Файл: Учебное пособие определяет содержание курса Тактикоспециальная подготовка иОрганизация режима и охраны в иу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статистические данные свидетельствуют, что за период с 2005 по 2018 гг. сотрудниками УИС в отношении осужденных физическая сила применялась 25134 раз20.

Статистические данные свидетельствуют, что в 2017 году сотрудниками УИС специальные средства и газовое оружие применялось по отношению к осуждённым 1 631 раз (2016 год – 1954 раза), из них аэрозольные средства 143 раза, резиновые палки 259 раз, а физическая сила применялась 2 075 раз. По сравнению с 2016 годом, применение физической силы и специальных средств снизилось на 323 случая, а если рассматривать в процентном соотношении то на 16,5 %.

Так, например, 06.10.2017 года в 19 часов 01 минуту в ФКУ СИЗО – 1 по Калужской области для ремонта оконной рамы в камере № 72 был выведен в камеру временного содержания обвиняемый Балацко Н. Н., 1991 года рождения. При следовании обвиняемый Балацко Н. Н. нанес удар ведром в область головы сопровождающему его младшему инспектору 2 категории дежурной смены сержанту внутренней службы Журавкову А. С.

В 19 часов 02 минуты с целью пресечения неповиновения открытой формы и противодействия законный требованиям сотрудника УИС к обвиняемому Б. Н. Н. была применена физическая сила, а для ограничения действий – наручники, после чего был сопровождён в боксы сборного отделения для проведения полного обыска и профилактической беседы21.

Личная безопасность сотрудника УИС определяется условиями и порядком применения физической силы, специальных средств, которые регламентируются ст. ст. 28–30, 31.1-31.4 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 503-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и вступивших в силу с 9 января 2017 года.

Внесенные изменения в первую очередь помогают на практике минимизировать вред здоровью осужденных в случае применения мер безопасности, помогают конкретизировать порядок применения таких мер, помогают уточнить правоприменение сотрудниками УИС подручных средств в определенных случаях. Следует отметить позитивным шаг законодателя о закреплении в ст. 28 Закона об учреждениях и органах УИС возможности применения указанных силовых мер не только на территории ИУ, СИЗО и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, но и на охраняемых объектах УИС, при исполнении обязанностей по конвоированию.


Кроме того, Закон об учреждениях и органах УИС конкретизирует случаи применения сотрудником УИС физической силы; расширяет перечень случаев применения спецсредств; дополняет перечень видов специальных средств; устанавливает дополнительные ограничения, связанные с применением специальных средств (включая ограничения на применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия, а также на нанесение человеку ударов палкой специальной в отдельные области тела и т.п.)22.
2.2. Проблемы применения физической силы и специальных средств в исправительном учреждении и следственном изоляторе
С 09.01.2017 сотрудники УИС вправе применять физическую силу уже при возникновении опасности противодействия со стороны осужденных, а не просто при неповиновении. Кроме того, действие Закона об учреждениях и органах УИС сужено до применения именно силы, а не насильственных действий. Статья 30 Закона об учреждениях и органах УИС предусматривает новые виды специальных средств, которые минимизируют вред от их применения: электрошоковые устройства, светошоковые устройства, специальные газовые средства, средства принудительной остановки транспорта. Применение указанных спецсредств призвано пресечь незаконные действия осужденных, применяя более гуманные методы, имеющие больше психологическое воздействие, чем физическое, не причиняющие вред здоровью и не приводящие к серьезным и долговременным расстройствам организма человека.

Однако определенные недостатки имеют место в содержании правовых положений об основаниях и порядке применения физической силы, специальных средств сотрудниками УИС. Так, например, ч. 4 ст. 30 Закона об учреждениях и органах УИС содержит одно из новых оснований применения специальных средств, а именно «для пресечения неповиновения или противодействия законным требованиям сотрудника уголовно-исполнительной системы, связанных с угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья». Не совсем понятно, с чем соотносится словосочетание «связанных с угрозой…» и далее по тексту, ввиду чего возможно двойное толкование нормы права. По нашему мнению, оно относится и к противодействию (например, сотрудников УИС не пускают в камеру, где одни осужденные избивают другого осужденного), и к неповиновению (например, осужденный отказывается вернуть выданный ему на работе колюще-режущий инструмент).

Поэтому требуются определенные доработки некоторых правовых положений Закона об учреждениях и органах УИС. Следует отметить, что к сотрудникам УИС не применяется уголовная ответственность за вред, причиненный лицу, посягавшему на их безопасность, или задерживаемому, если они действовали в соответствии с требованиями уставов, положений и иных нормативных актов, предусматривающих основания и порядок применения специальных средств. Так, 16 января 2008 г. в исправительном учреждении УФСИН России по Амурской области во время проведения ежедневного обыска около 50 осужденных, протестуя против изъятия запрещенных предметов, вскрыли себе вены бритвенными лезвиями, извлеченными из одноразовых станков. Беспорядки были устранены силами сотрудников колонии. К некоторым осужденным сотрудники учреждения применили специальные средства. Проверка, проведенная сотрудниками прокуратуры, показала, что действия сотрудников исправительной колонии являлись правомерными

23.

В свою очередь, в случае неправомерного применения физической силы и специальных средств при исполнении должностных обязанностей сотрудниками УИС, открывается уголовное дело. За период с 2005 по 2018 гг. по фактам применения физической силы с нарушением требований закона было возбуждено 50 уголовных дел24.

Отсутствие четких положений действующего закона в части применения физической силы и спецсредств не позволяет сотрудникам быть уверенными в том, что их действия будут квалифицированы как законные. В свою очередь, не применение специальных средств провоцирует осужденных на насилие в отношении сотрудников. Иначе ситуация обстоит в странах Европы и США, где законодательством предусмотрен более широкий спектр оснований для применения физической силы и специальных средств сотрудниками правоохранительных органов в целях пресечения правонарушений, а также в случае угрозы собственной жизни и здоровью.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 года №503-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» направлен на минимизацию вреда здоровью осужденных в случае применения к ним мер безопасности, уточняет порядок их применения сотрудниками УИС в составе группы при проведении спецоперации или конвоировании заключенных, конкретизирует право применения сотрудниками подручных средств в определенных случаях. Внесено уточнение о наступлении ответственности сотрудников УИС при превышении ими полномочий при применении мер безопасности и об освобождении сотрудника от ответственности за причинение вреда, если применение осуществлялось в случае и в порядке, предусмотренных законом.

Обеспечение законности, при применении сотрудниками УИС специальных средств, в деятельности пенитенциарных учреждений предполагает надлежащее оформление как самого факта их применения, так и возможных последствий. Статьей 28 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлена обязанность сотрудников УИС проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим
25. Например, в ночь на 18 сентября 2013 года на территории колонии № 9 (Новгородская область) в ходе конфликта между 30 осужденными произошла драка. Трое из них получили незначительные травмы. Для разгона массовой драки были приготовлены водометы, но необходимости в их использовании не возникло26.

Сотрудники УИС не подлежат уголовной ответственности за вред, причиненный посягавшему или задерживаемому, если они действовали в соответствии с требованиями уставов, положений и иных нормативных актов, предусматривающих основания и порядок применения специальных средств

Как мы уже отмечали, в случае неправомерного применения физической силы и специальных средств сотрудниками УИС, открывается уголовное дело. Так, в декабре 2012 года два руководящих сотрудника ИК-8 (Свердловская область) скрыли преступление – избиение одного осужденного другими осужденными. После этого, желая самостоятельно наказать обидчиков, они причинили телесные повреждения шестерым осуждённым. Судом данные сотрудники признаны виновными в превышении должностных полномочий с применением насилия и злоупотреблении должностными полномочиями. Один приговорен к 3,5 годам лишения свободы в колонии общего режима, второй к условному наказанию. Обоим запрещено работать в системе ФСИН в течение двух лет27.

Статья 31.1 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» запрещает применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать иные лица. Например, в Кировоградской колонии для несовершеннолетних № 2 (Свердловская область) в октябре 2007 года почти полсотни осужденных, 1988-1991 годов рождения учинили массовые беспорядки, которые сопровождались применением насилия, погромами, поджогами, уничтожением имущества воспитательной колонии, оказанием сопротивления представителям власти и призывами к активному неподчинению законным требованиям сотрудников правоохранительных органов. В ходе массовых беспорядков в колонии были причинены телесные повреждения воспитанникам и сотрудникам правоохранительных органов. В общей сложности потерпевшими от действий осужденных признаны 84 человека. Так, оперативного дежурного воспитательной колонии капитана Анатолия Завьялова осужденные избивали руками, ногами, деревянными палками, металлическими прутами и другими предметами. От полученных повреждений он скончался в больнице. Кроме того, участники массовых беспорядков предприняли попытку совершить побег за пределы внешнего ограждения. После предупредительных выстрелов сотрудников, несущих службу на наблюдательных вышках, заключенные попытались поджечь наблюдательные вышки и напасть на сотрудников, в результате чего им пришлось открыть огонь на поражение. Два воспитанника колонии погибли. После погромов колония стала непригодна для дальнейшего отбывания наказания осужденными. Ущерб составил около 20 млн. рублей.
Действия сотрудников признаны правомерными28.

Размытость действующего закона в части применения физической силы, спецсредств не позволяет сотрудникам УИС быть уверенными в том, что их действия будут квалифицированы как законные. В свою очередь, неприменение специальных средств, провоцирует осужденных на насилие в отношении сотрудников федеральной службы исполнения наказаний.

Совершенно другая ситуация в западных странах, где сотрудники правоохранительных органов имеют широкий спектр оснований для жестких действий в процессе пресечений правонарушений, а так же в случае угрозы собственной жизни и здоровью

В заключении хочется отметить что, под правовым основанием применения физической силы, специальных средств в отношении лиц заключенных под стражу сотрудниками УИС России принято понимать совокупность норм, регламентирующих порядок и условия их применения и использования. В частности статью 86 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, пятую главу Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Статьи 43-47 Закона РФ от 15 августа 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Вопрос о применении оружия сотрудниками УИС достаточно сложен в правовом отношении и содержит множество переплетающихся оснований, которые сотруднику трудно однозначно и быстро оценить в экстремальной ситуации. Дело доходит до того, что часть сотрудников не применяют оружие при явной угрозе своей жизни и наличии достаточных юридических оснований и условий для применения оружия, боясь быть обвиненными в нарушениях законности, что в итоге нередко приводит не только к гибели самих сотрудников, но и других лиц.

Сегодня, в условиях реформирования УИС РФ становится актуальным внесение ряда изменений в нормативно-правовые документы. Указанные изменения позволят существенно снизить риск при применении физической силы, специальных средств, исключить двусмысленные и непонятные формулировки и повысить эффективность ведомственного и межведомственного контроля за действиями сотрудников. Фактором успеха деятельности любой организации является уровень подготовленности ее персонала. Стратегической задачей развития УИС в современных условиях становится подготовка кадров новой формации, характеризующихся высоким уровнем профессиональной правовой культуры, способных решать возросшие задачи по исполнению уголовных наказаний.