Файл: Региональное управление как научная и учебная.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) главой субъекта Федерации и главой исполнительной власти, при этом имеется должность председателя правительства, которого высшее должностное лицо назначает с предварительного согласия парламента; высшее должностное лицо назначает и освобождает от должности министров, руководителей государственных комитетов. Такая модель характерна для Республики Саха (Якутия);

3) главой субъекта Федерации (республики), гарантом конституции, но не главой исполнительной власти непосредственно. Имеется должность председателя правительства, который назначается с согласия парламента; правительство ответственно как перед президентом, так и перед парламентом. Такая схема характерна для республик Башкортостан, Татарстан и др.

Правовое положение высшего должностного лица в краях, областях и городах федерального значения также различается:

— глава администрации (губернатор) избирается всенародно и одновременно является главой правительства (администрации). Это характерно для большинства областей и краев;

— глава администрации (губернатор) не является одновременно главой правительства (администрации), т.е. не возглавляет непосредственно исполнительную власть (например, в Свердловской области).



  1. Сущностные характеристики категорий «район» и «регион».

Регион — это территория в административных границах субъ­екта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостно­стью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.

Район- это не политическая и не административная единица. Мы можем сказать лишь, что это территория, отличающаяся достаточно характерными признаками для того, чтобы отделить ее от соседей. Под районом вообще следует понимать территорию, xaрактеризуемую однородностью в одном или нескольких отно­шениях (аспектах)»


  1. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ: специфика форм и полномочий.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Наименование законодательного (представительного) органа
государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. аконодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

а) принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта РФ и поправки к нему;

б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий субъекта РФ;

в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъектов РФ.

Законом субъекта Российской Федерации:

а) утверждается бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а в случае, если такая должность не установлена, то руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

б) устанавливаются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации основы организации и деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, в пределах полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;

г) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, представленные высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ;

д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания;

е) устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта РФ, утверждаются отчеты о расходовании средств этих фондов;

ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;



з) утверждается заключение и расторжение договоров субъекта РФ и прочее.

Итак, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъектов Российской Федерации. Численность депутатов, название представительного органа определяется уставом соответствующего субъекта. Однако Президент Российской Федерации Д.А. Медведев высказал негодование по тому поводу, что численность депутатов, порой, ничем не регламентирована и достаточно высока. В ближайшее время планируется привести данный элемент в упорядоченную систему, которая будет опираться на численность населения, статус субъекта.



  1. Региональное развитие как многомерный, многокритериальный и многосистемный процесс.

Развитие регионов — многомерный и многоаспектный процесс, который рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным. Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:

  • рост производства и доходов;

  • перемены в социальной и административной структурах общества;

  • перемены в общественном сознании;

  • перемены в традициях и привычках.




  1. Высшее должностное лицо субъектов РФ. Институты президента и губернаторства.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации

— должностное лицо, представляющее субъект Российской Федерации и возглавляющее его исполнительную ветвь власти (высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации).

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации или депутатами законодательного органа субъекта Российской Федерации на пять лет.

рок исполнения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации исчисляется со дня принесения им присяги. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.


Институт президента (лат. – установление, учреждение) как форма государственной власти в мировой практике существует более 200 лет. Родиной института президента являются США.

Процесс избрания президента, его полномочия, взаимоотношения с законодательными органами, сроки президентства и другие черты не одинаковы в различных странах, зависят от политических традиций. Соотношения сил между президентом и другими ветвями власти, между противоборствующими политическими и классовыми группировками и другими факторами также разнятся.

В России институт президентства учрежден по итогам референдума, проведенного 17 марта 1991 г., регулируется IV главой (ст. 80–93) Конституции РФ 1993 г. Всенародным голосованием 12 июня 1991 г. первым Президентом РФ был избран Б.Н. Ельцин.

Пункт 1 ст. 80 Конституции РФ гласит: Президент РФ является главой государства, т.е. правовой статус – глава государства.

институт губернаторства (высшего должностного лица субъекта Российской Федерации) зародился на рубеже 80-90-х гг. ХХ века.

Фактическое зарождение такового представляет собой истоки формирования демократических начал современности.

На сегодняшний день существуют различные периодизации формирования и развития института губернаторства в Российской Федерации. Так, известный политолог Лысенко В.Н. в 2004 г. на фоне представленных ранее 3 основных этапов, выделил 7 этапов развития института губернаторства в Российской Федерации:

- 1 этап (12 июня 1991 г.) - связан с избранием первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, первого мэра Москвы Ю. Лужкова, первого мэра Санкт-Петербурга А. Собчака, Президента Республики Татарстан М. Шаймиева.

- 2 этап (август 1991 г.) - путч ГКЧП, приход к власти команды Б. Ельцина. Роспуск КПСС, отстранение от власти председателя облисполкомов - «пособников» ГКЧП в девяти областях, введение в действие «исполнительной вертикали».

Борьба двух позиций команде Б. Ельцина: 1) избирать губернаторов, но приставить к ним представителей Президента РФ; 2) назначать губернаторов. - 3 этап (1992 г.) введение процедуры назначения губернаторов по инициативе Президента РФ Б. Ельцина с учетом одобрения такового Верховным Советом.

- 4 этап (конец 1993 г. - середина 1996 г.) связан с роспуском Верховного Совета, переизбранием Президента Б. Ельцина на второй срок, укрепление роли губернатора на уровне субъектов Российской Федерации.

- 5 этап (вторая половина 1996 г. - 1997 г.) прямое избрание губернаторов. Автор к данному этапу отнес и процесс укрепления роли Совета Федерации в процессе представления интересов субъектов Федерации. Активное деятельность по подписанию ряда значимых договоров Президента РФ Б. Ельцина с губернаторами регионов, что фактически вело к созданию новых федеративных отношений на демократических началах.


- 6 этап (парламентские выборы 1999 г. - начало 2004 г.) начало формирования централизованной общей вертикали власти во главе с Президентом. Создание 7 Федеральных округов с уполномоченными представителями Президента, тем самым установление политического контроля за губернаторами; выведение губернаторов из верхней палаты парламента. Понижение их статуса с Федерального до регионального. Вмешательство Президента в деятельность региональных органов с правом освобождения от должности глав регионов.

- 7 этап выражается в отказе от демократических институтов путем перехода от всенародных прямых выборов к порядку назначения главы регионов.

При сравнении следует обратить внимание, что институт губернаторства современной России, бесспорно, имеет преемственность.