Файл: Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета. Описание места учебного предмета в учебном плане.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
-
Пояснительная записка. -
Общая характеристика учебного предмета. -
Описание места учебного предмета в учебном плане. -
Планируемые результаты освоения учебного предмета. -
Содержание учебного предмета. -
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета. -
Календарно - тематическое планирование.
8) Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
9) Приложения к программе.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2); авторской программы М.Н. Перовой, В.В. Эк «Математика 1 – 4» сборника Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2013 год; адаптированной программы для экспериментальных классов для глубоко умственных детей специальных (коррекционных) общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательных школ VIII вида № 186 г. Москвы и № 14 г. Орла). При составлении программы использовались программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой.
Рабочая программа создана для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы. Разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей, обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Программный материал по учебному предмету «Математические представления» предусматривает обучение школьников с 1по 12 класс.
Рабочая программа направлена на овладение обучающимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, количественными, пространственными, временными представлениями.
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Задачи программы:
-
Развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно - величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности. -
Формирование практических навыков в счёте, вычислении, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях. -
Формирование элементарных общеучебных умений. -
Овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности. -
Развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровье сберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления. -
Формирование у учащихся с умеренной умственной отсталостью на основе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельностью доступной их восприятию «картины мира».
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
Математические представления, как учебный предмет является одним из важных общеобразовательных предметов учебного курса.
Учебный курс математического представления неразрывно связан с решением специфической задачи — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
В первом классе решаются задачи:
-
сформировать представления о форме, величине; количественные (до числовые), пространственные, временные представления: -
сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. -
сформировать способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
В первом классе обучающиеся в период подготовки к изучению математики учатся называть предметы, их цвет, форму, размер. Сравнивать предметы по длине, ширине, толщине, высоте, одинаковые. Они знакомятся с числами в пределах 3, знакомятся с геометрическими понятиями (точка, линия), узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг.
В пятом классе решаются задачи:
- освоение нумерации и десятичного состава чисел второго десятка (в пределах 13)
- формирование умения выполнять сложение и вычитание в пределах 10
- решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
- продолжить формирование графических навыков через вычерчивание отрезков, углов, линий.
- овладение отдельным приёмам контроля (своей работы и работы товарища).
С целью адаптации обучающихся после каникул введены часы повторения. В планирование включен геометрический материал, где уделено большое внимание практическим упражнениям: построение и штриховка, рисование геометрической фигуры по шаблону, соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. С целью формирования и развития речи, учащихся на уроках используется повторение вслед за учителем, хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами. Данный предмет предусматривает привлечение знаний, полученных учащимися на других уроках.
Межпредметные связи:
-
с уроками окружающего мира: родная природа, родной край, масштаб, формы поверхности и др., -
с уроками русского языка и чтения: мини – сказки, составление предложений и ответы на вопросы, по опорным словам, -
с уроками ручного труда: изготовление моделей.
Программа предмета «Математические представления» состоит из следующих разделов:
-
Количественные представления -
Представления о форме -
Представления о величине -
Пространственные представления -
Временные представления.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Предмет «Математические представления» относится к образовательной области «Математика» В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения с примерным расчетом по 2 часа в неделю (13-й год – 1 раз в неделю). Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий также возможно проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Обучающимся, для которых содержание предмета недоступно, программа по математике не включается в индивидуальную образовательную программу, предмет не вносится в индивидуальный учебный план.
Программа предусматривает в 4 классе - 1 час в неделю – 34 учебных недели – всего 34 часов.
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технологий коррекционно-развивающего обучения, игровой деятельности, личностно – ориентированного обучения, технологий индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровьесбережения В.Ф. Базарного. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей элементарного математического развития каждого ребенка. В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических представлений. Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию математических представлений органически сочетаются с фронтальными и групповыми. Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей.
4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты:
-
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга. -
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. -
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию. -
Умение ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»; испытывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. -
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. -
Иметь представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки. -
Осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Предметные результаты:
1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления
-
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности. -
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости. -
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
-
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. -
Умение пересчитывать предметы в доступных пределах. -
Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти. -
Умение обозначать арифметические действия знаками. -
Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.
3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.
-
Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д. -
Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами. -
Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия. -
Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др. -
Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.