ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5.Упражнение «Комплименты»;
6.Подведение итогов занятия.
-
«Как стать смелее?»
Снизить уровень ситуативной и личностной тревожности, формирование навыков уверенного поведения.
1.Упражнение-активатор «Контакт»;
2.Беседа «Кто такой смелый человек?»;
3.Упражнение «Луноход»;
4.Упражнение «Стул желаний»;
5.Упражнение «Пахвалилки»;
6.Подведение итогов занятия.
-
«Ледяное сердце»
Выявить уровень сплочённости детского коллектива, развить коммуникативные навыки умения поддержать и помочь друг другу.
1.Введение в игровую ситуацию группы;
2.Упражнение «Скульптура «Зимние забавы»;
3.Упражнение «Загадки»;
4.Упражнение «Чувства-антонимы»;
5.Упражнение «Шифровка»;
6.Подведение итогов занятия.
-
Спокойствие, только спокойствие»
Научить воспитанников приемлемым способам выражения гнева.
1.Упражнение–активатор «А я еду»;
2.Упражнение «Рисунок гнева»;
3.Упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки»;
4.Упражнение-релаксация «Драка»;
5.Упражнение «Менялки»
6.Упражнение «Подарок»;
7.Подведение итогов занятия.
-
«Скажи себе STOP»
Сформировать навыки контроля и управления собственным гневом; научить детей некоторым приемам саморегуляции, позволяющим сохранить эмоциональное равновесие в проблемной ситуации.
1.Упражнение-активатор «Контакт»;
2.Беседа «Как я чувствую, что злюсь»;
3.Упражнение «Толкалки»;
4.Упражнение «STOP»;
5.Упражнение-релаксация «Драка»;
6.Подведение итогов занятия.
-
«Расслабься»
Научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, сформировать навыки конструктивного поведения.
1. Упражнение-активатор «Блохи»;
2.Упражнение «Бумажные мячики»;
3. Упражнение «Сумка»;
4.Упражнение «Пластилин-силач»;
5. Подведение итогов занятия.
Задание 6. Составьте перечень принципов диагностики и выявления творческих способностей детей, которые педагог должен учитывать в своей работе.
Развитие творческой личности является приоритетным направлением в образовании и воспитании подрастающего поколения, поскольку творчество — залог прогресса в науке, технике, искусстве и общественной жизни в целом. На сегодняшний день творчество считается одной из наиболее содержательных форм психической активности личности, обеспечивающих успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.
В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.
По результатам диагностики уровня освоения программы, на основе карты учета личностных качеств обучающихся, учета творческих достижений, мониторинга участия в концертах, конкурсах, фестивалях формируется информационный банк одаренных детей с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения. А как выявить талант на более ранних этапах, что необходимо предпринять, чтобы способности ребенка раскрылись в полной мере, в чем заключается педагогическая и родительская поддержка таких детей? Чтобы ответить на эти и другие вопросы необходимо помнить:
1. Первый признак наличия творческих способностей у ребенка – его высокая познавательная активность. Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка и его творческие способности рекомендуется наблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты:
-
предпочитаемые виды занятий, игр; - самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась); -
отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость); -
инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств); -
реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность); -
использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу).
2. Творческий потенциал ребёнка рекомендуется оценивать по следующим параметрам (Дж. Рензулли, Р. Хартман).
-
Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы; -
Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы; -
Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво и энергично отстаивает его; -
Склонен к рискованным действиям; -
Обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем; -
Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые другим не кажутся смешными; -
Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеристики вещей, предметов; -
Не боится отличаться от других; -
Не принимает авторитарных указаний без критического изучения. Необходимо фиксировать не только наличие или отсутствие этих параметров, а попытаться различить степень их выраженности (очень слабая, слабая, средняя, сильная, очень сильная). Так можно составить общее представление о творческом потенциале ребёнка.
-
Диагностика творческих способностей детей имеет свои особенности:
- игра, тренинги, творческие задания являются основными методами;
- для получения более точных результатов необходимо исключить учебную мотивацию;
- оценивать не столько результат, сколько процесс;
- педагог может быть участником игрового процесса;
- для снятия напряжённости обязателен настрой или подготовительный период;
- стараться не ограничивать ребенка во времени.
4. При проведении диагностики с детьми младшего школьного возраста стараться создать обстановку для индивидуального обследования, без контакта с другими детьми, т.к. у детей этого возраста есть склонность к подражанию.
5. Методы диагностики должны исключить словесное пояснение детей, т.к. их речь неадекватна чувствам. Дети чувствуют больше, чем могут сказать, понимают на интуитивном уровне.
6. С целью выявления творческих способностей детей младшего школьного возраста можно использовать следующие методики:
Методика оценки сочинённой ребёнком сказки (О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкая) Ребёнку предлагается сочинить сказку, которая оценивается по пятибалльной шкале с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:
-
0 баллов – отказ от задания или пересказ знакомой сказки; -
1 балл – пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов; -
2 балла – внесены существенные элементы новизны в известную сказку; -
3 балла – в известную сказку внесены элементы новизны и дополнены деталями; -
4 балла – полностью самостоятельно придуманная, но схематично изложенная сказка; -
5 баллов – развёрнутое изложение самостоятельно придуманной сказки. -
▪Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо). Ребенок выполняет три задания, на выполнение каждого отводится по 10 минут.
1. Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.
2. Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.
3. Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.
Основные показатели креативности:
-
- продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания; -
- гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому; -
- оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей; -
- разработанность (степень детализации ответов) - характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.
▪ Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит». Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными (например, изображение робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д.). Ребенку необходимо показать, как двигается этот объект, как разговаривает. При оценке данного задания используется трёхбалльная система: высокий уровень – образ точный, целостный; показ выразительный; средний уровень – переданы только некоторые элементы образа; показ достаточно выразительный; низкий уровень – образ не воспринят; выразительность отсутствует.
▪ Творческое задание «Три краски». Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие. Можно использовать для младших школьников, подходит для дошкольников и подростков. Ребенку предлагается взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешается немного дорисовать рисунок, если требуется. Предлагается придумать как можно больше названий к рисунку. По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии, образном мышлении и художественном восприятии.
▪ Творческое задание «Озвучь роль». Детям предлагается поиграть в театр – озвучить роли в кукольном спектакле "Рукавичка", но озвучить так, чтобы всем зрителям было понятно какой у героя характер, голос, добрый он или злой и т.д. Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, интонационное прочувствование образа.