Файл: Учебное пособие определяет содержание курса Тактикоспециальная подготовка иОрганизация режима и охраны в иу.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- участие в массовых беспорядках (оно выражается в действиях, сопровождающихся насилием над подозреваемыми или обвиняемыми, персоналом и другими гражданами, уничтожением имущества, поджогами, погромами, использованием огнестрельного оружия, вооруженным сопротивлением представителям власти - ст. 212 УК РФ);
- захват заложников - противоправное насильственное лишение человека или группы лиц свободы с последующим открытым выдвижением требований совершить какие-либо действия или воздержаться от каких-либо действий как условия их освобождения (ст. 206 УК РФ);
- нападение на граждан, выражаемое в применении физического насилия, нанесении побоев персоналу, подозреваемым и обвиняемым, а также гражданам, находящимся на территории места содержания под стражей или на территории, прилегающей к нему (нападение может носить корыстный характер и выражаться в форме разбойных нападений - ст. 111, 112, 115, 162 и др. УК РФ);
- побег из места лишения свободы - самовольное, незаконное оставление места содержания под стражей (он может сопровождаться применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо угрозой применения насилия с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, - ст. 313 УК РФ);
- задержание лиц, совершивших побег из пенитенциарных учреждений, которое выражается в пресечении совершения побега. 14.
Применяя физическую силу, специальные средства сотрудник уголовно-исполнительной системы должен соблюдать порядок применения данных средств. Осужденный должен быть предупрежден и ему должно быть предоставлено достаточно времени для выполнения предъявленных требований. При непосредственной опасности жизни и здоровью граждан физическая сила может применяться без предупреждения. Причиненный вред осужденному при применении физической силы, специальных средств, должен быть сведен к минимуму. В оказании первой медицинской помощи проявляется гуманный характер деятельности сотрудников уголовно - исполнительной системы. Обо всех возникших случаях применения физической силы, специальных средств должны быть созданы условия для проверки и оценки законности действий.
При возникновении ситуаций, создающих угрозу жизни сотрудникам уголовно-исполнительной системы и окружающим в состоянии крайней необходимости при отсутствии специальных средств могут быть использованы любые подручные средства. Наиболее мягким способом воздействия является применение физической силы. Используется для предотвращения преступлений и правонарушений, если ненасильственным способом не обеспечивается выполнение законодательных требований. Воздействие физического контакта должно быть соизмеримо совершаемому деянию.
В правовом аспекте физической силой в соответствии с Законом о полиции следует считать предпринимаемые в законных целях и не сопровождающиеся применением специальных средств физические действия сотрудника полиции, направленные против подозреваемых, обвиняемых или осуждённых и состоящие в ограничении телесной неприкосновенности этих граждан, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами15.
В двигательном плане применение физической силы выступает как сковывание хватами и обхватами, лишение лиц, в отношении которых непосредственно применяется сила, свободы движений, давление, толчки или рывки, вынуждающие их выполнять необходимые действия или двигаться, а также пересиливание мышечного напряжения, переноска (перемещение) в случае оказания ими пассивного неповиновения. Таким образом, применение физической силы не подразумевает применение сложных в координационном плане двигательных действий. Фактически результативность применения этих действий заключается в преодолении внешнего сопротивления преимущественно за счет мышечного напряжения.
В самом широком смысле под боевыми приемами борьбы понимаются способы применения физической силы, описанные в соответствующем разделе приказа № 301 Министерства юстиции РФ от 12 ноября 2001 г. «Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России»16.
Понятием «боевые приемы борьбы» охватываются все средства физического воздействия сотрудников УИС, обеспечивающие достижение цели их применения, а именно (рис. 1):
1) приемы непосредственного физического воздействия;
2) приемы и действия с угрозой применить специальные средства.
Рисунок 1. – Типы боевых приёмов борьбы
Часто встречаются в средствах массовой информации упоминания о применении сотрудниками уголовно-исполнительной системы в отношении осужденных специальных средств. Государственная политика исходя их Концепции реформирования уголовно-исполнительной системы до 2020 года направлена на гуманизацию уголовного наказания, а применения специальных средств является противопоставлением данного принципа. Но возможно ли отказаться от применения специальных средств в условиях пенитенциарной системы Российской Федерации. Отдельные аспекты применения специальных средств находят отражение в ряде диссертаций. Так, например, если обратится к трудам М. А. Громова, то можно выделить что особое внимание необходимо уделять порядку применения специальных средств и цель их использования. Важное место в этом случае занимает применения специальных средств в целях безопасности сотрудников уголовно – исполнительной системы и отражения нападения
17.
Б. Б. Казак исследовал применение специальных средств с целью обеспечения безопасности всей уголовно-исполнительной системы в целом18. М. Ю. Конорев говорил о том, что важно разделять совершение сотрудником умышленных действий в рамках института превышения должностных полномочий и намеренное превышение пределов правомерности применения вреда при нарушении условий правомерности обстоятельств, исключающих преступность деяния.
Специальные средства могут применяться в условиях оказания осужденными сопротивления, при злостном неповиновении сотрудникам уголовно-исполнительной системы и иных противоправных деяний. В качестве специальных средств могут применяться:
1) палки специальные;
2) специальные газовые средства;
3) наручники и иные средства ограничения подвижности;
4) электрошоковые устройства;
5) светошоковые устройства;
6) служебных собак;
7) световые и акустические специальные средства;
8) средства принудительной остановки транспорта;
9) водометы;
10) бронемашины;
11) средства разрушения преград
Виды специальных средств подразделяются на группы:
1) средства индивидуальной защиты – предназначены для защиты личного состава от воздействия огнестрельного и холодного оружия, ударов металлическими предметами, палками, металлическими прутами и т. д. К данному виду специальных средств относится: шлемы (стальные армейские, «Сфера», каска защитная пластмассовая); бронежилеты, пулезащитные куртки (ЖЗТ-71М, ЖЗЛ-74, Мираж); противоударные и броневые щиты (Витраж, БЗТ-75, БЩ-82, «Забор»).
Средства активной обороны – предназначены для отражения нападения правонарушителей, пресечение их неповиновения, ограничение физического сопротивления, активного воздействия на правонарушителей путем кратковременного психофизического или болевого воздействия без нанесения травм или других телесных повреждений. К данному виду специальных средств относится: палка специальная (ПР-73, ПР-73М, ПР-89, ПР-90); наручники (БР, БР-С); ручные газовые гранаты («Черемуха-1», «Черемуха-6», «Черемуха-12»); аэрозольная упаковка («Черемуха-10»); карабин специальный (КС-23); электрошоковые устройства.
Средства обеспечения специальных операций – предназначены для активного воздействия на правонарушителей путем болезненного раздражения слизистой оболочки глаз и верхних дыхательных путей, психологического воздействия на правонарушителей мощным световым и акустическим импульсами, экстренного открывания дверей и разрушения других преград, принудительной остановки
автотранспортных средств малой и средней грузоподъемности, имеющих пневматические шины. К данному виду специальных средств относится: ранцевые аппараты («Облако»); свето-шумовые гранаты и устройства («Заря», «Пламя»); малогабаритные взрывные устройства («Ключ», «Импульс»); автоцистерна пожарная (АЦ-40/З75Н); бронетехника (БТР, БМД, БРДМ, БМП); устройство для принудительной остановки автотранспорта (Еж, Диана).
Средства индивидуальной защиты предназначены для непосредственной защиты жизни и здоровья сотрудников УИС.
Выбор специальных средств и интенсивность их применения должна исходить из характера правонарушения и личности правонарушителя. А также должен быть соизмерим с тяжесть совершаемого деяния. Не при каких обстоятельствах нельзя применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, если данные лица не оказывают вооруженного противостояния19.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что применение специальных средств является необходимостью, но важно исполнять все требования их применения и должно быть направлено на обеспечение безопасности сотрудника уголовно-исполнительной системы и граждан. В главе рассмотрены правовые аспекты применение мер безопасности сотрудниками УИС и выявлены следующие проблемы: нет критериев соразмерности действий сотрудников УИС применяющих меры безопасности и совершенного деяния. Несмотря на возможность применения мер безопасности количество случаев противодействия заключенными с каждым годом увеличивается. Наличие фактов возбуждения уголовных дел в отношении сотрудников является показателем того, что есть противоречия в практике применения мер безопасности и регулирование их применения в законодательстве. Необходимо ввести более эффективные нормы контроля за применением физической силы, специальных средств и оружия в отношение осужденных к лишению свободы. Как пример можно привести применение медицинской экспертизы, которая сможет ускорить процесс расследования по данной категории дел.
2. Особенности применения физической силы, специальных средств сотрудниками УИС
2.1. Организационные аспекты применения физической силы и специальных средств в ИУ и СИЗО.
Ухудшение криминогенной ситуации в России, привело к значительному увеличению количества отбывающих наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, к повышению уровня рецидивной преступности, к увеличению числа социально деградировавших осужденных. Сотрудникам УИС приходится сталкиваться с неприязненным отношением, проявлением агрессии, неуправляемым поведением, открытым сопротивлением со стороны осужденных. Сама специфика служебной деятельности сотрудников УИС содержит факторы угрозы их безопасности.
По состоянию на 1 января 2018 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 602 тыс. 176 человек (это на 27,9 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2017 года).
В частности, в 2017 году в исправительных колониях отбывало наказание почти 495 тыс. человек (на 24,5 тыс. меньше), в том числе 2014 преступников, осужденных к пожизненному лишению свободы (за год поступило девять человек) и в колониях-поселениях - порядка 35 тыс. человек. В следственных изоляторах (СИЗО) содержалось более 104 тыс. арестантов (почти на 3000 меньше).
На протяжении 2017 года в России уголовному преследованию было подвергнуто почти 1 млн 94,6 тыс. граждан (на 52 тыс. больше, чем в 2016г.), свидетельствует статистика.
Это обуславливает необходимость осуществления постоянного контроля администрацией учреждений ФСИН России за поведением осужденных на все время их пребывания в исправительных учреждениях. При этом, в случаях нарушения норм и правил пребывания в местах лишения свободы, к осужденным, в зависимости от характера совершенного правонарушения, применяется уголовная, административная, материальная или дисциплинарная ответственность.
Одной из целей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года является гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов в соответствии с международными стандартами. Вместе с тем нельзя не принимать во внимание тот факт, что большинство осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, зачастую неприязненно относятся к представителям администрации и способны применить по отношению к сотрудникам физическое насилие.
В свою очередь, для предотвращения противоправных действий осужденных в отношении других граждан, представителей администрации учреждения, самих себя, сотрудники исправительных учреждений вправе применять определенные средства воздействия на осужденных, которые именуются мерами безопасности. Порядок применения указанных мер определяется Главой V Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изменениями и дополнениями) и в ст.ст. 43–47, 86 Закона Российской Федерации от 15.08.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».