Файл: Барщина повинность, состоявшая в обязанности крестьянина, имевшего собственный.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
духовных дел и народного образования (1817-1824) и Министерство полиции (1810-1819). Каждое министерство возглавлял назначаемый императором министр, имевший одного или нескольких товарищей (заместителей).
Мюридизм – название идеологии национально-освободительного движения горцев Северного Кавказа во время Кавказской войны 1817-1864 гг. Главной чертой мюридизма было сочетание в нем религиозного учения и политических действий, выражавшихся в активном участии в “священной войне” – газавате или джихаде против “неверных” (т. е. немусульман) за торжество исламской веры. Мюридизм предполагал полное и беспрекословное подчинение его последователей их наставникам – мюршидам. Мюридизм возглавили имамы Чечни и Дагестана Гази-Магомед, Гамзат-бек и Шамиль, при котором он получил наиболее широкое распространение. Идеология мюридизма придавала большую организованность борьбе горцев Кавказа.
Народники – представители идейного течения в среде радикальной интеллигенции во второй половине XIX в., выступавшие с позиций “крестьянского социализма” против крепостничества и капиталистического развития России, за свержение самодержавия путём крестьянской революции (революционные народники) или за осуществление социальных преобразований посредством реформ (либеральные народники). Родоначальники: А. И. Герцен (создатель теории “крестьянского социализма”), Н. Г. Чернышевский; идеологи: М. А. Бакунин (бунтарское течение), П. Л. Лавров (пропагандистское течение), П. Н. Ткачёв (заговорщическое течение). Возрождение революционного народничества на рубеже XIX-XX вв. (т.н. неонародничество) привело к
созданию партии социалистов-революционеров (эсеров).
Неорусский стиль – направление в русской архитектуре конца XIX в. – 1910-х гг., использовавшее мотивы древнерусского зодчества с целью возрождения национального своеобразия русской культуры. Характеризуется не точным копированием отдельных деталей, декоративных форм и т.п., а обобщенностью мотивов, творческой стилизацией стиля-прототипа. Пластичность и яркая декоративность построек неорусского стиля позволяют рассматривать его в качестве национально-романтического течения в рамках стиля модерн. В этом стиле работали В. М. Васнецов (фасад Третьяковской галереи, 1900- 1905), Ф. О. Шехтель (Ярославский вокзал, 1902-1904), А. В. Щусев (собор Марфо- Мариинской обители, 1908-1912).
Нигилизм – в 1860-х гг. течение в русской общественной мысли, отрицавшее традиции и устои дворянского общества и призывавшее к их разрушению во имя радикального переустройства общества. Отечественная война 1812 г. – освободительная война России против армии Наполеона I. Вызвана обострением русско-французских экономических и политических противоречий, отказом России от участия в Континентальной блокаде Великобритании.
Отработки – в пореформенной России система обработки крестьянами помещичьей земли собственным инвентарем за арендованную землю (в основном за отрезки), ссуды хлебом, деньгами и т.д. Пережиток барщинного хозяйства.
Отрезки – часть крестьянских наделов, отошедшая к помещикам в результате реформы 1861 г. (сокращение наделов производилось, если их размер превышал установленную для данной местности норму).
Передвижники – художники, входившие в российское художественное объединение- Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в 1870. Обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных
конфликтов, обличению общественных порядков. Идейными руководителями передвижников стали И. Н. Крамской и В. В. Стасов. Основные представители: И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин; в числе передвижников были также художники Украины, Литвы, Армении. В 1923-1924 часть передвижников вошла в АХРР.
Петрашевцы – участники вечеров, проходивших по пятницам в доме литератора М.В.Петрашевского. На встречах обсуждались проблемы переустройства самодержавной политики, крепостного права. Петрашевцы разделяли идеи французских социалистов- утопистов. Среди участников кружка были литераторы Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.Я. Данилевский, В.Н. Майков, композиторы М.И. Глинка, А.Г. Рубинштейн, географ П.И. Семенов–Тян-Шанский и др. В конце 1848 г. революционно настроенная часть петрашевцев решила добиваться реализации задуманного насильственным путем, для чего создать тайное общество и наладить выпуск прокламаций. Однако выполнить намеченное не удалось. Члены общества были арестованы, 21 из них приговорены к смертной казни. В день исполнения казни она была заменена каторгой. Осужденные петрашевцы были отправлены в Сибирь.
Подушная подать – в России XVIII-XIX вв. основной прямой налог, который был введен в 1724 г. и заменил подворное обложение. Подушной податью облагались все мужчины податных сословий, независимо от возраста.
Промышленная революция (промышленный переворот) – переход от ручного труда к машинному и соответственно от
мануфактуры к фабрике. Требует развитого рынка свободной рабочей силы, поэтому в крепостнической стране не может совершиться полностью.
Разночинцы – выходцы из разных сословий: духовенства, крестьянства, купечества, мещанства – занимавшиеся умственной деятельностью. Как правило, носители революционно-демократических взглядов.
Реализм – стилистическое направление в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства реализм принимает конкретные формы определённых творческих методов (просветительский реализм, критический, социалистический).
Романтизм – идейное и художественное направление в культуре конца XVIII – 1-й пол. XIX в. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе, романтизм противопоставил чрезмерному практицизму нового буржуазного общества устремленность к безграничной свободе,
жажду совершенства и обновления, идею личной и гражданской независимости. Мучительный разлад между вымышленным идеалом и жестокой реальностью является основой романтизма. Интерес к национальному прошлому (нередко – его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов нашли выражение в идеологии и практике романтизма. Влияние романтизма проявилось практически во всех сферах культуры (музыка, литература, изобразительное искусство).
Российская империя – название российского государства с 1721 по 1.09.1917 г.
Русско-византийский стиль – псевдорусский (иначе – неорусский, ложнорусский) стиль, возникший во второй четверти XIX в.
и представляющий собой синтез традиций древнерусского и русского народного зодчества и элементов византийской культуры. Для русско-византийской архитектуры характерно заимствование ряда композиционных приёмов и мотивов византийской архитектуры, наиболее ярко воплотившихся в “образцовых проектах” церквей Константина Тона в 1840-е гг. В рамках этого направления Тоном были возведены Храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата в Москве, а также кафедральные соборы в Свеаборге, Ельце(Вознесенский собор), Томске, Ростове-на-Дону и Красноярске.
Священный союз – договор, заключенный в 1815 г. в Париже императорами России, Австрии и королем Пруссии. Инициатива создания Священного союза принадлежала российскому императору Александру I. Впоследствии к этому договору присоединились и все остальные европейские государства, за исключением Ватикана и Великобритании. Главными своими задачами Священный союз полагал недопущение новых войн и революций в Европе. Ахенский, Троппауский, Лайбахский и Веронский конгрессы Священного союза разработали принцип вмешательства во внутренние дела других государств с целью насильственного подавления любых национальных и революционных движений.
Славянофилы – представители направления русской общественной мысли в середине XIX в., исходившие из положения о принципиальном различии русской и европейской цивилизаций, недопустимости механического копирования Россией европейских порядков и т.п. Полемизировали как с западниками, так и
Мюридизм – название идеологии национально-освободительного движения горцев Северного Кавказа во время Кавказской войны 1817-1864 гг. Главной чертой мюридизма было сочетание в нем религиозного учения и политических действий, выражавшихся в активном участии в “священной войне” – газавате или джихаде против “неверных” (т. е. немусульман) за торжество исламской веры. Мюридизм предполагал полное и беспрекословное подчинение его последователей их наставникам – мюршидам. Мюридизм возглавили имамы Чечни и Дагестана Гази-Магомед, Гамзат-бек и Шамиль, при котором он получил наиболее широкое распространение. Идеология мюридизма придавала большую организованность борьбе горцев Кавказа.
Народники – представители идейного течения в среде радикальной интеллигенции во второй половине XIX в., выступавшие с позиций “крестьянского социализма” против крепостничества и капиталистического развития России, за свержение самодержавия путём крестьянской революции (революционные народники) или за осуществление социальных преобразований посредством реформ (либеральные народники). Родоначальники: А. И. Герцен (создатель теории “крестьянского социализма”), Н. Г. Чернышевский; идеологи: М. А. Бакунин (бунтарское течение), П. Л. Лавров (пропагандистское течение), П. Н. Ткачёв (заговорщическое течение). Возрождение революционного народничества на рубеже XIX-XX вв. (т.н. неонародничество) привело к
созданию партии социалистов-революционеров (эсеров).
Неорусский стиль – направление в русской архитектуре конца XIX в. – 1910-х гг., использовавшее мотивы древнерусского зодчества с целью возрождения национального своеобразия русской культуры. Характеризуется не точным копированием отдельных деталей, декоративных форм и т.п., а обобщенностью мотивов, творческой стилизацией стиля-прототипа. Пластичность и яркая декоративность построек неорусского стиля позволяют рассматривать его в качестве национально-романтического течения в рамках стиля модерн. В этом стиле работали В. М. Васнецов (фасад Третьяковской галереи, 1900- 1905), Ф. О. Шехтель (Ярославский вокзал, 1902-1904), А. В. Щусев (собор Марфо- Мариинской обители, 1908-1912).
Нигилизм – в 1860-х гг. течение в русской общественной мысли, отрицавшее традиции и устои дворянского общества и призывавшее к их разрушению во имя радикального переустройства общества. Отечественная война 1812 г. – освободительная война России против армии Наполеона I. Вызвана обострением русско-французских экономических и политических противоречий, отказом России от участия в Континентальной блокаде Великобритании.
Отработки – в пореформенной России система обработки крестьянами помещичьей земли собственным инвентарем за арендованную землю (в основном за отрезки), ссуды хлебом, деньгами и т.д. Пережиток барщинного хозяйства.
Отрезки – часть крестьянских наделов, отошедшая к помещикам в результате реформы 1861 г. (сокращение наделов производилось, если их размер превышал установленную для данной местности норму).
Передвижники – художники, входившие в российское художественное объединение- Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в 1870. Обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных
конфликтов, обличению общественных порядков. Идейными руководителями передвижников стали И. Н. Крамской и В. В. Стасов. Основные представители: И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин; в числе передвижников были также художники Украины, Литвы, Армении. В 1923-1924 часть передвижников вошла в АХРР.
Петрашевцы – участники вечеров, проходивших по пятницам в доме литератора М.В.Петрашевского. На встречах обсуждались проблемы переустройства самодержавной политики, крепостного права. Петрашевцы разделяли идеи французских социалистов- утопистов. Среди участников кружка были литераторы Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.Я. Данилевский, В.Н. Майков, композиторы М.И. Глинка, А.Г. Рубинштейн, географ П.И. Семенов–Тян-Шанский и др. В конце 1848 г. революционно настроенная часть петрашевцев решила добиваться реализации задуманного насильственным путем, для чего создать тайное общество и наладить выпуск прокламаций. Однако выполнить намеченное не удалось. Члены общества были арестованы, 21 из них приговорены к смертной казни. В день исполнения казни она была заменена каторгой. Осужденные петрашевцы были отправлены в Сибирь.
Подушная подать – в России XVIII-XIX вв. основной прямой налог, который был введен в 1724 г. и заменил подворное обложение. Подушной податью облагались все мужчины податных сословий, независимо от возраста.
Промышленная революция (промышленный переворот) – переход от ручного труда к машинному и соответственно от
мануфактуры к фабрике. Требует развитого рынка свободной рабочей силы, поэтому в крепостнической стране не может совершиться полностью.
Разночинцы – выходцы из разных сословий: духовенства, крестьянства, купечества, мещанства – занимавшиеся умственной деятельностью. Как правило, носители революционно-демократических взглядов.
Реализм – стилистическое направление в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства реализм принимает конкретные формы определённых творческих методов (просветительский реализм, критический, социалистический).
Романтизм – идейное и художественное направление в культуре конца XVIII – 1-й пол. XIX в. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе, романтизм противопоставил чрезмерному практицизму нового буржуазного общества устремленность к безграничной свободе,
жажду совершенства и обновления, идею личной и гражданской независимости. Мучительный разлад между вымышленным идеалом и жестокой реальностью является основой романтизма. Интерес к национальному прошлому (нередко – его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов нашли выражение в идеологии и практике романтизма. Влияние романтизма проявилось практически во всех сферах культуры (музыка, литература, изобразительное искусство).
Российская империя – название российского государства с 1721 по 1.09.1917 г.
Русско-византийский стиль – псевдорусский (иначе – неорусский, ложнорусский) стиль, возникший во второй четверти XIX в.
и представляющий собой синтез традиций древнерусского и русского народного зодчества и элементов византийской культуры. Для русско-византийской архитектуры характерно заимствование ряда композиционных приёмов и мотивов византийской архитектуры, наиболее ярко воплотившихся в “образцовых проектах” церквей Константина Тона в 1840-е гг. В рамках этого направления Тоном были возведены Храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата в Москве, а также кафедральные соборы в Свеаборге, Ельце(Вознесенский собор), Томске, Ростове-на-Дону и Красноярске.
Священный союз – договор, заключенный в 1815 г. в Париже императорами России, Австрии и королем Пруссии. Инициатива создания Священного союза принадлежала российскому императору Александру I. Впоследствии к этому договору присоединились и все остальные европейские государства, за исключением Ватикана и Великобритании. Главными своими задачами Священный союз полагал недопущение новых войн и революций в Европе. Ахенский, Троппауский, Лайбахский и Веронский конгрессы Священного союза разработали принцип вмешательства во внутренние дела других государств с целью насильственного подавления любых национальных и революционных движений.
Славянофилы – представители направления русской общественной мысли в середине XIX в., исходившие из положения о принципиальном различии русской и европейской цивилизаций, недопустимости механического копирования Россией европейских порядков и т.п. Полемизировали как с западниками, так и