Файл: Уровень жизни населения и развитие торговли России.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для оценки состояния образования в стране применяются такие показатели, как количество и состав образовательных учреждений, численность контингента обучающихся, количественный и качественный состав преподавательского персонала, обеспеченность техническими средствами обучения, библиотечными фондами и др. Уровень образования может определяться для всего населения, мужчин и женщин, для различных возрастных групп и может измеряться следующими показателями:
• число грамотных на 100 человек• число лиц, имеющих определенный уровень образования (высшее, незаконченное высшее, среднее специальное и т.д.) на 1000 человек в возрасте от 15 лет и старше.
Важными характеристиками при изучении уровня благосостояния населения являются обеспеченность его информацией, степень развития сети спортивных сооружений, учреждений искусства и культуры, отдыха и туризма.
Немалое воздействие на качество жизни оказывает состояние окружающей среды. В связи с этим необходима информация о качестве воды, почвы, воздуха, о соответствии фактических уровней загрязнения нормативным показателям. В качестве обобщающей характеристики применяется индекс человеческого развития (ИЧР), но все же он не в состоянии отразить все аспекты жизнедеятельности человека. В отличие от ВНП на душу населения, который служит измерителем лишь благосостояния, экономического благополучия, ИЧР рассчитывается на основе базовых показателей, каждый из которых характеризует какое-либо одно направление человеческого развития - долголетие, достигнутый уровень образования, уровень жизни. Индекс человеческого развития дает возможность не только сравнивать страны и регионы, но и обосновывать приоритеты их развития в возрасте от 9 до 49 лет;
Торговля, как экономическая категория, представляет собой деятельность, охватывающую все товарное обращение независимо от того, кем она выполняется: предприятиями-производителями, выпускающими продукцию - товары, или предприятиями, организациями, осуществляющими деятельность по доведению товаров различных производителей промежуточным или конечным потребителям. Но если первые в качестве своей главной функции имеют производство товара, а операции обмена носят для них вспомогательный характер, то для вторых операции обмена - главный предмет деятельности, выполняя которую они рассчитывают на получение определенной прибыли. Эти предприятия и составляют обособившуюся отрасль хозяйствования - торговлю. Таким образом, торговля как экономическая категория охватывает отрасли обмена в сфере товарного обращения, а также отрасль экономики - конкретную профессиональную деятельность по обслуживанию операций в сфере товарного обращения, соединяющую производителей с потребителями.
Торговля, устанавливая и поддерживая связи между различными отраслями хозяйства, территориями отдельной страны и государствами мира, способствует разделению труда, стимулирует повышение качества его результатов и расширение потребителей человека. Таким образом, с одной стороны, она воздействует на производство, ориентируя его на выпуск товаров, востребованных потребителями, а с другой, - доставляя эти товары на рынок и предлагая потребителям, удовлетворяет потребности и повышает их качественный уровень. Связывая производство и потребление, торговля не только активно способствует решению социальной задачи любого государства - обеспечиваю разнообразных потребителей его граждан в товарах и связанных с ними услугах, но оказывает реальное воздействие на состояние экономики, которая только тогда является результативной, когда произведенная продукция нашла конечного потребителя, т. е. реализована. При этом торговля, создавая условия для продолжения процесса воспроизводства, вносит свой вклад в формирование бюджета государства, уплачивая установленные налоги с объема совершаемых операций в бюджеты разных уровней.
В условиях административно-плановой экономики торговля по своему экономическому содержанию представляла деятельность по доведению от производства до потребителя товаров, как тогда называли, широкого потребления в объеме установленных рыночных фондов, а промышленность получила необходимое для выпуска продукции сырье и материалы через систему материально-технического снабжения. В настоящее время объектом деятельности торговли стали ее товары, выпускаемые в стране, независимо от того, идут ли они на удовлетворение потребностей человека, т.е. на потребительский рынок, или связаны с обеспечением производственных процессов. Более того, и торговля на потребительском рынке стала действительно свободной, ей перестали навязывать в плановом порядке, что и когда продавать, практически не заботясь о том, найдет ли предполагаемая промышленностью продукция спрос у покупателя. Таким образом, в условиях реального рынка масштабы деятельности торговли значительно расширились и охватывают всю сферу обращения товаров.
Переход от практики планового установления величины рыночных фондов, т.е. массы товаров, предназначенных для продажи населению, к свободной торговле произведенной продукцией, раскрепостил деятельность торговли: она получила возможность работать с теми товарами, которые покупают, а не просто продукцией, которую выпускают. Поэтому из вспомогательной, обслуживающей производство отрасли торговля превращается в самостоятельное звено хозяйственного механизма, диктующего производству потребности рынка. В основе этого диктата лежит спрос потребителей, объем, и структура которого и являются основным ориентиром, как торговли, так и промышленности.
Воздействуя на производство, торговля обеспечивает насыщение товарных потоков, формирующихся на рынке, и поддерживает определенные пропорции между спросом и предложением, которые меняются по мере расширения и изменения ассортимента предлагаемых товаров. Реализация соответствия спроса и предложения осуществляется посредством наличного денежного обращения, обслуживающего этот процесс, и имеет огромное экономическое значение. Преобладающая часть наличных денежных средств находится у населения, поэтому деятельность торговли по вовлечению этих средств в оборот отводит ей исключительное место в экономике. Выполняя операции по продаже товаров, торговля организовывает денежное обращение, вовлекая в оборот большую часть наличных денежных доходов населения.
В условиях рыночной экономике торговля не является органом государственного планового распределения потребительских и других товаров, экономическая значимость ее наполняется реальными капиталами, вкладываемыми различными собственниками в развитие отрасли, а, следовательно, и государства в целом.
Далее рассмотрим влияние торговли на экономику страны.
Объем и динамика валового внутреннего продукта Российской Федерации представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Объем и динамика валового внутреннего продукта Российской Федерации за 2020-2021 гг.
Год | ВВП В текущих ценах млрд руб | ВВП В ценах 2016 | Рост в ценах 2016 | Индекс дефлятор | ВВП по ППС в ценах 2018млр дол. | ВВП в текущих дол. |
2020 | 107 390,3 | 89156,8 | -2,7 | 100,7 | 4 096,53 | 1 491,73 |
2021 | 131 014,0 | 93391,3 | 4,7 | 116,5 | 4 490,00 | 1 780,00 |
2022 | - | - | - | - | 4 370,00 | 1 830,00 |
По оценкам ОЭСР, снижение мирового ВВП в 2020 г. достигло 3,4% относительно предшествующего года, что, однако, значительно лучше июньского прогноза ОЭСР1, согласно которому при отсутствии второй волны коронавируса падение составит 6%, в ситуации же ее наступления ВВП снизится на 7,6%.
В ноябре 2022 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин сообщил, что показатели по ВВП на данный период существенно лучше, чем прогнозы, которые делались в первом полугодии. Тогда некоторые эксперты предрекали возможный спад экономики, обозначенный двузначными цифрами. По словам главы правительства, оценки по динамике экономики России улучшили ведущие мировые финансовые организации: МВФ, Всемирный банк, ОЭСР. Михаил Мишустин сообщил, что по итогам 2022 года показатель снижения экономики может составить менее 3%. Также он заявил, что в текущих условиях мирового кризиса и санкционного давления координация бюджетной и денежно-кредитной политики будет опираться на утвержденное президентом России правило, по которому в ближайшие три года будет отправляться на финансирование расходов «порядка 8 трлн рублей нефтегазовых доходов»
Объём ВВП на душу населения по ППС за 2020 год в России равен 30 522 $. Начиная с 1991 года — времени существования Российской Федерации, — ВВП на душу населения России по ППС вырос на 27 % в постоянных ценах и номинально в 3,3 раза. При этом в 1998 году ВВП по ППС на душу населения составлял всего 5 460 $, т.е. с минимального значения в новейшей истории России ВВП на душу населения России по ППС вырос в 5 раз
Виды торговли в условиях рынка, их характеристика.
Торговля выступает составной частью системы товарного обращения, связывает производство, потребление и выполняет обусловленные этой посреднической ролью функции, а именно:
- Доведение товаров от производства до потребления. В процессе выполнения этой функции торговля осуществляет хозяйственные связи с промышленностью и сельскохозяйственным производством, транспортом, другими отраслями, способствующими или создающими условия для перемещения товара до конечного потребителя (тара, упаковка, информационное и правовое сопровождение и т. д.);
- Реализацию (смену форм стоимости). Здесь торговля обслуживает возмещение затрат на производство и перемещение товаров, обеспечивает народнохозяйственный оборот денежных средств, от скорости осуществления которого во многом зависит эффективность экономики в целом.
Названные функции торговли характеризуют ее как составную часть экономики, а конкретное содержание ее деятельности раскрывается через внутренние, присущие ей торгово-технологические функции, подразделяющиеся на производственные и непроизводственные. В этой части они совпадают с функциями обслуживания обмена товаров, включающего операции натурально-вещественного обмена (транспортировку, хранение, подработку, фасовку, комплектацию товаров и т.п.), когда объектом товарной деятельности является сам товар (при этом торговля прибегает к услугам других отраслей и подотраслей экономики) и операции по обслуживанию стоимости обмена (учетно-расчетные; купли-продажи; изучения и прогнозирования спроса; управления торгово-хозяйственной деятельностью и т.п.), когда торговля оперирует стоимостью товара. Обеспечивая выполнение функции доведения товаров от производства до конечного потребителя, торговля использует различные каналы товародвижения, вступает в контакты с производителем или непосредственно, или через определенных посредников - субъектов товарного обращения. В процессе этих контактов все субъекты товарного обращения предъявляют определенные экономические интересы, которые не всегда удовлетворяются. При совпадении экономических интересов различных субъектов рыночных отношений происходит обмен и начинается технологический процесс перемещения товаров в натурально-вещественной форме: комплектование партии отгрузки товара; транспортные операции; приемка, хранение требуемая подборка, вплоть до преобразования товарного ассортимента в торговый; реализация, сопровождаемая дополнительными операциями в зависимости от конкретного вида каждого товара, например, демонстрацией использования технически сложного изделия. В ходе своей деятельности
предприятия торговли выполняют и другие функции, связанные с доведением товаров до конечного потребителя. К этим функциям, которые часто называют дополнительными, относятся изучение покупательского спроса на товары, формирование ассортимента товаров, реклама товаров и услуг и т.д.
Объем и характер выполняемых предприятием функций зависит от его хозяйственной самостоятельности, типа, размера, технической оснащенности, месторасположения и других факторов.
Осуществляя свои функции, торговые предприятия обеспечивают:
а) развитие производства - путем организации коммерческой работы по заключению договоров, контрактов, заказов на производство и поставку товаров и т.д., тем самым, стимулируя процесс производства в части объема и ассортимента выпускаемой продукции;
б) денежное распределение - путем развития финансово-кредитной системы, установления уровня и соотношения цен на товары на основе поддержания баланса между спросом и предложением.
в)личное потребление - посредством удовлетворения населения путем применения различных форм и методов торгового обслуживания, эффективном направленности рекламных, маркетинговых мероприятий.
Таким образом, виды и содержание торгово-технологических функций, выполняемых торговлей, изменяются и будут изменяться по мере развития производства и увеличения потребностей, как человека, так и общества в целом. Особое место в этом процессе будет занимать торговля: и как средство реализации экономических интересов, и как «вечный двигатель», обеспечивающий необходимые экономические связи для удовлетворения ранее предъявленных потребностей и способствующий появлению новых.
Инфраструктура торгового рынка (внутренней торговли) представляет собой совокупность всех типов розничных и оптовых предприятий и организаций (торговых структур), входящих в эту отрасль, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия нормального функционирования товаропроизводителей и сферы обращения товаров, а также для торгового обслуживания всех групп населения.
Инфраструктура розничной торговли является развитие разнообразных видов и типов предприятий и разработка новых методов розничной торговли.
Разнообразие видов предприятий розничной торговли предполагает использование магазинных и внемагазинных видов торгового обслуживания: посылочной торговли, торговли по каталогам, заказов по телефону, продажи на дому, внемагазинной торговли на рынках и других форм обслуживания населения.