Файл: Уровень жизни населения и развитие торговли России.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Социально-экономическое положение России, оценка уровня жизни и развитие торговли
О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
6 октября 2021 г.
Заслушав информацию Министра экономического развития Российской Федерации о прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее – Прогноз) разработан в условиях восстановительного роста экономики и постепенного снятия санитарно-эпидемиологических ограничений, введенных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Конструктивное взаимодействие Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации в целях оперативного принятия и реализации мер государственной поддержки социально-экономического развития позволило приостановить спад экономики и обеспечить ее дальнейшее восстановление ранее намеченных сроков.
Прогноз представлен в двух вариантах – базовом и консервативном. В основу формирования проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов положен базовый вариант Прогноза, рассчитанный на основе среднегодовой мировой цены на нефть марки «Юралс» 62,2 доллара США за баррель в 2022 году, 58,4 доллара США за баррель в 2023 году и 55,7 доллара США за баррель в 2024 году с учетом динамики развития мировой экономики, обусловленной ростом глобального протекционизма и замедлением интеграционных процессов.
Ожидается выход национальной экономики на устойчивую траекторию развития с темпом роста валового внутреннего продукта на уровне 3 процентов в год, соответствующую достижению национальных целей развития. Положительная динамика экономических показателей обусловлена увеличением добычи нефти в рамках соглашения между крупнейшими странами производителями (ОПЕК+), расширением внутреннего потребительского спроса за счет роста реальных располагаемых денежных доходов населения, повышением инвестиционного потенциала национальной экономики за счет инвестирования ликвидной части средств Фонда национального благосостояния в объеме, превышающем 7 процентов валового внутреннего продукта, а также эффективным выполнением мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, национальными проектами и стратегическими инициативами Правительства Российской Федерации.
Ключевыми направлениями экономической политики являются: обеспечение эффективной занятости населения; стимулирование технологического развития, в том числе за счет совершенствования регуляторных условий, интеграции науки, образования и бизнеса; развитие экспортного потенциала с акцентом на несырьевой неэнергетический экспорт; реализация климатической повестки; повышение транспортной связанности страны; пространственное развитие с целью сокращения межрегиональной дифференциации в уровне и качестве жизни населения; увеличение числа точек экономического роста; развитие человеческого капитала путем повышения качества и доступности медицины, образования, культуры, экологической безопасности. Предусматривается продолжение реализации мер денежно-кредитной политики по поддержке ценовой стабильности и закреплению темпов роста потребительских цен на уровне, не превышающем 4 процентов.
Необходимо проработать вопрос о закреплении механизма расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки в соответствующем федеральном законе.
Ожидается темп роста промышленного производства на уровне 3,3 процента в 2022 году, 2,4 процента в 2023 году и 2,2 процента в 2024 году с опережающим ростом химической, фармацевтической и машиностроительной отраслей промышленности. Среднегодовой темп роста производства продукции сельского хозяйства прогнозируется на уровне 1,0 процента, пищевой продукции – на уровне 2,2 процента.
Прогноз социально-экономического развития субъектов Российской Федерации характеризуется достижением положительной динамики по основным социально-экономическим показателям, в том числе за счет реализации индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, определенных Правительством Российской Федерации, распространения действия преференциальных режимов путем создания на территориях субъектов Российской Федерации особых экономических зон, инновационных научно-технологических центров, территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов). Особое внимание уделяется реализации механизма поддержки субъектов Российской Федерации, направленного на создание условий для их инфраструктурного прорыва, в том числе посредством предоставления бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации, а также направления средств бюджетов субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в результате реструктуризации бюджетных кредитов субъектов Российской Федерации, на осуществление инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов.
Таблица 2. Основные экономические показатели 2019-2020гг.
Данная таблица заполняется, только если объект организация.
Тебе нужно проанализировать уровень жизни населения страны на основе данных Росстата (какова средняя заработная плата, доходы, каков средний размер пенсий, каков уровень безработицы и т.п. в стране. Данные использовать за последние года – какие найдешь в сборниках на сайте росстата). Всё это нужно оформить в таблицах уже
Уровень жизни населения (статистика)
Рисунок 1. Среднедушевые денежные доходы населения.
Рисунок 2. Реальные располагаемые денежные доходы населения.
Рисунок 3. Реальные располагаемые денежные доходы населения
Рисунок 4. Количество бедных.
Рисунок 5. Уровень бедности
Глава 3. Стратегия развития России в современных условиях.
Стратегия представляет собой документ стратегического планирования, разрабатываемый в рамках целеполагания по территориальному принципу.
Целью пространственного развития Российской Федерации является обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития
, а также на обеспечение национальной безопасности страны.
Для достижения цели пространственного развития Российской Федерации необходимо решить следующие задачи:
- преодоление инфраструктурных ограничений федерального значения и повышение доступности и качества магистральной транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
- сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, а также снижение внутрирегиональных социально-экономических различий:
- за счет повышения устойчивости системы расселения путем социально-экономического развития городов и сельских территорий;
- за счет улучшения транспортной доступности сельских территорий;
- за счет совершенствования территориальной системы организации оказания услуг социальной сферы, обеспечивающей ее оптимальную доступность с учетом современных технологий предоставления услуг;
- за счет совершенствования территориальной организации оказания услуг отраслей социальной сферы;
- за счет усиления межрегионального сотрудничества и координации социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в рамках макрорегионов Российской Федерации;
- за счет формирования и развития минерально-сырьевых центров;
- обеспечение национальной безопасности Российской Федерации:
- за счет социально-экономического развития геостратегических территорий Российской Федерации, перечень которых приведен в приложении N 4, в том числе за счет опережающего среднероссийские темпы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока, и обеспечения устойчивого прироста численности постоянного населения в указанном макрорегионе;
- за счет углубления сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия на двусторонней основе и в рамках интеграционных объединений, а также развития многостороннего сотрудничества в рамках большого евразийского партнерства;
- создание и развитие на территории Российской Федерации сети научных установок класса "мегасайенс", крупных исследовательских инфраструктур, центров коллективного пользования научным оборудованием, экспериментального производства и инжиниринга
;
- за счет социально-экономического развития приграничных муниципальных образований;
- обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека, сохранение и восстановление природной среды, сбалансированное природопользование, смягчение негативных последствий изменения климата;
- обеспечение национальной безопасности Российской Федерации за счет социально-экономического развития геостратегических территорий Российской Федерации, в том числе за счет опережающего среднероссийские темпы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока, и обеспечения устойчивого прироста численности постоянного населения в указанном макрорегионе.
Стратегия направлена на обеспечение скоординированных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов естественных монополий по реализации приоритетов пространственного развития Российской Федерации.
Приоритетами пространственного развития Российской Федерации до 2025 года являются:
- опережающее развитие территорий с низким уровнем социально-экономического развития, обладающих собственным потенциалом экономического роста, а также территорий с низкой плотностью населения и прогнозируемым наращиванием экономического потенциала, в том числе через развитие опорных населенных пунктов;
- обеспечение транспортной доступности, развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры и социальное обустройство территорий с низкой плотностью населения с недостаточным собственным потенциалом экономического роста;
- социальное обустройство территорий с низкой плотностью населения с недостаточным собственным потенциалом экономического роста;
- развитие приграничных муниципальных образований с учетом их стратегического значения, существующего уровня и потенциала социально-экономического развития.
Принципами пространственного развития Российской Федерации являются:
- обеспечение территориальной целостности, единства правового и экономического пространства Российской Федерации;
- обеспечение равных возможностей для реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации на всей территории Российской Федерации;
О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
6 октября 2021 г.
Заслушав информацию Министра экономического развития Российской Федерации о прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее – Прогноз) разработан в условиях восстановительного роста экономики и постепенного снятия санитарно-эпидемиологических ограничений, введенных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Конструктивное взаимодействие Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации в целях оперативного принятия и реализации мер государственной поддержки социально-экономического развития позволило приостановить спад экономики и обеспечить ее дальнейшее восстановление ранее намеченных сроков.
Прогноз представлен в двух вариантах – базовом и консервативном. В основу формирования проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов положен базовый вариант Прогноза, рассчитанный на основе среднегодовой мировой цены на нефть марки «Юралс» 62,2 доллара США за баррель в 2022 году, 58,4 доллара США за баррель в 2023 году и 55,7 доллара США за баррель в 2024 году с учетом динамики развития мировой экономики, обусловленной ростом глобального протекционизма и замедлением интеграционных процессов.
Ожидается выход национальной экономики на устойчивую траекторию развития с темпом роста валового внутреннего продукта на уровне 3 процентов в год, соответствующую достижению национальных целей развития. Положительная динамика экономических показателей обусловлена увеличением добычи нефти в рамках соглашения между крупнейшими странами производителями (ОПЕК+), расширением внутреннего потребительского спроса за счет роста реальных располагаемых денежных доходов населения, повышением инвестиционного потенциала национальной экономики за счет инвестирования ликвидной части средств Фонда национального благосостояния в объеме, превышающем 7 процентов валового внутреннего продукта, а также эффективным выполнением мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, национальными проектами и стратегическими инициативами Правительства Российской Федерации.
Ключевыми направлениями экономической политики являются: обеспечение эффективной занятости населения; стимулирование технологического развития, в том числе за счет совершенствования регуляторных условий, интеграции науки, образования и бизнеса; развитие экспортного потенциала с акцентом на несырьевой неэнергетический экспорт; реализация климатической повестки; повышение транспортной связанности страны; пространственное развитие с целью сокращения межрегиональной дифференциации в уровне и качестве жизни населения; увеличение числа точек экономического роста; развитие человеческого капитала путем повышения качества и доступности медицины, образования, культуры, экологической безопасности. Предусматривается продолжение реализации мер денежно-кредитной политики по поддержке ценовой стабильности и закреплению темпов роста потребительских цен на уровне, не превышающем 4 процентов.
Необходимо проработать вопрос о закреплении механизма расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки в соответствующем федеральном законе.
Ожидается темп роста промышленного производства на уровне 3,3 процента в 2022 году, 2,4 процента в 2023 году и 2,2 процента в 2024 году с опережающим ростом химической, фармацевтической и машиностроительной отраслей промышленности. Среднегодовой темп роста производства продукции сельского хозяйства прогнозируется на уровне 1,0 процента, пищевой продукции – на уровне 2,2 процента.
Прогноз социально-экономического развития субъектов Российской Федерации характеризуется достижением положительной динамики по основным социально-экономическим показателям, в том числе за счет реализации индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, определенных Правительством Российской Федерации, распространения действия преференциальных режимов путем создания на территориях субъектов Российской Федерации особых экономических зон, инновационных научно-технологических центров, территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов). Особое внимание уделяется реализации механизма поддержки субъектов Российской Федерации, направленного на создание условий для их инфраструктурного прорыва, в том числе посредством предоставления бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации, а также направления средств бюджетов субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в результате реструктуризации бюджетных кредитов субъектов Российской Федерации, на осуществление инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов.
Таблица 2. Основные экономические показатели 2019-2020гг.
Показатели | Годы | Отклонения (+,-) | Темп изменения % | |
| 2019 | 2020 | | |
| | | | |
| | | |
Данная таблица заполняется, только если объект организация.
Тебе нужно проанализировать уровень жизни населения страны на основе данных Росстата (какова средняя заработная плата, доходы, каков средний размер пенсий, каков уровень безработицы и т.п. в стране. Данные использовать за последние года – какие найдешь в сборниках на сайте росстата). Всё это нужно оформить в таблицах уже
Уровень жизни населения (статистика)
Рисунок 1. Среднедушевые денежные доходы населения.
Рисунок 2. Реальные располагаемые денежные доходы населения.
Рисунок 3. Реальные располагаемые денежные доходы населения
Рисунок 4. Количество бедных.
Рисунок 5. Уровень бедности
Глава 3. Стратегия развития России в современных условиях.
Стратегия представляет собой документ стратегического планирования, разрабатываемый в рамках целеполагания по территориальному принципу.
Целью пространственного развития Российской Федерации является обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития
, а также на обеспечение национальной безопасности страны.
Для достижения цели пространственного развития Российской Федерации необходимо решить следующие задачи:
- преодоление инфраструктурных ограничений федерального значения и повышение доступности и качества магистральной транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
- сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, а также снижение внутрирегиональных социально-экономических различий:
- за счет повышения устойчивости системы расселения путем социально-экономического развития городов и сельских территорий;
- за счет улучшения транспортной доступности сельских территорий;
- за счет совершенствования территориальной системы организации оказания услуг социальной сферы, обеспечивающей ее оптимальную доступность с учетом современных технологий предоставления услуг;
- за счет совершенствования территориальной организации оказания услуг отраслей социальной сферы;
- за счет усиления межрегионального сотрудничества и координации социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в рамках макрорегионов Российской Федерации;
- за счет формирования и развития минерально-сырьевых центров;
- обеспечение национальной безопасности Российской Федерации:
- за счет социально-экономического развития геостратегических территорий Российской Федерации, перечень которых приведен в приложении N 4, в том числе за счет опережающего среднероссийские темпы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока, и обеспечения устойчивого прироста численности постоянного населения в указанном макрорегионе;
- за счет углубления сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия на двусторонней основе и в рамках интеграционных объединений, а также развития многостороннего сотрудничества в рамках большого евразийского партнерства;
- создание и развитие на территории Российской Федерации сети научных установок класса "мегасайенс", крупных исследовательских инфраструктур, центров коллективного пользования научным оборудованием, экспериментального производства и инжиниринга
;
- за счет социально-экономического развития приграничных муниципальных образований;
- обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека, сохранение и восстановление природной среды, сбалансированное природопользование, смягчение негативных последствий изменения климата;
- обеспечение национальной безопасности Российской Федерации за счет социально-экономического развития геостратегических территорий Российской Федерации, в том числе за счет опережающего среднероссийские темпы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока, и обеспечения устойчивого прироста численности постоянного населения в указанном макрорегионе.
Стратегия направлена на обеспечение скоординированных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов естественных монополий по реализации приоритетов пространственного развития Российской Федерации.
Приоритетами пространственного развития Российской Федерации до 2025 года являются:
- опережающее развитие территорий с низким уровнем социально-экономического развития, обладающих собственным потенциалом экономического роста, а также территорий с низкой плотностью населения и прогнозируемым наращиванием экономического потенциала, в том числе через развитие опорных населенных пунктов;
- обеспечение транспортной доступности, развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры и социальное обустройство территорий с низкой плотностью населения с недостаточным собственным потенциалом экономического роста;
- социальное обустройство территорий с низкой плотностью населения с недостаточным собственным потенциалом экономического роста;
- развитие приграничных муниципальных образований с учетом их стратегического значения, существующего уровня и потенциала социально-экономического развития.
Принципами пространственного развития Российской Федерации являются:
- обеспечение территориальной целостности, единства правового и экономического пространства Российской Федерации;
- обеспечение равных возможностей для реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации на всей территории Российской Федерации;