ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Высшим коллегиальным органом межрегиональной ассоциации является Совет (Президиум), в состав которого входят руководители законодательной и исполнительной власти всех субъектов Федерации, расположенных на территории данного экономического района (районов). Руководит ассоциацией на принципах ротации один из губернаторов. В некоторых случаях (например, в Дальневосточной ассоциации) в состав Совета с правом совещательного голоса включены представители Президента в субъектах Федерации. Все важные решения ассоциации принимаются на заседаниях ее Совета (Президиума), который собирается несколько раз в год. Тот факт, что в Совете ассоциации на равных работают руководители исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации, является принципиально важным для достижения согласия по принципиальным вопросам и отстаивания солидарных позиций перед федеральным центром, а также для проведения «межрегиональной экспертизы» проектов федеральных законов.
Деятельность межрегиональных ассоциаций сконцентрирована вокруг важнейших экономических, социальных, правовых, экологических и иных вопросов, и с этой целью в составе ассоциаций созданы координационные советы (комитеты, комиссии) по этим направлениям. В состав координационных советов межрегиональных ассоциаций входят как представители законодательных и исполнительных органов субъектов Федерации, так и ученые, бизнесмены, директора предприятий и т. д. Руководит каждым таким советом, как правило, губернатор одного из субъектов Федерации, в котором данная проблема стоит наиболее остро или в которой имеется большой опыт ее решения.
Каждая межрегиональная ассоциация, как правило, имеет свой исполнительный орган. Это может быть небольшой штат (как в межрегиональной ассоциации «Северо-Запад»), так и достаточно крупная Исполнительная дирекция с четкой структурой и специальными департаментами, которые курируют и обобщают работу координационных советов ассоциаций (как это оформлено в межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»). Руководитель исполнительного органа ассоциации (генеральный директор) включается в состав Совета ассоциации.
Все межрегиональные ассоциации имеют свой бюджет, формируемый за счет взносов регионов – участников ассоциации (с соответствующей статьей, отраженной в региональном бюджете), за счет поступлений от уставной деятельности, проводимой исполнительным органом ассоциации или созданными на ее основе структурами, а также за счет взносов от разных предприятий и организаций данного макрорегиона.
Ряд ассоциаций имеют свои представительства в Москве, которые осуществляют оперативное взаимодействие ассоциации с федеральными органами власти и управления.
Межрегиональные ассоциации, с одной стороны, должны быть «проводниками» федеральной региональной политики, которая требует осознанного «ущемления» интересов одних субъектов Федерации в пользу других и Федерации в целом, а это не всегда находит понимание в регионах. С другой стороны, через межрегиональные ассоциации могут выражаться, «артикулироваться» наиболее важные и болезненные проблемы больших территорий с целью их отражения в федеральной политике.
Однако объективный анализ показывает, что в целом эффективность работы межрегиональных ассоциаций в настоящее время ниже их потенциальных возможностей. Это определяется нечеткостью функций ассоциаций и непроработанностью их правового статуса, отсутствием реальных механизмов регулирования интеграционных процессов, ориентацией руководителей регионов на локальные интересы. Зачастую руководство некоторых ассоциаций использует их потенциал лишь для оказания давления на федеральный центр и для лоббирования нужных решений.
-
Аспекты характеристики понятия «территориальное планирование». Объект и субъект территориального планирования.
Территориальное планирование, следовательно, выступает как важнейшая функция государственного управления и является приоритетной стратегической задачей местного самоуправления
Территориальное планирование – это видение будущего, отнесенного от настоящего на разные сроки в зависимости от решаемых задач. Планирование может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочны
Объектами территориального планирования являются:
территории администраций, административных районов, областей, краев, республик
зоны размещения отраслей экономики
природные территории и территориальные зоны с ограничениями в использовании (районы добычи полезных ископаемых и др.)
Читать ещё 1 пункт
Субъектами и землеустройства и территориального планирования выступают органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, юридические и физические лица.
-
Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия. Главные цели и задачи развития межрегиональных ассоциаций.
Ассоциации экономического взаимодействия как формы межрегионального сотрудничества начали образовываться с 1990 г. как реакция на разрушение единого народнохозяйственного комплекса бывшего Советского Союза и возникшие при этом необходимость складывания не только новых отношений между федеральным, региональным и местным уровнями власти и потребность в налаживании хозяйственных связей, взаимных гарантиях в экономических отношениях между регионами, в отстаивании своих групповых интересов перед лицом Центра и их продвижении, и, наконец, информационном обмене между территориями, координации действий, совместные программы и проекты обусловили образование межрегиональных ассоциаций, ставшее реальным развитие горизонтальных отношений между регионами привело к созданию восьми территориальных альянсов.
К настоящему времени созданы 8 Ассоциаций: «Северо-Запад», «Центральная Россия», «Черноземье», «Большая Волга», «Северный Кавказ», «Урал», «Сибирское соглашение», «Дальний Восток и Забайкалье».
Основными целями деятельности ассоциаций являются:
-формирование необходимых условий для эффективного взаимодействия субъектов РФ в вопросах социально-экономического развития регионов на основе объединения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов;
-развитие возможностей территориальных образований по скоординированному использованию их экономических потенциалов;
-отработка и практическая реализация принципов экономического пространства в рамках Российской Федерации;
-стабилизация экономического положения и социальная защита населения, проживающего в соответствующих регионах;
-активизация и поддержка предпринимательской деятельности;
-отработка и совершенствование методов управления хозяйствующими субъектами в условиях рыночных отношений;
-достижение устойчивого состояния в развитии экономики субъектов РФ в новых условиях хозяйствования и создание базы для повышения уровня жизни населения регионов;
-соединение интересов регионов с целями и задачами упрочения целостности и единства РФ;
-представление и защита интересов членов ассоциаций.
К основным задачам ассоциаций относятся:
-осуществление координации совместной деятельности субъектов РФ по организационному, экономическому, научно-техническому и социальному развитию регионов;
-разработка и реализация совместных программ и проектов, в том числе федерального значения;
-оптимальное размещение производительных сил;
-развитие производственной и социальной инфраструктуры, коммуникаций;
-содействие заключению взаимовыгодных экономических соглашений между регионами;
-подготовка предложений по реализации государственной валютной политики в регионах, внешнеэкономической деятельности, региональных программ и проектов с участием иностранного капитала;
-изучение рынка труда в регионах с целью подготовки и координации совместных мер по обеспечению максимально возможной занятости населения, по повышению квалификации и переподготовки кадров;
-регулирование миграционных процессов;
-создание комплексных информационных структур и формирование банка данных, необходимых для принятия оптимальных управленческих решений на региональном и межрегиональном уровнях;
-координация деятельности по разработке и совершенствованию правовой базы региона.
-
Междисциплинарный подход к проблемам регионального управления и территориального планирования.
При разработке концепций регионального управления необходимо особое внимание уделить междисциплинарным исследованиям – достижениям комплекса наук, которые занимаются проблемами исследования экономики, пространства, управления
Междисциплинарные связи при формировании теоретико-методологических подходов исследования регионального управления
Рис. 2. Междисциплинарные связи при формировании теоретико-методологических подходов исследования регионального управления
Система методологических и организационных основ развития регионов и формирования региональной структуры хозяйства, показывающая взаимосвязь между важнейшими категориями регионального развития, представлена на рис. 3.
-
Состав федеральных округов РФ. Функции полномочного представителя Президента РФ.
Состав
Федеральные округа России:
Центральный - ЦФО
Северо-Западный - СЗФО
Приволжский - ПФО
Южный - ЮФО
Северо-Кавказский - СКФО
Уральский - УФО (УрФО)
Сибирский - СФО
Дальневосточный - ДФО (ДВФО)
основными задачами полномочного представителя являются:
организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации;
организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;
-
Основные представления, исходные категории и понятия в региональном управлении. -
Субъекты РФ: состав, статус, основные принципы организации системы органов государственной власти на уровне субъектов РФ.
Российскую Федерацию как субъекты Федерации входят: республики, края, города федерального значения, автономные области, автономные округа. Субъектов (регионов) Российской Федерации – 85, в том числе: Республик - 22 Краев - 9 Областей - 46. Городов федерального значения– 3 Автономных областей– 1 Автономных округов– 4. Площадь России - 17125000 кв. км. Население - 145,7 млн. человек.
Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ. Система органов государственной власти субъекта Федерации формируется самостоятельно в соответствии с конституциями (уставами).
На основе сложившихся конституционных схем можно выделить несколько видов правовых статусов высшего должностного лица в субъектах РФ.
В республиках высшее должностное лицо субъекта РФ является:
1) главой республики, избирается всенародно и одновременно главой исполнительной власти, возглавляет правительство и всю систему исполнительных органов власти. Это характеризует систему органов власти президентских республик: Коми, Бурятии, Чувашской Республики и др.;