Файл: Учебник 2е издание, переработанное и дополненное С. В. Колобова, Ю. С. Сергеенко.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 714
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
распространенным способом защиты трудовых прав выступает судебная защита. Конституционное право на судебную защиту служит своеобразной гарантией других прав и свобод, поэтому его можно рассматривать как процессуально-охранительное право. Несудебные формы защиты делятся на государственные и общественные. Общественные формы различаются в зависимости от того, какая общественная организация обеспечивает охрану и защиту права (комиссия по трудовым спорам,
профсоюзные органы).
В юридической литературе по-разному раскрывается понятие "меры защиты". А.С. Мордовец включает в понятие "меры защиты" и восстановление нарушенного права, и меры процессуального принуждения <222>. С точки зрения В.М. Ведяхина, Т.Б. Шубиной, к мерам защиты прав относятся лишь те, что применяются по инициативе лица, права которого нарушены, и прежде всего функция этих прав - восстановительная. Государственно-принудительный механизм защиты права используется только в том случае, если сторона, нарушившая чьи-либо права, добровольно их не восстанавливает, либо препятствует этому, либо не исполняет добровольно своей обязанности <223>. Авторы учебника по трудовому праву <224> считают, что любое решение, направленное на восстановление нарушенного или оспариваемого права работника, можно рассматривать в качестве меры защиты трудовых прав,
например, пресечение распространения информации, относящейся к категории "персональные данные работника".
--------------------------------
<222> См.: Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996. С. 223.
<223> См.: Ведяхин В.М., Шубина Т.Б. Защита прав как правовая категория // Правоведение. 1998. N
1. С. 71.
<224> Трудовое право России: Учебник для вузов / Под общ. ред. Е.Б. Хохлова, В.А. Сафонова. М.:
Юрайт, 2010. С. 572.
Среди мер защиты трудовых прав работников при разрешении трудовых споров можно выделить следующие: восстановление незаконно уволенного работника на прежней работе; изменение даты и формулировки причины увольнения; изменение неправильных или неточных записей в трудовых книжках;
признание срочного трудового договора заключенным на неопределенный срок; возмещение работнику материального ущерба, причиненного незаконным лишением возможности трудиться; возложение обязанности на работодателя предоставить работнику условия труда, установленные трудовым законодательством, коллективным договором, трудовым договором; компенсация морального вреда;
отмена дисциплинарного взыскания, наложенного с нарушением закона, и другие <225>.
--------------------------------
<225> Трудовое право России: Учебник / Кол. авт.; под общ. ред. М.В. Преснякова, С.Е. Чаннова.
Саратов: Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина, 2014 (автор главы 7 - С.В. Колобова). С.
146 - 150.
Безусловной гарантией восстановления нарушенного права работника является своевременное обращение за его защитой. Одним из средств обеспечения прав и интересов работников является ответственность за нарушение трудового законодательства (дисциплинарная, материальная,
административная, уголовная).
В ст. 352 ТК РФ указаны основные способы защиты трудовых прав и свобод. К ним относятся:
самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита.
В соответствии с Конституцией РФ "каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом" (ч. 2 ст. 45). До принятия ТК РФ возможности для самозащиты работниками своих прав были весьма ограниченны. Так, в соответствии с Федеральным законом от 17
профсоюзные органы).
В юридической литературе по-разному раскрывается понятие "меры защиты". А.С. Мордовец включает в понятие "меры защиты" и восстановление нарушенного права, и меры процессуального принуждения <222>. С точки зрения В.М. Ведяхина, Т.Б. Шубиной, к мерам защиты прав относятся лишь те, что применяются по инициативе лица, права которого нарушены, и прежде всего функция этих прав - восстановительная. Государственно-принудительный механизм защиты права используется только в том случае, если сторона, нарушившая чьи-либо права, добровольно их не восстанавливает, либо препятствует этому, либо не исполняет добровольно своей обязанности <223>. Авторы учебника по трудовому праву <224> считают, что любое решение, направленное на восстановление нарушенного или оспариваемого права работника, можно рассматривать в качестве меры защиты трудовых прав,
например, пресечение распространения информации, относящейся к категории "персональные данные работника".
--------------------------------
<222> См.: Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996. С. 223.
<223> См.: Ведяхин В.М., Шубина Т.Б. Защита прав как правовая категория // Правоведение. 1998. N
1. С. 71.
<224> Трудовое право России: Учебник для вузов / Под общ. ред. Е.Б. Хохлова, В.А. Сафонова. М.:
Юрайт, 2010. С. 572.
Среди мер защиты трудовых прав работников при разрешении трудовых споров можно выделить следующие: восстановление незаконно уволенного работника на прежней работе; изменение даты и формулировки причины увольнения; изменение неправильных или неточных записей в трудовых книжках;
признание срочного трудового договора заключенным на неопределенный срок; возмещение работнику материального ущерба, причиненного незаконным лишением возможности трудиться; возложение обязанности на работодателя предоставить работнику условия труда, установленные трудовым законодательством, коллективным договором, трудовым договором; компенсация морального вреда;
отмена дисциплинарного взыскания, наложенного с нарушением закона, и другие <225>.
--------------------------------
<225> Трудовое право России: Учебник / Кол. авт.; под общ. ред. М.В. Преснякова, С.Е. Чаннова.
Саратов: Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина, 2014 (автор главы 7 - С.В. Колобова). С.
146 - 150.
Безусловной гарантией восстановления нарушенного права работника является своевременное обращение за его защитой. Одним из средств обеспечения прав и интересов работников является ответственность за нарушение трудового законодательства (дисциплинарная, материальная,
административная, уголовная).
В ст. 352 ТК РФ указаны основные способы защиты трудовых прав и свобод. К ним относятся:
самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита.
В соответствии с Конституцией РФ "каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом" (ч. 2 ст. 45). До принятия ТК РФ возможности для самозащиты работниками своих прав были весьма ограниченны. Так, в соответствии с Федеральным законом от 17
июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (утратил силу) работник вправе отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья.
Трудовой кодекс вопросам самозащиты работниками трудовых прав посвятил главу 59. Статья 379 ТК РФ
называет формы самозащиты:
- отказ работника от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором;
- отказ работника от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью.
Важно, что на время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права,
предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. В
ч. 2 ст. 379 ТК РФ предусмотрено право работника отказаться от выполнения работы и в других предусмотренных законодательством случаях. Так, в статье 142 ТК РФ содержится регламентация такой формы самозащиты трудовых прав, как приостановление работы при невыполнении работодателем обязательств по оплате труда (в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней). В
период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте. Это положение было введено в ТК РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ.
Длительное время вопрос о гарантиях оплаты в этот период не был решен в ТК РФ, и лишь Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 434-ФЗ статья 142 ТК РФ была дополнена частью 4, предусматривающей сохранение среднего заработка на период приостановления работником работы.
Следовало бы отнести к самозащите и такую форму, как обращение работников в юрисдикционные органы за разрешением индивидуальных или коллективных трудовых споров. В Трудовом кодексе установлен конкретный механизм рассмотрения трудовых споров, который может быть использован как своеобразная инструкция к действию. Подробно прописана вся цепочка: от обращения к работодателю, в государственные органы, инстанции по рассмотрению трудовых споров, от организации предварительных переговоров с работодателем до реализации права работников на забастовку.
В настоящее время качественные изменения произошли в сознании общества, увидевшего реальную возможность защиты своих прав с помощью международного права. В настоящее время многие нормы международных стандартов труда включены в статьи ТК РФ, а в судебных решениях по трудовым спорам делается ссылка на нормы ТК РФ и нормы международных актов в качестве дополнительного обоснования, отражающего общепризнанность российского подхода к конкретной проблеме.
17.2. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является составной частью механизма защиты трудовых прав работников (ст. 352 ТК РФ). Осуществление государственного контроля
(надзора) за соблюдением трудового законодательства - принцип трудового права (ст. 2 ТК РФ).
Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства - государственная правовая гарантия законности в сфере труда. Существование системы органов государственного и профсоюзного контроля признается также весьма существенной особенностью метода трудового права <226>.
--------------------------------
<226> Трудовое право России: практикум / Под ред. В.А. Абалдуева, А.М. Бабицкого. Саратов:
СГАП, 2009. С. 246.
Принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, относится к ведению федеральных органов государственной власти (ст. 6 ТК РФ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (в ред. от 31.12.2017) "О
прокуратуре Российской Федерации" <227>, прокуратура Российской Федерации - единая федеральная
Трудовой кодекс вопросам самозащиты работниками трудовых прав посвятил главу 59. Статья 379 ТК РФ
называет формы самозащиты:
- отказ работника от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором;
- отказ работника от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью.
Важно, что на время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права,
предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. В
ч. 2 ст. 379 ТК РФ предусмотрено право работника отказаться от выполнения работы и в других предусмотренных законодательством случаях. Так, в статье 142 ТК РФ содержится регламентация такой формы самозащиты трудовых прав, как приостановление работы при невыполнении работодателем обязательств по оплате труда (в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней). В
период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте. Это положение было введено в ТК РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ.
Длительное время вопрос о гарантиях оплаты в этот период не был решен в ТК РФ, и лишь Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 434-ФЗ статья 142 ТК РФ была дополнена частью 4, предусматривающей сохранение среднего заработка на период приостановления работником работы.
Следовало бы отнести к самозащите и такую форму, как обращение работников в юрисдикционные органы за разрешением индивидуальных или коллективных трудовых споров. В Трудовом кодексе установлен конкретный механизм рассмотрения трудовых споров, который может быть использован как своеобразная инструкция к действию. Подробно прописана вся цепочка: от обращения к работодателю, в государственные органы, инстанции по рассмотрению трудовых споров, от организации предварительных переговоров с работодателем до реализации права работников на забастовку.
В настоящее время качественные изменения произошли в сознании общества, увидевшего реальную возможность защиты своих прав с помощью международного права. В настоящее время многие нормы международных стандартов труда включены в статьи ТК РФ, а в судебных решениях по трудовым спорам делается ссылка на нормы ТК РФ и нормы международных актов в качестве дополнительного обоснования, отражающего общепризнанность российского подхода к конкретной проблеме.
17.2. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является составной частью механизма защиты трудовых прав работников (ст. 352 ТК РФ). Осуществление государственного контроля
(надзора) за соблюдением трудового законодательства - принцип трудового права (ст. 2 ТК РФ).
Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства - государственная правовая гарантия законности в сфере труда. Существование системы органов государственного и профсоюзного контроля признается также весьма существенной особенностью метода трудового права <226>.
--------------------------------
<226> Трудовое право России: практикум / Под ред. В.А. Абалдуева, А.М. Бабицкого. Саратов:
СГАП, 2009. С. 246.
Принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, относится к ведению федеральных органов государственной власти (ст. 6 ТК РФ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (в ред. от 31.12.2017) "О
прокуратуре Российской Федерации" <227>, прокуратура Российской Федерации - единая федеральная
централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории
Российской Федерации.
--------------------------------
<227> СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; СПС "КонсультантПлюс".
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,
осуществляется федеральной инспекцией труда.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Федеральная инспекция труда - это единая централизованная система государственных органов,
осуществляющих государственный надзор за соблюдением трудового законодательства на территории
России.
Деятельность органов федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов проводится на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина,
законности, объективности, независимости и гласности.
Основные полномочия органов федеральной инспекции труда закреплены ст. 356 ТК РФ. Эти полномочия базируются на положениях Конвенции МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (1947), ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. Полномочия органов федеральной инспекции труда устанавливаются, в частности, нормами КоАП РФ, Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ (в ред. от 27.11.2017) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
<228>,
Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,
утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 года N 875 (в ред. от 22.11.2017)
<229>.
--------------------------------
<228> СЗ РФ. 2008. N 52. Ст. 6249; СПС "КонсультантПлюс".
<229> СПС "КонсультантПлюс".
В ст. 2 названного Федерального закона N 294-ФЗ закреплено определение понятия "государственный контроль (надзор)". Государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение,
выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований,
установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности
Российской Федерации.
--------------------------------
<227> СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; СПС "КонсультантПлюс".
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,
осуществляется федеральной инспекцией труда.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Федеральная инспекция труда - это единая централизованная система государственных органов,
осуществляющих государственный надзор за соблюдением трудового законодательства на территории
России.
Деятельность органов федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов проводится на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина,
законности, объективности, независимости и гласности.
Основные полномочия органов федеральной инспекции труда закреплены ст. 356 ТК РФ. Эти полномочия базируются на положениях Конвенции МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (1947), ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. Полномочия органов федеральной инспекции труда устанавливаются, в частности, нормами КоАП РФ, Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ (в ред. от 27.11.2017) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
<228>,
Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,
утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 года N 875 (в ред. от 22.11.2017)
<229>.
--------------------------------
<228> СЗ РФ. 2008. N 52. Ст. 6249; СПС "КонсультантПлюс".
<229> СПС "КонсультантПлюс".
В ст. 2 названного Федерального закона N 294-ФЗ закреплено определение понятия "государственный контроль (надзор)". Государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение,
выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований,
установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности
юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 года N 875 (в ред. от 22.11.2017) утверждено
Положение, устанавливающее порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Согласно Положению федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей
(юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности,
работодателей - физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры.
Федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:
- осуществляет государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях, подготовки других материалов о привлечении виновных лиц к ответственности;
Проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям.
Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в три года на основании ежегодных планов.
Генеральная прокуратура Российской Федерации размещает ежегодный сводный план проведения плановых проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети
Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года. Плановые проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки. 229>228>229>228>227>227>226>226>225>225>224>223>222>224>223>222>221>221>220>219>218>217>220>219>218>217>216>215>214>216>215>214>213>213>
Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 года N 875 (в ред. от 22.11.2017) утверждено
Положение, устанавливающее порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Согласно Положению федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей
(юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности,
работодателей - физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры.
Федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:
- осуществляет государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях, подготовки других материалов о привлечении виновных лиц к ответственности;
Проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям.
Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в три года на основании ежегодных планов.
Генеральная прокуратура Российской Федерации размещает ежегодный сводный план проведения плановых проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети
Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года. Плановые проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки. 229>228>229>228>227>227>226>226>225>225>224>223>222>224>223>222>221>221>220>219>218>217>220>219>218>217>216>215>214>216>215>214>213>213>
1 ... 15 16 17 18 19 20 21 22 23
Предметом документарной проверки являются сведения,
содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Предметом выездной
проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования,
подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом,
индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Срок проведения каждой проверки не может превышать 20 рабочих дней. Правительством
Российской Федерации в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора) может быть установлен сокращенный срок проведения проверки в случае, если деятельность юридического лица,
индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ (в ред. от 27.11.2017) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <230> для малых предприятий среднесписочная численность работников до ста человек; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.
--------------------------------
<230> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006; СПС "КонсультантПлюс".
В п. 11.2 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что при проведении плановых проверок