Файл: Курсовая работа состоит из двух глав первая глава представляет собой раскрытие теоретических основ бюджетной политики.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие бюджетной политики государства
1.2 Принципы реализации бюджетной политики в Российской Федерации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ
2.1 Анализ состояния государственного бюджета и реализации бюджетной политики РФ
2.2 Принципы реализации бюджетной политики Российской Федерации в среднесрочной перспективе
ВВЕДЕНИЕ
Фискальная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, а также по управлению государственным долгом.
Важными направлениями фискальной политики являются сбор и распределение доходов бюджета, выполнение налоговых обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом.
Фискальная политика объединяет основные категории финансов (налоги, государственные ассигнования и государственные расходы) и играет важную экономическую и политическую роль в современном обществе.
Эффективность налоговой политики оценивается по результатам действий органов власти в этой сфере, а также по достигнутым макроэкономическим и социальным показателям. Свидетельством эффективности государственного бюджета являются такие макроэкономические показатели, как экономический рост, увеличение инвестиций в экономику, внешнеторговый баланс, численность населения и качество жизни.
Целью данной работы является рассмотрении теоретических основ и проведения анализа бюджетной политики Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
-
раскрыть понятие бюджетной политики; -
провести анализ результатов бюджетной политики Российской Федерации; -
политики РФ; -
разобрать принципы реализации бюджетной политики;
Объектом курсовой работы является бюджетная политика.
Предметом курсовой работы являются финансовые отношения по поводу реализации бюджетной политики Российской Федерации.
При написании курсовой работы использовались следующие методы: теоретический анализ, индуктивные и дедуктивные методы, методы статистического анализа.
Курсовая работа состоит из двух глав:
-
первая глава представляет собой раскрытие теоретических основ бюджетной политики -
вторая глава состоит из оценки бюджетной политики Российской Федерации, принципов реализации и даются рекомендации по ее совершенствованию.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие бюджетной политики государства
В настоящее время Россия выходит на качественно новый этап развития. Мировое сообщество признает российскую экономику как относительно устойчивую рыночную экономику, развивается экономико-финансовая структура и социальные функции центральной и региональной власти. Современный этап развития России в целом можно охарактеризовать как этап национальных, экономических, финансовых и социальных реформ. В ходе экономического развития национальной налоговой системы распределение прав и обязанностей по налогообложению, расходному и финансовому регулированию между различными уровнями власти и местными сообществами зависит от условий, факторов и постоянно меняющихся вопросов. Эволюционный подход необходим для научного анализа бюджетного процесса в период реформ - составление и утверждение бюджетов, распределение источников доходов, принцип использования средств, перераспределение финансовой помощи между различными уровнями бюджета, составление бюджета финансы. Исполнение и контроль исполнения.
В современных условиях особое значение приобретают проблемы проектирования и практической реализации эффективной бюджетной политики в целом по стране и на федеральном уровне. Последний аспект сейчас наиболее важен. Финансовая устойчивость такой большой страны, как Россия, будет обеспечена только в том случае, если многие ее территории будут экономически благополучны[7]. Поэтому важными темами для разработки концепции эффективной финансовой политики регионов и муниципальных образований на практике являются меры экономической самоокупаемости, приобретение населением достаточного количества общественных благ, благотворная самоокупаемость и ответственность государства. Субъекты Содружества и их территории. Налогово-бюджетная система Российской Федерации основывается на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации и регулируется правовыми нормами, федеральным бюджетом в целом и местными бюджетами субъектов Российской Федерации на уровне и государственными бюджетами внебюджетные фонды. Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в процессе воспроизводства, является средством воздействия на экономическое и социальное развитие, выступает ускорителем, а иногда и тормозом социально-экономического развития общества. Это главный народнохозяйственный план государства, утверждаемый Конгрессом Российской Федерации в виде закона. При этом средства мобилизуются на предприятия с разными формами собственности и частями доходов населению.
Они финансируют экономическую, социальную и культурную деятельность, укрепляют обороноспособность страны, содержат государственные учреждения, создают государственные природно-хозяйственные резервы и бюджеты субъектов федерации. Государственный бюджет является важнейшим финансовым документом в стране. Это набор финансовых расчетов для всех министерств, коммунальных служб, государственных программ и т д. Он определяет потребности, которые должны быть удовлетворены за счет средств фонда, а также ожидаемый источник дохода и суммы из государственного фонда. Деятельность государства по подготовке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчетов о его исполнении (формулировка распространяется на все уровни бюджета, входящие в налоговую систему Российской Федерации) называется бюджетным процессом. [8].
Бюджетная система Российской Федерации включает бюджеты следующих уровней:
- федеральный бюджет;
- бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты);
- бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты);
- бюджеты на государственные средства внебюджетные. Задачи и функции бюджетной политики Российской Федерации.
Бюджетная политика государства представляет собой комплекс мер в рамках организации бюджетного дела по обеспечению его средствами для выполнения своих функций.
Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в рамках государственных финансов, разработку механизма мобилизации средств для бюджета, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налогово-бюджетной системой, организация экономических и социальных процессов с использованием фискальных инструментов. В этом заключается социально-экономическая сущность государственной бюджетной политики.
Задачи бюджетной политики:
- концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач;
- снизить налоговую нагрузку на экономику;
- заказ государственных обязательств;
- Создание эффективной системы межбюджетных связей и управления государственными финансами.
Сущность бюджетной политики, как и любой другой экономической категории, проявляется в двух функциях: распределительной и контрольной. Благодаря первому происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование для удовлетворения общегосударственных нужд[6]. Это происходит путем перераспределения экономических ресурсов между различными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т д.), уровнями управления и социальными слоями. Границы функции распределения очень широки, поскольку в бюджетные отношения вступают практически все участники воспроизводственного процесса.
Вторая контрольная функция позволяет выяснить, как на самом деле складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются, сигнализируют об отклонениях в движении бюджетных средств, показывают экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря ему можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики[2].
Для выполнения функций государство разрабатывает бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм организации бюджетных отношений, способов мобилизации и использования средств национального фонда. Бюджетный механизм
включает в себя бюджетную систему страны, органы управления, правовую базу в виде нормативно-правовых актов высших органов государственной власти страны, систему документации и отчетности и другие детали, необходимые для конкретной деятельности по реализации доходной и расходной части бюджета бюджет. Использование бюджетного механизма регулирования экономики осуществляется за счет маневрирования средствами, поступающими в распоряжение государства.
Элементы бюджетной системы делятся на два уровня - базовый и тюнинговый. К базовому уровню относятся элементы самой бюджетной системы: государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, резервные фонды, целевые бюджетные фонды. Регулирующий уровень включает аппарат управления бюджетной системой законодательной власти (Государственная Дума) и исполнительной власти (центральный банк, казначейство, счетная палата). В последние годы роль и значение государства возрастают, а также увеличиваются расходы на содержание органов государственной власти. Это связано с изменением содержания и расширением функций государства и государственных органов (образование института президентства, федеральных округов, расширение состава парламента, конституционного суда и т д.). Российская Федерация имеет право на самостоятельный федеральный бюджет. Это право закреплено в Конституции Российской Федерации, в которой конкретно указано, что федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации. Бюджетный кодекс Российской Федерации подробно регламентирует порядок формирования и исполнения.
Бюджетные доходы и расходы. Доходами бюджета являются средства, поступившие безвозмездно и безвозвратно в распоряжение органов власти в соответствии с законодательством Российской Федерации[9].
Доходы бюджета формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации. В доходах бюджетов частично централизованными могут быть доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации на целевое финансирование централизованных мероприятий, а также безвозмездные трансферты. В составе доходов бюджета отдельно учитываются доходы от целевых бюджетных средств.
Бюджет делится на доходный и расходный. Налоговые поступления - это поступления от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов от специальных налоговых режимов, а также пеней и штрафов по ним.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся: федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а также пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете.
Неналоговый доход.
• доходы от использования государственного имущества. Части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающиеся после уплаты налогов и других обязательных платежей, - в размерах, установленных Правительством Российской Федерации;
• прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей, - в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами;
• доходы от внешнеэкономической деятельности;
• безвозмездными и безвозмездными поступлениями являются гранты, субсидии и субсидии[12].
Расходами государственного бюджета являются финансовые отношения, возникающие в связи с распределением средств государственного фонда и их использованием на отраслевые, целевые и территориальные цели.
Формирование расходов бюджета на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации осуществляется на основе минимальных государственных социальных стандартов, норм финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основ расчета минимальной бюджетной обеспеченности.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг.
Организация государственных расходов основывается на следующих принципах:
1. Принцип целевого использования средств. Целевое использование расходов предполагает использование заметок в утвержденных областях.
2. Соблюдение режима экономии. Одной из важнейших задач бюджетного финансирования является достижение максимального эффекта при минимальных затратах, что требует экономии и эффективности использования средств. Эффективность и экономия в использовании бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения желаемых результатов за счет использования суммы, определенной бюджетом. 3. Необратимость государственных расходов. Экономическая сущность расходов бюджета выражается во многих видах расходов. Каждый вид расходов имеет качественную и количественную характеристику. При этом качественная характеристика, отражающая экономическую природу явления, позволяет установить цель бюджетных расходов, а количественная - их размер. Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающих инновационно-инвестиционную деятельность, в том числе статьи расходов, предназначенные для осуществления инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.[11] Текущие расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в виде дотаций, дотаций на текущее функционирование, а также как иные расходы бюджета, не включаемые в состав капитальных затрат в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.