Файл: Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета. Описание места учебного предмета в учебном плане.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Класс

Обучающиеся должны уметь:


Обучающиеся должны знать:


  1. класс

- соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

- пересчитывать предметы в доступных пределах.

- представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.

- обозначать арифметические действия знаками.

- распознавать цифры, обозначающие номер дома.

- различать части суток, соотносить действие с временными промежутками.

- измерять длину отрезков.


- количественные, порядковые числительные в пределах 10;

- состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых;

- десятичный состав двузначных чисел, место единиц и десятков в двузначном числе в пределах 13

- линии — прямую, кривую, отрезок;

- единицы (меры) стоимости, длины, массы, емкости: 1 к., 1 р., 1 см, 1 кг, 1 л;

- название, порядок дней недели, количество суток в неделе.


Базовые учебные действия.

Познавательные УД

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.


Коммуникативные УД

  • Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

  • Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

  • Соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

  • Слушать и понимать речь других.

Регулятивные

  • Уметь организовывать своё рабочее место, удобно располагать учебники, письменные принадлежности и другие предметы на парте.

  • Работать в заданном темпе.

  • Проверять работу по образцу (по возможности).

  • Выполнять работу по несложному алгоритму.

  • Доводить начатое дело до конца.

  • Умение выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами.

  • Умение самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.



5.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Наименование разделов и тем учебного предмета

Количество часов

Содержание тем учебного предмета

Практическая часть

Реализация РК

4 класс

34ч










Раздел «Пространственные представления»


7,5ч

Пространственные представления (верх, низ, перед, зад). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей.

Сравнивают, называют, разменивают, выполняют действия




Наш класс

Мой режим дня



Раздел «Количественные представления»

21,5 ч

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета).

Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 10

Счёт прямой и обратный.

Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств).

Пересчет предметов по единице.

Счет равными числовыми группами (по 2, по 3)

Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры.

Знание отрезка числового ряда 1 – 10.

Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Соотнесение числа и цифры.

Сравнение предметных множеств и чисел.

Определение места числа в ряду, восстановление числового ряда.

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют или убирают предметы под руководством учителя.

Запись, решение и чтение примеров на сложение, вычитание.

Присчитывание единицы.

Составление и решение задачи по картинкам.

Запись решения задачи под руководством учителя.

С помощью учителя упражняются в постановке вопроса к задаче.

Проверочная работа - 2

Нумерация домов и количество этажей

Улицы города

Наш городской транспорт.

Магазины города

Многоэтажные дома города.



6.КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.

Оценивание проводится по результату наличия динамики в развитии обучающегося, при этом заполняется «Лист наблюдений за развитием учащегося» с помощью следующих критериев: положительная динамика, незначительная динамика, отсутствие динамики. Ре­зультаты анализа представляются в форме оценки, характеризующей наличный уровень жиз­не­н­ной компетенции.

7. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»

п/п

Тема

Кол.час

Дата

Основные понятия

Основные виды деятельности обучающихся

Коррекционная работа

Iчетверть-16ч.

1

Выявление знаний и умений. Свойства предметов.

Р.К. Наш класс.

1




Знания, умения

Беседа учителя. Выполнение заданий по инструкции учителя.

Коррекция зрительного восприятия и пространственных отношений через упражнения в определении места в ряду.

2

Положение предметов в пространстве: «в центре», «между», «в середине».

1





В центре, между, в середине

Выполнение практических заданий. Дид. игры «Кто твой сосед», «Расставь фигуры». Зарисовка и раскрашивание в тетради.

Коррекция пространственных представлений через формирование умения располагать предметы относительно себя.

3

Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине. Практическая работа.

1




На, в , за, над, под, перед

Обводка по трафаретам геометрических фигур и раскрашивание по образцу.

Коррекция пространственных представлений через формирование умения располагать предметы в порядке следования.

4

Временные понятия: утро, день, вечер, ночь.

Р.К. Мой режим дня.

1




Режим дня

Выполнение заданий по инструкции учителя. Раскрашивание в тетрадях предметов по инструкции учителя.

Коррекция пространственных представлений через упражнения в расположении и нахождении предметов на плоскости.

5

Временные понятия « рано -поздно», «давно-недавно»

1




«Рано - поздно», «давно-недавно»

Выполнение практических заданий. Дид. игра «Что сначала, что потом»

Коррекция временных представлений через развитие у детей чувства времени.

6

Понятия «сегодня, завтра, вчера, на следующий день»

1




Сегодня, завтра, вчера, на следующий день

Выполнение практических заданий. Дид. игра «Что сначала, что потом». Работа в тетрадях.

Коррекция временных представлений через обучение ориентировке во времени во время выполнения практических заданий.

7

Геометрические фигуры: квадрат, треугольник.

1




Все стороны равны, три угла

Учатся находить его в окружающих предметах. Упражнения в классификации по двум признакам. Составление геометрических фигур из палочек.

Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения выделять существенные признаки.

8

Сложение. Знак «плюс». Переместительное свойство сложения.


1




Сложение,

сложить,


Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение.




9

Решение задач и примеров на сложение.

1




Прибавить,

пример

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение.

10

Числовой ряд 1-8. Место числа в числовом ряду. Количественные и порядковые числительные.

Р.К. Нумерация домов и квартир.

1




Числовой ряд,

Числа

перед,

между

после

Знакомятся с местом числа в ряду; находят соседей числа

различают и называют числительные по вопросам «сколько», «который» через практические игровые задания.

Коррекция мыслительной деятельности через упражнения в установлении последовательности.


11

Сравнение предметных множеств и чисел.

Состав числа 8.

1




Больше

меньше

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют или убирают предметы под руководством учителя.

Развитие мышления через обучение приемам сравнения числовых множеств и чисел.

12

Геометрический материал. Строим башню по образцу.

1




Образец

Под руководством учителя овладевают смыслом практических действий, убирая или добавляя предметы.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение и на вычитание.

13

Решение примеров и задач на вычитание в пределах 8.

1




Вычитание

Вычесть

отнять

пример

Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя; записывают примеры.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на вычитание.

14

Упражнения в нахождении большего, меньшего чисел 1-8.

1




Сравнение

Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя; записывают примеры.

Коррекция временных представлений.

15

Соотношение числа и цифры. Практическая работа с числами 1, 2,3,4,5,6,7,8.

1




Числовой ряд

Стоит перед

следует за

Соотнесение с цифрой. Определение места числа в числовом ряду. Работа в тетради.

Коррекция зрительного восприятия и пространственных отношений через упражнения в определении места в ряду.

16

Меры стоимости. Практическая работа с монетами:1 руб. 2 руб,5руб Распознавание монет:1 руб. 2 руб,5руб.

1




Монеты

Сравнивают, называют, разменивают, выполняют действия.

Коррекция количественных представлений через формирование понятия стоимости.




17


Сопоставление действий сложения и вычитания.








Складываем, убираем

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение.

18


Порядковые числительные первый – второй(5,6,7,8)








По порядку

Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя; записывают примеры.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на вычитание.

19


Число и цифра 8. Место числа в числовом ряду.

1




Цифра

Число,

числовой ряд

Образование числа путём присчитывания единицы;

знакомство с цифрой;

сравнение с другими цифрами.

Коррекция мыслительной деятельности через упражнения в соотнесение количества и числа.

20


Числовой ряд 1-8 Количественные и порядковые числительные.

Р.К. Нумерация домов и квартир.

1




Числовой ряд

Соседи числа

перед

между

после

Знакомятся с местом числа в ряду; находят соседей числа

различают и называют числительные по вопросам «сколько», «который» через практические игровые задания .

Коррекция мыслительной деятельности через упражнения в установлении последовательности.


21


Сравнение предметных множеств и чисел.

Состав числа 8.

1




Больше

меньше

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют или убирают предметы под руководством учителя.

Развитие мышления через обучение приемам сравнения числовых множеств и чисел.

22


Сравнение предметных множеств и чисел.

Состав числа 8

1




Больше

меньше

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют или убирают предметы под руководством учителя.

Развитие мышления через обучение приемам сравнения числовых множеств и чисел.

23


Сложение. Знак «плюс». Переместительное свойство сложения.


1




Сложение

сложить

прибавить

пример

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение.

24


Решение задач и примеров на сложение.

1




Сложение

сложить

прибавить

пример

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение.

25


Вычитание. Знак «минус». Решение примеров и задач на вычитание.

1




Вычитание

Вычесть

отнять

пример

Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя; записывают примеры.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на вычитание.




26


Решение примеров с одним неизвестным. Сопоставление действий сложения и вычитания.


1




Сложение

вычитание

пример

Под руководством учителя овладевают смыслом арифметических действий, убирая или добавляя предметы; выбирают знак плюс или минус.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение и на вычитание.

27


Сравнение предметных множеств и чисел. Состав числа 8.

1




Сложение

сложить

прибавить

вычитание

Записывают и решают примеры; читают решённые примеры вслед за учителем

Коррекция устной речи через формирование умения оречевлять выполняемые действия.

28


Проверочная работа. Решение примеров, задач на сложение и вычитание в пределах 8.

1




Сложение

вычитание

Записывают и решают примеры; читают решённые примеры самостоятельно, индивидуально.

Коррекция устной речи через формирование умения оречевлять выполняемые действия.

29


Упражнения в нахождении большего, меньшего чисел 1-8.

1




Количество

число

Работа с кассой цифр. Игра «Лото»

Коррекция связной речи через формирование умения отвечать на вопросы

30


Сравнение чисел 1,2,3,4,5,6,7,8 Монеты 1к, 2к,3к,4к. 1р., 2 р.,3р.,4р.

Р.К. Семейный Магнит.

1




Монеты Плюс- минус

Сравнивают примеры на сложение и вычитание.

Коррекция количественных представление через сравнение знаков плюс и минус.

31


Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 8.

1




Сложение

сложить

прибавить

пример

Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают числа.

Коррекция количественных представлений через упражнения в определении количества предметов.

32


Устная и письменная нумерация в пределах 8.

1




Вычитание

Вычесть

отнять

пример

Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя; записывают примеры.

Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на вычитание.

33


Числовой ряд 1-9 Количественные и порядковые числительные.


1




Числовой ряд

соседи числа

перед

между

после

Знакомятся с местом числа в ряду; находят соседей числа

различают и называют числительные по вопросам «сколько», «который» через практические игровые задания.

Коррекция мыслительной деятельности через упражнения в установлении последовательности.


34


Числовой ряд 1-9. Упражнения в нахождении большего и меньшего чисел 1-9.

1




Сложение

сложить

прибавить

вычитание

Записывают и решают примеры; читают решённые примеры вслед за учителем.

Коррекция устной речи через формирование умения оречевлять выполняемые действия.


8.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Список учебно-методической литературы:

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2013 год.

  2. Адаптированная общеобразовательная программа для обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

  3. Т.В. Алышева Математика 1 класс. В 2-х частях. - М.: «Просвещение», 2014г.


Дополнительная литература для учителя и обучающихся.

  1. В.В.ЭК Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение», 2005 год.

  2. М.Н. Перова «Методика преподавания математики во вспомогательной школе». – М., «Просвещение», 2013 г.

  3. М.Н. Перова «Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе».

Средства обучения:

  1. технические и электронные средства обучения:

- автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,

- телевизор, CD/DVD –проигрыватели,

- аудиомагнитофон,

- мультимедиапроектор; экран,

- видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио)

- слайды, соответствующие содержанию обучения

- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.

  1. цифровые образовательные ресурсы:

  2. демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

  • предметы различной формы, величины, цвета, счетного материала;

  • таблицы на печатной основе;

  • измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки,наборы угольников, мерки);

  • настольные развивающие игры,

  • демонстрационные пособия для изучения геометрических величин, геометрических фигур;