Файл: Цель занятия закрепление знаний о философии античного мира и Средних веков, формирование умений применять их. Задания для самостоятельной работы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа по теме 1.2
Цель занятия: закрепление знаний о философии античного мира и Средних веков, формирование умений применять их.
Задания для самостоятельной работы:
Задание 1. Приведите пример философского диалога о добре и зле
Подберите две цитаты Платона об идее.
Подберите 6 высказываний Аристотеля об истине.
Подберите 3 цитаты Августина Блаженного о времени
Подберите 4 цитаты Фомы Аквинского об универсалиях.
Ответ:
Приведите пример философского диалога о добре и зле:
-скажи мне, что такое добро?
-добро это, когда хорошо.
-а зло, это плохо?
-ну, конечно!
-голод это плохо, значит - это зло?
-да.
-а если лев съедает зайца, это добро или зло?
-...для одного зло, а для другого добро.
-разве может одно и то же быть добром и злом? !
-значит может.
-как же быть?
-мы сами совершаем поступки, сами же их оцениваем.
-но как распознать добро?
-оставайся человеком.
Подберите две цитаты Платона об идее:
-
«Идеи существуют в их собственном мире, они вечны, не изменяются и неподвижны» -
«Всякая вещь, чтобы быть чем-то, должна чем-нибудь отличаться от всего другого. Сумма всех отличий данной вещи от всех прочих вещей есть ее идея, или ее смысл»
Подберите 6 высказываний Аристотеля об истине:
-
«Из ложных посылок можно вывести истинное заключение.» -
«Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине.» -
«Ложь и истина не находятся в вещах, а в мыслях. Связь и разделение находятся в мысли, но не в вещах.» -
«Это долг — ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого.» -
«Высшей истинностью обладает то, что является причиной следствий, в свою очередь истинных.» -
«Истина- соответсвие мыслей действительности.»
Подберите 3 цитаты Августина Блаженного о времени:
-
«Время не проходит впустую и не катится без всякого воздействия на наши чувства: оно творит в душе удивительные дела.» -
«Нет прошлого, настоящего и будущего. Есть прошлое настоящего, настоящее настоящего и будущее настоящего.» -
«Что такое время? Если никто не спрашивает меня, то я знаю. Но если мне придётся объяснить, то я не знаю.»
Подберите 4 цитаты Фомы Аквинского об универсалиях:
-
«Универсалии существуют до творения – в уме Бога, потом – в самих вещах, потом – в уме человека» -
«Универсалии существуют реально и независимо от сознания» -
«Универсалии существуют в самих вещах и они составляют сущность этих вещей. Это есть непосредственная универсалия.» -
«Универсалии существуют и в человеческом уме, который путем абстрагирования извлекает при помощи активного умауниверсалии из конкретных вещей, так что универсалии существуют и после вещей.»
Задание 2. Заполните таблицу и проведите сравнительный анализ содержания онтологических и гносеологических проблем Средневековья и Возрождения:
Основные проблемы | Схоластика Средневековья | Философия Возрождения |
Первооснова всего сущего | Представляет собой школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви под влиянием философского наследия Аристотеля | На этом этапе происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе религиозного учения Иисуса Христа и философской системы Платона |
Закономерность сущего | Задача постижения сущности религиозного учения не только с помощь веры, но и на рациональной основе -с помощь философии. | Светское знание. Признается авторитет мудрости античных мыслителей. Главной особенностью периода является антропоцентризм, т.е. человек находится в центре исследований. |
Источник знания | Сверхъестественное (даваемое в откровении т.е. то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Бибилии. Естественное, отыскиваемое человеческим разумом т.е. то, что сумел человек «расшифровать» из текста Библии, как он понял идеи бога. Знания необходимы для обоснования догматов веры. | Пантеизм-Бог сливается с природой Гуманизм-ценность человеческой жизни может уравновесить только ценность другой человеческой жизни Эстетизм— Не подражание природе, а творчество художника. Объект- человеческое тело, телесная красота и гармония. |
Метод и способы познания | Основывается на идеях Аристотеля. Номинализм- общие понятия только имена, они существуют после вещей. | Знания мешают вере. Основывается на идеях Платона. Реализм- общие понятие существуют до вещей. |
Что такое истина? | Истины веры выше истин разума и не зависят друг от друга. (Фома Аквинский) Главной проблемой данного периода является проблемой сущности человека, возможности его познания и взаимоотношения с другими людьми. | Истины веры выше истин разума, но им не противоположны. (Аврелий Августин) |
Кто есть человек? | Ключевые философские вопросы: « В чем сущность человеческой морали?» « Как осуществляется человеческое познание?» | Человек- свободное существо, способное творить самого себя и окружающий мир. |
Задание 3. Выполните ОДНО из приведенных ниже заданий на выбор. Дайте развернутые ответы
Рассмотрите высказывания известных философов, ответьте на вопросы.
Как Вы понимаете знаменитое изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю»?
Объясните его суждение: «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступить иначе, чем велит знание, и разум достаточно силен, чтобы помочь человеку». Посредством знания «люди становятся в высшей степени нравственными, способными к власти и искусными в диалектике».
В моем понимании изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю?» подразумевает под собой то, что чем больше знает человек, тем больше у него возникает вопросов. Человек знающий многое понимает что вокруг множество всего неизведанного и интересного. Получается, что чем больше мы изучаем, тем больше мы понимаем что ничего не знаем. Мир настолько богат и удивителен, что познать его просто нет возможности, ни в средствах, ни во времени.
С помощью знаний человек не всегда становится сильным. Есть знания которые напротив доставляют человеку наибольший дискомфорт и лишают его силы. А познав хорошее и плохое человек становится, как говорят: «из крайности в крайность». Есть масса аспектов промежуточных звеньев между хорошим и плохим, добром и злом.