Файл: Министерство просвещения Российской Федерации фгбоу во ярославский государственный педагогический университет.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 6440
Скачиваний: 38
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.3.8. Собрание по коллективному анализу в отряде
Цель | Отследить динамику развития коллектива | |
Задачи | ||
Воспитательные | Организационно-педагогические | |
Развитие уровня сплоченности временного детского коллектива | Выявление существующего уровня развития временного детского коллектива | |
Изучение интересов и потребностей детей | ||
Обеспечение комфортной психологической обстановки в детском коллективе | ||
Формирование творческой, активной и самостоятельной личности с нравственными идеалами | Оказание положительного влияния на взаимоотношения членов временного детского коллектива | |
Организация мероприятий для развития каждого члена временного детского коллектива | ||
Выявление имеющихся условий для воспитания творческой личности | ||
План подготовки | ||
1. Определить список прошедших, в которых отряд принимал участие 2. Выявить те мероприятия, которые были наиболее значимы с точки зрения развития всего коллектива и личности. 3. Провести сравнение уровня развития коллектива 4. Провести методику, отображающую личностные изменения членов группы. 5. Провести коллективный анализ | ||
Ход собрания |
Этап (стадия) | Действия организатора | Приемы | |
Синтез 1 | Описание явления в целом | Дано описание и общая характеристика предмета анализа – мероприятия, обозначенные на коллективном планировании. Вожатый огласил аспекты, которые будут освещены в ходе данного анализа, рассказал об этапах. Произведено расчленение предмета анализа - выписаны все прошедшие мероприятия. Вожатый предложил группам вспомнить и перечислить прошедшие мероприятия, выписал их. |
|
Анализ | Структурирование предмета анализа (по задачам или направлениям) | Была дана четкая, конкретная формулировка задачи - выявить наиболее запомнившееся мероприятие, которое повлияло на сплочение в коллективе. Вожатый, сформулировав задачу, направил посыл для ее решения в группы. Произошел сбор информации - высказывания детей о наиболее полезном мероприятии для сплочения коллектива. Дал возможность высказаться всем желающим. Направлял их мысли, дополнял ответы. |
|
Сравнение | Было проведено сравнение по уровню развития коллектива в начале года и в конце - рост коллектива до уровня “Алый парус”(по Лутошкину). Вожатый предложил вновь наклеить кружочки на шкалу уровней развития коллектива. Обсуждение нового уровня развития и его составных компонентов - сравнение с “идеалом” Проведение методики, показывающей личностные изменения - заполнение мини таблицы с выбором утверждений Вожатым был роздан материал для проведения методики |
| |
Установление причинно-следственных связей | Был произведен анализ результатов - разбор результатов анкетирования. Вожатый обработал результаты проведенной методики, затем представил их коллективу Представление результатов он подкрепил демонстрацией причинно-следственных связей, которые связаны с изменением как уровня развития коллектива, так и уровня развития личности каждого его члена |
| |
Синтез 2 | Абстрагирование | В конце состоялось обсуждение и утверждение анализа во временном детском коллективе - каждый высказал свое мнение о результатах анализа и занятии в целом В ходе обсуждения результатов анализа вожатый дал возможность высказаться всем желающим. Объяснил важность данного мероприятия, а также предложил создать пожелание своему коллективу на будущее. |
|
Заключение | Вожатый поблагодарил членов коллектива за активное участие в коллективном анализе |
|
Методика для изучения эффективности собрания | Вожатый предлагает детям дополнить следующие фразы в конце урока:
| • Ориентация на личность и ее индивидуальные особенности | |
Самоанализ собрания | |||
1. Как решены поставленные задачи? | Поставленные задачи решены полностью. Проведенное занятие, несомненно, сформировало у членов временного детского коллектива понимание важности анализа коллективной деятельности, а также такие навыки как коллективное обсуждение, самоанализ. | ||
2. Насколько удалось обеспечить субъектную позицию участников, что это подтверждает? | Каждый был включен в деятельность. Субъектная позиция была обеспечена путем высказывания личного мнения, а также написанием индивидуальных анкет, позволяющих выявить личностные изменения | ||
3. Что вызвало затруднения и почему? | Затруднения возникли в ходе занятия, так как дети еще не в полной мере владеют навыками анализа. Подобная форма работы была для них новой | ||
4. Насколько удалось учесть индивидуальные особенности участников и обеспечить их проявление и развитие на собрании? Что об этом свидетельствует? | При организации данного коллективного анализа были учтены индивидуальные особенности участников. Их проявление и развитие было обеспечено путем работы в группах, высказывания личных мнений, выполнения индивидуальных опросов | ||
5. Какие приемы способствовали повышению уровня субъектности участников собрания? | К приёмами, способствовавшим повышению уровня субеъктности участников собрания, можно отнести такие приемы как работа в группах, опрос мнений | ||
6. Что изменили бы в будущем, почему? | Совместное установление вместе с детьми причинно-следственных связей изменения в уровне развития их временного детского коллектива |
2.3.9. Анализ результатов работы с отрядом
Синтез первого порядка (описание результатов работы в целом) | |
Насколько удалось реализовать поставленные цель и задачи работы с отрядом? | В ходе работы были сформулированы следующие цель и задачи:
создать условия для развития ребёнка как субъекта культуры; выявить творчески одарённых детей через общение и совместную деятельность; способствовать реализации естественных интересов ребёнка; стимулировать процесс саморазвития личности ребёнка; укреплять здоровье, содействовать полноценному физическому и эмоциональному развитию детей. Они были реализованы практически в полном объеме, так как проводились с коллективом различные формы работы, направленные на выявление одаренных детей, лидеров, на сплочение и развитие временного детского коллектива. |
Какие из планируемых результатов достигнуты? Что об этом свидетельствует? | В ходе работы были сформулированы следующие планируемые результаты:
Все выше перечисленные задачи были достигнуты, и об этом свидетельствует следующее:
|
Какие педагогические средства использовались для достижения поставленных цели, задач и планируемых результатов? | Для достижения поставленных цели, задач и планируемых результатов были использованы следующие педагогические средства: активные игры, экскурсия, творческие и спортивные мероприятия, дискуссия, беседы, диагностика, анкетирование, настольные игры, просмотр фильмов |
Анализ | |
Какие положительные изменения произошли с детьми и временным детским коллективом? Что этому способствовало? |
Достижению подобных положительных изменений способствовало участие детей как коллективом, так и индивидуально в отрядных и обще лагерных мероприятиях: спортивных, творческих, интеллектуальных и др. |
Какие проблемы возникали в решении поставленных задач? С чем они связаны? | Проблем практически не возникало с реализацией задач, так как они были понятны воспитанникам и по мере участия в лагерной жизни эти задачи были выполнены ими легко и это было ими осознанно лишь в момент коллективного анализа, когда вожатый указал на успехи. |
Какие педагогические средства, использованные в работе коллективом, были наиболее эффективны? Почему? | Самым эффективным педагогическим средством в работе с коллективом было коллективное творческое дело, а именно оформление отрядного уголка. Это стало отправной точкой для развития временного детского коллектива, так как было первым совместным мероприятием. Также эффективным было участие с номером в финальном концерте, где царила атмосфера всеобщего единения и воспитанники смогли почувствовать себя часть одного большого коллектива. |
Какие педагогические средства, использованные в работе с временным детским коллективом, были малоэффективны или неэффективны? Почему? | К малоэффективным педагогическим средствам при работе с временным детским коллективом можно отнести: просмотр фильма, так как дети отвлекались и фильм был им мало понятен, а также дискуссия, так как дети не были до этого знакомы с правилами ее проведения и поэтому цели дискуссии не были достигнуты. |
Синтез второго порядка (выводы по результатам анализа) | |
Какие способы взаимодействия с детьми целесообразно использовать при организации работы с отрядом? | При организации работы с отрядом целесообразно использовать следующие способы взаимодействия с детьми: 1)признание прав и свобод ребенка, 2)сотрудничество (в игре и общении), 3)сопереживание и поддержка, 4)обсуждение, 5)гибкое введение ограничений. 6) сотрудничество со взрослыми в практических делах 7)активное стремление к познавательному, интеллектуальному общению 8) самостоятельная и разнообразная деятельность по интересам 9) поддержание проявления индивидуальности в ребенке |
Каким образом можно предотвратить возникновение проблем в работе с детьми и отрядом? | В начале смены провести с детьми беседу, посвященную конфликтам и совместно выработать свод правил, которых нужно придерживаться, чтобы не возникали подобные ситуации. Например:
Старайся сконцентрироваться на человеке, который обращается к тебе. Обращай внимание не только на слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу и т.д. Покажи говорящему, как ты его понимаешь, это можно сделать, повторяя своими словами то, что услышал, или смысл того, что тебе сказали. Не давай оценок. Не давай советов. Оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно, ограничивают свободу высказываний говорящего, мешают ему выделить наиболее существенные моменты в своих словах. |
Какие педагогические средства целесообразно использовать для организации работы с членами временного детского коллектива? | При организации работы с отрядом целесообразно использовать следующие педагогические средства:
|
2.3.10. Самоанализ результатов практики
(ответьте на предлагаемые вопросы по окончании практики)
-
Какие компетенции предполагалось формировать, почему?
Предполагалось сформировать следующие компетенции: УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде; ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; ОПК-4. Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей; ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ. Овладение студентами этими компетенциями позволит им сформироваться, как настоящим будущим педагогам, специалистам по работе с детьми, обладающим всеми необходимыми знаниями о различных педагогических технологиях, средствах, формах работы и т.д. Эти знания позволят сделать педагогический процесс более эффективным и интересным не только в рамках школы, но и за ее приделами.
-
Какие цели и задачи были определены для работы в период практики, почему?
Цели:
-
Формирование навыков самостоятельной практической педагогической деятельности в области работы с методическим материалом и реальным ведением педагогического процесса -
Развитие навыков практического использования различных методов и средств реализации учебно-воспитательного процесса, исходя из его специфики и условий прохождения.
Задачи:
-
Приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детским и юношеским коллективом в условиях летних каникул. -
Овладение содержанием и различными формами и методами оздоровительной и воспитательной работы в летний период; охраны жизни и здоровья детей.
-
Развитие ответственного и творческого отношения к проведению воспитательной работы с детьми и подростками. -
Установление педагогически правильных отношений с коллегами.
Все эти цели и задачи направлены на формирование у студентов всех необходимых навыков для их будущей успешной профессиональной деятельности.