий.
Какие слова остались? Почему?
Задание 2. Определите лишнее слово в каждом ряду, зачеркните его. Выделите в оставшихся словах корень:
- борьба, борец, бороться, воевать;
- вражда, враг, противник, вражеский;
- смешной, смех, смешать, смешить;
- ветер, вихрь, ветерок, безветрие;
- сосна, дерево, деревцо, деревянный.
Задание 2.Найдите и запишите родственные слова группами. Выделите корень в каждой группе родственных слов.
А). снеговик, снежинки, снежная (баба), снегоход, подснежник, снегурочка, снежок;
- кошка, котенок, кот;
- зима, зимний.
Б) заболеть, переболеть, болеть, боль, больно, больной, болячка, заболевание, больничный; переезд, выезд, заезд, езда, ездить, ездок, ездовой, поездка.
Задание 3.Допишите сравнения.
1. Упрямый, как ... 2. Сонная, как ...
3. Красный, как ... 4. Топает, как ...
5. Надулся, как ... 6. Немой, как ...
Задание 4 Прочитайте текст, вставляя пропущенные слова вместо многоточия. Обозначьте корень в родственных словах.
снег, снежный, заснеженный, снегопад, снежки, снегоуборочный.
Зима
Наступила зима. Выпал белый пушистый .... Деревья укрылись ... шапками. Дома стоят ... после.... Вот во двор вышли дети. Они будут играть в ... и строить ... бабу. Школьники приготовили для малышей ... крепость. Родители помогли построить ... горку.
А вот во дворе появилась ... машина. Она медленно убирает пушистый белый .... Рядом стоит грузовик. Он вывезет лишний ... за город.
ЗАНЯТИЕ 3
Тема:Корень слова.
Задание 1.Запомните и повторите в той же последовательности ряды слов:
- соль, солить, солянка, соленый, рассол;
- шипы, шиповник, зашиповать, шиповки;
- маленький, мало, малявка, малыш.
Задание 2.Запишите слова из сказки иукажите корень в родственных словах.
Рос
Жило-было маленькое слово РОС. Было оно коротким, почти незаметным. Большие слова его не замечали, в гости не звали, на дни рождения не приглашали. Обидно стало слову РОС, и пошло оно к царице Грамматике. Стало слово РОС делиться своим горем и просить помочь ему. Уж очень
хотелось слову немного ПОДРАСТИ. Пожалела повелительница слово и посадила его в землю, как зернышко, потом полила волшебной водичкой, и ...стало слово РАСТИ.
Прошло немного времени, и из земли показался РОСТОК. рос РОСТОК, развивался и превратился в маленькое деревце. Солнышко его грело, дождик поливал, и вот ВЫРОСЛО большое дерево, ПРОРОСЛИ на нем веточки и листочки. РАЗРОСЛОСЬ чудо-дерево, а вместо листочков на нем висят слова.
Задание 3. Прочитайте словосочетания и запишите только те, которые допустимы в речи.
м аслить маслом петь песни старый старик жарить жаркое работать работу писать письмо
варить варенье начинать сначала делать дело
закончить до конца точить точилкой косить косой
угощать гостя откусить кусочек
Задание 4. Прочитайте, выпишите слова, в которых 2 корня. Такие слова называют сложными. Между корнями бывают соединительные гласные О или Ё. Выделите корни в этих словах.
Семеро в отделе - все при деле!
Пустовед поправляет берет.
Пустодел горделиво глядел.
Пустолей призывал: «Быстрей!»
Пустотес заострял вопрос,
Пустомол наполнял котел,
Пустовар нагонял жар,
Пустосчет вел всему учет...
К небу дым густой, а котел пустой!
Задание 5. Образуйте слова из 2-х корней, запишите в тетрадь. Выделите корни.
Пар +ход, везде+ход, сам+вар, сам+лет, пыль+сос.
Задание 6. Найдите сложные слова. Выпишите их и укажите корни.
На реке начался ледоход. На пасеку приехал пчеловод. Маша чистит ковер пылесосом. Сталевар варит сталь.
Во дворе работает снегоуборочная машина. По болоту едет вездеход. Пассажирский самолет набирает высоту. Высоко в горах прошел сильный снегопад.
Занятие 7. Работа по формированию навыков слухового анализа и синтеза.
Послушайте предложения. Найдите в них сложные слова. Укажите, от каких слов они образованы и какая гласная соединяет корни этих сложных слов.
Например, снегопад = снег + падать, соединительная гласная О.
1. Уже начался сенокос.
2. Красив осенний листопад.
3. Лесорубы вернулись домой.
4. Издалека слышится шум водопада.
5. Пешеходы переходят улицу.
6. Мореплаватель сошел на берег неизвестного острова.
7. Путешественники рассказали о дальних странах.
Выпишите эти слова в тетрадь, обозначая корни и соединительную гласную.
Ответьте на вопрос:
Что же такое корень? Приведите примеры сложных слов.
ЗАНЯТИЕ 4
Тема:Словообразование. Образование слов при помощи приставок.
Занятие 1.Прочитайте слова и распределите их в две группы:
- имеющие родственные слова и не имеющие родственных слов в данном задании.
вишня, лимончик, яблочный, яблоко, виноград, грибочек, персик, персиковый, яблочко, кокос, вишенка.
Какое слово лишнее? Почему?
Занятие 2. Прочитайте и определите чем похожи эти слова? Что стоит в словах впереди корня?
1.наливает воду в стакан;
2.выливает воду из стакана;
3.переливает из стакана в стакан;
4.разливает воду по стаканам;
5.доливает воду в стакан;
6.поливает водой цветы.
Задание3. Подберите и приставки к словам-действиям. Перепишите,обозначте приставки.
....звенел в школе звонок. Ученики ...шли из класса. Лена ...шла за Светой в детский сад. Миша ...шёл из школы и ...шёл домой.
Практическое употребление приставочных глаголов
Задание 4.Спишите. В подчеркнутых словах выделите приставку и корень.
В полях показалась земля. Наступила первая весна — полевая. На реках потрескался лед. Река стала большой. Это настала вторая весна - речная. Сошел снег. Ожили поля и леса. Деревья оделись в зеленый наряд. Пришла третья весна - лесная.
Задание 4 .Прочитайте.
1. Скатился Колобок с окошка на завалинку.
2. Покатился он по дорожке.
3. Пошли грибники по грибы, а напали на ягоды.
4. Повстречал Колобок лису.
5. Тут встретил Колобок волка.
6. Укатился Колобок от волка.
7. Потом встретил Колобок зайца.
8. От зайца быстро укатился Колобок.
9. Сел Колобок лисе на нос, она его и съела.
Какое предложение лишнее? Почему? Какой сказочный персонаж в предложениях не упомянут? Выпишите подчеркнутые слова, выделите приставку и корень.
Задание 5. Образуйте новые слова с данными приставками от корней -ЕЗД-, -ХОД- по образцу. Образец: поездка, переход... Перепишите в тетрадь.
по+ХОД в-+ ЕЗД, ХОД под+ ЕЗД, + ХОД на+ ЕЗД, с+ ЕЗД, ХОД
от+ ЕЗД ис + ХОД пере+ ЕЗД, + ХОД при+ ЕЗД, ХОД у+ ХОД
ЗАНЯТИЕ 5
Тема: Образование слов при помощи приставок.
Задание 1. Перепишите слова и выделите приставки.