Файл: Учебное пособие определяет содержание курса Тактикоспециальная подготовка иОрганизация режима и охраны в иу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение
Учебное пособие определяет содержание курса «Тактико-специальная подготовка» и «Организация режима и охраны в ИУ» по регулированию применения физической силы и специальных средств сотрудником уголовно-исполнительной системы.

Учреждения и органы уголовно-исполнительной системы решают определённые задачи, которые возникают как в обычных условиях, так и в особых условиях жизни. При этом сотрудники УИС должны профессионально осуществлять свою служебную деятельность с применением умений и навыков в повседневной жизни и в кризисных ситуациях.

Цель: изучить правовое регулирование применения физической силы и специальных средств сотрудниками уголовно-исполнительной системы России, а также эффективность их применения.

Задачи:

1) изучить общие положения нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы при применении физической силы и специальных средств;

  1. рассмотреть порядок действия по пресечению противоправных действий осужденных с использованием физической силы и специальных средств в чрезвычайных ситуациях;

3) проанализировать основы формирования психологической устойчивости сотрудников УИС, развития у них бдительности, наблюдательности и иных профессионально-психологических качеств, необходимых для решения оперативно-служебных и служебно-боевых задач;

4) изучить приемы и способы обеспечения личной безопасности при отсутствии специальных средств у сотрудников УИС;

5) проанализировать нормативные ограничения применения сотрудниками специальных средств к осужденным в кризисных ситуациях.

В ходе изучения предлагаемого курса обучающиеся должны:

Знать:

нормативно-правовую базу по применению физической силы и специальных средств;

нормы уголовно-исполнительного законодательства;

права и обязанности сотрудников УИС по пресечению и предупреждению правонарушений на территории исправительных учреждений;

правовые основы и порядок применения физической силы и специальных средств;

материальную составляющую специальных средств и область их применения;

меры безопасности при обращении со специальными средствами;

виды боевых приемов для осуществления личной безопасности.

Уметь:

правильно толковать и применять нормативно-правовые акты;

правильно оценивать факты и обстоятельства правонарушения для применения физической силы и специальных средств;


использовать специальные средства в соответствии с их предназначением;

пресекать противоправные действия, в том числе с применением физической силы и специальных средств;

ориентироваться по ситуации, использовать индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожных покровов;

взаимодействовать с гражданами, представителями органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;

проводить осмотр задержанного после применения физической силы или специальных средств.

Глава 1. Правовые и организационные аспекты применения физической силы И спецсредств


    1. Правовое регулирование применения физической силы и спец средств сотрудниками УИС

В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация является правовым государством, а правовое государство характеризуется, прежде всего, принципом верховенства права: действующим в государстве правовым нормам обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, общественные объединения, граждане и должностные лица, к числу которых относятся и сотрудники УИС России1. Особенностью правовой системы нашего государства выступает доминирование норм международных договоров Российской Федерации над нормами, предусмотренными ведомственным и федеральным законодательством (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Судебная и исполнительная деятельность государственных органов ограничена действующими правовыми нормами, а решения, принятые законодательной властью, зависят от закрепленных в Конституции РФ и международных правовых документах прав и свобод человека.

В этом смысле закрепление в должностных полномочиях сотрудников УИС России требования о применении физической силы, специальных средств, при выполнении профессиональных обязанностей является нормативно закрепленным положением, наделяющим данную категорию должностных лиц правом на нарушение определенных прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. Важно подчеркнуть, что законодатель признает необходимой реализацию сотрудниками УИС России такого права для поддержания нормальной деятельности исправительных учреждений, однако исключительно в установленных законом рамках необходимости их применения. При этом применение физической силы, специальных средств сотрудниками УИС по отношению к лицам, содержащимся в исправительных учреждениях, должно осуществляться с неукоснительным

соблюдением прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ, на которые не наложены ограничения в связи с отбыванием данным лицом наказания.

Чтобы понять природу правомерных действий сотрудников УИС, важно уяснить, что составляет правовую основу их служебной деятельности в уголовно-исполнительной системе РФ. Такую основу составляют Конституция РФ, законы и иные правовые акты Российской Федерации, нормативные акты Минюста и ФСИН России.

Вышесказанную основу, в соответствии со степенью юридической силы, составляют нормы международного права, федеральные нормативно-правовые акты Российской Федерации, нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, ведомственные нормативные акты Минюста России и ФСИН России, а также локальные правовые акты (приказы, инструкции, распоряжения и иные нормативные акты), принятые руководством учреждения ФСИН России.

С точки зрения международного права основу правомерного применения физической силы, специальных средств сотрудниками исправительных учреждений при исполнении служебных обязанностей составляют:

  • Минимальные стандартные правила обращения с заключенными2 (пр. 33, 34, 54 п. 1–3);

  • Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка3 (ст. 3, комментарий, п. a, b, c);

  • Основные принципы применения силы и специальных средств должностными лицами по поддержанию правопорядка4;

  • Рекомендация R (82) 17 Комитета Министров странам-участницам относительно системы заключения и обращения с опасными преступниками5;

  • Европейские пенитенциарные правила. Рекомендация R (87) 3 Комитета министров государствам-членам относительно Европейских пенитенциарных правил6 (ст. 39, 40, 63.1, 63.2, 63.3).

К основным федеральным нормативным документам Российской Федерации, регламентирующим основания и порядок применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками УИС России относятся:

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации7 (ст. 86);

  • Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»8 (ст. 28–31);

  • Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»9 (ст. 43–47);

  • Федеральный закон «Об оружии»10 (ст. 1, 2, 4, 6–8, 10, 11, 19, 22, 24, 27);

  • нормативно-правовые акты Минюста России и ФСИН России, в том числе для служебного пользования.


Окончательные указания относительно порядка несения службы, в том числе применения физической силы, специальных средств, даются сотрудникам УИС на инструктажах перед заступлением на службу, а также во время проведения инструктивных занятий с личным составом подразделения. На таких занятиях лицам рядового и младшего начальствующего состава разъясняются особенности применения действующих нормативных документов в аспекте специфики прохождения службы и оперативной обстановки в исправительном учреждении, в частности на подконтрольном ими участке. Возможность проведения таких разъяснительных мероприятий без сомнения оказывает влияние на повышение уровня правомерности применения мер безопасности сотрудниками УИС России.

Таким образом, лица, имеющие распорядительные полномочия в отношении сотрудников УИС которым установлены требования о применении мер безопасности в определенных законом случаях в соответствии с занимаемой должностью, наделены правом ужесточать или, наоборот, смягчать данные требования в части оснований, порядка и интенсивности применения мер безопасности во время несения службы, однако, в рамках действующего законодательства. В этом смысле важно отметить, что руководители структурных подразделений учреждений и органов УИС при постановке соответствующих требований не должны нарушать нормы действующего уголовного, уголовно-исполнительного и ведомственного законодательства.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ11 на сотрудников уголовно-исполнительной системы распространяется действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-112.

На основании норм данного документа можно заключить, что сотрудниками уголовно-исполнительной системы являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава внутренней службы.

В Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка особое внимание обращается на высокую степень ответственности, требуемую от должностных лиц по поддержанию правопорядка. Особенностью их деятельности является постоянное выполнение возложенных на них законом обязанностей, «служа общине и защищая всех лиц от противоправных актов» (ст. 1 указанного Кодекса). В статье 3 рассматриваемого международного правового акта закреплены полномочия должностных лиц по поддержанию правопорядка, допускающие применение силы. Под закрепленным в международном правовом документе понятием «применение силы» понимается законное применение всех необходимых мер безопасности в рамках возложенных на сотрудника должностных полномочий.


Согласно ст. 3 Кодекса применение силы допускается исключительно в случаях крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей. При этом понятие «крайняя необходимость» в приведенной норме не относится к институту обстоятельств, исключающих преступность деяния, а подчеркивает исключительный характер применения мер безопасности должностными лицами по поддержанию правопорядка.

Особое внимание в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка уделяется принципу пропорциональности (коммент. «b» ст. 3). В соответствии с этим принципом должностным лицам по поддержанию правопорядка рекомендуется применять силу в такой степени, какая будет являться соразмерной поставленной законной цели. При этом важно, чтобы такая сила не превышала необходимые для этих целей пределы (коммент. «а» ст. 3).
1.2. Основания и порядок применения физической силы, специальных средств сотрудниками УИС
К прохождению службы сотрудниками уголовно – исполнительной системы выдвигаются требования, связанные с их профессиональной и психологической подготовкой. Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации определяется содержание программ специальной подготовки к действиям в условиях, связанных с применением физической силы13.

Основаниями применения к осужденным и лицам, содержащимся под стражей, физической силы, специальных средств являются:

- сопротивление персоналу мест содержания под стражей - активное противодействие осужденными (заключенными под стражу) выполнению возложенных на сотрудников этих учреждений обязанностей по обеспечению порядка отбывания наказания, прежде всего соблюдению осужденными, заключенными под стражу дисциплины и установленных для них правил поведения;

- злостное неповиновение законным требованиям персонала - открытый, демонстративный отказ от исполнения, обращенного к подозреваемому или обвиняемому требования сотрудника, который в силу выполняемых им функций имеет основанное на законе право предъявить такое требование, а осужденный обязан его выполнить;

- проявление буйства - бесчинство, агрессивное поведение, которое может сопровождаться повреждением имущества, оскорблением персонала, нецензурной бранью (такого рода действия можно при наличии соответствующих признаков рассматривать как хулиганство - ст. 213 УК РФ);