Файл: Учебник 2е издание, переработанное и дополненное С. В. Колобова, Ю. С. Сергеенко.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 627

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

<35> Нуртдинова А.Ф. Проблемы совершенствования Трудового кодекса Российской Федерации //
Трудовое право. 2004. N 4 - 5. С. 53.
<36> Совершенствование законодательства о труде: теоретические проблемы // Журнал российского права. 2004. N 6. С. 53.
<37> См.: Абалдуев В.А. Трудовое право России: предмет, сфера действия и основные принципы:
Конспект лекций. Саратов: ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2008. С. 83.
Рассмотрим некоторые основные принципы трудового права.
Принцип свободы труда в сфере трудовых отношений проявляется в свободе трудового договора.
Трудовой договор является основанием для возникновения трудовых отношений (ст. 16 ТК РФ). Работник обладает и свободой расторжения трудового договора по своей инициативе в любое время (ст. 80 ТК РФ).
Кроме работы по трудовому договору гражданин может реализовать свои способности к труду, заключив гражданско-правовой договор (подряда, поручения, возмездного оказания услуг) либо заниматься предпринимательской деятельностью. Таким образом, свобода труда проявляется, прежде всего, в предоставлении человеку возможности свободно распоряжаться своими способностями к труду, т.е.
трудиться в избранной сфере деятельности. Как справедливо отмечено авторами учебника <38>, принцип свободы труда является основополагающим в трудовом праве, но вместе с тем он также имеет значение для отраслей гражданского и административного права, которые также в определенной части регулируют отношения в сфере труда.
--------------------------------
<38> Трудовое право России: Учебник для бакалавров / Под общ. ред. Е.Б. Хохлова, В.А. Сафонова.
М.: Юрайт, 2012. С. 51.
Свободный труд невозможен, если государство исходит из принципа всеобщности труда,
устанавливая в законодательстве обязанность каждого трудиться, а за ее невыполнение вводит административную и уголовную ответственность. Как известно, такой подход существовал в советский период и нередко приводил к необоснованным репрессиям и полностью противоречил демократическим нормам и принципам. Действующей Конституцией РФ не предусмотрена обязанность трудиться, поэтому незанятость граждан не может служить основанием для привлечения к ответственности. Право свободы труда - это в том числе и право не работать.
Возможность трудиться свободно гарантируется запрещением принудительного труда. Согласно ст. 4 ТК РФ принудительным трудом считается выполнение работы под угрозой какого-либо наказания, в том числе в целях поддержания трудовой дисциплины, в качестве меры ответственности за участие в забастовке и т.д. Одним из существенных признаков принудительного труда согласно Конвенции МОТ N
29 "О принудительном или обязательном труде" (1930 г.) <39> выступает отсутствие добровольного согласия работника на выполнение той или иной работы.
--------------------------------
<39> Конвенция ратифицирована СССР (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1956
г.).
Принудительный труд не включает в себя:
- работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе; работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случаях объявления чрезвычайного или военного положения,
бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части);
- работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных

приговоров.
К принудительному труду ТК РФ в первоначальной редакции относил: нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплату ее не в полном размере; требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни и здоровью работника. Указанные нарушения действительно являются грубыми и недопустимыми, однако к принудительному труду, главным признаком которого является отсутствие добровольного согласия на выполнение работы, не имеют никакого отношения. В этой связи было необходимо употреблять понятия, выработанные международным правом,
в точном соответствии со смыслом, заложенным соответствующими актами. Поэтому в ст. 4 ТК РФ
Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ были внесены соответствующие изменения. Теперь к принудительному труду относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания, в то время, как в соответствии с ТК РФ он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы; возникновения непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда.
Общеправовой принцип равноправия проявляется в трудовом праве в закреплении равенства прав
и возможностей работников. С этим принципом тесно связан принцип запрещения дискриминации в сфере труда. Статья 3 ТК РФ предусматривает, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности,
языка, происхождения и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Заметим,
что законодательство не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, которые можно считать дискриминационными. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав (ч. 4 ст. 3 ТК РФ).
Принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве нашел свое выражение не только в нормах ТК РФ (например, предоставление гарантий при увольнении), но и в Законе РФ от 19
апреля 1991 г. N 1032-1 (в ред. от 29.07.2017) "О занятости населения в Российской Федерации" <40>.
Нормы института занятости и трудоустройства направлены на социальную защиту безработных граждан.
К таким мерам защиты относятся: содействие в поиске подходящей работы гражданам, обратившимся в государственные учреждения службы занятости населения; трудоустройство с помощью органов государственной службы занятости населения; профессиональная подготовка по направлению органов службы занятости; выплата пособия по безработице; направление на общественные работы и др. Таким образом, государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Государственная политика в области содействия занятости направлена и на защиту национального рынка труда, и на развитие трудовых ресурсов. Существуют два типа воздействия государства на уровень занятости: активный и пассивный. Активный тип включает меры,
стимулирующие создание новых рабочих мест и предложения труда, а также меры по сохранению и повышению уровня занятости в действующих организациях. К пассивному типу относятся мероприятия,
направленные на оказание материальной поддержки безработных граждан и членов их семей. Как показывает опыт, государства используют методы прямого и опосредованного влияния на рынок труда
<41>.
--------------------------------
<40> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915; СПС "КонсультантПлюс".
<41> См.: Колобова С.В. Защита конституционных прав граждан Российской Федерации в сфере труда: Дис. ... канд. юрид наук. Саратов, 2001. С. 41.
Следует заметить, что в основе формулировки каждого основного принципа трудового права лежат конституционные трудовые права и свободы, а также их юридические гарантии. Поэтому основные принципы начинаются со слова "обеспечение". Таким образом, принципы призваны не только провозглашать права и обязанности субъектов, но и обеспечивать их реальное осуществление.
41>40>41>40>39>39>38>38>37>36>35>37>36>35>34>34>33>33>32>32>31>31>30>30>29>28>29>28>27>27>
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Глава 3. ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА

3.1. Цели и задачи трудового законодательства
Трудовое право по своему социальному назначению - это право охраны труда, т.е. право,
направленное на создание благоприятных условий труда и жизни трудящихся. С таким мнением известного юриста С.А. Иванова нельзя не согласиться. При этом имелось в виду не признание трудового права вообще, а его призвание, его основное социальное назначение <42>. Введя впервые в научный оборот понятие "социальное назначение", ученый тем самым хотел подчеркнуть служение трудового права не только конкретному работнику, но и обществу в целом, ибо охрана труда обусловлена природой права и потребностями общественного развития. Статья 1 КЗоТ РФ 1971 г., определяющая регулирование трудовых отношений, отдавала приоритет производственным задачам и только во вторую очередь - социальным потребностям. Заслуживает внимания утверждение о том, что "само появление трудового права вызвано социальным фактором" <43>. Трудовое право нельзя относить к инструментам экономического развития, оно должно рассматриваться как механизм обеспечения прав работника. Статья
1 Трудового кодекса РФ провозглашает, что "целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей".
--------------------------------
<42> См.: Иванов С.А., Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Советское трудовое право: вопросы теории.
М., 1978. С. 6.
<43> Иванов С.А., Лившиц Р.З. Личность в советском трудовом праве. М., 1982. С. 63.
Трудовое законодательство, находясь на новом этапе своего развития, ориентируется на рынок труда. Государство не должно быть просто наблюдателем в правовом регулировании общественных отношений, связанных с экономикой. Сегодня необходимо четко определить, как следует понимать защиту прав работников, т.е. какими должны быть характер и объем прав, установленных государством,
чтобы, с одной стороны, не превратить работника в иждивенца государства, а с другой - обеспечить заинтересованность работника в развитии общественного производства. "Основными задачами
трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений" (ст. 1 ТК РФ).
Названная статья указывает на регулятивную функцию трудового права.
3.2. Понятие источников трудового права и их системы
В формальном, или собственно юридическом, смысле под источниками права принято понимать определенные формы или способы закрепления и выражения права, с помощью которых объективное право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеизвестность, общеобязательность и т.д. <44>.
Это самый распространенный аспект, в котором анализируются источники права в современной общетеоретической и специальной правовой литературе, посвященной тематике отдельных отраслей права.
--------------------------------
<44> Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова.
М., 2000. С. 295; Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. В.Г. Стрекозова. М., 2000. С. 184.
Переход к рыночной экономике обусловливает необходимость изменения в методологии правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в которой происходит смещение акцентов в использовании средств прямого публично-государственного регулирования этих отношений и расширяется сфера применения частноправовых средств их регулирования и саморегулирования <45>.
--------------------------------
<45> См.: Горохов Б.А., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Источники трудового права и источники правового

регулирования общественно-трудовых отношений // Правоведение. 2003. N 6. С. 30.
Источниками трудового права называются результаты правотворческой деятельности компетентных органов в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, составляющих предмет данной отрасли права. Весь комплекс источников трудового права определяется как трудовое законодательство. Составной частью системы источников трудового права
России являются локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Работодатель принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. В современной науке трудового права по-прежнему основное внимание уделяется анализу федеральных норм, а за локальными нормативными актами традиционно признается только функция конкретизации федеральных норм трудового права.
В современной учебно-научной литературе источники трудового права - это "различные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения" <46>, "форма права, это акты соответствующих компетентных органов с нормативным содержанием" <47>, "нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения, устанавливающие права и обязанности участников этих отношений" <48>,
"результаты (продукты) правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования трудовых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права"
<49>, "различные формы выражения (установления и закрепления) государственной воли, направленной на регулирование общественных отношений (законы, иные нормативные правовые акты, нормативные договоры и др.)" <50>, "различные формы внешнего выражения его содержания" <51>, "формы выражения воли государства, направленной на закрепление правовых норм, придание им общеобязательной юридической силы" <52>.
--------------------------------
<46> Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. М., 2003. С. 41.
<47> Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник. М., 1997. С. 29.
<48> Трудовое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Р.З. Лившиц и Ю.П. Орловский. М., 1998.
С. 48.
<49> Трудовое право: Учебник / Под ред. О.В. Смирнова. М., 2003. С. 52.
<50> Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России: Учебник для вузов. М., 2003. С. 35.
<51> Трудовое право России: Учебник для бакалавров / Под общ. ред. Е.Б. Хохлова, В.А. Сафонова.
М.: Юрайт, 2012. С. 164.
<52> Трудовое право: Учебник для бакалавров / С.Ю. Головина, Ю.А. Кучина. М.: Юрайт, 2012. С. 31.
В учебной литературе по трудовому праву прослеживается и другой подход к определению источника трудового права в юридическом смысле. Так, например, в учебнике под редакцией А.Д. Зайкина источниками трудового права признаются "результаты правотворческой деятельности государства, а также совместного нормотворчества работников и работодателей (их представителей) в сфере применения труда работников" <53>. В учебнике В.Л. Гейхмана и И.К. Дмитриевой <54> источники трудового права обозначаются как результаты нормотворческой деятельности органов государства, а также совместного нормотворчества работодателей и работников (их представителей) в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
--------------------------------
<53> Российское трудовое право: Учебник для вузов / Отв. ред. А.Д. Зайкин. М., 1997. С. 28.
<54> Гейхман В.Л., Дмитриева И.К. Трудовое право: Учебник для вузов. М., 2002. С. 40.


Практика высших судебных инстанций признана источником трудового права авторами "Словаря по трудовому праву" (1998 г.) <55>, а правовой обычай и судебные решения трактуются в качестве источника права М.В. Лушниковой и А.М. Лушниковым <56>. Указывая на то, что акты высших судебных инстанций зачастую восполняют пробелы в праве, тем самым устанавливая правила поведения, которые воспринимаются не только правоприменительными органами, но и субъектами трудовых отношений,
авторы учебника считают, что это дает основание для признания актов высших судебных инстанций в качестве источника трудового права <57>.
--------------------------------
<55> Словарь по трудовому праву / Отв. ред. Ю.П. Орловский. М., 1998. С. 138 - 139.
<56> Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: В 2-х т. Т. 1; Историко-правовое введение. Общая часть. Коллективное трудовое право: Учебник. М., 2003. С. 183.
<57> Трудовое право России: Учебник для бакалавров / Под общ. ред. Е.Б. Хохлова, В.А. Сафонова.
М.: Юрайт, 2012. С. 166.
Судебная практика, являясь ненормативным регулятором общественных отношений, занимает весьма значимое место. Несмотря на то что до настоящего времени в науке не выработано единого понимания такой категории, как "судебная практика", роль ее во всем механизме правового регулирования вполне очевидна и выражается в первую очередь в актах, оформляющих судебную деятельность.
Трудовой кодекс РФ не упоминает акты судебной практики в числе источников трудового права. Судебная практика (судебный прецедент), на наш взгляд, не является источником права в общепринятом смысле,
однако играет существенную роль для правильного понимания и применения закона. Постановления
Пленума Верховного Суда, обобщая правоприменительную практику судов, дают толкование, как единообразно и правильно применять конкретные нормы трудового законодательства. В ряде случаев они восполняют имеющиеся пробелы и неясности трудового законодательства. Например, важное теоретическое и практическое значение имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта
2004 г. N 2 (в ред. от 24.11.2015 N 52) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса
Российской Федерации" <58>, т.к. на Пленуме обсуждались проблемы иерархических коллизий в нормативных правовых актах, регулирующих трудовые отношения; вопросы применения ст. 142 ТК РФ,
предусматривающей право работника в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15
дней приостановить работу; вопросы увольнения работников, работающих в обособленных структурных подразделениях; обоснованность заключения срочных трудовых договоров и др. По вопросам применения законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю, Пленум Верховного Суда РФ 16 ноября 2006 г. принял Постановление N 52 <59>. Вопросы применения законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних, рассмотрены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. N
1 <60>. Несмотря на то что указанные суды высшей инстанции ориентируют судебную практику на единообразное правопонимание, они все же не уполномочены "творить" право.
--------------------------------
<58> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 3; СПС "КонсультантПлюс".
<59> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 1.
<60> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2014. N 3.
Конституционному Суду РФ приходится решать вопрос о конституционности того или иного нормативного акта. В научном мире в отношении того, можно ли относить постановления
Конституционного Суда РФ к источникам права, существуют две противоположные точки зрения.
Трудовое законодательство может применяться лишь в той части, в которой оно соответствует
Конституции РФ, которая имеет не только высшую юридическую силу, но и прямое действие. Суды вправе отказаться применять закон, сославшись на его несоответствие Конституции и отдать предпочтение последней как акту прямого действия.
Конституция Российской Федерации ввела ряд новых положений принципиального характера,