Файл: Учебное пособие содержит учебнометодические и практические материалы по основным 12 темам курса. Подробно рассматривается решение типовых задач..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 610

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Максимально возможный (при прочих равных условиях) выпуск продукции в заданной номенклатуре и ассортименте называется производственной мощностью.
В отдельных видах бизнеса вместо понятия «производственная мощность» используют понятия «производственная возможность» или «пропускная способность». Например, характеризуя производственную мощность магазина или кафе, говорят о возможности или пропускной способности магазина (какое максимальное количество клиентов может быть обслужено и т.д.). Пропускная способность, производственная возможность и производственная мощность в данном случае синонимы.
Особенности расчета производственной мощности заключаются в том, что участвующие в производственном процессе подразделения и участвующие в технологическом процессе отдельные виды оборудования, как правило, имеют разную пропускную способность, или производительность. Поэтому производственная мощность всей технологической цепочки будет определяться оборудованием, имеющим минимальную пропускную способность, или «узким местом».
«Узкое место» – это элемент в производственной системе, имеющий минимальную пропускную способность (производственную возможность, производственную мощность).
Рассчитывая свою производственную программу, необходимо исходить из возможностей «узкого места» или разрабатывать меро-

приятия по расшивке «узкого места».
Единицы измерения производственной мощности. Производственная мощность предприятия определяется в тех же натуральных единицах измерения, в которых планируется и учитывается производство промышленной продукции на данном предприятии: тоннах, метрах, штуках, комплектах и т.д. Одновременно с расчетом производственной мощности в натуральных показателях она определяется и в стоимостном выражении, в сопоставимых ценах и условиях.
Расчет производственной мощности осуществляется как в целом по предприятию, так и по видам продукции, при этом естественно предположить, что продукция предприятия достаточно разнородна, что в свою очередь предполагает использование, наряду с вышеназванным денежным, других универсальных измерителей – посредственных и опосредованных. При большой номенклатуре осуществляется приведение различных изделий к одному или нескольким видам однородной продукции, которые принимаются за единицу приведения – обобщенную (ОЕП) или групповую (ГЕП). Приведение к одному виду продукции (ОЕП или ГЕП) производится с помощью коэффициентов


затрат машинного времени или времени в нормо-часах.
Особенности расчета производственных мощностей. Производственная мощность рассчитывается в соответствии с «Основными положениями по расчету производственных мощностей действующих предприятий, производственных объединений (комбинатов)», утвержденными Госпланом СССР и ЦСУ СССР 8 декабря 1983 г., а также отраслевыми инструкциями. Фонд времени работы оборудования принимается максимально возможным и рассчитывается исходя из:

  1. числа календарных дней в году;

  2. времени выходных и праздничных дней (вычитается);

  3. количества рабочих часов в сутки (24 часа в сутки – для предприятий с непрерывным процессом производства; исходя из двухсменного режима работы – если ведущие цеха предприятия работают в две смены или меньше, чем в две смены; исходя из фактического режима работы – на предприятиях, где ведущие цеха работают большее число смен, чем предусматривалось по проекту);

  4. установленной продолжительности смен в часах;

  5. нерабочего времени в сокращенные смены, в предпраздничные и предвыходные дни (вычитается);

  6. нормативного времени, необходимого для проведения планово-предупредительных ремонтов, проверок, осмотров оборудования (вычитается).


По предприятиям и цехам, мощности которых находятся в стадии освоения, за наличную производственную мощность принимается введенная в действие проектная мощность.
Если номенклатура планируемой продукции не соответствует проектной, то производится перерасчет мощности по планируемой номенклатуре и ассортименту продукции.
Если в отчетном периоде номенклатура выпускаемой продукций не соответствует планируемой, то производится перерасчет мощно-

сти по фактической номенклатуре и ассортименту продукции.
Коэффициент сопряженности. Производство продукции осуществляется, как правило, несколькими структурными подразделениями предприятия – цехами, поэтому очень важно заблаговременно знать возможности каждого из участников единого технологического процесса.


Для установления степени соответствия мощностей различных цехов предприятия определяется коэффициент сопряженности ведущего цеха предприятия и остальных цехов, участвующих в выпуске данного заказа. Коэффициент сопряженности – это отношение объема выпуска продукции ведущего цеха, принимающего участие в выпуске данного заказа в соответствии с внутрипроизводственной кооперацией.
При выявлении несоответствий в загрузке цехов разрабатываются организационно-технические мероприятия, обеспечивающие оптимальную сопряженность.

9.2. Показатели выпуска продукции
Продукт – это изделие, получаемое из исходного сырья и материалов таким технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала полностью исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность.
Услуга – вид деятельности, результатом которой является удовлетворение потребностей, и которая не меняет натурально-веще-ственной формы продукта. Примерами услуг являются: перевозка товара; расфасовка товара в тару; ремонт и придание продуктам отдельных улучшенных потребительских свойств (мойка машин и т.п.); рекламирование товара; организация его продаж и т.д.

Продукты, товары и услуги производятся в определенной, номенклатуре и ассортименте.


Номенклатура – перечень видов продукции, работ или услуг, выпускаемых или выполняемых предприятием.

Ассортимент – состав и соотношение отдельных изделий в продукции определенного вида в рамках одной позиции номенклатуры.

Классификация товаров и услуг. Обычно продукция делитсяна две соответствующие категории – потребительские и промышленные (индустриальные) товары.

Потребительские товары делятся на три категории: товары массового спроса, товары, выбираемые при покупке, товары со специальными характеристиками. Товары массового спроса – это такие товары, которые клиенты покупают часто, быстро, без сравнения с другими товарами (ряд продовольственных товаров, сигареты, газеты, напитки и т.д.). Обычно эти товары являются продуктами краткосрочного пользования.
Товары, выбираемые при покупке. Эти товары покупатель отбирает в процессе покупки и сравнивает с другими по таким параметрам, как качество, цена, стиль, цвет и т.д. (одежда, обувь, мебель). Эти товары зачастую не имеют известных товарных знаков. Даже если эти товарные знаки есть, то это не значительно влияет на выбор

клиентов.

Товары со специальными характеристиками – это товары с уникальными данными; как правило, имеют товарный знак и ориентированы на определенные группы покупателей (специальные виды и типы ювелирных украшений, радиоэлектронной аппаратуры, автомобилей, одежды по спецзаказам и т.д.). Покупатель принимает решение о покупке исходя из наличия известного ему товарного знака

или названия фирмы.
Услуги потребительского характера. Услуги – это действие, результатом которых является либо какое-то изделие, либо какой-то полезный эффект (изготовленный по индивидуальному заказу шкаф, чтение лекций, консультирование, перевод, редактирование, перепечатка рукописи и т.д.)
В зависимости от степени готовности продукцией предприятия могут быть готовые изделия, полуфабрикаты, незавершенное производство.
Готовые изделия – продукты, не требующие никакой дальнейшей обработки (или сборки) на данном предприятии и предназначенные для отпуска на сторону или непромышленным организациям того же предприятия. Готовыми считаются только те изделия, которые полностью укомплектованы и
точно соответствуют установленным стандартам, приняты отделом технического контроля, снабжены сертификатом или другим документом, удостоверяющим их качество, и переданы на склад готовых изделий.

Полуфабрикаты промышленного предприятия – это то, что закончено производством в одних цехах, но подлежит дальнейшей обработке или сборке в других. Некоторая их часть может быть отпущена на сторону; по своему экономическому назначению такие полуфабрикаты не отличаются от готовой продукции. Например, выплавленный на металлургическом комбинате чугун рассматривается как полуфабрикат, потому что из него на том же металлургическом заводе производится сталь.

Незавершенным производством считаются те предметы, обработка которых начата, но еще не закончена в пределах одного цеха предприятия. Например, это машина, сборка которой начата, но не закончена в сборочном цехе.

В продукцию предприятия включаются также производственные услуги или работы промышленного характера. Они либо восстанавливают частично утраченную потребительную стоимость продуктов (капитальный, средний, текущий ремонт оборудования, транспортных средств, механизмов, приборов, швейных изделий и т.п.), либо увеличивают ранее созданную потребительную стоимость (отдельные операции по доведению до полной готовности изделий, произведенных другими предприятиями, такие, как, например, окраска, никелировка, шлифовка, раскрой, расфасовка, разлив).
Учет продукции в натуральных измерителях. Основным методом учета продукции является натуральный в соответствующих физических единицах измерения (штуки, килограммы, метры, литры и т.д.). Именно этот метод показывает, какое количество конкретных потребительских стоимостей произведено за отчетный период. Учет в натуральных единицах измерения лежит в основе и других методов учета продукции, он широко используется для построения балансов производства и распределения отдельных продуктов, для вычисления объема продуктов на душу населения.
Учет ведется по методу так называемого валового оборота, когда подсчитывается все количество изготовленной предприятием продукции, независимо от того, пошла ли часть этой продукции на собственное производственное потребление (в дальнейшем – переработку на данном предприятии) или полностью за пределы предприятия. Например, металлургический завод наряду с прокатом должен показать в отчете весь выплавленный чугун – как реализованный на сторону, так и потребляемый заводом на выплавку стали; всю сталь – как реализованную на сторону, так и перерабатываемую на заводе в прокат. Аналогично текстильная фабрика должна показать наряду с выработанными тканями всю выработанную пряжу – как реализованную на сторону, так и потребляемую на производство тканей.