Файл: Уровень жизни населения и развитие торговли России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В условиях становления рыночной экономики, обострения конкуренции наметились новые подходы к развитию розничных предприятий. Соответствующие концепции строятся с учетом идеи формирования ассортимента и обслуживания населения. Обычно концепция развития розничной торговли включает следующие разделы: ассортиментные перечни товаров; схемы размещения оборудования и товаров; указания по организации расчетных узлов; определение зон самообслуживания и продажи некоторых товаров через прилавок; перечни дополнительных услуг; порядок формирования цен; предоставления скидок на отдельные товары и др.

В данное время важно разработать и ввести реестр торговых предприятий различных форм собственности. При этом необходимо обеспечить оптимальное сочетание различных организационно-правовых форм предприятий внутренней торговли, адекватных развитию многоукладной рыночной экономики (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, производственной и потре6бительски кооперативы, малые предприятия, государственные муниципальные унитарные предприятия и др.)

Все предприятия должны руководствоваться общепринятыми в рыночной экономике принципами функционирования с ориентацией на поддержку отечественных товаропроизводителей (формирование заказов, присвоение отечественным товарам, отвечающим определенным требованиям, известной торговой марки, знака качества, применение системы цен и др.)

Типы торговых предприятий, сложившиеся в европейских странах, с учетом тенденций, наметившихся в организации отечественной торговли, можно подразделить в зависимости от контингента обслуживаемого население наследующие группы:

- предприятия, торгующие по относительно невысоким ценам, которым относятся дискантные магазины, предлагающие продукты питания повседневного спроса по сниженным ценам (эти магазины имеют простое оформление, узкий ассортимент товаров и низкие затраты, что и позволяет устанавливать более низкие цены);

- «магазины - склады» (работают на вещевых, продовольственных и смешанных рынках и обслуживают население, среднедушевой доход которых относительно низок).

- уличные рынки (силы примитивности своего оснащения и минимальных расходов на аренду торговых площадей имеют возможность продавать товары по ценам ниже, чем в стационарных магазинах). Опыт зарубежных стран показывает, что контейнерно-палаточные торговые городки следует преобразовать в современные торговые центры, гипермаркеты, способные за счет больших объемов оборота, быстрой оборачиваемости товаров минимизации издержек обращения продавать товары по ценам значительно ниже, чем в других торговых предприятиях;


- универмаги, расположенные не в центре торговых зон, магазины «Продукты» и «Непродовольственные товары», минимаркеты, обслуживающие покупателей, которые имеют среднедушевой доход, соответствующий прожиточному уровню или немного превышающий его;

- специализированные магазины, крупные универмаги, супермаркеты (продовольственные магазины самообслуживания с сопутствующими непродовольственными товарами, рассчитанные на ежедневные покупки), гипермаркеты (крупные универмаги, расположенные преимущественно в пригородах и на трассах, с большими площадками для стоянок автомобилей и рассчитанные в основном на закупки товаров на неделю или более длительный срок), а также магазины, находящиеся главным образом, в центральных торговых зонах, торгующие высококачественными дорогостоящими товарами для покупателей, среднедушевой доход которых значительно превышает прожиточный минимум.

В сельских поселениях основным типом розничной торговой сети должны стать магазины, торгующие товарами повседневного спроса, которые одновременно должны быть организаторами посылочной торговли, торговли по каталогам, по телефонным заказам и др.

Определенное внимание сегодня должно быть уделено корпоративному управлению торговыми предприятиями. Речь идет о такой модели ведение хозяйственной деятельности, которая призвана обеспечить наиболее эффективное выражение интересов собственников, руководителей (менеджеров) и наемного персонала. Особенностью этой формы управления в торговле является стремление вовлечь в корпоративные интересы также покупателей, сделать их постоянными посетителями предприятий данной корпорации. Для этого для постоянных контингентов покупателей вводят пластиковые карточки (которые служат удобной формой расчетов) и предусматривают различного рода скидки и бонусы.

Корпоративные магазины используют хорошо организованный менеджмент, руководствуются в торговой деятельности данными маркетинга, добиваются эффективной организации труда, экономии издержек обращения и высокого уровня обслуживания покупателей.

Многообразие задач, решаемых на потребительском рынке, объективно требует формирование соответствующей инфраструктуры торговли, способной решать эти задачи.

В услугах оптовых баз особенно нуждаются мелкие и средние торговые предприятия. Для них невозможно организовать транзитные поставки товаров. Только базы могут предложить им широкий ассортимент продукции и гарантировать стабильное и бесперебойное ее поступление. Как обоснованно подчеркнуто в документах Минэкономики Российской Федерации, инфраструктура торговых рынков должна создать для поддержания необходимого соотношения спроса и предложения, сокращения времени реализации товаров, ускорения оборота капиталов, снижения издержек обращения и цен, формирования эффективной конкурентной среды.



Ценами развития оптовой торговли являются: создание развитой структуры каналов товародвижения, способной поддерживать необходимую интенсивность товаропотоков; обеспечение экономии издержек обращения и высокой эффективности всей системы обращения товаров в стране; мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для финансирования процесса товародвижения.

В условиях рыночной экономики происходят изменения в содержании работы оптовых организаций, функциях, выполняемых этим звеном внутренней торговли.

На всех уровнях управления оптовой торговлей необходимо предусмотреть выполнение следующих функций:

- по отношению к своим покупателям - оценка потребностей в товарах и всего спроса; организация продвижения товаров от производителей в сферу оптовой торговли; преобразование промышленного ассортимента в торговый; формирование необходимых размеров и хранение товарных запасов; кредитование, информационное и консалтинговое обслуживание своих покупателей

- по отношению к поставщикам товаров - осуществление коммерческой деятельности и воздействие на производителей в деле их ориентации (в соответствии с маркетинговыми исследованиями) на потребности покупателей и выпуск необходимых товаров; использование процесса перехода прав собственности на товары в целях повышения ответственности и заинтересованности сторон в повышении эффективности хозяйственных связей; создание современной инфраструктуры как условия повышения эффективности товародвижения; осуществляемые мер по поддержке отечественных товаропроизводителей; минимизация коммерческого риска.

Совершенствование оптовой торговли, четкое и продуманное выполнение ею своих функций усиливает стимулы к производству, способствует решению проблем восстановления хозяйственных связей, межрегиональной интеграции потребительского рынка и повышению эффективности внутренней торговли в целом.

Исходя их особенностей развития внутренней торговли и решения задачи обеспечения потребностей рынка в товарах народного потребления, поиска новых форм региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей, в оптовом звене должны получить развитие две основных группы оптовых организаций:

- крупные оптовые структуры общенационального (федерального) и межрегионального масштаба (оптовые предприятия первого уровня);


- оптовые предприятия регионального уровня (оптовые предприятия);

Потребителями оптовых предприятий первого уровня могут быть самостоятельные оптовые организации, крупные розничные структуры и их объединения, а также промышленные предприятия.

На основе деятельности оптовых предприятий первого уровня формируется структура капиталов товародвижения для крупных отечественных производителей продукции, и создаются благоприятные условия для выхода на российский потребительский рынок хорошо зарекомендовавших себя зарубежных поставщиков товаров.

Оптовые структуры федерального уровня выступают гарантами стратегической стабильности потребительского рынка. На их основе могут формироваться крупные торговые корпорации, торгово-финансово- промышленные группы, унитарные государственные предприятия стратегического значения.

Товарный ассортимент этих структур должен формироваться с учетом перечня товаров, закупаемых для федеральных нужд, снабжения спецконтингентов потребителей, потребностей в товарах труднодоступных территорий.

Основным звеном оптовой торговой системы должны стать оптовые предприятия второго (регионального) уровня. В процесс формирования коммерческой стратегии эти предприятия точно определяют зону своего влияния эти на рынок услуг оптовой торговой деятельности. Товары эти оптовые организации закупают у оптовых структур федерального масштаба и непосредственно у товаропроизводителей, как в регионе размещения, так и на остальной территории страны, и доводят до предприятий розничной торговли и иных потребителей в зоне деятельности.

В соответствии с требованиями товаропроизводителей и с учетом опыта стран активной рыночной ориентации структура оптовой торговли развивается на основе выделения в ее составе:

- самостоятельных хозяйствующих субъектов, т.е. специализирующихся на оптовой торговле предприятий, осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом к ним права собственности на товар;

- посреднических оптовых структур, не использующих в своей деятельности, как правило, перехода к ним права собственности на товар (торговые агенты, комиссионеры и т.п.);

- организаторов оптового оборота, абсолютно не работающих с товаром (ярмарки, аукционы, оптовые рынки).

Из указанных трех видов оптовых структур, основными на российском потребительском рынке должны стать самостоятельные хозяйствующие субъекты, специализированные на оптовой торговой деятельности предприятия и могущие использовать различные методы обслуживания клиентов.