Файл: Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета. Описание места учебного предмета в учебном плане.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Класс | Обучающиеся должны уметь: | Обучающиеся должны знать: |
| - соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. - пересчитывать предметы в доступных пределах. - представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти. - обозначать арифметические действия знаками. - распознавать цифры, обозначающие номер дома. - различать части суток, соотносить действие с временными промежутками. - измерять длину отрезков. | - количественные, порядковые числительные в пределах 10; - состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых; - десятичный состав двузначных чисел, место единиц и десятков в двузначном числе в пределах 13 - линии — прямую, кривую, отрезок; - единицы (меры) стоимости, длины, массы, емкости: 1 к., 1 р., 1 см, 1 кг, 1 л; - название, порядок дней недели, количество суток в неделе. |
Базовые учебные действия.
Познавательные УД
-
входить и выходить из учебного помещения со звонком; -
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; -
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); -
принимать цели и произвольно включаться в деятельность; -
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Коммуникативные УД
-
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. -
Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. -
Соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить. -
Слушать и понимать речь других.
Регулятивные
-
Уметь организовывать своё рабочее место, удобно располагать учебники, письменные принадлежности и другие предметы на парте. -
Работать в заданном темпе. -
Проверять работу по образцу (по возможности). -
Выполнять работу по несложному алгоритму. -
Доводить начатое дело до конца. -
Умение выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами. -
Умение самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
5.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наименование разделов и тем учебного предмета | Количество часов | Содержание тем учебного предмета | Практическая часть | Реализация РК |
4 класс | 34ч | | | |
Раздел «Пространственные представления» | 7,5ч | Пространственные представления (верх, низ, перед, зад). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Сравнивают, называют, разменивают, выполняют действия | | Наш класс Мой режим дня |
Раздел «Количественные представления» | 21,5 ч | Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета). Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 10 Счёт прямой и обратный. Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3) Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 10. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Соотнесение числа и цифры. Сравнение предметных множеств и чисел. Определение места числа в ряду, восстановление числового ряда. Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют или убирают предметы под руководством учителя. Запись, решение и чтение примеров на сложение, вычитание. Присчитывание единицы. Составление и решение задачи по картинкам. Запись решения задачи под руководством учителя. С помощью учителя упражняются в постановке вопроса к задаче. | Проверочная работа - 2 | Нумерация домов и количество этажей Улицы города Наш городской транспорт. Магазины города Многоэтажные дома города. |
6.КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Оценивание проводится по результату наличия динамики в развитии обучающегося, при этом заполняется «Лист наблюдений за развитием учащегося» с помощью следующих критериев: положительная динамика, незначительная динамика, отсутствие динамики. Результаты анализа представляются в форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.
7. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
№ п/п | Тема | Кол.час | Дата | Основные понятия | Основные виды деятельности обучающихся | Коррекционная работа | |
Iчетверть-16ч. | |||||||
1 | Выявление знаний и умений. Свойства предметов. Р.К. Наш класс. | 1 | | Знания, умения | Беседа учителя. Выполнение заданий по инструкции учителя. | Коррекция зрительного восприятия и пространственных отношений через упражнения в определении места в ряду. | |
2 | Положение предметов в пространстве: «в центре», «между», «в середине». | 1 | | В центре, между, в середине | Выполнение практических заданий. Дид. игры «Кто твой сосед», «Расставь фигуры». Зарисовка и раскрашивание в тетради. | Коррекция пространственных представлений через формирование умения располагать предметы относительно себя. | |
3 | Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине. Практическая работа. | 1 | | На, в , за, над, под, перед | Обводка по трафаретам геометрических фигур и раскрашивание по образцу. | Коррекция пространственных представлений через формирование умения располагать предметы в порядке следования. | |
4 | Временные понятия: утро, день, вечер, ночь. Р.К. Мой режим дня. | 1 | | Режим дня | Выполнение заданий по инструкции учителя. Раскрашивание в тетрадях предметов по инструкции учителя. | Коррекция пространственных представлений через упражнения в расположении и нахождении предметов на плоскости. | |
5 | Временные понятия « рано -поздно», «давно-недавно» | 1 | | «Рано - поздно», «давно-недавно» | Выполнение практических заданий. Дид. игра «Что сначала, что потом» | Коррекция временных представлений через развитие у детей чувства времени. | |
6 | Понятия «сегодня, завтра, вчера, на следующий день» | 1 | | Сегодня, завтра, вчера, на следующий день | Выполнение практических заданий. Дид. игра «Что сначала, что потом». Работа в тетрадях. | Коррекция временных представлений через обучение ориентировке во времени во время выполнения практических заданий. | |
7 | Геометрические фигуры: квадрат, треугольник. | 1 | | Все стороны равны, три угла | Учатся находить его в окружающих предметах. Упражнения в классификации по двум признакам. Составление геометрических фигур из палочек. | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения выделять существенные признаки. | |
8 | Сложение. Знак «плюс». Переместительное свойство сложения. | 1 | | Сложение, сложить, | Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение. | |
| |||||||
9 | Решение задач и примеров на сложение. | 1 | | Прибавить, пример | Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение. | |
10 | Числовой ряд 1-8. Место числа в числовом ряду. Количественные и порядковые числительные. Р.К. Нумерация домов и квартир. | 1 | | Числовой ряд, Числа перед, между после | Знакомятся с местом числа в ряду; находят соседей числа различают и называют числительные по вопросам «сколько», «который» через практические игровые задания. | Коррекция мыслительной деятельности через упражнения в установлении последовательности. | |
11 | Сравнение предметных множеств и чисел. Состав числа 8. | 1 | | Больше меньше | Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют или убирают предметы под руководством учителя. | Развитие мышления через обучение приемам сравнения числовых множеств и чисел. | |
12 | Геометрический материал. Строим башню по образцу. | 1 | | Образец | Под руководством учителя овладевают смыслом практических действий, убирая или добавляя предметы. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение и на вычитание. | |
13 | Решение примеров и задач на вычитание в пределах 8. | 1 | | Вычитание Вычесть отнять пример | Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя; записывают примеры. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на вычитание. | |
14 | Упражнения в нахождении большего, меньшего чисел 1-8. | 1 | | Сравнение | Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя; записывают примеры. | Коррекция временных представлений. | |
15 | Соотношение числа и цифры. Практическая работа с числами 1, 2,3,4,5,6,7,8. | 1 | | Числовой ряд Стоит перед следует за | Соотнесение с цифрой. Определение места числа в числовом ряду. Работа в тетради. | Коррекция зрительного восприятия и пространственных отношений через упражнения в определении места в ряду. | |
16 | Меры стоимости. Практическая работа с монетами:1 руб. 2 руб,5руб Распознавание монет:1 руб. 2 руб,5руб. | 1 | | Монеты | Сравнивают, называют, разменивают, выполняют действия. | Коррекция количественных представлений через формирование понятия стоимости. | |
| |||||||
17 | Сопоставление действий сложения и вычитания. | | | Складываем, убираем | Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение. | |
18 | Порядковые числительные первый – второй(5,6,7,8) | | | По порядку | Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя; записывают примеры. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на вычитание. | |
19 | Число и цифра 8. Место числа в числовом ряду. | 1 | | Цифра Число, числовой ряд | Образование числа путём присчитывания единицы; знакомство с цифрой; сравнение с другими цифрами. | Коррекция мыслительной деятельности через упражнения в соотнесение количества и числа. | |
20 | Числовой ряд 1-8 Количественные и порядковые числительные. Р.К. Нумерация домов и квартир. | 1 | | Числовой ряд Соседи числа перед между после | Знакомятся с местом числа в ряду; находят соседей числа различают и называют числительные по вопросам «сколько», «который» через практические игровые задания . | Коррекция мыслительной деятельности через упражнения в установлении последовательности. | |
21 | Сравнение предметных множеств и чисел. Состав числа 8. | 1 | | Больше меньше | Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют или убирают предметы под руководством учителя. | Развитие мышления через обучение приемам сравнения числовых множеств и чисел. | |
22 | Сравнение предметных множеств и чисел. Состав числа 8 | 1 | | Больше меньше | Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют или убирают предметы под руководством учителя. | Развитие мышления через обучение приемам сравнения числовых множеств и чисел. | |
23 | Сложение. Знак «плюс». Переместительное свойство сложения. | 1 | | Сложение сложить прибавить пример | Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение. | |
24 | Решение задач и примеров на сложение. | 1 | | Сложение сложить прибавить пример | Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение. | |
25 | Вычитание. Знак «минус». Решение примеров и задач на вычитание. | 1 | | Вычитание Вычесть отнять пример | Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя; записывают примеры. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на вычитание. | |
| |||||||
26 | Решение примеров с одним неизвестным. Сопоставление действий сложения и вычитания. | 1 | | Сложение вычитание пример | Под руководством учителя овладевают смыслом арифметических действий, убирая или добавляя предметы; выбирают знак плюс или минус. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение и на вычитание. | |
27 | Сравнение предметных множеств и чисел. Состав числа 8. | 1 | | Сложение сложить прибавить вычитание | Записывают и решают примеры; читают решённые примеры вслед за учителем | Коррекция устной речи через формирование умения оречевлять выполняемые действия. | |
28 | Проверочная работа. Решение примеров, задач на сложение и вычитание в пределах 8. | 1 | | Сложение вычитание | Записывают и решают примеры; читают решённые примеры самостоятельно, индивидуально. | Коррекция устной речи через формирование умения оречевлять выполняемые действия. | |
29 | Упражнения в нахождении большего, меньшего чисел 1-8. | 1 | | Количество число | Работа с кассой цифр. Игра «Лото» | Коррекция связной речи через формирование умения отвечать на вопросы | |
30 | Сравнение чисел 1,2,3,4,5,6,7,8 Монеты 1к, 2к,3к,4к. 1р., 2 р.,3р.,4р. Р.К. Семейный Магнит. | 1 | | Монеты Плюс- минус | Сравнивают примеры на сложение и вычитание. | Коррекция количественных представление через сравнение знаков плюс и минус. | |
31 | Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 8. | 1 | | Сложение сложить прибавить пример | Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают числа. | Коррекция количественных представлений через упражнения в определении количества предметов. | |
32 | Устная и письменная нумерация в пределах 8. | 1 | | Вычитание Вычесть отнять пример | Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя; записывают примеры. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на вычитание. | |
33 | Числовой ряд 1-9 Количественные и порядковые числительные. | 1 | | Числовой ряд соседи числа перед между после | Знакомятся с местом числа в ряду; находят соседей числа различают и называют числительные по вопросам «сколько», «который» через практические игровые задания. | Коррекция мыслительной деятельности через упражнения в установлении последовательности. | |
34 | Числовой ряд 1-9. Упражнения в нахождении большего и меньшего чисел 1-9. | 1 | | Сложение сложить прибавить вычитание | Записывают и решают примеры; читают решённые примеры вслед за учителем. | Коррекция устной речи через формирование умения оречевлять выполняемые действия. |
8.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Список учебно-методической литературы:
-
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2013 год. -
Адаптированная общеобразовательная программа для обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2. -
Т.В. Алышева Математика 1 класс. В 2-х частях. - М.: «Просвещение», 2014г.
Дополнительная литература для учителя и обучающихся.
-
В.В.ЭК Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение», 2005 год. -
М.Н. Перова «Методика преподавания математики во вспомогательной школе». – М., «Просвещение», 2013 г. -
М.Н. Перова «Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе».
Средства обучения:
-
технические и электронные средства обучения:
- автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,
- телевизор, CD/DVD –проигрыватели,
- аудиомагнитофон,
- мультимедиапроектор; экран,
- видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио)
- слайды, соответствующие содержанию обучения
- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.
-
цифровые образовательные ресурсы: -
демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
-
предметы различной формы, величины, цвета, счетного материала; -
таблицы на печатной основе; -
измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки,наборы угольников, мерки); -
настольные развивающие игры, -
демонстрационные пособия для изучения геометрических величин, геометрических фигур;