Файл: Содержание Введение 2 Теоретикометодологические основы конкуренции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение____________________________________________________2

1.Теоретико-методологические основы конкуренции

1.1 Понятие конкуренции и её роль в развитии экономики_____________3

1.2 Понятие конкурентоспособности и её свойства___________________9

1.3 Факторы конкурентоспособности предприятия и принципы её оценки______________________________________________________14

2. Характеристика предприятия_________________________________17

2.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности____________18

Заключение­_________________________________________________23

Список использованных источников___________________________24


Введение
В условиях усиления конкурентной борьбы для каждого предприятия на первый план выходит задача сохранения и повышения собственной конкурентоспособности. Большинство предприятий ориентируется на достижение победы в конкуренции и добивается намеченных целей ценой постоянных усилий менеджмента в осуществлении эффективной конкурентной стратегии развития.

В условиях мировых кризисных явлений проблема формирования устойчивой конкурентоспособности приобрела особую актуальность в силу

повышения изменчивости внешней среды и недостаточной научно – методической разработанности многих аспектов формирования и реализации конкурентных преимуществ предприятий. Проблема управления конкурентоспособностью актуальна по сей день в силу далеко не полного владения руководством предприятий современными методами оценки конкурентоспособности и механизмами разработки конкуренто устойчивых стратегий.

Изучение конкурентоспособности предполагает знание основных положений микроэкономики, экономики отрасли и экономики отраслевых рынков, прежде всего в отношении поведения хозяйствующих субъектов и особенностей отраслевой организации.

Конкурентоспособность предприятия как характеристика оценки конечных результатов деятельности предприятия на рынке является показателем относительным, где базой для сравнения выступают аналогичные показатели, используемые для оценки конкурентоспособности предприятий – конкурентов. Конкурентоспособность предприятия является категорией динамической. Ее изменение во времени обусловлено как внешними, так и внутренними факторами, значительная часть которых может рассматриваться в качестве управляемых параметров. Конкурентоспособность предприятия отражает эффективность использования экономического потенциала предприятия.


Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «AxiMedia». Объект исследования предприятие ООО «AxiMedia».

Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников и приложениями.

В первой части рассмотрены такие понятия, как конкуренция, конкурентоспособность, их свойства и роль в экономике.

Во второй части рассмотрена характеристика предприятия и мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия, а также дано финансово–экономическое обоснование предложений по повышению конкурентоспособности предприятия.
1.Теоретико-методологические основы конкуренции.
1.1 Понятие конкуренции и её роль в развитии экономики

Конкуренция относится к экономическим категориям, сущность которых не имеет однозначного толкования. Выделяют несколько теоретических подходов к пониманию экономического содержания понятия «конкуренция».

Слово «конкуренция» вошло в экономическую теорию из бытового языка и в течение длительного времени обозначало только независимое соперничество двух или боле лиц. Именно поведенческий подход к трактовке категории конкуренции изначально установился в экономической литературе.

Конкуренция рассматривалась как внутреннее свойство человека, присущее ему по натуре, которое естественным образом проявляется и в экономическом поведении людей, стремящихся к соперничеству.

Внести ясность в определение конкуренции впервые попытался А.Смит в работе «Исследование о богатствах народов». Он писал о том, что

«конкуренция сейчас же начнется среди покупателей, если произойдет

сокращение предложения, что повлечет за собой повышение цен», но, когда

предложение слишком велико, цена будет падать тем ниже, чем больше

конкуренция между продавцами, «или, смотря по тому, насколько окажется

для них быстрее сбыть этот товар». А. Смит сравнивал конкуренцию с

«честным соперничеством между продавцами за более выгодные условия

продажи своих товаров», с «невидимой рукой» рынка – рыночными ценами,

формирующимися под влиянием конкурентных сил. По мнению А. Смита

сущность конкуренции представляет собой совокупность взаимосвязанных

попыток продавцов установить контроль на рынке в долгосрочной перспективе. Следовательно, конкуренция – это процесс реакции на новую



силу и способ достижения нового равновесия, сущность которого заключается в борьбе конкурентов за относительные преимущества. При этом основной метод конкурентной борьбы – изменение цен.

А. Смит выделяет определённый набор свободной конкуренции: конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре; число конкурентов, потенциальных или уже имеющихся, должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы; экономические единицы должны обладать приемлемым знанием о рыночных возможностях; должна быть обеспечена свобода действий в соответствии с этим знанием; необходим достаточный запас времени, чтобы направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию хозяйствующих субъектов.

Так же существует неоклассический вариант поведенческого толкования конкуренции, одним из родоначальников которого считается А. Маршалл, связывающий её с борьбой за редкие экономические блага и, разумеется, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Логика данного подхода состоит в том, что большинство благ (товаров, ресурсов, услуг) является редким в том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности общества. Поэтому владельцы благ имеют возможность распределить их, руководствуясь своей выгодой. Они выставляют условия или критерии (требуемый уровень цен, качества и т. п.) и, в зависимости от исполнения этих условий, решают, кому предоставить блага, кому – нет.

Теория конкуренции А. Маршалла находилась в основе экономического образования вплоть до 40-хх гг. ХХ столетия. Маршалл утверждал, что силы спроса и предложения действуют свободно, что не существует прочного объединения торговцев на обеих сторонах, что каждый выступает самостоятельно и что широко развертывается свободная конкуренция, т. е. что покупатели обычно беспрепятственно конкурируют с покупателями, а продавцы столь же беспрепятственно конкурируют с продавцами.

Однако Маршалл подчеркивает: хотя каждый выступает сам за себя, предполагается, что его осведомленность о деятельности других обычно вполне достаточна, чтобы он не стал соглашаться продать по меньшей цене или покупать по большей, чем все остальные.

А. Маршалл отмечал, что не существует единого термина, строго соответствующего данной цели, но выражение «свобода производства и предпринимательства» или «экономическая свобода» указывает правильное направление и его можно употреблять за неимением лучшего. Таким образом, предполагается, что возможность свободного выбора в равной степени может привести как к состязанию, так и к сотрудничеству.


Свободная конкуренция трактуется А. Маршаллом как способ организации, ведущий к оптимальному разделению труда и обеспечивающий эффективность экономики.

Главное преимущество конкуренции, по мнению А. Маршалла, заключается в формировании равновесия низких цен. Так же А. Маршалл считал монополию полной противоположностью конкуренции. На рынке существует либо одно, либо другое. И если свободная конкуренция – это оптимальное состояние экономики, то монополия, как ее антипод является

такой организацией, которая уменьшает общественное благосостояние, причем всегда и везде.

Представление о единственности, устойчивости и детерминированности равновесия в условиях совершенной конкуренции нашло свое отражение в теории общего равновесия Леона Вальраса. Используя механизм общего равновесия, на основе предпосылок конкурентного рынка Л. Вальрас выдвигает процедуру «нащупывания», показывая, что относительные цены, сформированные на рынках свободной конкуренции, в точности соответствуют решениям системы уравнений с неизвестными в виде равновесных цен и объемов продаж. Свободный рынок достигает этого результата именно потому, что он свободен – есть возможность изменения цен и объемов продаж как следствие проб и ошибок, так что каждый экономический агент и со стороны предложения, и со стороны спроса двигается как бы «на ощупь».

Наряду с поведенческой трактовкой понятия конкуренции в ХIХ в., и особенно в ХХ в., получил распространение структурный подход. Его истоки восходят к работам Дж.Робинсон, Э.Чемберлина и других крупнейших ученых, заложивших фундамент современной западной теории четырех типов рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополиии монополии. Э. Чемберлин доказал, что каждый конкурент, стремясь выделиться на рынке, прежде всего, старается дифференцировать свой продукт, что влечет за собой создание субрынка, на котором он выступает как частичный монополист, регулирующий цену. Впервые монополия и конкуренция были рассмотрены не как антитезы, было введено понятие «монополистическая конкуренция» и установлено, что термины, в него входящие, не исключают друг друга. Этот ученый обратил внимание на то, что дифференциация товара приводит к ситуации, когда вместо единого рынка складывается сеть частично обособленных рынков.

Основная идея Э. Чемберлина, положенная в основу его теории монополистической конкуренции, – возможность рассматривать современный рынок с дифференцированным продуктом как конкуренцию между монополистами, каждый из которых имеет рыночную власть над частью потребителей.


Взгляды на конкуренцию и её роль в экономике изменились в начале ХХ в. Одним из первых экономистов – представителей нового функционального подхода является Й. Шумпетер, который в качестве отличительного критерия конкурентного рынка выделяет его способность инициировать новые достижения научно-технического прогресса.

М. Портер, исследуя теорию конкурентоспособности, ведущее место отводит не столько структуре рынка и уровню развития конкурентных отношений, сколько степени их адаптации к технологическим изменениям. Конкуренция в отрасли возникает из ее основополагающей экономической структуры и выходит далеко за рамки поведения действующих конкурентов. Состояние конкуренции в отрасли зависит от угрозы вхождения на рыночных участников и появления товаров-субститутов (аналогов,заменителей), рыночной власти покупателей и поставщиков, характера соперничества между действующими конкурентами. Потребители, поставщики, субституты, потенциальные участники – все это «конкуренты» для компаний отрасли, которые могут быть более или менее влиятельными в зависимости от конкретных обстоятельств. Конкуренция в таком широком смысле может быть определена как расширенное соперничество. В условиях новой экономики конкурентная среда становится все

Более сложной по степени взаимного влияния всех сил и интенсивности конкуренции. Эволюция теории конкуренции привела к новому пониманию современной экономической системы с точки зрения содержания конкурентных отношений. На данном этапе развитие экономики характеризуется изменением отношений между экономическими агентами: от жесткой конкуренции к сочетанию кооперации и конкуренции в различных сферах. Сформировалось новое понимание конкуренции с точки зрения ценностно-сетевого подхода, суть которого находит отражение в двух основных аспектах: во-первых, конкуренция – это соперничество по вхождению в наиболее эффективные и надежные производственные цепи создания ценностей; во-вторых, конкуренция – это борьба за место в цепи, так как от этого зависит размер доли получаемой прибыли.

Современный этап развития конкуренции, безусловно, связан с инновациями (продуктовыми, технологическими и организационными). Все это в условиях современной экономики привело к появлению логистической концепции бизнеса, к возникновению конкуренции «цепей» и конкуренции внутри самих сетевых производственных систем создания ценностей.

С точки зрения типологии подходов к исследованию природы конкуренции возможно выделить понятия статической и динамической конкуренции.При статическом подходе конкуренция отражает сложившееся состояние рынка и характеризует набор рыночных условий, в которых протекает конкурентная борьба. Статическая модель предполагает противопоставление конкуренции и монополии как двух полярных состояний рынка. Статическая конкуренция в большей мере присуща структурному подходу к анализу конкуренции.