Файл: Министерство просвещения Российской Федерации фгбоу во ярославский государственный педагогический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 6440

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.3.8. Собрание по коллективному анализу в отряде


Цель

Отследить динамику развития коллектива

Задачи

Воспитательные

Организационно-педагогические

Развитие уровня сплоченности временного детского коллектива

Выявление существующего уровня развития временного детского коллектива

Изучение интересов и потребностей детей

Обеспечение комфортной психологической обстановки в детском коллективе

Формирование творческой, активной и самостоятельной личности с нравственными идеалами

Оказание положительного влияния на взаимоотношения членов временного детского коллектива

Организация мероприятий для развития каждого члена временного детского коллектива

Выявление имеющихся условий для воспитания творческой личности

План подготовки

1. Определить список прошедших, в которых отряд принимал участие

2. Выявить те мероприятия, которые были наиболее значимы с точки зрения развития всего коллектива и личности.

3. Провести сравнение уровня развития коллектива

4. Провести методику, отображающую личностные изменения членов группы.
5. Провести коллективный анализ



Ход собрания




Этап (стадия)

Действия организатора

Приемы

Синтез 1

Описание явления в целом

Дано описание и общая характеристика предмета анализа – мероприятия, обозначенные на коллективном планировании.

Вожатый огласил аспекты, которые будут освещены в ходе данного анализа, рассказал об этапах.

Произведено расчленение предмета анализа - выписаны все прошедшие мероприятия.

Вожатый предложил группам вспомнить и перечислить прошедшие мероприятия, выписал их.

  • Учебно-организационные (освещение темы собрания; создание благоприятных условий деятельности)

  • Работа в группах

  • Мотивационные педагогические приёмы (создание интереса и занимательности)

Анализ

Структурирование предмета анализа (по задачам или направлениям)

Была дана четкая, конкретная формулировка задачи - выявить наиболее запомнившееся мероприятие, которое повлияло на сплочение в коллективе.

Вожатый, сформулировав задачу, направил посыл для ее решения в группы.

Произошел сбор информации - высказывания детей о наиболее полезном мероприятии для сплочения коллектива.

Дал возможность высказаться всем желающим.

Направлял их мысли, дополнял ответы.

  • Учебно-информационные (беседа, обсуждение в рамках поставленной задачи)

  • Постоянная поддержка и похвала участников




Сравнение

Было проведено сравнение по уровню развития коллектива в начале года и в конце - рост коллектива до уровня “Алый парус”(по Лутошкину).

Вожатый предложил вновь наклеить кружочки на шкалу уровней развития коллектива. Обсуждение нового уровня развития и его составных компонентов - сравнение с “идеалом”

Проведение методики, показывающей личностные изменения - заполнение мини таблицы с выбором утверждений

Вожатым был роздан материал для проведения методики

  • Наглядность

  • Смена деятельности во время занятия




Установление причинно-следственных связей

Был произведен анализ результатов - разбор результатов анкетирования.

Вожатый обработал результаты проведенной методики, затем представил их коллективу

Представление результатов он подкрепил демонстрацией причинно-следственных связей, которые связаны с изменением как уровня развития коллектива, так и уровня развития личности каждого его члена

  • Ориентация на личность и ее индивидуальные особенности

  • Приемы показа значимости и нужности данного анализа (выявление изменений)

Синтез 2

Абстрагирование

В конце состоялось обсуждение и утверждение анализа во временном детском коллективе - каждый высказал свое мнение о результатах анализа и занятии в целом

В ходе обсуждения результатов анализа вожатый дал возможность высказаться всем желающим. Объяснил важность данного мероприятия, а также предложил создать пожелание своему коллективу на будущее.

  • Наглядность

  • Мотивационные приемы - подача установки на следующий период

  • Постоянная поддержка и похвала детей




Заключение

Вожатый поблагодарил членов коллектива за активное участие в коллективном анализе

  • Авансирование успеха





Методика для изучения эффективности собрания

Вожатый предлагает детям дополнить следующие фразы в конце урока:

  • Было интересно...

  • Я понял, что...

  • В следующем году коллектив будет стремится к…

  • В следующем году я буду в себе развивать….

• Ориентация на личность и ее индивидуальные особенности

Самоанализ собрания

1. Как решены поставленные задачи?

Поставленные задачи решены полностью. Проведенное занятие, несомненно, сформировало у членов временного детского коллектива понимание важности анализа коллективной деятельности, а также такие навыки как коллективное обсуждение, самоанализ.

2. Насколько удалось обеспечить субъектную позицию участников, что это подтверждает?

Каждый был включен в деятельность. Субъектная позиция была обеспечена путем высказывания личного мнения, а также написанием индивидуальных анкет, позволяющих выявить личностные изменения

3. Что вызвало затруднения и почему?

Затруднения возникли в ходе занятия, так как дети еще не в полной мере владеют навыками анализа. Подобная форма работы была для них новой

4. Насколько удалось учесть индивидуальные особенности участников и обеспечить их проявление и развитие на собрании? Что об этом свидетельствует?

При организации данного коллективного анализа были учтены индивидуальные особенности участников. Их проявление и развитие было обеспечено путем работы в группах, высказывания личных мнений, выполнения индивидуальных опросов


5. Какие приемы способствовали повышению уровня субъектности участников собрания?

К приёмами, способствовавшим повышению уровня субеъктности участников собрания, можно отнести такие приемы как работа в группах, опрос мнений

6. Что изменили бы в будущем, почему?

Совместное установление вместе с детьми причинно-следственных связей изменения в уровне развития их временного детского коллектива



2.3.9. Анализ результатов работы с отрядом


Синтез первого порядка

(описание результатов работы в целом)

Насколько удалось реализовать поставленные цель и задачи работы с отрядом?

В ходе работы были сформулированы следующие цель и задачи:

  • Цель: создание комфортных условий для организации отдыха детей с целью укрепления физического психического и эмоционального здоровья детей, самореализации их возможностей.

  • Задачи:

создать условия для развития ребёнка как субъекта культуры;

выявить творчески одарённых детей через общение и совместную деятельность;

способствовать реализации естественных интересов ребёнка;

стимулировать процесс саморазвития личности ребёнка;

укреплять здоровье, содействовать полноценному физическому и эмоциональному развитию детей.

Они были реализованы практически в полном объеме, так как проводились с коллективом различные формы работы, направленные на выявление одаренных детей, лидеров, на сплочение и развитие временного детского коллектива.

Какие из планируемых результатов достигнуты? Что об этом свидетельствует?

В ходе работы были сформулированы следующие планируемые результаты:

  • Развитие творческой активности, индивидуальных способностей, коммуника­тивных качества каждого ребенка.

  • Формирование у детей уверенности в своих силах и возможностях.

  • Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, и приобретение ими практических на­выков организации здорового образа жизни.

  • Получение умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

  • Приобретение навыков общения с людьми разного возраста.

Все выше перечисленные задачи были достигнуты, и об этом свидетельствует следующее:

  • Благодаря ежедневному участию в подготовке и проведении творческих отрядных и общих лагерных дел дети развили свои творческие, индивидуальные способности, а также коммуникативные качества при общении друг с другом.

  • Благодаря активному участию в жизни лагеря дети отряда приобрели уверенность в своих силах и возможностях.

  • В ходе проведения спортивных игр и соревнований дети укрепили свое здоровье и получили практические навыки ведения ЗОЖ.

  • В ходе создания отрядного уголка всем коллективом воспитанники получили навыки коллективной творческой деятельности.

  • Также в ходе смены воспитанником приходилось общаться с руководством лагеря, ребятами из других отрядов, а также вожатыми и воспитателем. Благодаря этому они научились общаться с людьми разного возраста

Какие педагогические средства использовались для достижения поставленных цели, задач и планируемых результатов?

Для достижения поставленных цели, задач и планируемых результатов были использованы следующие педагогические средства: активные игры, экскурсия, творческие и спортивные мероприятия, дискуссия, беседы, диагностика, анкетирование, настольные игры, просмотр фильмов

Анализ

Какие положительные изменения произошли с детьми и временным детским коллективом? Что этому способствовало?

  • Отряд для каждого ребенка стал значимой средой.

  • У всех воспитанников появилось желание и воля к единству и участию в коллективных делах.

  • Изменения уровня общения в отряде (нет кличек, насмешки превращены в мягкий юмор).

  • Проявление творческих лидеров, констатируется уменьшение количества или исчезновение отверженных.

  • Радость, высокая оценка и самооценка настоящей ситуации и возможностей в будущем.

  • Все дети осознают себя способными к дружбе, взаимопониманию, добру стремящимися понять мир, себя в нём.

  • Готовы развивать себя и улучшать окружающую жизнь; быть стойкими и не терять человеческого достоинства при различных обстоятельствах; понимающими, что такое совесть, честь, ответственность за себя и других.

Достижению подобных положительных изменений способствовало участие детей как коллективом, так и индивидуально в отрядных и обще лагерных мероприятиях: спортивных, творческих, интеллектуальных и др.

Какие проблемы возникали в решении поставленных задач? С чем они связаны?

Проблем практически не возникало с реализацией задач, так как они были понятны воспитанникам и по мере участия в лагерной жизни эти задачи были выполнены ими легко и это было ими осознанно лишь в момент коллективного анализа, когда вожатый указал на успехи.

Какие педагогические средства, использованные в работе коллективом, были наиболее эффективны? Почему?

Самым эффективным педагогическим средством в работе с коллективом было коллективное творческое дело, а именно оформление отрядного уголка. Это стало отправной точкой для развития временного детского коллектива, так как было первым совместным мероприятием. Также эффективным было участие с номером в финальном концерте, где царила атмосфера всеобщего единения и воспитанники смогли почувствовать себя часть одного большого коллектива.

Какие педагогические средства, использованные в работе с временным детским коллективом, были малоэффективны или неэффективны? Почему?

К малоэффективным педагогическим средствам при работе с временным детским коллективом можно отнести: просмотр фильма, так как дети отвлекались и фильм был им мало понятен, а также дискуссия, так как дети не были до этого знакомы с правилами ее проведения и поэтому цели дискуссии не были достигнуты.


Синтез второго порядка

(выводы по результатам анализа)

Какие способы взаимодействия с детьми целесообразно использовать при организации работы с отрядом?

При организации работы с отрядом целесообразно использовать следующие способы взаимодействия с детьми:

1)признание прав и свобод ребенка,

2)сотрудничество (в игре и общении),

3)сопереживание и поддержка,

4)обсуждение,

5)гибкое введение ограничений.

6) сотрудничество со взрослыми в практических делах

7)активное стремление к познавательному, интеллектуальному общению

8) самостоятельная и разнообразная деятельность по интересам

9) поддержание проявления индивидуальности в ребенке

Каким образом можно предотвратить возникновение проблем в работе с детьми и отрядом?

В начале смены провести с детьми беседу, посвященную конфликтам и совместно выработать свод правил, которых нужно придерживаться, чтобы не возникали подобные ситуации. Например:

  • Памятка "Правила хорошего слушания"

Старайся сконцентрироваться на человеке, который обращается к тебе.

Обращай внимание не только на слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу и т.д.

Покажи говорящему, как ты его понимаешь, это можно сделать, повторяя своими словами то, что услышал, или смысл того, что тебе сказали.

Не давай оценок.

Не давай советов. Оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно, ограничивают свободу высказываний говорящего, мешают ему выделить наиболее существенные моменты в своих словах.

Какие педагогические средства целесообразно использовать для организации работы с членами временного детского коллектива?

При организации работы с отрядом целесообразно использовать следующие педагогические средства:

  • Игры (на знакомство, на сплочение коллектива, сюжетные, ролевые, подвижные, интеллектуальные и пр.)

  • Костры, свечка

  • Коллективные дела: досуговые, трудовые, с целенаправленным нравственным содержанием

  • Экскурсии

  • Турниры




2.3.10. Самоанализ результатов практики

(ответьте на предлагаемые вопросы по окончании практики)


  1. Какие компетенции предполагалось формировать, почему?

Предполагалось сформировать следующие компетенции: УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде; ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; ОПК-4. Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей; ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ. Овладение студентами этими компетенциями позволит им сформироваться, как настоящим будущим педагогам, специалистам по работе с детьми, обладающим всеми необходимыми знаниями о различных педагогических технологиях, средствах, формах работы и т.д. Эти знания позволят сделать педагогический процесс более эффективным и интересным не только в рамках школы, но и за ее приделами.

  1. Какие цели и задачи были определены для работы в период практики, почему?

Цели:

  • Формирование навыков самостоятельной практической педагогической деятельности в области работы с методическим материалом и реальным ведением педагогического процесса

  • Развитие навыков практического использования различных методов и средств реализации учебно-воспитательного процесса, исходя из его специфики и условий прохождения.

Задачи:

  • Приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детским и юношеским коллективом в условиях летних каникул.

  • Овладение содержанием и различными формами и методами оздоровительной и воспитательной работы в летний период; охраны жизни и здоровья детей.

  • Развитие ответственного и творческого отношения к проведению воспитательной работы с детьми и подростками.

  • Установление педагогически правильных отношений с коллегами.

Все эти цели и задачи направлены на формирование у студентов всех необходимых навыков для их будущей успешной профессиональной деятельности.