Файл: Учебник 2е издание, переработанное и дополненное С. В. Колобова, Ю. С. Сергеенко.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 717
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
которые имеют непосредственное отношение к содержанию источников российского права, в том числе и трудового. Основной Закон провозглашает: права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью. В статье 37 Конституции РФ закреплены основные права в сфере труда, в том числе принципы свободы труда; запрещения принудительного труда; право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право на трудовые споры, включая право на забастовку.
Согласно ст. 72 Конституции РФ, трудовое законодательство находится в совместном ведении
Российской Федерации и ее субъектов. Статья 6 ТК РФ посвящена вопросам разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу РФ, иным федеральным законам, указам
Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти. Принцип неухудшения положения работника в трудовом законодательстве субъектов РФ по сравнению с федеральным законодательством означает, что базовый уровень гарантий, определяемый трудовым законодательством, должен быть незыблем.
Нельзя забывать о приоритетности норм международного права. Сегодня любое государство прочно "связано" нормами международного права. Но они не всегда легко входят в российский правовой массив.
Международные трудовые стандарты - главный результат международно-правового регулирования труда.
Формальным выражением такого регулирования являются нормы, закрепленные в актах ООН,
Международной организации труда (МОТ), соглашениях государств. В науке трудового права нет единой позиции по природе, сущности и значении международных договоров и конвенций МОТ. Отсутствие единства в понимании не лучшим образом сказывается на уровне включения норм международного права в сферу российских трудовых отношений. Большинство ученых конвенции МОТ и международные договоры считают источниками российского трудового права, указывая при этом, что они обязательны для использования в практике национального законотворчества и правоприменительной деятельности.
Некоторые исследователи (например, Л.А. Сыроватская) утверждают, что конвенции МОТ имеют значение для российского законодательства, но в буквальном смысле источниками права не являются, т.к.
национальное законодательство не воспроизводит их содержания.
Обратим внимание на то, что теория международных трудовых норм недостаточно проработана в науке российского трудового права. Это проявляется, в частности, в отсутствии единства подходов, как к определению понятия, так и классификации международных трудовых норм. В научной литературе предложено определение понятия международных трудовых норм, а также рассмотрено соотношение с трудовым законодательством РФ: 1) общепризнанных принципов (общих принципов) и норм международного права; 2) международных договоров; 3) международных трудовых норм. Так, по мнению
И.В. Шестеряковой, "международные трудовые нормы - это правила, предназначенные для регулирования отношений в сфере труда, принятые государствами в рамках международных организаций или на основе межгосударственных договоренностей, в строго определенном порядке (процедуре), в форме международных договоров, носящих обязательный характер, устанавливающие права и обязанности для принявших их государств, исполнение которых обеспечивается контрольным механизмом международных организаций (международного договора)" <61>.
--------------------------------
<61> Шестерякова И.В. Международные трудовые нормы и трудовое право России: их соотношение и коллизии: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 10.
Принцип приоритета норм международного права отражен в ст. 10 Трудового кодекса РФ, где воспроизведена конституционная норма о том, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы
Российской Федерации". Часть 2 названной статьи гласит: "Если международным договором Российской
Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора".
Очевидно, что международные договоры (принципы, нормы) применяются в качестве непосредственного регулятора трудовых отношений, когда нормы национального законодательства ухудшают положение граждан и организаций в сравнении с соответствующими международными правилами, т.е. устанавливают
Согласно ст. 72 Конституции РФ, трудовое законодательство находится в совместном ведении
Российской Федерации и ее субъектов. Статья 6 ТК РФ посвящена вопросам разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу РФ, иным федеральным законам, указам
Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти. Принцип неухудшения положения работника в трудовом законодательстве субъектов РФ по сравнению с федеральным законодательством означает, что базовый уровень гарантий, определяемый трудовым законодательством, должен быть незыблем.
Нельзя забывать о приоритетности норм международного права. Сегодня любое государство прочно "связано" нормами международного права. Но они не всегда легко входят в российский правовой массив.
Международные трудовые стандарты - главный результат международно-правового регулирования труда.
Формальным выражением такого регулирования являются нормы, закрепленные в актах ООН,
Международной организации труда (МОТ), соглашениях государств. В науке трудового права нет единой позиции по природе, сущности и значении международных договоров и конвенций МОТ. Отсутствие единства в понимании не лучшим образом сказывается на уровне включения норм международного права в сферу российских трудовых отношений. Большинство ученых конвенции МОТ и международные договоры считают источниками российского трудового права, указывая при этом, что они обязательны для использования в практике национального законотворчества и правоприменительной деятельности.
Некоторые исследователи (например, Л.А. Сыроватская) утверждают, что конвенции МОТ имеют значение для российского законодательства, но в буквальном смысле источниками права не являются, т.к.
национальное законодательство не воспроизводит их содержания.
Обратим внимание на то, что теория международных трудовых норм недостаточно проработана в науке российского трудового права. Это проявляется, в частности, в отсутствии единства подходов, как к определению понятия, так и классификации международных трудовых норм. В научной литературе предложено определение понятия международных трудовых норм, а также рассмотрено соотношение с трудовым законодательством РФ: 1) общепризнанных принципов (общих принципов) и норм международного права; 2) международных договоров; 3) международных трудовых норм. Так, по мнению
И.В. Шестеряковой, "международные трудовые нормы - это правила, предназначенные для регулирования отношений в сфере труда, принятые государствами в рамках международных организаций или на основе межгосударственных договоренностей, в строго определенном порядке (процедуре), в форме международных договоров, носящих обязательный характер, устанавливающие права и обязанности для принявших их государств, исполнение которых обеспечивается контрольным механизмом международных организаций (международного договора)" <61>.
--------------------------------
<61> Шестерякова И.В. Международные трудовые нормы и трудовое право России: их соотношение и коллизии: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 10.
Принцип приоритета норм международного права отражен в ст. 10 Трудового кодекса РФ, где воспроизведена конституционная норма о том, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы
Российской Федерации". Часть 2 названной статьи гласит: "Если международным договором Российской
Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора".
Очевидно, что международные договоры (принципы, нормы) применяются в качестве непосредственного регулятора трудовых отношений, когда нормы национального законодательства ухудшают положение граждан и организаций в сравнении с соответствующими международными правилами, т.е. устанавливают
более низкий уровень правовых гарантий, социальной защиты. Аналогичную позицию занимает И.В.
Шестерякова, которая обосновала необходимость дополнения ст. 10 ТК РФ новой частью следующего содержания: "Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами для работника предусмотрено более льготное положение, должны применяться нормы российского трудового законодательства" <62>. Как справедливо отмечает А.Ф. Нуртдинова, "для трудового права имеет значение не сам факт существования в международном договоре другого правила,
а его характер (более или менее благоприятные условия для работников), а ст. 10 ТК РФ не учитывает отраслевой принцип неухудшения положения работников" <63>. Действительно, этот принцип является важным, потому что определяет особенности построения системы источников трудового права, и в этой связи его необходимо закрепить в Кодексе.
--------------------------------
<62> Шестерякова И.В. Международные трудовые нормы и трудовое право России: их соотношение и коллизии: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 16.
<63> Нуртдинова А.Ф. Проблемы совершенствования Трудового кодекса Российской Федерации //
Трудовое право. 2004. N 4. С. 55.
К общепризнанным принципам международного права относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" <64> указал, что общепризнанные нормы международного права - это правила поведения, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательных (п. 1).
--------------------------------
<64> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 12.
Приобретение конвенциями МОТ характера источника трудового права означает, что при рассмотрении трудового спора в суде работники вправе ссылаться на них для защиты своего права, а суд обязан принять их во внимание. Следует отметить, что обоснование судебных решений ссылками на конвенции МОТ становится все более распространенным. По различным вопросам регулирования трудовых отношений МОТ принято 189 конвенций и 205 рекомендаций. Совокупность конвенций и рекомендаций МОТ в специальной литературе именуется Международным трудовым кодексом.
Общепризнанные принципы и нормы находят свое отражение в декларациях (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация МОТ от 18 июня 1998 г. "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда"), пактах 1966 г. (Международный пакт о гражданских и политических правах и
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах). Наиболее распространенным видом международного договора в сфере труда являются конвенции Международной организации труда.
Значительная часть конвенций МОТ обязательна для России в силу их ратификации еще Союзом ССР и самой Российской Федерацией. Часть конвенций МОТ обязательна в силу самого членства России в этой международной организации. Декларация МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" напомнила, что, вступая в МОТ, государства-члены признали принципы и права, закрепленные в
Уставе и Филадельфийской декларации, и обязались добиваться достижения всех целей организации, а также, что эти принципы и права получили свое выражение и развитие в форме конкретных прав и обязательств в конвенциях, признанных в качестве основополагающих, как в самой организации, так и за ее пределами. Россией ратифицировано на 2017 год 75 Конвенций МОТ. Среди основных можно назвать
Конвенцию 1948 г. "О свободе ассоциации и защите права на организацию", Конвенцию 1958 г. "О
дискриминации в области труда и занятий", Конвенцию 1957 г. "Об упразднении принудительного труда",
Конвенцию 1949 г. "Об охране заработной платы" <65> и др.
--------------------------------
<65> Конвенции и Рекомендации Международной организации труда: В 2 т. Женева:
Шестерякова, которая обосновала необходимость дополнения ст. 10 ТК РФ новой частью следующего содержания: "Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами для работника предусмотрено более льготное положение, должны применяться нормы российского трудового законодательства" <62>. Как справедливо отмечает А.Ф. Нуртдинова, "для трудового права имеет значение не сам факт существования в международном договоре другого правила,
а его характер (более или менее благоприятные условия для работников), а ст. 10 ТК РФ не учитывает отраслевой принцип неухудшения положения работников" <63>. Действительно, этот принцип является важным, потому что определяет особенности построения системы источников трудового права, и в этой связи его необходимо закрепить в Кодексе.
--------------------------------
<62> Шестерякова И.В. Международные трудовые нормы и трудовое право России: их соотношение и коллизии: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 16.
<63> Нуртдинова А.Ф. Проблемы совершенствования Трудового кодекса Российской Федерации //
Трудовое право. 2004. N 4. С. 55.
К общепризнанным принципам международного права относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" <64> указал, что общепризнанные нормы международного права - это правила поведения, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательных (п. 1).
--------------------------------
<64> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 12.
Приобретение конвенциями МОТ характера источника трудового права означает, что при рассмотрении трудового спора в суде работники вправе ссылаться на них для защиты своего права, а суд обязан принять их во внимание. Следует отметить, что обоснование судебных решений ссылками на конвенции МОТ становится все более распространенным. По различным вопросам регулирования трудовых отношений МОТ принято 189 конвенций и 205 рекомендаций. Совокупность конвенций и рекомендаций МОТ в специальной литературе именуется Международным трудовым кодексом.
Общепризнанные принципы и нормы находят свое отражение в декларациях (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация МОТ от 18 июня 1998 г. "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда"), пактах 1966 г. (Международный пакт о гражданских и политических правах и
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах). Наиболее распространенным видом международного договора в сфере труда являются конвенции Международной организации труда.
Значительная часть конвенций МОТ обязательна для России в силу их ратификации еще Союзом ССР и самой Российской Федерацией. Часть конвенций МОТ обязательна в силу самого членства России в этой международной организации. Декларация МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" напомнила, что, вступая в МОТ, государства-члены признали принципы и права, закрепленные в
Уставе и Филадельфийской декларации, и обязались добиваться достижения всех целей организации, а также, что эти принципы и права получили свое выражение и развитие в форме конкретных прав и обязательств в конвенциях, признанных в качестве основополагающих, как в самой организации, так и за ее пределами. Россией ратифицировано на 2017 год 75 Конвенций МОТ. Среди основных можно назвать
Конвенцию 1948 г. "О свободе ассоциации и защите права на организацию", Конвенцию 1958 г. "О
дискриминации в области труда и занятий", Конвенцию 1957 г. "Об упразднении принудительного труда",
Конвенцию 1949 г. "Об охране заработной платы" <65> и др.
--------------------------------
<65> Конвенции и Рекомендации Международной организации труда: В 2 т. Женева:
Международное бюро труда, 1991; СПС "КонсультантПлюс".
В связи с происходящими изменениями в обществе, в сфере труда российское законодательство о труде постоянно совершенствуется. Трудовой кодекс Российской Федерации, который является четвертым по счету кодифицированным источником, был принят 30 декабря 2001 г. и вступил в силу с 1
февраля 2002 г. Первый Кодекс законов о труде (КЗоТ) появился в декабре 1918 г. С его принятием образовалась самостоятельная отрасль трудового права. Впервые в Кодексе было провозглашено право граждан РСФСР на труд. Первый российский КЗоТ содержал нормы, серьезно ограничивающие трудовые права граждан. Это главным образом касалось трудовой повинности, которая, за некоторым исключением,
устанавливалась для всех граждан РСФСР. 30 октября 1922 г. ВЦИК был принят второй российский
Кодекс. Он сыграл большую роль в развитии трудового права не только России, но и других республик бывшего СССР. Этот КЗоТ заменил принудительное привлечение к труду трудовым договором, трудовая повинность устанавливалась в исключительных случаях. В 1971 г. в РСФСР был принят третий Кодекс законов о труде, в котором получило закрепление дальнейшее развитие права советских граждан на труд.
В КЗоТ 1971 г. вносились многочисленные изменения и дополнения, но, несмотря на это, он отставал от реальной действительности. В рыночных условиях Кодекс не давал ответов на многие вопросы (что делать в случае задержки заработной платы, правомерна ли выплата ее в натуральной форме, не было понятия ненормированного рабочего дня, не регулировались отношения между работником и работодателем - физическим лицом, не учитывалась возможность существования нескольких профсоюзов). Принятие Трудового кодекса РФ (в котором произошло уточнение самого названия документа, т.к. "кодекс" в переводе с латыни означает свод правил, норм, законов) является серьезным шагом в формировании правовой базы социально-трудовой сферы.
В состав трудового законодательства входит законодательство об охране труда. В статье 5 ТК РФ
приведены виды нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Кодекс выстраивает иерархическую систему трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
- Конституция Российской Федерации;
- акты международного трудового права;
- федеральные конституционные законы;
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- Федеральные законы;
- указы Президента Российской Федерации;
- постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
- законы и иные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации;
- нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
- коллективные договоры и соглашения;
- локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.
Несмотря на то что в ст. 5 ТК РФ не упоминаются в качестве источников трудового права нормативные правовые акты не существующего ныне государства - Союза ССР, такие нормативные акты в силу ст. 423 ТК РФ будут действовать впредь до приведения законов и иных нормативных актов,
действующих в Российской Федерации, в соответствие с ТК РФ.
В случае противоречий между Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс (ч. 4 ст. 5 ТК РФ). По своей юридической силе в сфере
регулирования трудовых отношений Трудовой кодекс РФ в определенной мере приравнивается к федеральным конституционным законам. Это выражается в том, что по отношению к любым другим федеральным законам он занимает положение первого среди равных.
В ходе разработки Трудового кодекса РФ удалось сохранить его преемственность с ранее действовавшим КЗоТ, которая нужна для создания устойчивости в регулировании трудовых отношений.
Она прослеживается по ряду направлений, и прежде всего по структуре: на смену главам пришли разделы, в КЗоТ - 18 глав, в ТК - 14 разделов. Преемственность наблюдается и по содержанию: многие положения КЗоТ РФ в том или измененном виде перешли в ТК РФ. Принятие Трудового кодекса РФ
ознаменовало завершение важнейшего этапа реформы трудового законодательства. Внесением изменений и дополнений в ТК РФ решается задача устранения противоречий и неточностей, исключается возможность неоднозначного толкования правовых норм.
Все источники трудового права находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости.
Система источников имеет свои особенности.
1. Система состоит из общего и специального законодательства. Общее трудовое законодательство относится ко всем работникам на всей территории России. Специальное законодательство отражает дифференциацию (различие) его норм и распространяется на определенные категории работников.
Действие общих норм трудового законодательства корректируется наличием особых норм,
учитывающих специфику характера и условий труда работников, физиологические особенности организма работника (женщин, несовершеннолетних) и другие объективно существующие особенности, признанные государством в качестве оснований для дифференциации в правовом регулировании трудовых отношений (разд. XII ТК РФ).
2. Система источников делится на законы и подзаконные акты.
3. В систему источников входят нормативные правовые акты, принятые федеральными органами государственной власти, и акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В
сфере трудового права, наряду с Трудовым кодексом РФ, действуют Федеральные законы "О занятости населения в Российской Федерации", "О минимальном размере оплаты труда", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "О
специальной оценке условий труда", "О персональных данных", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "Об объединениях работодателей", "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" и др. Наиболее характерны Законы субъектов
Российской Федерации о социальном партнерстве (Саратовская, Тульская, Новгородская, Калужская,
Белгородская и иные области).
4. Наличие в системе источников ведомственных актов, среди которых особое место занимают акты
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России) <66>.
--------------------------------
<66> Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610 (в ред. от 05.07.2017) "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации" // СЗ РФ.
2012. N 26. Ст. 3528; СПС "КонсультантПлюс".
5. Наличие актов договорного характера. Наряду с нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти, и актами органов местного самоуправления сторонами социального партнерства могут заключаться нормативные соглашения. К ним относятся коллективные договоры и соглашения, которые заключаются после проведения коллективных переговоров. ТК РФ относит коллективные договоры к правовым актам (ст. 40). Нормативные соглашения, хотя и не принимаются органами государственной власти, но содержат правовые нормы. В последние годы появились новые источники трудового права - генеральные, региональные, межотраслевые, отраслевые тарифные,
территориальные и иные соглашения. Эти договорные акты заключаются на двусторонней или трехсторонней основе, выражают отношения социального партнерства между представителями работников и работодателей. Третьей стороной может выступать соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления (ст. 25 ТК РФ).
В ходе разработки Трудового кодекса РФ удалось сохранить его преемственность с ранее действовавшим КЗоТ, которая нужна для создания устойчивости в регулировании трудовых отношений.
Она прослеживается по ряду направлений, и прежде всего по структуре: на смену главам пришли разделы, в КЗоТ - 18 глав, в ТК - 14 разделов. Преемственность наблюдается и по содержанию: многие положения КЗоТ РФ в том или измененном виде перешли в ТК РФ. Принятие Трудового кодекса РФ
ознаменовало завершение важнейшего этапа реформы трудового законодательства. Внесением изменений и дополнений в ТК РФ решается задача устранения противоречий и неточностей, исключается возможность неоднозначного толкования правовых норм.
Все источники трудового права находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости.
Система источников имеет свои особенности.
1. Система состоит из общего и специального законодательства. Общее трудовое законодательство относится ко всем работникам на всей территории России. Специальное законодательство отражает дифференциацию (различие) его норм и распространяется на определенные категории работников.
Действие общих норм трудового законодательства корректируется наличием особых норм,
учитывающих специфику характера и условий труда работников, физиологические особенности организма работника (женщин, несовершеннолетних) и другие объективно существующие особенности, признанные государством в качестве оснований для дифференциации в правовом регулировании трудовых отношений (разд. XII ТК РФ).
2. Система источников делится на законы и подзаконные акты.
3. В систему источников входят нормативные правовые акты, принятые федеральными органами государственной власти, и акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В
сфере трудового права, наряду с Трудовым кодексом РФ, действуют Федеральные законы "О занятости населения в Российской Федерации", "О минимальном размере оплаты труда", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "О
специальной оценке условий труда", "О персональных данных", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "Об объединениях работодателей", "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" и др. Наиболее характерны Законы субъектов
Российской Федерации о социальном партнерстве (Саратовская, Тульская, Новгородская, Калужская,
Белгородская и иные области).
4. Наличие в системе источников ведомственных актов, среди которых особое место занимают акты
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России) <66>.
--------------------------------
<66> Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610 (в ред. от 05.07.2017) "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации" // СЗ РФ.
2012. N 26. Ст. 3528; СПС "КонсультантПлюс".
5. Наличие актов договорного характера. Наряду с нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти, и актами органов местного самоуправления сторонами социального партнерства могут заключаться нормативные соглашения. К ним относятся коллективные договоры и соглашения, которые заключаются после проведения коллективных переговоров. ТК РФ относит коллективные договоры к правовым актам (ст. 40). Нормативные соглашения, хотя и не принимаются органами государственной власти, но содержат правовые нормы. В последние годы появились новые источники трудового права - генеральные, региональные, межотраслевые, отраслевые тарифные,
территориальные и иные соглашения. Эти договорные акты заключаются на двусторонней или трехсторонней основе, выражают отношения социального партнерства между представителями работников и работодателей. Третьей стороной может выступать соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления (ст. 25 ТК РФ).
6. В создании актов трудового законодательства принимают участие работодатели и работники через своих представителей. Работодатель вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции (ст. 8 ТК РФ). К локальным нормативным актам относят: штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, положения о премировании,
должностные инструкции, графики сменности и др. Нормы локальных нормативных актов работодателя не подлежат применению, если они ухудшают положение работников в сравнении с трудовым законодательством. Если же локальные нормативные акты изданы с нарушением порядка учета мнения представительного органа работников, то они не подлежат применению. Несмотря на то что законодатель не называет их недействительными, судебная практика исходит из того, что такие локальные нормативные акты не порождают правовых последствий с момента издания. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов предусмотрен ст. 372 ТК РФ.
В процессе локального нормотворчества следует учитывать, что принятие локальных нормативных актов является правом, а не обязанностью работодателя, за исключением случаев: разработки работодателем документов, устанавливающих порядок обработки персональных данных работников (п. 8
ст. 86 ТК РФ); утверждения графика ежегодных оплачиваемых отпусков (ст. 123 ТК РФ); разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда для работников (ст. 212 ТК РФ).
Федеральным законом от 03.07.2016 N 348-ФЗ в ТК РФ введена ст. 309.2, которая предусматривает регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у работодателя - субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям,
локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, и трудовыми договорами. В
частности, указано, что работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие). При этом для регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, должен включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, должны регулироваться локальными нормативными актами. Постановлением Правительства РФ утверждена типовая форма трудового договора, заключаемого работником с работодателем - субъектом малого предпринимательства (микропредприятием).
Учитывая положения главы 54 ТК РФ, предусматривающей особенности регулирования труда работников религиозных организаций, в частности возможности закрепления трудоправового положения работников, в учебной литературе высказано мнение о том, что внутренние установления религиозных организаций представляют собой своеобразные корпоративные акты, занимающие в системе источников трудового права то же место, что и локальные нормативные акты <67>.
--------------------------------
<67> Трудовое право России: Учебник для бакалавров / Под общ. ред. Е.Б. Хохлова, В.А. Сафонова.
М.: Юрайт, 2012. С. 181.
7. Существенным отличием системы источников трудового права от системы источников других отраслей права выступает действие принципа неухудшения положения работника, т.е. акт меньшей юридической силы не может ухудшать положение работника по сравнению с вышестоящим актом (ст. ст. 5
, 6, 8, 9 ТК РФ).
Улучшение положения работников по сравнению с актом большей юридической силы не может считаться противоречием.
Все источники трудового законодательства можно классифицировать на законы и подзаконные акты;
по степени их важности и субординации; по системе отрасли трудового права; сфере действия; органам,
их принимающим.