Файл: Цель занятия закрепление знаний о философии античного мира и Средних веков, формирование умений применять их. Задания для самостоятельной работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа по теме 1.2

Цель занятия: закрепление знаний о философии античного мира и Средних веков, формирование умений применять их.

Задания для самостоятельной работы:
Задание 1. Приведите пример философского диалога о добре и зле

Подберите две цитаты Платона об идее.

Подберите 6 высказываний Аристотеля об истине.

Подберите 3 цитаты Августина Блаженного о времени

Подберите 4 цитаты Фомы Аквинского об универсалиях.

Ответ:
Приведите пример философского диалога о добре и зле:

-скажи мне, что такое добро?
-добро это, когда хорошо.
-а зло, это плохо?
-ну, конечно!
-голод это плохо, значит - это зло?
-да.
-а если лев съедает зайца, это добро или зло?
-...для одного зло, а для другого добро.
-разве может одно и то же быть добром и злом? !
-значит может.
-как же быть?
-мы сами совершаем поступки, сами же их оцениваем.
-но как распознать добро?
-оставайся человеком.

Подберите две цитаты Платона об идее:

  1. «Идеи существуют в их собственном мире, они вечны, не изменяются и неподвижны»

  2. «Всякая вещь, чтобы быть чем-то, должна чем-нибудь отличаться от всего другого. Сумма всех отличий данной вещи от всех прочих вещей есть ее идея, или ее смысл»


Подберите 6 высказываний Аристотеля об истине:

  1. «Из ложных посылок можно вывести истинное заключение.»

  2. «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине.»

  3. «Ложь и истина не находятся в вещах, а в мыслях. Связь и разделение находятся в мысли, но не в вещах.»

  4. «Это долг — ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого.»

  5. «Высшей истинностью обладает то, что является причиной следствий, в свою очередь истинных.»

  6. «Истина- соответсвие мыслей действительности.»




Подберите 3 цитаты Августина Блаженного о времени:

  1. «Время не проходит впустую и не катится без всякого воздействия на наши чувства: оно творит в душе удивительные дела.»

  2. «Нет прошлого, настоящего и будущего. Есть прошлое настоящего, настоящее настоящего и будущее настоящего.»

  3. «Что такое время? Если никто не спрашивает меня, то я знаю. Но если мне придётся объяснить, то я не знаю.»

Подберите 4 цитаты Фомы Аквинского об универсалиях:

  1. «Универсалии существуют до творения – в уме Бога, потом – в самих вещах, потом – в уме человека»

  2. «Универсалии существуют реально и независимо от сознания»

  3. «Универсалии существуют в самих вещах и они составляют сущность этих вещей. Это есть непосредственная универсалия.»

  4. «Универсалии существуют и в человеческом уме, который путем абстрагирования извлекает при помощи активного умауниверсалии из конкретных вещей, так что универсалии существуют и после вещей.»

Задание 2. Заполните таблицу и проведите сравнительный анализ содержания онтологических и гносеологических проблем Средневековья и Возрождения:


Основные проблемы

Схоластика Средневековья

Философия

Возрождения


Первооснова всего сущего

Представляет собой школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви под влиянием философского наследия Аристотеля

На этом этапе происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе религиозного учения Иисуса Христа и философской системы Платона

Закономерность сущего

Задача постижения сущности религиозного учения не только с помощь веры, но и на рациональной основе -с помощь философии.

Светское знание.  Признается авторитет мудрости античных мыслителей. Главной особенностью периода является антропоцентризм, т.е. человек находится в центре исследований.

Источник знания

Сверхъестественное (даваемое в откровении т.е. то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Бибилии. Естественное, отыскиваемое человеческим разумом т.е. то, что сумел человек «расшифровать» из текста Библии, как он понял идеи бога. Знания необходимы для обоснования догматов веры.

Пантеизм-Бог сливается с природой

Гуманизм-ценность человеческой жизни может уравновесить только ценность другой человеческой жизни

Эстетизм— Не подражание природе, а творчество художника. Объект- человеческое тело, телесная красота и гармония.


Метод и способы познания

Основывается на идеях Аристотеля.

Номинализм- общие понятия только имена, они существуют после вещей.


Знания мешают вере.

Основывается на идеях Платона.

Реализм- общие понятие существуют до вещей.


Что такое истина?

Истины веры выше истин разума и не зависят друг от друга. (Фома Аквинский) Главной проблемой данного периода является проблемой сущности человека, возможности его познания и взаимоотношения с другими людьми.

Истины веры выше истин разума, но им не противоположны. (Аврелий Августин)

Кто есть человек?

Ключевые философские вопросы:

« В чем сущность человеческой морали?»

« Как осуществляется человеческое познание?»


Человек- свободное существо, способное творить самого себя и окружающий мир.


Задание 3. Выполните ОДНО из приведенных ниже заданий на выбор. Дайте развернутые ответы

Рассмотрите высказывания известных философов, ответьте на вопросы.

Как Вы понимаете знаменитое изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю»?

Объясните его суждение: «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступить иначе, чем велит знание, и разум достаточно силен, чтобы помочь человеку». Посредством знания «люди становятся в высшей степени нравственными, способными к власти и искусными в диалектике».

В моем понимании изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю?» подразумевает под собой то, что чем больше знает человек, тем больше у него возникает вопросов. Человек знающий многое понимает что вокруг множество всего неизведанного и интересного. Получается, что чем больше мы изучаем, тем больше мы понимаем что ничего не знаем. Мир настолько богат и удивителен, что познать его просто нет возможности, ни в средствах, ни во времени.

С помощью знаний человек не всегда становится сильным. Есть знания которые напротив доставляют человеку наибольший дискомфорт и лишают его силы. А познав хорошее и плохое человек становится, как говорят: «из крайности в крайность». Есть масса аспектов промежуточных звеньев между хорошим и плохим, добром и злом.