Файл: Учебное пособие содержит учебнометодические и практические материалы по основным 12 темам курса. Подробно рассматривается решение типовых задач..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 579
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сопряженный рычаг характеризует совокупное влияние предпринимательского и финансового рисков и показывает, на сколько процентов изменится чистая прибыль при изменении объема реализации на 1 %:
Сопряженный рычаг = Сила операционного рычага Эффект финансового рычага (Валовая маржа / Прибыль до уплаты процентов и налогов) * (Прибыль до уплаты процентов и налогов / Прибыль за вычетом процентов)
вычетом | (12.5) |
Сочетание мощного операционного рычага с мощным финансовым рычагом может оказать негативное влияние на финансово-экономические результаты предприятия, особенно в условиях стагнации предпринимательской деятельности и снижения выручки от реализации. Поскольку предпринимательский и финансовый риски взаимно умножаются, взаимодействие операционного и финансового рычагов усугубляет негативное воздействие сокращающейся выручки от реализации на чистую прибыль. Таким образом, для финансовой устойчивости предприятия важно:
-
нахождение оптимального соотношения между постоянными и переменными затратами в структуре себестоимости продукции; -
выбор рациональной структуры капитала с точки зрения соотношения собственных и заемных средств.
12.3. Безубыточность работы предприятия
Главная задача менеджера – определить оптимальный диапазон объема продукции, при котором компания будет иметь максимальный размер прибыли.
Безубыточность работы предприятия зависит от многих факторов, в том числе от выбора оптимального объема производства и целесообразных темпов развития предприятия; для анализа безубыточности необходимо уметь определять точку безубыточности (са-
моокупаемости) предприятия.
Точка безубыточности (критический объем производства / продаж) – это такой объем реализации, при котором полученные доходы обеспечивают возмещение всех затрат и расходов, но не дают возможности получать прибыль. Нижний предельный объем выпуска продукции означает, что прибыль равна нулю.
Безубыточность работы компании можно представить, как равенство выручки от продаж общим затратам (переменные и постоянные). Точка безубыточности характеризуется следующими показателями:
1. Критический (пороговый) объем реализации, шт. = Постоянные расходы на объем реализации / (Цена – Средние переменные затраты на единицу продукции)
2. Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не получает и прибыли.
Порог рентабельности, руб. = Критический объем реализации, шт.
Цена | (12.6) |
3. Запас финансовой прочности – это сумма, на которую предприятие может себе позволить снизить выручку, не выходя из зоны прибылей.
Запас финансовой прочности, руб. = Выручка от реализации, руб. – Порог рентабельности, руб. (12.7)
4. Маржа безопасности, шт. = Объем реализации, шт. – Критический объем реализации, шт. (12.8)
Последние два показателя оценивают, насколько далеко предприятие находится от точки безубыточности. Это оказывает влияние на приоритет управленческих решений. Если предприятие приближается к точке безубыточности, то актуализируется проблема управления постоянными затратами, так как их доля в стоимости возрастает. Условно-постоянные затраты – это амортизационные отчисления, управленческие и ремонтные расходы, арендная плата, проценты за кредит, налоги, относимые на себестоимость продукции, и т.п.
На величину критического объема реализации и порога рентабельности оказывают влияние изменение суммы постоянных расходов, величина средних переменных затрат и уровень цены. Так, предприятие с малой долей постоянных доходов может производить относительно меньше продукции, чем предприятие с большей долей постоянных расходов, чтобы обеспечить безубыточность и безопасность своего производства. Запас финансовой прочности у такого предприятия выше, чем у предприятия с большей долей постоянных расходов.
Финансовые результаты предприятия с низким уровнем постоянных расходов в меньшей степени зависят от изменения физического объема производства. Предприятие с высокой долей постоянных расходов должно в значительно большей мере опасаться снижения объема производства.
12.4. Оценка стоимости предприятия
Процесс оценки предприятия позволяет не просто определить его рыночную стоимость, а может способствовать трансформации предприятия, подготовке его к борьбе за выживание на конкурентном рынке. Оценка позволяет улучшить управление предприятием. Процесс оценки является основанием для выработки стратегии, он выявляет альтернативные подходы к управлению предприятием и позволяет определить, какой из них обеспечит собственнику максимальную рыночную цену, что и является одной из важнейших целей управления предприятием в рыночной экономике.
Потребность в оценке возникает и при выборе инвестиционных решений. Для того чтобы ответить на вопрос: инвестиции в какой бизнес принесут наибольшую отдачу, нужно в первую очередь оценить активы предприятия и будущие доходы от бизнеса.
Одной из причин, вызывающих необходимость оценки, является купля-продажа всего предприятия или его части. Это возможно в ситуации, когда владелец бизнеса хочет продать часть своих активов, или в случае конфликта между членами товарищества, когда один из членов захочет продать свою часть. В рыночной экономике часто бывает необходимо установить стоимость активов для подписания договора купли-продажи между партнерами, например, когда владельцы договариваются, какими будут их доли в случае расторжения соглашения или смерти кого-то из них.
Рыночный механизм немыслим без развития рынка ценных бумаг, а это также требует проведения оценки предприятий. В частности, оценка нужна при определении цены пакета акций. Потребность в оценке возникает и в связи с расширением сферы залогового кредитования, потому что обычно величина стоимости активов по бухгалтерской отчетности может резко отличаться от их рыночной стоимости.
Повышение риска, характерное для рыночной экономики, ведет к дальнейшему развитию страхования, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов в преддверии возможных потерь. Таким образом, оценку бизнеса проводят в целях:
-
повышения эффективности текущего управления предприятием, фирмой; -
определения стоимости ценных бумаг в случае купли-прода-жи акций предприятий на фондовом рынке; -
определения стоимости предприятия в случае его купли-про-дажи целиком или по частям; -
реструктуризации предприятия; -
разработки плана развития предприятия; -
определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании; -
страхования; -
принятия обоснованных управленческих решений; налогообложения; -
осуществления инвестиционного проекта развития бизнеса.
Принципы, связанные с представлением владельца об имуществе, включают принципы полезности, замещения и ожидания. Принцип полезности: предприятие обладает стоимостью, если оно может быть полезным потенциальному владельцу, т.е. предназначено для производства определенного вида продукции, ее реализации и получения прибыли.
Принцип замещения: разумный покупатель не заплатит за предприятие больше, чем наименьшая цена, запрашиваемая за другое аналогичное предприятие с такой же степенью полезности. Принцип ожидания: ожидание будущей прибыли или других выгод, которые могут быть получены в будущем от использования имущества предприятия, а также размера денежных средств от его перепродажи.
Принципы, связанные с рыночной средой, включают принципы зависимости, соответствия, взаимосвязи между спросом и пред-
ложением, конкуренции, изменения стоимости.
Принцип зависимости: стоимость предприятия зависит от множества факторов, но и само оцениваемое предприятие влияет на стоимость окружающих объектов недвижимости и других предприятий, находящихся в данном регионе.
Принцип соответствия: любое предприятие должно соответствовать рыночным и градостроительным стандартам, действующим в данном регионе.
Принцип предложения и спроса: обычно спрос оказывает нацену предприятия большее влияние, чем предложение, так как он более изменчив; на стоимость предприятий оказывает большое влияние соотношение спроса и предложения. Если спрос превышает предложение, то при постоянстве факторов цены растут; если предложение превышает спрос, цены падают; если же спрос соответствует предложению, цены стабильны.
Принцип конкуренции: это соревнование предпринимателей вполучении прибыли; она обостряется в тех сферах экономики, где намечается рост прибыли, ведет к росту предложения и снижению
массы прибыли.
Принцип изменения: ситуация на рынке постоянно изменяется:появляются новые предприятия, изменяется профиль действующих; изменяются также экономическая, социальная, техническая и политическая сферы деятельности предприятия. Объекты собственности изнашиваются, изменяются техника, технология, сырьевая база. Характер использования земли изменяется под влиянием государства и частного сектора. Экономические условия открывают новые возможности, колеблются объем денежной массы и процентные ставки. Человеческие вкусы и устремления весьма переменцивы. Поэтому эксперты-оценщики должны проводить оценку стоимости предпри-
ятия на конкретную дату.
Принципы, связанные с эксплуатацией имущества, включают: принципы остаточной продуктивности, вклада, возрастающей и уменьшающейся отдачи, сбалансированности, экономической (оптимальной) величины и экономического разделения, и соединения прав
собственности.
Принцип остаточной продуктивности земельного участка.Любой вид предпринимательской деятельности, как правило, требует наличия четырех факторов производства: труда, капитала, управления и земли. Каждый используемый фактор производства должен оплачиваться вновь произведенной стоимостью, создаваемой данной деятельностью.
Земля недвижима, а труд, капитал и управление «привязаны» к ней. Вначале оплачиваются три «привязанных» фактора производства, а затем собственник земли из остатка прибыли получает ренту (либо налог на землю, либо арендную плату). Таким образом, земля имеет «остаточную стоимость», т.е. компенсируется тогда, когда есть остаток дохода после оплаты воспроизводства всех других фак-
торов производства.
Принцип вклада. Вклад – это сумма, на которую увеличиваетсяили уменьшается стоимость предприятия или чистая прибыль, полученная от него вследствие наличия или отсутствия какого-либо улучшения или дополнения к действующим факторам производства. Некоторые факторы увеличивают стоимость имущественного комплекса предприятия на большую величину, чем связанные с ними
затраты, а некоторые уменьшают.
Принцип возрастающей или уменьшающейся отдачи. Данныйпринцип означает, что по мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистая прибыль имеет тенденцию увеличиваться растущими темпами до определенного момента, после которого общая отдача хотя и растет, но замедляющимися темпами. Это замедление происходит до тех пор, пока прирост стоимости не ста-
новится меньше, чем прирост затрат на добавленные ресурсы.
Принцип сбалансированности (пропорциональности) предприятия. Этот принцип означает, что любому виду производства соответствуют оптимальные сочетания факторов производства, при которых достигается максимальная прибыль, а значит, и максимальная
стоимость предприятия.
Принцип оптимального размера (масштаба)