Файл: Барщина повинность, состоявшая в обязанности крестьянина, имевшего собственный.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 271
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
взаимопроникновение высших форм капитализма и докапиталистических укладов.
Кадеты (партия народной свободы, кадеты) – политическая партия в России, создана в 1905. г. Программа: конституционная и парламентарная монархия, демократические свободы, культурное самоопределение народностей, входивших в состав Российской империи, частичная национализация земли, законодательное решение рабочего вопроса. Лидер – П.Н. Милюков. Печатные органы: газета “Речь”, журнал “Вестник партии народной свободы”. В 1-й и 2-й Государственных думах кадеты занимали главенствующее положение. Преобладали в первом составе Временного правительства. После Октябрьской революции кадеты объявлены “партией врагов народа”, их деятельность запрещена советским правительством. В начале 1990-х гг. возник ряд политических организаций, принявших название партии кадетов.
Картель – форма монополии, при которой участники сохраняют производственную самостоятельность, но при этом совместно решают вопросы объема производства, сбыта продукции и т.д. Прибыль в картелях распределяется согласно доли участия. В России картели появились в конце XIX в.
Концерн – одна из форм монополий, в виде многоотраслевого объединения (финансы, промышленность, транспорт, торговля и пр.) с сохранением самостоятельности в управлении, но с полной финансовой зависимостью входящих в концерн предприятий от господствующей группы монополистов.
Меценат – приближенный императора Августа в Древнем Риме, известный своим покровительством поэтам и художникам. Имя приобрело нарицательный смысл, т.е. покровитель развития науки и искусства. В России меценатство
было широко распространено в XIX – начале XX вв. Русские предприниматели сумели развить широкую деятельность и поддержать русскую культуру. Многие сделали свои коллекции произведений искусства основой доступных народу музейных собраний: Третьяковская галерея, Щукинский и Морозовский музеи современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, собрание русского фарфора А.В. Морозова, собрание икон С.П. Рябушинского и т.д. Меценаты из числа предпринимателей субсидировали частную оперу С.М. Мамонтова, оперу С.И. Зимина, художественный театр К.С. Алексеева-Станиславского и С.Т. Морозова, издательство Солдатенкова, Александровское коммерческое училище и др.
Меньшевизм – возник на II съезде РСДРП (1903), после того как противники ленинских принципов построения партии оказались в меньшинстве при выборах центральных органов партии. Главные идеологи: Ю.О. Мартов, А.С. Мартынов, И.О. Аксельрод, Г.В. Плеханов, А.Н. Потресов, Ф.И. Дан. До 1912 г. формально были вместе с большевиками в единой РСДРП. В 1912 г. на 6-й Парижской конференции меньшевики были исключены из рядов РСДРП. В Первую мировую войну основная часть меньшевиков стояла на позициях социал-шовинизма. После Октябрьской революции меньшевики стали участниками борьбы против Советской власти.
“Мир искусства” – русское художественное объединение. Оформилось в конце 1890-х гг. (официально – в 1900) в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Как выставочный союз под эгидой журнала “Мир искусства” в первоначальном виде существовало до 1904; в расширенном составе, утратив идейно-творческое единство,– в 1910-1924. В 1904-1910 большинство мастеров “М. и.” входило
в состав Союза русских художников. Помимо основного ядра (Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансерс, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов), “М. и.” включал многих петербургских и московских живописцев и графиков (И. Я. Билибин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, В. А. Серов и др.). В выставках “Мира искусства” участвовали М. А. Врубель, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, а также некоторые иностранные художники.
Модернизм (от фр. “новейший, современный”) – общее наименование направлений в литературе и искусстве конца XIX-XX вв. (кубизм, авангардизм, сюрреализм, дадаизм, футуризм, экспрессионизм) , характеризующихся разрывом с традициями реализма, выступающих за новый подход в отражении бытия.
Монополия – крупное хозяйственное объединение (картель, синдикат, трест, концерн и т. д.), находящееся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющее контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. В России начала XX века крупнейшими монополиями были: синдикат “Продамет” (1902 г.) в чёрной металлургии, картель “Продпаровоз” (1901 г.) и синдикат “Продвагон” (1904 г.) в машиностроении, объединение “Продуголь” (1906 г.) в угледобывающей промышленности. Всего в этот период в России существовало около 200 монополий.
Октябристы – члены праволиберальной партии “Союз 17 октября”. Сформировалась к 1906. Название – от Манифеста 17 октября 1905. Выступала с требованием народного представительства, демократических свобод, гражданского равенства и др. Численность
вместе с примкнувшими группировками около 80 тыс. членов. Лидеры: А.И. Гучков, П.Л. Корф, М.В. Родзянко, Н.А. Хомяков, Д.Н. Шипов и др. Печатные органы: газета “Слово”, “Голос Москвы” и др., всего свыше 50. Самая многочисленная фракция в 3-й Государственной думе, попеременно блокировалась с умеренно-правыми и кадетами. К 1915 прекратила существование.
Отруб – по Столыпинской аграрной реформе – крестьянское хозяйство, отделившееся от общины землей. При этом дом оставался на территории общины.
Прогрессивный блок – был создан в августе 1915 г. из членов IV Государственной думы (в него вошли 236 из 422 депутатов от кадетов, октябристов, прогрессистов) с целью оказания давления на правительство. Возглавил объединение левый октябрист С. И. Шидловский, но фактическим руководителем был лидер кадетов П. Н. Милюков. 26 августа 1915 г. была опубликована декларация Прогрессивного блока с требованиями обновления состава местных органов власти, прекращения преследований за веру, освобождения некоторых категорий политических заключенных, восстановления профессиональных союзов и др. Главная цель блока заключалась в создании правительства “общественного доверия” из числа представителей администрации и думских деятелей, с тем чтобы вывести страну из сложного политического и экономического положения, в котором она оказалась в условиях Первой мировой войны, предотвратить возможный революционный взрыв.
Революционная ситуация – обстановка, служащая показателем зрелости социально- политических условий для революции. Для революционной ситуации характерны: “кризис верхов”, т.
е. невозможность представителей власти сохранять свое господство в неизменном виде, при этом нужно, чтобы “верхи” сами не могли жить по-старому; обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов и слоев; значительное повышение политической активности широких масс. В России первая революционная ситуация конца 50-начала 60-х гг. XIX в. явилась выражением кризиса феодально- крепостнической системы после поражения России в Крымской войне 1853-1856 гг. Рост крестьянского движения и общий демократический подъем толкнули самодержавие к подготовке реформ. Разрешила революционную ситуацию Крестьянская реформа 1861 г. Вторая революционная ситуация возникла в результате обострения социально- политических противоречий после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Достигла кульминации в 1880-1881 гг. В условиях наступившей реакции после убийства народовольцами Александра II правительство провело контрреформы. Революционная ситуация начала XX в. завершилась революцией 1905-1907 гг. Революционная ситуация 1913-1914 гг. не переросла в революцию из-за начавшейся I мировой войны.
Революционная ситуация в 1916-1917 гг. вылилась в Февральскую революцию 1917 г. и завершилась Великой Октябрьской социалистической революцией 1917 г.
Русские сезоны за границей – выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым в 1907-1914 гг. в Париже и Лондоне. Способствовали популярности русского искусства за рубежом. Термин прижился, стал нарицательным для обозначения успеха российских деятелей культуры и искусства за рубежом.
Символизм – направление в европейском и русском
Кадеты (партия народной свободы, кадеты) – политическая партия в России, создана в 1905. г. Программа: конституционная и парламентарная монархия, демократические свободы, культурное самоопределение народностей, входивших в состав Российской империи, частичная национализация земли, законодательное решение рабочего вопроса. Лидер – П.Н. Милюков. Печатные органы: газета “Речь”, журнал “Вестник партии народной свободы”. В 1-й и 2-й Государственных думах кадеты занимали главенствующее положение. Преобладали в первом составе Временного правительства. После Октябрьской революции кадеты объявлены “партией врагов народа”, их деятельность запрещена советским правительством. В начале 1990-х гг. возник ряд политических организаций, принявших название партии кадетов.
Картель – форма монополии, при которой участники сохраняют производственную самостоятельность, но при этом совместно решают вопросы объема производства, сбыта продукции и т.д. Прибыль в картелях распределяется согласно доли участия. В России картели появились в конце XIX в.
Концерн – одна из форм монополий, в виде многоотраслевого объединения (финансы, промышленность, транспорт, торговля и пр.) с сохранением самостоятельности в управлении, но с полной финансовой зависимостью входящих в концерн предприятий от господствующей группы монополистов.
Меценат – приближенный императора Августа в Древнем Риме, известный своим покровительством поэтам и художникам. Имя приобрело нарицательный смысл, т.е. покровитель развития науки и искусства. В России меценатство
было широко распространено в XIX – начале XX вв. Русские предприниматели сумели развить широкую деятельность и поддержать русскую культуру. Многие сделали свои коллекции произведений искусства основой доступных народу музейных собраний: Третьяковская галерея, Щукинский и Морозовский музеи современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, собрание русского фарфора А.В. Морозова, собрание икон С.П. Рябушинского и т.д. Меценаты из числа предпринимателей субсидировали частную оперу С.М. Мамонтова, оперу С.И. Зимина, художественный театр К.С. Алексеева-Станиславского и С.Т. Морозова, издательство Солдатенкова, Александровское коммерческое училище и др.
Меньшевизм – возник на II съезде РСДРП (1903), после того как противники ленинских принципов построения партии оказались в меньшинстве при выборах центральных органов партии. Главные идеологи: Ю.О. Мартов, А.С. Мартынов, И.О. Аксельрод, Г.В. Плеханов, А.Н. Потресов, Ф.И. Дан. До 1912 г. формально были вместе с большевиками в единой РСДРП. В 1912 г. на 6-й Парижской конференции меньшевики были исключены из рядов РСДРП. В Первую мировую войну основная часть меньшевиков стояла на позициях социал-шовинизма. После Октябрьской революции меньшевики стали участниками борьбы против Советской власти.
“Мир искусства” – русское художественное объединение. Оформилось в конце 1890-х гг. (официально – в 1900) в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Как выставочный союз под эгидой журнала “Мир искусства” в первоначальном виде существовало до 1904; в расширенном составе, утратив идейно-творческое единство,– в 1910-1924. В 1904-1910 большинство мастеров “М. и.” входило
в состав Союза русских художников. Помимо основного ядра (Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансерс, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов), “М. и.” включал многих петербургских и московских живописцев и графиков (И. Я. Билибин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, В. А. Серов и др.). В выставках “Мира искусства” участвовали М. А. Врубель, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, а также некоторые иностранные художники.
Модернизм (от фр. “новейший, современный”) – общее наименование направлений в литературе и искусстве конца XIX-XX вв. (кубизм, авангардизм, сюрреализм, дадаизм, футуризм, экспрессионизм) , характеризующихся разрывом с традициями реализма, выступающих за новый подход в отражении бытия.
Монополия – крупное хозяйственное объединение (картель, синдикат, трест, концерн и т. д.), находящееся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющее контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. В России начала XX века крупнейшими монополиями были: синдикат “Продамет” (1902 г.) в чёрной металлургии, картель “Продпаровоз” (1901 г.) и синдикат “Продвагон” (1904 г.) в машиностроении, объединение “Продуголь” (1906 г.) в угледобывающей промышленности. Всего в этот период в России существовало около 200 монополий.
Октябристы – члены праволиберальной партии “Союз 17 октября”. Сформировалась к 1906. Название – от Манифеста 17 октября 1905. Выступала с требованием народного представительства, демократических свобод, гражданского равенства и др. Численность
вместе с примкнувшими группировками около 80 тыс. членов. Лидеры: А.И. Гучков, П.Л. Корф, М.В. Родзянко, Н.А. Хомяков, Д.Н. Шипов и др. Печатные органы: газета “Слово”, “Голос Москвы” и др., всего свыше 50. Самая многочисленная фракция в 3-й Государственной думе, попеременно блокировалась с умеренно-правыми и кадетами. К 1915 прекратила существование.
Отруб – по Столыпинской аграрной реформе – крестьянское хозяйство, отделившееся от общины землей. При этом дом оставался на территории общины.
Прогрессивный блок – был создан в августе 1915 г. из членов IV Государственной думы (в него вошли 236 из 422 депутатов от кадетов, октябристов, прогрессистов) с целью оказания давления на правительство. Возглавил объединение левый октябрист С. И. Шидловский, но фактическим руководителем был лидер кадетов П. Н. Милюков. 26 августа 1915 г. была опубликована декларация Прогрессивного блока с требованиями обновления состава местных органов власти, прекращения преследований за веру, освобождения некоторых категорий политических заключенных, восстановления профессиональных союзов и др. Главная цель блока заключалась в создании правительства “общественного доверия” из числа представителей администрации и думских деятелей, с тем чтобы вывести страну из сложного политического и экономического положения, в котором она оказалась в условиях Первой мировой войны, предотвратить возможный революционный взрыв.
Революционная ситуация – обстановка, служащая показателем зрелости социально- политических условий для революции. Для революционной ситуации характерны: “кризис верхов”, т.
е. невозможность представителей власти сохранять свое господство в неизменном виде, при этом нужно, чтобы “верхи” сами не могли жить по-старому; обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов и слоев; значительное повышение политической активности широких масс. В России первая революционная ситуация конца 50-начала 60-х гг. XIX в. явилась выражением кризиса феодально- крепостнической системы после поражения России в Крымской войне 1853-1856 гг. Рост крестьянского движения и общий демократический подъем толкнули самодержавие к подготовке реформ. Разрешила революционную ситуацию Крестьянская реформа 1861 г. Вторая революционная ситуация возникла в результате обострения социально- политических противоречий после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Достигла кульминации в 1880-1881 гг. В условиях наступившей реакции после убийства народовольцами Александра II правительство провело контрреформы. Революционная ситуация начала XX в. завершилась революцией 1905-1907 гг. Революционная ситуация 1913-1914 гг. не переросла в революцию из-за начавшейся I мировой войны.
Революционная ситуация в 1916-1917 гг. вылилась в Февральскую революцию 1917 г. и завершилась Великой Октябрьской социалистической революцией 1917 г.
Русские сезоны за границей – выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым в 1907-1914 гг. в Париже и Лондоне. Способствовали популярности русского искусства за рубежом. Термин прижился, стал нарицательным для обозначения успеха российских деятелей культуры и искусства за рубежом.
Символизм – направление в европейском и русском