Файл: Учебник 2е издание, переработанное и дополненное С. В. Колобова, Ю. С. Сергеенко.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 625

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

всех или отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть предусмотрена обязанность использования проверочных листов. Проверочные листы (списки контрольных вопросов)
разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством Российской
Федерации, и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки;
- анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
- осуществляет в соответствии с законодательством РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях;
- направляет соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
- проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
- анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, готовит предложения по их совершенствованию;
- принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
- запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов,
органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры,
судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;
- ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по восстановлению нарушенных прав и др.
Статьей 360 ТК РФ предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки служит обращение или заявление работника о нарушении работодателем его трудовых прав; о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством; поступление информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
При этом рассмотрение заявлений, жалоб, обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, а также принятие мер реагирования, направленных на устранение выявленных нарушений и восстановление нарушенных прав, является не правом, а обязанностью инспекторов труда;
- осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства;
- информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;
- готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство РФ; и иные полномочия.


Согласно ст. 357 ТК РФ, государственные инспектора труда при осуществлении надзора имеют право:
- беспрепятственно в любое время суток посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;
- запрашивать у работодателей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
- изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя и составлять соответствующий акт;
- расследовать несчастные случаи на производстве;
- предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
- направлять в суды требования о ликвидации организации или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
- выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
- запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если они не соответствуют обязательным требованиям охраны труда;
- выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
- составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях;
- предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.
Государственный контроль (надзор) должен быть направлен на усиление ответственности за нарушение законодательства, регулирующего трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения. Ответственность за нарушение трудового законодательства - одно из средств обеспечения прав и интересов работников. Правовое государство устанавливает виды и меры юридической ответственности за нарушение законодательства. В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ государственная инспекция труда рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями Кодекса:
- 5.27 "Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (ч. ч. 1, 3, 4, 6);
- 5.27.1 "Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации" (ч. ч. 1 - 4);
- 5.28 "Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения";
- 5.29 "Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения";


- 5.30 "Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения";
- 5.31 "Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению";
- 5.32 "Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах";
- 5.33 "Невыполнение соглашения";
- 5.34 "Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки";
- 14.54 "Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда" (ч. 1);
- 15.34 "Сокрытие страхового случая".
Из перечисленных статей КоАП РФ наиболее часто применяются на практике ст. 5.27 КоАП РФ,
предусматривающая административную ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также ст. 5.27.1 КоАП РФ,
предусматривающая ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской
Федерации.
Так, ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Часть 2 ст. 5.27 КоАП РФ
закрепляет, что совершение указанного административного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Части 6 и 7 ст. 5.27 КоАП РФ устанавливают административную ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, предусматривая предупреждение,
административный штраф и дисквалификацию.
За нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, по ст. 5.27.1 КоАП РФ
возможно применение не только административного штрафа для должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до трех лет; на лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей, но и административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 19.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Так,
невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения)
органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Кроме федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства,
осуществляемого федеральной инспекцией труда, глава 57 ТК РФ содержит статьи 366 - 369 ТК,
предусматривающие виды специализированного надзора. К ним относятся: Государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах;


Федеральный государственный энергетический надзор; Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; Государственный надзор за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 (в ред. от
17.06.2017) утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору <231> (Ростехнадзоре). Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 (в ред. от 20.09.2017) утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека <232> (Роспотребнадзоре).
--------------------------------
<231> СПС "КонсультантПлюс".
<232> СПС "КонсультантПлюс".
В ст. 353.1 ТК РФ предусмотрено, что ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов Российской
Федерации.
Таким образом, в зависимости от субъектов, осуществляющих контрольно-надзорные функции,
можно выделить следующие виды контроля (надзора): государственный надзор, ведомственный контроль,
профсоюзный (общественный) контроль.
17.3. Судебная защита трудовых прав работников
Конституционное право на судебную защиту служит своеобразной гарантией других прав и свобод,
поэтому его можно рассматривать как процессуально-охранительное право <233>.
--------------------------------
<233> Колобова С.В. Актуальные вопросы судебной защиты трудовых прав работников // Права человека в национальном и международном праве: Сб. науч. статей, посвященных 10-летию каф.
международного права и прав человека Юр. ин-та МГПУ / Под ред. Е.М. Павленко. 2015. С. 175 - 182.
Трудовые права работников в настоящее время нарушаются достаточно часто. Примерами таких нарушений являются невыплата заработной платы, незаконное привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности, незаконные увольнения. Необходимо отметить, что правовые проблемы,
связанные с защитой трудовых прав работников, представляются весьма актуальными. Защита трудовых прав граждан остается одним из приоритетных направлений правовой политики. Охраняться права и интересы граждан должны постоянно, а защищаться тогда, когда нарушены. Безусловной гарантией восстановления нарушенного права работника является своевременное обращение за его защитой <234>.
--------------------------------
<234> Колобова С.В. Обращение прокурора в суд в защиту трудовых прав граждан // Гражданин и право. 2015. N 11. С. 84.
В практической деятельности большое значение имеет правильное разграничение трудовых отношений и других отношений, возникающих при использовании труда. Федеральным законом от 28
декабря 2013 г. N 421-ФЗ в ст. 16 ТК РФ введен абзац, устанавливающий новое основание для возникновения трудовых отношений - признание отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями. В соответствии со ст.
19.1 ТК РФ признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями может осуществляться как самим лицом, использующим личный труд, так и судом. Суд может признать такие отношения трудовыми в случае, если физическое лицо, являющееся исполнителем по договору, обратилось непосредственно в суд, или по материалам (документам), направленным

государственной инспекцией труда иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями. Из содержания ч. 2 ст. 19.1 ТК РФ следует, что если отношения, связанные с использованием личного труда и возникшие на основании гражданско-правового договора, прекратились,
то признание этих отношений трудовыми может осуществляться судом. Для этого исполнитель вправе обратиться в суд в порядке и сроки, которые предусмотрены для рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Гражданские дела по установлению факта трудовых отношений имеют некоторую специфику относительно предмета доказывания и исследования доказательств.
При рассмотрении индивидуального трудового спора о невыплате заработной платы в суде исследуются документы: локальные нормативные акты работодателя, трудовой договор, дополнительные соглашения, ведомости о выдаче зарплаты, табель учета рабочего времени, приказы о приеме на работу,
переводе на другую работу, увольнении, выписки (копии) из трудовой книжки, справки о заработной плате,
подписанный истцом расчет по оплате времени вынужденного прогула и т.д. Наличие иных документов зависит от тех доводов, которыми стороны обосновывают свою позицию по делу.
Обратим внимание на тот факт, что взыскание задолженности по заработной плате, если отсутствует спор о размере выплат, производится на основании судебного приказа, выданного мировым судьей. Судебный приказ - это судебное постановление (судебный акт), вынесенное на основании заявления о взыскании денежных сумм от должника по требованиям, предусмотренным ст. 122 ГПК РФ.
Порядок выдачи судебного приказа регламентирован ст. ст. 23, 28, 122 ГПК РФ. Судебный приказ выдается, если: заявлено требование о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы, сумм оплаты отпуска, выплат при увольнении и иных сумм, начисленных работнику;
заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику (ст. 122 ГПК РФ). На основании ст. 45 ГПК РФ
с заявлением о выдаче судебного приказа кроме работника вправе обратиться прокурор. В соответствии со ст. 126 ГПК РФ судебный приказ выносится в течение 5 дней с даты подачи заявления без судебного разбирательства и вызова сторон. Если работодатель в десятидневный срок представит свои возражения на судебный приказ, то судья отменяет судебный приказ и разъясняет взыскателю его право на предъявление требований в порядке искового производства, основанного на равенстве и состязательности сторон. Судебный приказ является одновременно исполнительным документом,
поэтому для его принудительного исполнения не требуется выдача исполнительного листа.
Процедура рассмотрения трудовых споров в суде регулируется трудовым и гражданским процессуальным законодательством. Перспективным, на наш взгляд, является развитие трудовых процессуальных норм за счет дополнений в ГПК РФ.
Индивидуальные трудовые споры рассматривают районные суды. Работник, как правило, выступает в качестве истца. Работодатель выступает в качестве ответчика, а в случае предъявления иска к работнику о возмещении причиненного им материального ущерба работодателю он выступает в качестве истца.
Важное значение имеют сроки обращения в суд. Так, за разрешением индивидуального трудового спора работник имеет право обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. В случае пропуска по уважительным причинам установленных сроков (например, в случае болезни, переезда в другую местность) они могут быть восстановлены судом. Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба (ст. 392 ТК РФ). Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 17 марта 2004 г. N 2 (в ред. от
24.11.2015) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"
<235> указал, что суд, рассматривая иск работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании заработной платы, должен учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока обращения в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку срок для обращения в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер, и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику